Чернушинский районный суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Чернушинский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-780/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2010 года
г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе: Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием заявителя ФИО1,
представителя заявителя ФИО2,
представителей Управления имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района ФИО3, ФИО4,
представителя заинтересованного лица ФИО5,
при секретаре Черенковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению ФИО1, ФИО2 к Управлению имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района об оспаривании действий (бездействия) по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка и признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка;
установил:
Заявители ФИО1, ФИО2 обратились с заявлением об оспаривании действий (бездействия) Управления имущественных отношений по рассмотрению заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка, и признании незаконным решения Управления имущественных отношений об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка.
Представитель ФИО1 – ФИО2 мотивировал заявление следующим: 23 апреля 2009 года ФИО1 обратилась с заявлением в Управление имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района о предоставлении земельного участка по адресу : ... ..., площадью 1392 кв.м. под кадастровым номером Номер обезличен Номер обезличен в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Заявление было рассмотрено с нарушением сроков, установленных Земельным кодексом РФ. 28 декабря 2009 года ответчиком направлен письменный ответ, в котором отказано в предоставлении земельного участка. Согласно требованиям Земельного кодекса данное письмо ответчика должно именоваться решением, решение должно быть мотивировано и обоснованно. Из данного решения не ясно, если земельный участок поставлен на кадастровый учет, отмежеван, то по какой причине после подачи заявления ФИО1 земельный участок срочно расформировали и отказали в его предоставлении. Заявителю не предоставлен документ распорядительного характера, свидетельствующий о том, что земельный участок расформирован, снят с кадастрового учета и в отношении него произведены действия, имеющие юридические последствия. Земельный участок должен быть предоставлен в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ. Заявитель считает, что имеет место дискриминация прав заявителя ФИО1, что выразилось в действиях ответчика, в произвольном восстановлении границ земельного участка после принятия заявления 23.04.2009 года, ответчик ссылается на ошибки, допущенные руководством Управления в предшествующие годы. Согласно сведений, предоставленных отделом Роснедвижимости, земельный участок продолжает оставаться на кадастровом учете. Заявитель ФИО2 в интересах ФИО1 просит признать решение Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района от 28 декабря 2009 года об отказе в предоставлении земельного участка расположенного по адресу: ... края ..., кадастровый номер Номер обезличен незаконным.
11 августа 2010 года заявитель ФИО1 обратилась с дополнительным заявлением, уточнила свои доводы и требования, указала, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и следок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Исходя из п. 1 ст. 25 указанного закона, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Одним из оснований отказа в предоставлении земельного участка ФИО1 в аренду является нахождение на испрашиваемом участке имущества третьих лиц, в том числе недвижимого имущества. Несмотря на неоднократные ходатайства заявителя, Управление отказалось от истребования документов из отдела архитектуры, свидетельствующих о законном возведении двух гаражей гражданина ФИО9, самовольную установку металлического гаража. Исходя из требований закона ФИО9 не сможет доказать существованием зарегистрированного права. Управлению известно об этом факте, при этом Управление продолжает указывать на обременение земельного участка имуществом третьих лиц. В подтверждение этого не предоставлено какой- либо информации, кроме кадастровой информации. Кадастровый центр предоставляет информацию об испрашиваемом участке как о свободном. Никаких ограничений и обременений не зарегистрировано. Кадастровая информация, выданная в один и тот же период времени имеет одинаковую юридическую силу. Указанные обстоятельства относятся к газораспределительной станции ООО «КТСК». Ни на одной схеме газовая сеть не показана. Проекта, согласования, разрешения на строительство в суд не представлено. Обязанность по доказыванию обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемое решение. Земельный участок под Номер обезличен 9 сформирован в 2000 году, испрашиваемый участок Номер обезличен сформирован в 2002 году. При сопоставлении графической части документов следует, что земельный участок Номер обезличен накладывается на участок Номер обезличен, который находится в аренде у ООО «КТСК». Факт наложения земельных участков существует, причину наложения земельных участков Управление не называет. Заявитель считает, что причиной наложения является недобросовестное поведение чиновников ФИО6, ФИО8, халатность со стороны исполнителей. Управление указывает на то, что не были соблюдены процедуры формирования земельных участков и постановки на кадастровый учет. При наличии вины в данном обстоятельстве Управления, указанная ошибка не может выступать основанием для отказа в предоставлении земельного участка заявителю. Управление может исправить границы земельного участка Номер обезличен и внести изменения в договор аренды с ООО «КТСК». История образования испрашиваемого земельного участка: на спорном земельном участке находилось ветхое здание производственного объединения «Радиотехника» Всесоюзного общества слепых. В 1999-2000 годах здание снесли и образовался пустырь. ФИО11 обратился с заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении ему земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Испрашиваемый земельный участок образовался в результате слияния пустыря после сноса ветхого здания «Радиотехника» и части арендуемого земельного участка ООО «Гамма», от которого отказался арендатор. Директор ООО «Гамма» ФИО11, являясь единоличным исполнительным органом ООО «Гамма», а так же учредителем общества, в силу ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», действовал от имени общества и совершил юридически значимое действие - отказался от части земельного участка, арендуемого ООО «Гамма», с целью формирования нового земельного участка под ИЖС (индивидуальное жилищное строительства). Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожная, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Юридический факт образования нового земельного участка под ИЖС, и связанные с этим действия, имеющие юридические последствия, ни кто не оспаривал, они остаются действительными и имеют юридическую силу. Согласно п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу. Нет оснований считать образование испрашиваемого земельного участка под ИЖС незаконным или не соответствующим действующему законодательству. Вновь образованный земельный участок площадью 1392 кв.м. под ИЖС состоит из двух частей, в отношении каждой из частей, принималось решение Управлением, так как земельные участки находились в государственной собственности. Управление не предоставляет исходные документы, пытается оспорить существование земельного участка без обращения в суд. Появилась необходимость отмены ранее вынесенных решений по образованию испрашиваемого земельного участка в судебном порядке, так как появилось заинтересованное лицо – ФИО1 В 2002 году вновь образованный земельный участок был предметом сделки- договора аренды, заключенного с гражданином ФИО11, и передан в земли города. Постановлением главы Администрации района договор аренды, заключенный с ФИО11, отменен, но земельный участок не расформирован. Испрашиваемый земельный участок был постановлен на кадастровый учет в установленном порядке. В схему земельного участка Номер обезличен Номер обезличен ООО «Гамма» в 2002 году необходимо было внести изменения, в части уменьшения. Никаких действий по изменению границ и площади земельного участка Номер обезличен своевременно произведено не было. Таким образом, была допущена ошибка, которую по настоящее время не исправили, что стало основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Передачу части земельного участка в общую долевую собственность жильцам жилого дома по ... ... заявитель считает не обоснованным, так как не предоставлен расчет нормативной площади земельного участка исходя из количества квартир и количества жильцов, и незаконным, так как выделение земельного участка произведено без учета границ существующих земельных участков, поставленных на кадастровый учет, в частности испрашиваемого земельного участка под ИЖС. Не были учтены положения ст. 16 ЖК РФ. Управлением не предоставлен расчет необходимой площади земельного участка по .... Заявитель считает, что Управление защищает интересы гражданина ФИО9, а не всех жильцов дома. На прилегающей территории жилого дома ... в ... расположены два капитальных гаража и один металлический гараж, самовольно установленные ФИО9, и другое имущество. Другого недвижимого имущества жильцов дома Номер обезличен на земельном участке нет. Требования заявителя не противоречат интересам жильцов дома. Бани и другие постройки находятся все испрашиваемого земельного участка. В случае строительства гаража ФИО9 в соответствии с требованиями действующего законодательства, то под гараж можно выделить земельный участок и обеспечить проезд, гараж не занимает 326 кв.м. Вся процедура расформирования испрашиваемого земельного участка началась после подачи заявителем заявления 23 апреля 2009 года в Управление имущественных отношений. Действия Управления заявитель считает незаконными и ведущими к дискриминации прав на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность в соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ. Не допускается отказ в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота, установленного Федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Указанный перечень имеет исчерпывающий характер, ни один из перечисленных случаев не подходит к данной ситуации, основание для отказа, имеет надуманный характер. До настоящего времени земельный участок находится на кадастровом учете. Доводы Управления в той части, что земельный участок находится в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия несостоятельны, так как по решению Чернушинского районного суда от 18 февраля 2010 года по делу № 2-75/2010 года решение Чернушинской городской думы № 86 от 18 сентября 2009 года «Об утверждении генерального плана города» в части установления санитарно-защитной зоны предприятия было признано незаконным. Решение суда вступило в законную силу. Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка под ИЖС со ссылкой на генеральный план города Чернушка специалистами Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района не обоснованный. Заявитель ФИО1 просит признать незаконным бездействие Управления имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района, в связи с нарушением срока рассмотрения заявления от 23 апреля 2010 года о предоставлении земельного участка; не вынесено решение, которое соответствовало бы требованиям Земельного кодекса по форме и содержанию; признать незаконными мотивы отказа, содержащиеся в письме от 28.12.2009 года «О рассмотрении жалобы»; обязать Управление имущественных отношений принять заявление от 23 апреля 2009 года о предоставлении земельного участка под ИЖС, опубликовать в средствах массовой информации информацию о возможном предоставлении земельного участка в аренду и в случае подачи более одного заявления организовать аукцион по продаже прав аренды земельного участка по ... в .... л.д. 26-32 т.2)
В судебном заседании заявитель ФИО1 заявление поддержала, пояснила, что 23 апреля 2009 года она обратилась с заявлением в Управление имущественных отношений о предоставлении земельного участка либо под индивидуальное жилищное строительство либо под личное подсобное хозяйство. Она является собственником земельного участка по ... ... ... площадью 2170 кв.м, на участке находится незавершенный строительством жилой дом. Испрашиваемый участок смежных границ с собственным участком не имеет, но находится близко к участку. В предоставлении участка отказано. С решением не согласна. При рассмотрении заявления она уточнила требования о предоставлении участка для личного подсобного хозяйства.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 - ФИО2 доводы заявителя поддержал, пояснил, что 23 апреля 2009 года ФИО1 обратилась в Администрацию Чернушинского муниципального района и Управление имущественных отношений с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка по ... с кадастровым номером Номер обезличен по договору аренды под индивидуальное жилищное строительство или под личное подсобное хозяйство для присоединения к земельному участку, находящемуся в собственности, по адресу: ... ... «а». Площадь испрашиваемого участка 1392 м2. Планировала строительство жилого дома, либо заниматься личным подсобным хозяйством и установить теплицы. Земельный участок состоит на кадастровом учете. ФИО1 отказано в предоставлении земельного участка. На испрашиваемом участке находится пустырь. В центре находится капитальный гараж ФИО9. Право собственности на гараж ФИО9 надлежащим образом не оформлено. Всего у ФИО9 построено два капитальных гаража и один металлический гараж. Гаражи возведены самовольно. Часть участка предоставлено к многоквартирному жилому дому Номер обезличен по ... администрацией городского поселения. Считает, что расчет площади участка к жилому дому необоснованный и несоразмерный. Бани жителей дома на спорном участке не находятся. Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что часть участка арендует компания ООО «КТСК». Спорный участок был сформирован в 2002 году для предоставления ФИО7 для индивидуального жилищного строительства, в 2002 году с ФИО7 был оформлен администрацией договор аренды земельного участка. В 2003 году ФИО7 умер, дом не построен, участок не использовался, но не расформирован, состоит на кадастровом учете, и может быть предоставлен по заявлению ФИО1 Площадь земельного участка по договору аренды ООО «Гамма» совпадает с площадью земельного участка ООО «КТСК», ФИО7 как директор ООО «Гамма» при формировании земельного участка отказался от части участка, арендуемого ООО, следовательно, управление должно было изменить площадь земельного участка, переданного по договору аренды ООО «КТСК». Испрашиваемый участок выступал предметом сделки – по договору аренды с ФИО7, и не был расформирован. Отказ в предоставлении считает незаконным и необоснованным. Доводы о нахождении участка в санитарно-защитной зоне опровергаются решением суда. Управление ограничивает права ФИО10 на равный доступ к приобретению земельных участков.
Представитель Управления имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района ФИО3 с заявлением не согласна, просит оставить заявление без удовлетворения, пояснила, что 23 апреля 2009 года ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен по адресу: ... края ..., под проектирование жилого дома и хозяйственных построек, для присоединения к существующему земельному участку под личное подсобное хозяйство (ЛПХ) или под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), по данному заявлению 07 мая 2009 года направили письмо в администрацию Чернушинского городского поселения о проведении муниципального земельного контроля. ФИО1 07 мая 2009 года направлено письмо о приостановлении рассмотрения заявления до проведения муниципального контроля по земельному участку. Так же был направлен запрос в отдел архитектуры и градостроительства администрации Чернушинского городского поселения о возможности предоставления данного участка с существующим видом разрешенного использования. Предоставлен ответ – заключение № 138 от 29.04.2009 года, указано, что в связи с утверждением генерального плана г. Чернушка использование земельного участка с данным разрешенным использованием не возможно. Рекомендовано использовать земельный участок под производственную базу или склады не продовольственных товаров, под объекты торговли или гаражное строительство. 16 июня 2009 года Комитет по управлению имуществом и землепользованию предоставил ответ о проведении проверки только на часть земельного участка площадью 326 кв.метров. Чернушинское городское поселение посчитало целесообразным включить данный земельный участок в границы жилого дома в общую долевую собственность граждан, так как на земельном участке установлены сооружения: бани, гаражи граждан, проживающих в доме по .... В данном доме нет горячего водоснабжения и центрального отопления, поэтому придомовой участок необходим жильцам указанного дома. Комитетом представлены сведения о том, что будет проведено общее собрание собственников жилого дома по ... ... края. В связи с получением информации ФИО1 направлен ответ письмом 23.06.2009 года № 04-09 / 1354. В настоящее время границы земельного участка по ... установлены. 10 декабря 2009 года по второй части земельного участка в комитет повторно направлено обращение о проведении муниципального контроля. 17 декабря 2009 года дан ответ, что испрашиваемый земельный участок находится в аренде у ООО «Компания ТехСтройКомплектация». Путем сопоставления графической части земельных участков земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен накладывается на земельный участок Номер обезличен Номер обезличен, находящийся в аренде ООО «КТСК». Участок Номер обезличен Номер обезличен сформирован в 2000 году, а участок Номер обезличен - в 2002 году, следовательно не были соблюдены процедуры формирования земельного участка и постановки на кадастровый учет. По вопросу предоставления земельных участков ФИО9 под гаражи, согласно кадастровых выписок из государственного кадастра недвижимости от 03.12.2009 года, земельные участки с кадастровыми номерами Номер обезличен Номер обезличен и Номер обезличен : 7 внесены в кадастр 08 апреля 1998 года. На заявление ФИО1 от 21.05.2009 года «Об уточнении заявленных требований» дан ответ от 02.06.2009 года, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка – под проектирование жилого дома и хозяйственных построек, ФИО1 испрашивала другой вид разрешенного использования - под строительство теплиц. При разрешении данного вопроса другой вид разрешенного использования не рассматривается. Кроме того, земельный участок ФИО1 не граничит с испрашиваемым земельным участком, следовательно, не может быть предоставлен для присоединения к существующему участку. При формировании земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен не была соблюдена процедура изменения границ смежных участков. В связи с утверждением генерального плана ... и установлением санитарно-защитной зоны промышленного предприятия – 100 м, предоставление земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен по адресу: Пионерская 55 в ..., под проектирование жилого дома и хозяйственных построек будет нарушать конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Письмо от 28 декабря 2009 года является ответом на жалобу о ненадлежащем рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, поступившую 14 декабря 2009 года. Все поступившие от ФИО1 рассмотрены и даны ответы в положенные сроки. Испрашиваемый земельный участок обременен тем, что часть участка находится под капитальными гаражами ФИО9, часть участка находится в аренде в ООО «КТСК». Заявление ФИО1 и ФИО2 просит оставить без удовлетворения.
Представитель Управления имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района ФИО4 просит заявление оставить без удовлетворения, пояснила, что ФИО1 обратилась с заявлением от 23 апреля 2009 года о предоставлении земельного участка, в предоставлении земельного участка отказано. Представителю заявителя ФИО2 была предоставлена вся имеющаяся информация по земельному участку. По заявлению ФИО1 о предоставлении земельного участка были направлены запросы о проведении муниципального контроля в городское поселение, запрошена информация из Росреестра, отдела архитектуры. Получены сведения, что указанный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне ООО «КТСК». В настоящее время на испрашиваемом земельном участке находится забор ООО «КТСК», газораспределительная станция, частные капитальные гаражи, металлические гаражи жителей дома .... Земельные участки ФИО9 поставлены на кадастровый учет в 1998 году. При формировании испрашиваемого земельного участка границы земельного участка ООО «Гамма» и площадь не изменялась в 2002 году, забор ограничивающий территорию ООО «Гамма» и в настоящее время ООО «КТСК» не изменялся, в том числе и при формировании спорного участка. Таким образом на местности земельный участок не был определен и границы не были установлены. На сегодняшний день ООО «КТСК» использует этот участок, поэтому произошло наложение. ООО «КТСК» владеют земельным участком на праве аренды, используют по границе по забору, поставили газораспределительную станцию. Управление отказало ФИО1 в предоставлении земельного участка. Чтобы предоставить земельный участок, необходимо выставить его на аукцион, но это не возможно, он застроен и обременен правами третьих лиц. ООО «КТСК» платит арендную плату за земельный участок, заключен договор на 5 лет срок до 30 октября 2011 года. Земельный участок используют жильцы по ... как придомовую территорию. Дом не благоустроенный, на придомовой территории находятся бани, постройки для хранения дров, гаражи. Инициатива предоставить земельный участок жильцам многоквартирного жилого дома была от администрации города, несколько квартир в доме находятся в собственности администрации города. Два земельных участков заняты под капитальными гаражами и находятся в собственности ФИО9. Земельный участок под многоквартирным домом ... поставлен на кадастровый учет, и находится в общей долевой собственности. Возведенные жителями дома бани граничат с участком в собственности ФИО1 Управление не располагает собственным архивом, запрашивает информацию из Управления Росреестра. В соответствии с Федеральным законом № 131 –ФЗ полномочия муниципального контроля отнесены к компетенции администрации городского поселения. По заключению отдела архитектуры предоставление земельного участка под ИЖС не возможно. Находящийся в собственности ФИО1 участок с испрашиваемым не граничит.
Представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Компания ТехСтройКомплектация» ФИО5 с заявлением ФИО1, ФИО2 не согласна, пояснила, что с 2006 года ООО арендует земельный участок по ул. ...ю 14077 м2 под административно-производственную базу, договор аренды до 2011 года, часть спорного участка около 600 м2 является составной часть арендуемого участка, договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном порядке, на участке расположена газораспределительная станция. На территории предприятия ведется производство строительных смесей, торговля строительными материалами, сдаются помещения в аренду.
Представитель администрации Чернушинского городского поселения в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю) в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо ФИО9 в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Заявитель ФИО2 обжаловал решение Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района от 28 декабря 2009 года. Заявление было подано 31 марта 2010 года в срок, установленный ст. 256 ГПК РФ. Определением суда от 02 апреля 2010 года заявление возвращено в связи с наличием препятствий для принятия к производству, кассационным определением судебной коллегии по гражданским дела Пермского краевого суда от 27 апреля 2010 года частная жалоба на определение суда оставлена без удовлетворения. 17 мая 2010 года подано повторное заявление ФИО2 С учетом изложенных обстоятельств, оснований полагать, что заявителем пропущен срок для обжалования действий органов местного самоуправления, установленный ст. 256 ГПК РФ, не имеется.
23 апреля 2009 года Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского района зарегистрировано заявление ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: ... ..., общей площадью 1392 кв.м., кадастровый номер участка Номер обезличен, для присоединения к существующему земельному участку для ведения личного подсобного хозяйства по ... «а» под строительство теплиц, либо предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. л.д. 11, 22 т.1)
07 мая 2009 года Управлением имущественных отношений ФИО1 направлен ответ на заявление о предоставлении земельного участка, указано о приостановлении работы по заявлению в связи с тем, что с целью выявления на земельном участке наличия зданий и сооружений в комитет по управлению имуществом и землепользованию направлено заявление о проведении земельного контроля за использованием испрашиваемого земельного участка. л.д. 23 т.1)
21 мая 2009 года ФИО1 подано заявление в Управление имущественных отношений об исключении варианта предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, и выполнении сроков рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, установленных Положением о предоставлении земельных участков на территории Чернушинского муниципального района. л.д. 24 т.1)
02 июня 2009 года начальником Управления имущественных отношений направлен ответ ФИО1 о наличии противоречий в заявлении о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства под строительство теплиц с указанием на то, что участок будет использоваться для целей, не связанных со строительством, земельный участок с кадастровым номером 59: 40:0012605:5 имеет разрешенное использование под проектирование жилого дома и хозяйственных построек, заключение о градостроительных условиях использования земельного участка получено Управлением 05 мая 2009 года. л.д. 25 т.1)
23 июня 2009 года начальником Управления имущественных отношений направлено уведомление ФИО1 о проведении общего собрания для установления границ земельного участка, определении свободного участка от прав третьих лиц на 03 июля 2009 года. л.д. 26 т.1)
10 декабря 2009 года Начальником Управления имущественных отношений направлен ответ ФИО1 по вопросу предоставления земельного участка, указано, что согласно заключения отдела архитектуры и градостроительства администрации Чернушинского городского поселения предоставление земельного участка, расположенного по ..., под проектирование жилого дома и хозяйственных построек не возможно, так как участок находится в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия, охранная зона составляет 100 метров, комитет по управлению имуществом администрации Чернушинского городского поселения предоставил материалы о том, что часть земельного участка 326 кв.м прилегает к дому Номер обезличен по ..., участок занят посадками, металлическими и капитальными гаражами, хозяйственными постройками жильцов дома, границы земельного участка под жилой дом Номер обезличен по ... установлены, по остальной части участка результаты проверки не представлены, в комитет направлен запрос повторно, после предоставления всех сведений касающихся участка будет рассматриваться вопрос о предоставлении с учетом заключения отдела архитектуры и градостроительства администрации Чернушинского городского поселения. л.д. 31 т.1)
14 декабря 2009 года в Управление имущественных отношений поступила жалоба от представителя заявителя ФИО2 о ненадлежащем рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка. л.д. 35-36 т.1)
28 декабря 2009 года начальником Управления имущественных отношений направлено письмо ФИО2 «О рассмотрении жалобы», указано, что на основании заявления ФИО1 от 23.04.2009 года о предоставлении земельного участка было направлено письмо о проведении муниципального земельного контроля, заявителю направлен ответ от 07.05.2009 года о приостановлении рассмотрения заявления до проведения муниципального контроля, сделан запрос в отдел архитектуры, из ответа отдела архитектуры о невозможности использования земельного участка с данным разрешенным использованием, рекомендовано использовать участок под производственную базу или гаражное строительство; часть земельного участка 326 кв.м городское поселение посчитало целесообразным включить в границы земельного участка жилого дома, находящегося в долевой собственности граждан, так как на земельном участке установлены сооружения, бани, гаражи граждан, проживающих в доме, в доме нет горячей воды и отопления, придомовой участок собственникам необходим; границы земельного участка жилого дома Номер обезличен по ... установлены; участок будет оформлен в общую долевую собственность собственников жилых помещений в доме Номер обезличен; по второй части земельного участка в комитет по управлению имуществом и землепользованию направлено повторное извещение о проведении муниципального контроля, 17 декабря 2009 года из комитета представлена информация, что испрашиваемый земельный участок находится в аренде ООО «Компания ТехСтройКомплектация», при сопоставлении графической части документов земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен накладывается на земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен, находящийся в аренде ООО «КТСК»; земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен сформирован в 2000 году, земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен сформирован в 2002 году, следовательно не были соблюдены процедуры формирования земельного участка и постановки на кадастровый учет; согласно кадастровых выписок из государственного кадастра недвижимости участки с кадастровыми номерами Номер обезличен и Номер обезличен внесены в кадастр 08.04.1998 года, данные два участка находятся в собственности ФИО9; разрешенное использование испрашиваемого земельного участка под проектирование жилого дома и хозяйственных построек, заявителем испрашивается участок для разрешенного использования - под строительство теплиц; так как испрашиваемый участок не граничит с участком заявителя, участок не может быть предоставлен для присоединения к существующему участку; при формирования земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен не была соблюдена процедура изменения границ смежных земельных участков; утвержден генеральный план города Чернушки, на данной территории установлена санитарно-защитная зона промышленного предприятия -100 м; предоставление земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен по ... под проектирование жилого дома и хозяйственных построек будет нарушать конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Управление намерено проводить работы по снятию данного земельного участка с кадастрового учета. л.д. 4-5, 37-38 т.1)
Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 26.09.2008 года N 85 утверждено Положение "О порядке предоставления земельных участков на территории Чернушинского муниципального района", которое устанавливает порядок предоставления земельных участков на территории Чернушинского муниципального района; действие Положения распространяется на земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Чернушинский муниципальный район", и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена; управление и распоряжение земельными участками осуществляет Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района (Управление имущественных отношений) в пределах предоставленных полномочий в соответствии с положением об Управлении имущественных отношений; земельные участки предоставляются на основании постановления главы Чернушинского муниципального района.
Заявитель ФИО1 обратилась у Управление имущественных отношений как орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками. Из приведенной выше переписки и содержания уведомления начальника Управления имущественных отношений от 28 декабря 2009 года следует, что заявитель ФИО1 через представителя ФИО2 только 28 декабря 2009 года была уведомлена об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Срок рассмотрения заявления составил с 23 апреля 2009 года до 28 декабря 2009 года свыше 8 месяцев. Отказ заявителю в предоставлении земельного участка подтвердили в судебном заседании представители Управления имущественных отношений.
Согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, …3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ, 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. 2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. 3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. 4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". 5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. 6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Согласно Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории Чернушинского муниципального района", 2.1.3.3. Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (глава муниципального района в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка. …2.2.2.1. Выбор земельного участка: 1) Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Управление имущественных отношений с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место размещения объекта, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. …2) При наличии полного комплекта документов Управление имущественных отношений в пятидневный срок с момента получения направляет представленный пакет документов в администрацию соответствующего поселения, на территории которого расположен земельный участок, для выдачи заключения о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке. В случае представления неполного комплекта документов заявление возвращается заявителю без рассмотрения с письменным указанием непредставленных документов. 3) Администрация соответствующего поселения, на территории которого расположен земельный участок, в двухнедельный срок с момента получения материалов выдает заключение о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке и определяет разрешенное использование данного участка. 4) Управление имущественных отношений в случае положительного решения о возможности выбора испрашиваемого земельного участка и размещения предполагаемого объекта на нем: готовит акт выбора земельного участка; выдает заявителю акт выбора земельного участка для согласования с заинтересованными службами (согласованный акт выбора представляется заявителем в срок не позднее шести месяцев со дня его получения в Управлении имущественных отношений). 5) Администрация соответствующего поселения, на территории которого расположен земельный участок, информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. 6) Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. …7) Глава муниципального района принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. 8) Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. …10) Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд…2.2.2.2. В случае если по истечении 30 дней опубликования сообщения о возможном или предстоящем предоставлении в аренду земельного участка для строительства заявления не поступили, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, за счет собственных средств проводят работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, и осуществляют государственный кадастровый учет такого земельного участка. 2.2.2.3. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка. 2.2.2.4. Глава муниципального района на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно приведенных выше положений Земельного кодекса и Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории Чернушинского муниципального района" срок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка не превышает 2 месяцев. В отношении заявителя ФИО1 со стороны Управления имущественных отношений допущено существенное нарушение установленного срока рассмотрения заявления гражданина о предоставлении земельного участка.
На основании изложенного, доводы заявителя ФИО1 и представителя ФИО2 в части признания незаконным бездействия Управления имущественных отношений и нарушения срока рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка является обоснованными, в данной части заявление подлежит удовлетворению.
Основанием отказа в предоставлении земельного участка послужило наличие обременений.
Заявитель ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка с местоположением: ... ..., площадью 1392 кв.м, кадастровым номером Номер обезличен (ранее Номер обезличен:Номер обезличен), дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 16 апреля 2002 года, сведения о регистрации прав отсутствуют, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. л.д. 41, 21, 93-94, 113-119 т.1)
Согласно материалов дела, постановлением главы администрации Чернушинского района № 474 от 16.04.2002 года «О предоставлении земельного участка ФИО11» предоставлен ФИО11 земельный участок площадью 1392 кв.м по адресу: ... ..., под проектирование жилого дома и хозяйственных построек в аренду на один год. л.д. 106-109, 112 т.1)
По договору аренды земель города от 17 апреля 2002 года ... «Арендодатель» передала ФИО11 в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 1392 кв.м по ... под проектирование жилого дома и хозяйственных построек, договор заключен на 1 год. л.д. 77-78 т.1)
Постановлением и.о. главы Чернушинского муниципального района № 533 от 08.11.2006 года постановление главы администрации Чернушинского района № 474 от 16.04.2002 года «О предоставлении земельного участка ФИО12.» признано утратившим силу. л.д. 105 т.1)
Согласно Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009 года) "О государственном кадастре недвижимости", статья 4, 1. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. …9. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ. Согласно ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", 1. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Согласно ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", …3. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. 3.1. Учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки. 4. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу. 5. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости. Согласно ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", 1. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона. 2. Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. Согласно ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", 1. Государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Из представленных материалов следует, что земельный участок площадью 1392 кв.м поставлен на кадастровый учет в связи с предоставлением земельного участка по договору аренды ФИО11, договор аренды заключался на 1 год, право аренды на основании данного договора государственной регистрации не проходило, срок договора истек в 2003 году, договор не продлевался, постановление главы администрации о предоставлении земельного участка по договору аренды признано утратившим силу.
На основании ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в связи с отсутствием государственной регистрации права аренды, права собственности на земельный участок площадью 1392 кв.м сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка носят временный характер.
По заключению Комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения часть истребованного ФИО1 земельного участка является составной частью земельного участка, арендуемого ООО «Компания ТехСтройКомплектация», и занята имуществом указанного предприятия. л.д. 68, 6, 7, 8, 21, 34, 35, 39-40, 42-43, 85-87 т.1)
Постановлением главы администрации Чернушинского района № 337 от 29.03.2000 года передан в аренду на 5 лет Обществу с ограниченной ответственностью «Гамма» земельный участок площадью 14077 кв.м по адресу: ... ..., с кадастровым номером Номер обезличен. л.д. 47, 48, 49-50 т.1) На основании указанного постановления администрацией ... и арендатором ООО «Гамма» был заключен договор аренды от 19.04.2000 года. л.д. 49-50 т.1)
22 августа 2006 года указанный земельный участок по ... общей площадью 14077 кв. метров, кадастровый номер 59:40:001 26 05:0009 (предыдущий кадастровый номер Номер обезличен) Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района передан по договору аренды ООО «Уралснаб». л.д. 51-52 т.1)
08 декабря 2006 года указанный земельный участок по ... общей площадью 14077 кв. метров, кадастровый номер Номер обезличен Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района передан по договору аренды ООО «Компания ТехСтройКомплектация», договор аренды земельного участка заключен на срок с 01 декабря 2006 года по 30 октября 2011 года. л.д. 53-54, 79-84 т.1) Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке Управлением Федеральной регистрационной службы по ..., запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество Номер обезличен от 11.01.2007 года.
В судебном заседании установлено, что часть испрашиваемого участка является составной частью земельного участка, находящегося во владении и пользовании ООО «Компания ТехСтройКомплектация» на основании договора аренды земельного участка, право аренды земельного участка прошло государственную регистрацию в установленном порядке.
Из пояснений сторон в судебном заседании установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположены капитальные гаражи, возведенные ФИО9 л.д. 68 т. 1)
На основании договоров купли-продажи (купчей) от 22 мая 2003 года ФИО9 является собственником двух земельных участков по адресу: ... ..., земельного участка площадью 42,5 м2 кадастровый номер Номер обезличен, земельного участка площадью 33,1 м2 кадастровый номер Номер обезличен, право собственности на земельные участки зарегистрировано 23 сентября 2003 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. л.д. 38-42 т.2,л.д. 9, 10 т.1) 13 октября 2003 года Главным архитектором ... ФИО9 выдано разрешение на строительство капитальных гаражей (двух гаражных боксов). л.д. 37 т.2) Из представленных документов в судебном заседании установлено, что два земельных участка принадлежат ФИО9 на праве собственности, право собственности на земельные участки зарегистрировано в установленном порядке, строительство гаражей произведено на основании разрешения отдела архитектуры и градостроительства администрации ....
В уведомлении об отказе ФИО2 от 28 декабря 2009 года начальник Управления имущественных отношений ссылается на заключение отдела архитектуры и градостроительства администрации Чернушинского городского поселения № 138 от 29.04.2009 года, в заключении указано, что участок по ... ..., проходящего стадию согласования, использование земельного участка под проектирование жилого дома и хозяйственных построек не возможно. л.д. 19, 32 т. 1)
По решению ... суда от 18 февраля 2010 года, признано недействительным Решение Думы Чернушинского городского поселения № 86 от 18 сентября 2009 года «Об утверждении генерального плана и границ ...» в части установления санитарно-защитной зоны промышленного предприятия – Общества с ограниченной ответственностью «Уралснаб» ... ..., в границах 100 метров (улицы Пионерская, ФИО13, Горького, Красногвардейская ... края). л.д. 171 т.1)
Представителями Управления имущественных отношений указано, что часть участка, указанного в заявлении ФИО1, является составной частью участка площадью 2058 м2 по адресу: ... ... ..., кадастровый номер 59 : 40 : 0012605 : 2, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома. л.д. 45 - 46, 116, 146, 157, 4-5, 27, 28, 30 т.1)
Схема расположения земельного участка под жилой дом по ... ... утверждена в соответствии с протоколом общего собрания жильцов дома от 03 июля 2009 года. л.д. 166 т.1)
По решению общего собрания собственников и нанимателей квартир многоквартирного жилого дома по адресу: ... ..., от 03 июля 2009 года, определено установление границ земельного участка под домом с последующей передачей земельного участка в общую долевую собственность собственников жилых помещений. л.д. 167-168, 169 т.1)
Согласно материалов дела, в многоквартирном двухэтажном бревенчатом жилом доме по ... ... квартиры Номер обезличен, 3, 5 являются муниципальной собственностью муниципального образования «Чернушинское городское поселения» л.д. 151 т.1), квартира Номер обезличен находится в общей долевой собственности ФИО19, ФИО18 л.д. 152-153 т. 1), квартира Номер обезличен находится в собственности ФИО17 л.д. 154 т.1), квартира Номер обезличен находится в собственности ФИО16 л.д. 155 т.1), квартира Номер обезличен находится в совместной собственности ФИО9, ФИО15 л.д. 156 т.1)
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ, 1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, …земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. 2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ (ред. от 30.07.2010 года) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", 1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. 2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. 3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. 4. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. 5. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме . …7. Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ (ред. от 30.07.2010 года) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом Номер обезличен по ..., сформирован органами местного самоуправления и поставлен на кадастровый учет, в настоящее время находится в общей долевой собственности собственников помещений в указанном жилом доме.
Согласно разъяснения Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 года N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО23, ФИО22 и ФИО21", из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4). Такое регулирование согласуется с Гражданским кодексом Российской Федерации, допускающим исключения из общего правила об обусловленности возникновения прав на имущество, подлежащих государственной регистрации, моментом регистрации соответствующих прав на него (пункт 2 статьи 8), и конкретизирующим данное правило пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу которого государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. Правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества включено в сферу жилищного законодательства. Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется. На органы местного самоуправления возложено осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, - учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, - не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды). Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому при переходе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо формирование данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложение его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно разъяснения в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Таким образом, на данный период земельный участок площадью 2058 м2 по адресу: ... ... ..., кадастровый номер Номер обезличен, находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома по ... ....
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ, 1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. 2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. … 4. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 38 Земельного кодекса РФ, 1. Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Доводы заявителя ФИО1 и представителя ФИО2 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен по ... ... площадью 1392 кв.м основаны на том, что участок поставлен на кадастровый учет и находится в муниципальной собственности.
В судебном заседании установлено, что при кадастровом учете данного земельного участка в 2002 году границы данного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, государственная регистрация права аренды данного земельного участка не производилась, срок договора аренды истек, указанный земельный участок не имеет общих границ с земельным участком, находящимся в собственности ФИО1, часть данного земельного участка арендуется предприятием ООО «Компания ТехСтройКомплектация», договор аренды прошел государственную регистрацию в установленном порядке, в центре находится земельный участок, принадлежащий на праве собственности ФИО9 с 2003 года, часть участка находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома по ... .... л.д. 116 т.1)
Указанные обстоятельства, свидетельствуют, что отказ Управления имущественных отношений в предоставлении испрашиваемого земельного участка не противоречит закону, так как испрашиваемый участок не относится к земельным участкам, свободным от прав и обременений третьих лиц, который может быть предоставлен по договору аренды для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Заявитель ФИО1 вправе в порядке искового производства обращаться с исковыми заявлениями об оспаривании прав собственников и арендаторов земельных участков.
На основании изложенного, заявление ФИО1, ФИО2 в части признания незаконным решения Управления имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером № Номер обезличен, расположенного по адресу: ..., по договору аренды, возложении обязанности на Управление имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района по принятию заявления от 23 апреля 2009 года о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, по опубликованию информации о предоставлении земельного участка по договору аренды и организации аукциона по продаже права аренды указанного земельного участка, подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 198, 199, 257 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Управления имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района по нарушению срока рассмотрения заявления ФИО1 от 23 апреля 2009 года о предоставлении земельного участка.
Заявление ФИО1, ФИО2 в части признания незаконным решения Управления имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером № Номер обезличен, расположенного по адресу: ..., по договору аренды, возложении обязанности на Управление имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района по принятию заявления от 23 апреля 2009 года о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, по опубликованию информации о предоставлении земельного участка по договору аренды и организации аукциона по продаже права аренды указанного земельного участка, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Е.Р. Низаева