ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-78 от 20.05.2011 Болховского районного суда (Орловская область)

                                                                                    Болховский районный суд Орловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Болховский районный суд Орловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-78/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Болхов 20 мая 2011 года

Болховский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Бухтиярова А.А.,

при секретаре Усовой Р.И.,

с участием:

помощника прокурора Болховского района Воробьёва В.В.,

истца Кириллова В.А., его представителей – адвокатов Плотниковой А.И., Калининой Л.В.,

представителей ответчика – председателя Болховского районного Совета народных депутатов Дорофеева М.Л., адвокатов Есиповой Ж.С., Шибаева В.В., Мартиросяна Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Болховского районного суда гражданское дело по иску Кириллова Виктора Алексеевича к Болховскому районному Совету народных депутатов о признании незаконным решения об удалении главы Болховского района Орловской области Кириллова В.А. в отставку, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Кириллов В.А. обратился в суд с иском к Болховскому районному Совету народных депутатов о признании незаконным решения об удалении главы Болховского района Орловской области Кириллова В.А. в отставку, восстановлении на работе, компенсации морального вреда. В обоснование иска Кириллов В.А. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он замещал должность главы Болховского района в соответствии с протоколом территориальной избирательной комиссии об итогах голосования на территории Болховского района по выборам Главы Болховского района.

ДД.ММ.ГГГГ Болховским районным Советом народных депутатов принято решение №-рс «Об удалении главы Болховского района Орловской области В.А. Кириллова в отставку». Решением Болховского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №-рс в указанное выше решение Болховского районного Совета народных депутатов внесены изменения в части дополнения его преамбулы ссылкой на письмо начальника финансового отдела администрации Болховского района и изменения срока его вступления в силу с момента опубликования в газете «Болховские куранты». Оба эти решения опубликованы в газете «Болховские куранты» от ДД.ММ.ГГГГ.

Кириллов В.А., считает, что решение Болховского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ принято с нарушением: федерального законодательства, соответственно, он незаконно лишен права замещать должность выборного должностного лица местного самоуправления, поскольку в данном решении Болховского районного Совета народных депутатов указано, что удаление в отставку обусловлено сложившейся задолженностью бюджета муниципального образования Болховский район на 01.01.2011 в сумме 12010,3 тысяч рублей, что составляет 45,1% от собственных доходов муниципального образования Болховский район за 2010 год, составляющих 26607,6 тысяч рублей, однако истец полагает, что указанная сумма задолженности - 12010,3 тысяч рублей, не является просроченной задолженностью, а просроченная задолженность бюджета Болховского района на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5381522,62 рубля, что менее 30% собственных доходов бюджета, таким образом, основания для удаления главы муниципального образования Болховский район в отставку в связи с задолженностью бюджета муниципального образования отсутствуют.

Судом не установлено, что при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления истцом было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов и таким образом, отсутствуют оба основания, предусмотренные п. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №), совокупность которых необходима для удаления главы муниципального образования в отставку, в соответствии со ст. 74.1 ч.2 п.1 указанного ФЗ №. В решении Болховского районного Совета народных депутатов не указано, какие именно действия Кириллов В.А. совершил или каким образом бездействовал, какова причинно-следственная связь между его действиями и образованием задолженности бюджета муниципального образования. Наоборот, в 2010 году Кирилловым В.А., как главой района принимались решения, направленные на сокращение расходной части бюджета.

Также истец полагает, что размер собственных доходов бюджета муниципального образования Болховский район за 2010 год ответчиком был неверно определён при удалении его в отставку: так были учтены в качестве собственных доходов только налоговые и неналоговые поступления в сумме 26607,6 тысяч рублей, но не были учтены безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ в виде дотаций, субсидий, размер которых в 2010 году составил более 100 млн. рублей, которые в соответствии с ст. ст. 41, 47 Бюджетного Кодекса РФ (далее – БК РФ) должны относиться к собственным доходам бюджета муниципального образования. Таким образом, даже общая задолженность бюджета муниципального образования Болховский район за 2010 год не превышала 10% по отношению к собственным доходам бюджета муниципального образования.

В связи с тем, что решение Болховского районного Совета народных депутатов получило широкую огласку как порочащее его, сведения об удалении его в отставку опубликованы в газетах «Болховские куранты», «Российская газета», «Красная строка», сети Интернет, что причиняет истцу нравственные страдания, негативным образом сказалось на его здоровье, в связи с чем, он находился на стационарном лечении в Болховской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: артериальная гипертензия, гипертонический криз.

На основании изложенного истец просит суд признать решение Болховского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №-рс «Об удалении главы Болховского района Орловской области Кириллова В.А. в отставку» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) незаконным и отменить его; восстановить его в должности выборного должностного лица местного самоуправления - главы Болховского района с ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с Болховского районного Совета народных депутатов в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 2 000 000 рублей.

В судебном заседании Кириллов В.А. и его представители Плотникова А.И., Калинина Л.В. вышеуказанные исковые требования поддержали в полном объёме, подтвердив вышеизложенное.

Представители ответчика Болховского районного Совета народных депутатов - его председатель Дорофеев М.Л., адвокаты Есипова Ж.С., Шибаев В.В., Мартиросян Э.Н. исковые требования Кириллова В.А. не признали, пояснив, что Болховский районный СНД не правомочен восстанавливать на работе истца, чьим работодателем он не является. Вместе с тем, в компетенции представительного органа муниципального образования - Болховского районного СНД находится принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку на основании п. 2 ч. 1 статьи 75 ФЗ №, когда вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году.

Согласно данным финансового отдела администрации Болховского района Орловской области, указанным в информации начальника финотдела № от ДД.ММ.ГГГГ, задолженность бюджета муниципального образования Болховский район, которая является просроченной, на ДД.ММ.ГГГГ составила 12 010,3 тыс. рублей. В соответствии с актом проверки исполнения бюджета Болховского муниципального района за 2010 год, проведенной Контрольным Управлением Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, кредиторская задолженность, по итогам исполнения бюджета Болховского муниципального района 2010 года составила 12 010,3 тыс. рублей, то есть 45,1 % от полученных собственных доходов - от 26 607,6 тыс. рублей, то есть за 2010 год увеличилась более чем в 2 раза, с 5663,4 тыс. рублей до 12010,3 тыс. рублей, а кредиторская задолженность, не уплаченная в срок, на основании действующего законодательства является просроченной задолженностью. В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ Болховским районным Советом народных депутатов принято решение №-рс «Об удалении главы Болховского района Орловской области В.А. Кириллова в отставку» на основании ст. 74.1 ч. 2 п. 1, ст. 75 ч. 1 п. 2 ФЗ №. По мнению представителей ответчиков, для удаления главы муниципального образования в отставку по вышеуказанному основанию, не требуется наличия дополнительного основания, предусмотренного ст. 75 ч. 1 п. 3 ФЗ №, каждое из этих оснований предусматривает возможность принятия решения об удалении главы муниципального образования в отставку независимо друг от друга.

Также представители ответчика считают доводы Кириллова В.А. о том, что им принимались решения, направленные на сокращение расходной части бюджета муниципального образования Болховский район не соответствующими действительности, поскольку в ходе проверки исполнения бюджета Болховского муниципального района за 2010 год, проведенной Контрольным управлением Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области в феврале 2011 года были установлены многочисленные факты неэффективного использования бюджетных средств, нарушения действующего законодательства: Бюджетного Кодекса РФ, ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», что привело к неэффективному, нецелевому расходованию бюджетных средств, образованию большой просроченной кредиторской задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, за что, в силу должностных обязанностей, несёт ответственность истец, являвшийся в тот период главой Болховского района.

Представители ответчика полагают, что требования Кириллова В.А. о взыскании компенсации морального вреда в размере 2000000 рублей не обоснованы, так как им не доказан факт причинения ему нравственных или физических страданий по вине Болховского районного СНД, принявшего законное решение об удалении истца в отставку.

Выслушав объяснения сторон, их представителей, свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования Кириллова В.А. подлежит частичному удовлетворению в части признания незаконным решения об удалении главы Болховского района Орловской области Кириллова В.А. в отставку и восстановлении его на работе, а в части взыскания компенсации морального вреда в иске следует отказать, суд приходит к следующему.

Согласно статье 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с положениями ст. 24 Устава муниципального образования Болховский район (т.1 л.д. 43) глава района, как исполняющий полномочия главы администрации района, осуществляет ряд полномочий, в том числе:

- на принципах единоначалия в пределах своей компетенции осуществляет руководство деятельностью администрации района; - разрабатывает и представляет на утверждение районного СНД проекты планов, и программ социально – экономического развития района, районного бюджета, организует их исполнение;

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы.

Согласно протоколу территориальной избирательной комиссии об итогах голосования на территории Болховского района по выборам главы Болховского района от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 51-52) Кириллов В.А. был избран главой муниципального образования Болховский район и с ДД.ММ.ГГГГ, согласно собственному распоряжению (т.1 л.д. 53) приступил к обязанностям главы Болховского района одновременно являясь главой администрации муниципального образования Болховский район.

В силу п.2.1 ч. 6 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 74.1 Федерального закона № 31-ФЗ основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 указанного Федерального закона, то есть:

если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

ДД.ММ.ГГГГ Болховским районным Советом народных депутатов принято решение №-рс «Об удалении главы Болховского района Орловской области В.А.Кириллова в отставку», в соответствии с ст. 112.1 БК РФ ст. 74.1 ч. 2 п. 1, ст. 75 ч. 1 п. 2 ФЗ №, в связи со сложившейся задолженностью бюджета муниципального образования Болховский район (далее – МО Болховский район) на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 12 010,3 тыс. рублей, что составляет 45,1 % от собственных доходов МО Болховский район. Указанное решение было опубликовано в номере газеты «Болховские куранты» от ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии в указанное решение Болховского СНД вносились изменения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которые существенно не затрагивали первоначального решения СНД в части удаления главы Болховского района в отставку, уточнив только, что он был удалён в отставку на основании письма начальника финансового отдела администрации Болховского района от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1 л.д. 67).

Согласно ст. ст. 112.1, 168.2 БК РФ под возникшей вследствие решений, действий или бездействия органов местного самоуправления просроченной задолженностью по долговым обязательствам муниципального образования в целях Бюджетного кодекса РФ понимается задолженность муниципального образования, образовавшаяся ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения в установленный срок долговых обязательств муниципального образования; под просроченной задолженностью по исполнению бюджетных обязательств муниципального образования, возникшей в результате решений, действий или бездействия органов местного самоуправления, понимаются не исполненные в установленный срок бюджетные обязательства муниципального образования, признанные в качестве таковых судом и (или) органами местного самоуправления, в том числе при представлении в исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации бюджетной отчётности.

Как усматривается из решения Болховского райсовета об удалении главы Болховского района в отставку истец Кириллов В.А. был удалён в отставку в связи со сложившейся задолженностью бюджета МО Болховский район на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 12 010,3 тыс. рублей, что составляет 45,1 % от собственных доходов МО Болховский район, на основании письма начальника финансового отдела администрации Болховского района от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д. 76), согласно которому за 2010 год собственные доходы бюджета МО Болховский район составили 26607,6 тыс. рублей; задолженность бюджета МО Болховский район, составила 12010,3 тыс. рублей; выполнение бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета Орловской области: дотации – 74925 тыс. рублей, субвенции, субсидии – 140294,4 тыс. рублей. Исходя из указанной информации соотношение задолженности бюджета МО Болховский район, понимаемой здесь, как просроченной задолженности, и собственных доходов бюджета МО Болховский район за 2010 год составило 45,1%, что и послужило основанием для удаления главы района в отставку.

Истец и его представители оспаривают размер задолженности бюджета МО Болховский район, ссылаясь на указанные в приложении к годовому отчету об исполнении бюджета района за 2010 года направленного в Департамент финансов Орловской области сведения, согласно которым сумма просроченной (нереальной к исполнению) задолженности составляет 5073986,14 рублей (т.1 л.д. 74), а 12010,3 тыс. рублей является текущей кредиторской задолженностью. Суд не может согласится с этими доводами, поскольку понятия кредиторской (дебиторской) задолженности являются понятиями бухгалтерского учёта, понятия текущей кредиторской задолженности вообще нет, в то время как содержащееся в БК РФ понятие просроченной задолженности, к которой отсылает п. 2 ч.1 ст. 75 ФЗ РФ №, подразумевает не исполненные в установленный срок бюджетные обязательства муниципального образования, признанные в качестве таковых судом или органами местного самоуправления. Допрошенные в качестве свидетелей начальник финансового отдела администрации Болховского района ФИО10 и главный бухгалтер ФИО11 не смогли достоверно пояснить суду, из чего состоит сумма 5073986,14 рублей, указанная в приложении как просроченная задолженность, и почему эта сумма столь незначительна по отношению к сумме кредиторской задолженности - 12010,3 тыс. рублей, пояснив, что они составляли отчёт об исполнении бюджета по Болховскому району (т.3 л.д. 133 – 151) на основании данных, содержащихся в первичных отчётах муниципальных учреждений, организаций Болховского района, за которые несут ответственность их руководители и главные бухгалтеры, сами они первичных бухгалтерских документов не проверяли. Ссылки на задолженность образовавшуюся в декабре 2010 года, срок уплаты которой на ДД.ММ.ГГГГ ещё не наступил, являются несостоятельными, поскольку заработная плата за декабрь 2010 года выплачивается муниципальным работникам до ДД.ММ.ГГГГ, оплата из местного бюджета работ, услуг по договорам должна производиться ежемесячно, не позднее следующего месяца, а оплата работ, услуг произведённых в декабре 2010 года должна производиться в январе 2011 года, но уже за счёт бюджета Болховского района за 2011 год, бюджет района 2010 года уже к этому никакого отношения не имеет, он уже исполнен, поэтому указанная в сведениях финансового отдела администрации Болховского района (далее - ф/о Болховской р/а) сумма кредиторской задолженности бюджета Болховского района 12010,3 тыс. рублей, является именно просроченной задолженностью этого бюджета за 2010 год, вышеизложенное достоверно в своих показаниях подтвердили допрошенные в качестве свидетелей руководитель Департамента финансов администрации Орловской области ФИО12, сотрудник указанного Департамента ФИО23 начальник Контрольного Управления Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области (далее – КУ) ФИО13, сотрудники указанного Управления ФИО14, ФИО15, проводившие проверку исполнения бюджета Болховского района за 2010 год, не доверять показаниям которых у суда оснований нет, поскольку они являются объективными, основанными на исследовании первичных бухгалтерских документов, детально согласующимися между собой. Также наличие вышеуказанной просроченной задолженности бюджета Болховского района за 2010 год, подтверждается муниципальным контрактом энергоснабжения, актом сверки расчётов, справками муниципальных учреждений, кредиторов о наличии просроченной задолженности муниципалитета за 2010 год (т. 2 л.д. 60 – 74).

Также суд не может согласиться с доводами истца и его представителей в части того, что сумму собственных доходов бюджета Болховского района за 2010 год составляют не только налоговые и неналоговые поступления в общей сумме 26607591,57 рублей; но и в соответствии с ст. ст. 41, 47 БК РФ, ст. 55 ФЗ РФ № ещё и дотации, субсидии, иные безвозмездные поступления, за исключением субвенций. В бюджет Болховского района поступило в 2010 году, согласно документальной информации финансового отдела администрации Болховского района (т.3 л.д. 132) и отчёту об исполнении райбюджета (т.3 л.д. 133 – 151) безвозмездных поступлений на сумму 218607524,08 рублей, из которых дотаций – 74925200 рублей, субсидий – 16695762 рубля, субвенций – 123581691,13 рубль, иных межбюджетных трансфертов – 2916989,7 рублей, прочих безвозмездных поступлений – 487881,25 рублей. Итого, если исключить из всех вышеуказанных бюджетных поступлений сумму субвенций, собственные доходы бюджета Болховского района за 2010 год будут составлять применительно к вышеуказанным нормам – 121633424,52 рубля (26607591,57 рублей + 218607524,08 рублей - 123581691,13 рубль), поэтому соотношение к этой сумме суммы задолженности бюджета Болховского района за 2010 год - 12010,3 тыс. рублей, будет менее 10%.

Суд не может согласиться с этими доводами по тем основаниям, что отнесёние к собственным доходам местных бюджетов ст. ст. 41, 47 БК РФ, ст. 55 ФЗ РФ № поступлений из других бюджетов в виде дотаций, субсидий (за исключением субвенций), иные безвозмездные поступления, свидетельствует лишь о том, что эти денежные средства включаются в местный бюджет и могут использоваться муниципальным образованием на свои местные, муниципальные нужды. Не случайно законодатель не указал здесь субвенции, поскольку они выделяются на осуществление определённых целевых расходов и не вправе расходоваться администрацией МО Болховский район по своему усмотрению. Кроме того, ст. ст. 41, 47 БК РФ относятся к главе 6 БК РФ содержащей в себе общие положения о доходах бюджетов. В главе же 9 БК РФ, посвящённой доходам местных бюджетов, в качестве таковых указаны лишь налоговые и неналоговые доходы муниципальных районов, поэтому и в информации ф/о Болховской р/а (т.1 л.д. 76) и в акте проверки КУ (т.2 л.д. 7 – 30) собственные доходы бюджета Болховского района за 2010 год указаны в сумме именно 26607,6 тыс. рублей, что составляет в доходах бюджета Болховского района10,9%, а доля безвозмездных поступлений составила 89,1%, что подтвердили свидетели ФИО12, ФИО13, пояснившие, что собственными доходами бюджета МО следует считать только те доходы, которые собираются непосредственно на территории этого МО, безвозмездные поступления в виде бюджетных трансфертов являются не более чем финансовой помощью бюджетам дотационных МО для сбалансированности местного бюджета и обеспечение нормального функционирования МО. Кроме того, из показаний свидетеля ФИО12, усматривается, что положения ст. 47 БК РФ, нельзя рассматривать отдельно без учета других статей БК РФ. Так исходя из положений ст. ст. 92.1, 107, 136 БК РФ, усматривается, что при определении дефицита местного бюджета идёт расчёт от величины утверждённого годового объёма доходов местного бюджета без учёта утвержденного объёма безвозмездных поступлений; расчёт предельного объёма муниципального долга также идёт от величины утверждённого годового объёма доходов местного бюджета без учёта утвержденного объёма безвозмездных поступлений; при предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ бюджетам МО учитывается их соотношение с долей собственных доходов местного бюджета. Исходя из вышеизложенного, нельзя считать, что ссылку в п. 2 ч.1 ст. 75 ФЗ РФ № на собственные доходы бюджетов МО в отчётном финансовом году, следует рассматривать в буквальном контексте ст. ст. 41, 47 БК РФ, ст. 55 ФЗ РФ №. Помимо прочего, если исходить из буквального толкования собственных доходов местного бюджета применительно к ст. ст. 41, 47 БК РФ, ст. 55 ФЗ РФ №, то вообще нивелируется правовое содержание самого основания удаления главы МО в отставку в соответствии с ст. ст. 74.1 ч. 2 п. 1, 75 ч. 1 п. 2 ФЗ РФ №, поскольку смыслом этих правовых норм является обеспечение правильного руководства МО и исполнения главой МО своих должностных обязанностей надлежащим образом, в том числе путём разработки и исполнения районного бюджета, обеспечения надлежащего социально – экономического развития района, принятия верных финансовых решений, которые бы способствовали увеличению налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет, улучшению экономики района, что соответственно уменьшило бы потребность в безвозмездной помощи из бюджетов других уровней. В случае же отнесения безвозмездных поступлений в местный бюджет к его собственным доходам, применительно к ст. ст. 74.1 ч. 2 п. 1, 75 ч. 1 п. 2 ФЗ РФ №, глава МО будет абсолютно не заинтересован в экономическом развитии МО, увеличении сбора доходов бюджета непосредственно на территории МО, которое он возглавляет, поскольку в любом случае, в соответствии с ст. 61 ФЗ РФ №, он будет получать достаточные дотационные средства из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов, бюджетов других уровней, поскольку в любом случае будет оказана региональная, государственная поддержка бюджету МО в целях обеспечения его нормального экономического функционирования и жизнедеятельности проживающего там населения. Поэтому суд полагает, что в контексте ст. ст. 74.1 ч. 2 п. 1, 75 ч. 1 п. 2 ФЗ РФ № в понятие собственных доходов бюджета Болховского района входят только те доходы, которые поступают в бюджет непосредственно с территории Болховского района в виде налоговых и неналоговых поступлений, без учёта безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней. Такое же толкование содержится в представленном в суд письме председателя Комитета по вопросам местного самоуправления ГД РФ от ДД.ММ.ГГГГ (т.4 л.д. 86 – 87).

Согласно протокола 46-й внеочередной сессии Болховского районного СНД от 11 и ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 119 – 125) орган представительной власти МО Болховский район признал, что просроченная задолженность бюджета МО Болховский район за 2010 год образовалась в результате действий и бездействия главы Болховского района Кириллова В.А., установив между ними причинно – следственную связь, суд также признаёт это установленным, поскольку результаты исполнения бюджета МО Болховский район за 2010 год, свидетельствуют о ненадлежащем выполнении главой района своих должностных обязанностей установленных ст. 24. Устава МО Болховский район. Также судом установлено допущение. истцом при осуществлении полномочий главы Болховского района нарушений федеральных законов, иных нормативно-правовых актов. Это следует из акта проверки КУ исполнения бюджета Болховского района за 2010 год (т.2 л.д. 7 – 30), служебной докладной начальника КУ ФИО13 Губернатору Орловской области ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ по итогам указанной проверки (т. 3 л.д. 201 – 204) согласно которым, собственные доходы бюджета Болховского района за 2010 год составляют 26607,6 тыс. рублей, что составляет в доходах бюджета Болховского района10,9%, а доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета составляет 89,1%, кредиторская, фактически она же просроченная, задолженность бюджета Болховского районаза 2010 год увеличилась более чем в 2 раза, с 5 663,4 тыс. рублей до 12010,3 тыс. рублей, что составило 45,1% от собственных доходов бюджета, при том, что безвозмездные поступления поступили в бюджет Болховского района в полном объёме. При этом в ходе проверки исполнения бюджета Болховского района за 2010 год были установлены многочисленные нарушения действующего законодательства и факты неэффективного, нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 13802,9 тыс. рублей, а именно:

- в нарушение ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ РФ №) органом, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных заказчиков, является структурное разделение администрации Болховского района - отдел экономики и прогнозирования;

- в нарушение требований ст. 72 БК РФ и ФЗ РФ
№, муниципальные заказчики - бюджетные учреждения заключали договоры на оказание коммунальных услуг и отставку продуктов питания без учета лимитов бюджетных обязательств и без указания максимальной цены контракта. В 2010 году лимиты бюджетных обязательств на оказание коммунальных услуг и поставку продуктов питания бюджетным учреждениям составили 24 226,1 тыс. рублей, а предъявлено им к оплате 28 212,2 тыс. рублей;

- планирование расходов бюджета по содержанию бюджетной сферы осуществляется без учета кредиторской задолженности, имеющейся у бюджетных учреждений на начало очередного финансового года;

- в нарушении ч. 11 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ФЗ РФ №) на выплату аванса для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, главой района Кирилловым А.В. были направлены средства в сумме 8 657.5 тыс. рублей или 61 % от общего объема денежных средств, что превышает норматив авансирования в два раза, установленный вышеуказанным законом;

- сводные реестры платежных документов не содержат информации о конкретных получателях денежных средств. В нарушении п. 5 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ б/н между администрацией Болховского района и управляющей организацией о совместных действиях по расходованию субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов ООО «Домоуправление города Болхов» не представлены копии выписок из лицевого счета получателей средств и платежных документов;

- управляющей компанией ООО «Домоуправление города Болхов» в
нарушение ч. 3 и 5 ст. 15 и ч. 9 ст. 20 ФЗ РФ № денежные средства в сумме 195,1 тыс. рублей направлены, на оплату услуг по техническому надзору за капитальным ремонтом многоквартирных домов, что является нецелевым использованием средств;

- администрацией Болховского района в августе 2010 года подписаны акты приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом четырех мнoroквартирных домов с фиктивно выполненным объемом работ в сумме 2742,4 тыс.  рублей;

- управляющей компанией ООО «Домоуправление города Болхов» при смене подрядчика ООО «Сибарит» на ДЗАО «Болховское РСП» не проводился квалификационный отбор нового подрядчика;

- проверкой выполнения работ по капитальному ремонту жилых домов в г. Болхове и п. Петропавловский Болховского района установлено завышение выполненных работ подрядчиками ООО «Сибарит» и ДЗАО «Болховское РСП» на общую сумму 233,9 тыс. рублей. Также установлены существенные нарушения и замечания по качеству работ, договорам и актам приемки выполненных работ;

- в нарушение п. 14 ч. 2 ст. 55 ФЗ РФ № администрация Болховского района заключила договоры на выполнение работ по рекультивации площадки твердых бытовых отходов с МУП МУЖКП Болховского района на сумму 770,3 тыс. рублей без проведения торгов. Администрация Болховского района израсходовала средства резервного фонда на выполнение работ по рекультивации площадки для хранения твердых бытовых отходов в нарушение ст. 15 ФЗ РФ №, в соответствии с которой, к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, работы по рекультивации площадки для хранения твердых бытовых отходов являются предвиденными и должны финансироваться за счет бюджета;

- администрация Болховского района израсходовала средства резервного фонда в сумме 72,1 тыс. рублей для РОВД по Болховскому району в нарушение ст. 15.1 ФЗ РФ № в соответствии с которой, органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. За 2010 год на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории района и оказание материальной помощи жителям района, оказавшимся в трудной жизненной ситуации из резервного фонда было израсходовано всего 76,4 тыс. рублей или 5,5 % средств резервного фонда;

- в нарушение п. 3 ст. 42 ФЗ РФ № МУЗ «Болховская ЦРБ» разместило заказ путем проведения запроса котировок без проведения аукциона на поставку нефтепродуктов на общую сумму 712,2 тыс. рублей;

- в нарушение ч. 6 ст. 46 ФЗ РФ № МУЗ «Болховская ЦРБ» после продления срока подачи котировочных заявок при проведении запроса котировок на поставку кислородного концентрата и оказанию услуг по комплексному техническому обслуживанию медицинской техники, не направлены запросы котировок потенциальным участникам, которые могут осуществить поставки;

- в нарушение п. 2 и 3 ст. 47 ФЗ РФ № котировочная комиссия рассмотрела и не отклонила котировочную явку ИП ФИО18 на сумму 62,8 тыс. рублей на поставку расходных материалов для МУЗ «Болховская ЦРБ», которая не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок для субъектов малого предпринимательства;

- в нарушении Письма Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
13497-АП/Д05 и ФАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № АЦ/27510 «О разъяснении норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства» МУЗ «Болховская ЦРБ» необоснованно допущены и выбраны победителями в проведении запроса котировок ООО «Агрогрупп» (котировочная заявка на сумму 129,2 тыс. рублей) и ЧОП «Козерог» (котировочная заявка на сумму 499,1 тыс. рублей). Хотя указанный акт проверки Кириллов В.А. не подписал, сославшись на прекращение своих полномочий главы Болховского района, однако никто указанный акт не оспорил, у суда нет оснований не доверять изложенным в нём сведениям, которые в судебном заседании подтвердили свидетели: начальник КУ ФИО13, сотрудники КУ ФИО14, ФИО15, ФИО19

Вышеизложенные факты полностью подтверждают, что сложившаяся просроченная кредиторская задолженность бюджета МО Болховский район за 2010 год произошла по вине главы Болховского района Кириллова В.А., который не предпринял надлежащих действий направленных на формирование реального бюджета района на 2010 год, его надлежащее исполнение, допустив значительный рост кредиторской задолженности за год. Также из показаний свидетеля ФИО12 усматривается, что в 2010 году глава Болховского района Кириллов В.А. не обращался к администрации Орловской области по поводу предоставления бюджетного кредита из областного бюджета бюджету Болховского района, условия предоставления которого являются очень выгодными и за счёт него можно было бы выправить ситуацию с исполнением местного бюджета. Из показаний свидетеля ФИО10 усматривается, что в 2010 году имел место рост расходов на содержание аппаратов муниципальных органов, учреждений, организаций более чем на 2 млн. рублей, в том числе 1 млн. рублей – по администрации Болховского района, что свидетельствует о незаконном, неэффективном расходовании денежных средств главой Болховского района, который является высокодотационным и опровергает доводы истца в той части, что в 2010 году им принимались надлежащие меры к сокращению расходной части районного бюджета, в том числе путём оптимизации штатной численности администрации Болховского района.

С учётом вышеизложенного, судом достоверно установлено нарушение главой Болховского района в 2010 году при осуществлении своих полномочий норм Бюджетного Кодекса РФ, федеральных законов, неисполнение надлежащим образом возложенных на него ст. 24 Устава муниципального образования Болховский район полномочий по разработке и организации исполнения районного бюджета, осуществлению функций главного распорядителя и получателя бюджетных средств, что привело к образованию по его вине просроченной кредиторской задолженности бюджета МО Болховский район за 2010 год в размере 12 010,3 тыс. рублей, что составляет 45,1 % от собственных доходов МО Болховский район.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при вынесении Болховским районным СНД ДД.ММ.ГГГГ решения об удалении главы Болховского района Кириллова В.А. в отставку была соблюдена совокупность всех условий, предусмотренных для этого в ст. ст. 74.1 ч. 2 п. 1, ст. 75 ч. 1 п. 2, 3 ФЗ РФ №, ст. 168.2 БК РФ, хотя из толкования, содержащегося в представленном в суд письме председателя Комитета по вопросам местного самоуправления ГД РФ от ДД.ММ.ГГГГ (т.4 л.д. 88 – 89), усматривается, что для удаления главы МО в отставку достаточно одного из оснований предусмотренных либо п.2, либо п.3 ч.1 ст. 75 ФЗ РФ №.

Отсутствие в вышеуказанном решении Болховского районного СНД ссылок на п. 3 ч.1 ст. 75 ФЗ РФ №, ст. 168.2 БК РФ являются недостатком данного решения, но не являются основанием для признания его незаконным, поскольку по существу оно является верным, обстоятельства, послужившие основанием для удаления главы Болховского района Кириллова В.А. в отставку, полностью нашли своё подтверждение в судебном заседании. Порядок и процедура удаления главы Болховского района Кириллова В.А. в отставку, в настоящее время, с учётом уточнённых истцом исковых требований, не оспариваются.

Поскольку не имеется оснований для признания незаконным решения об удалении главы Болховского района Кириллова В.А. в отставку, восстановления его на работе в прежней должности, соответственно не имеется оснований и для удовлетворения исковых требований в части взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, в связи с чем суд считает необходимым полностью отказать в удовлетворении исковых требований Кириллова ВА. к Болховскому районному Совету народных депутатов о признании незаконным решения об удалении главы Болховского района Орловской области Кириллова В.А. в отставку, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 41, 47, 61.1, 62, 92.1, 107, 112.1, 136, 168.2 Бюджетного Кодекса РФ, ст. ст. 35 – 37, 44, 52, 55, 74.1, 75 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Кириллова Виктора Алексеевича к Болховскому районному Совету народных депутатов о признании незаконным решения Болховского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №-рс об удалении главы Болховского района Орловской области Кириллова В.А. в отставку (в окончательной редакции), восстановлении его на работе в должности главы Болховского района Орловской области, взыскании компенсации морального вреда – отказать.

  На решение может быть подана кассационная жалоба в Орловский областной суд в течение 10 дней через районный суд.

Судья Бухтияров А.А.