ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7800/20 от 25.09.2020 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2-7800/2020

24RS0048-01-2020-004584-48

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 сентября 2020 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Яниевой А.А.,

при секретаре Пилюгиной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по исковому заявлению Красноярского транспортного прокурора действуя в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченного ответственностью «АЗУР эйр» о признании действий незаконными, об обязании запретить осуществлять подготовку пилотов без документов,

У С Т А Н О В И Л:

Красноярский транспортный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «АЗУР эйр» требуя признать действия ООО «АЗУР эйр», выразившееся в самостоятельной подготовке и тренировке (наземной подготовке, подготовке и тренировке по аварийно-спасательному оборудованию воздушного судна и тренировке процедур аварийной эвакуации на суше, подготовке по управлению ресурсами кабины экипажа и по перевозке опасных грузов) 3264 пилотов авиакомпании Боинг без документа (сертификата), подтверждающего соответствие подтверждающего соответствие центра подготовки персонала ООО «АЗУР эйр», осуществляющего обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил, незаконным; запретить ООО «АЗУР эйр» осуществлять подготовку и тренировку (наземную подготовку, подготовку и тренировку по аварийно-спасательному оборудованию воздушного судна и тренировка процедур аварийной эвакуации на суше, подготовку по управлению ресурсами кабины экипажа и по перевозке опасных грузов) пилотов авиакомпании без документа (сертификата), подтверждающего соответствие подтверждающего соответствие ООО «АЗУР эйр», осуществляющего обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил; обязать ООО «АЗУР эйр» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в Росавиации документ (сертификат), подтверждающего соответствие подтверждающего соответствие ООО «АЗУР эйр», осуществляющего обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что в нарушение указанных норм закона в 2019 году в центре подготовки персонала ООО «АЗУР эйр» при отсутствии сертификата авиационного учебного центра самостоятельно осуществлена подготовка (наземная подготовка, аварийно-спасательная подготовка, по управлению ресурсами кабины экипажа) пилотов ФИО4 и ФИО7 По результатам обучения указанным пилотам выданы протоколы тестирования (экзаменов) и задания на тренировку, подтверждающие успешное прохождение обучения. В центре подготовки персонала ООО «АЗУР эйр», не имеющим сертификата авиационного учебного центра, в ДД.ММ.ГГГГ осуществлена подготовка и тренировка (наземная подготовка, подготовка и тренировка по аварийно-спасательному оборудованию воздушного судна и тренировка процедур аварийной эвакуации на суше, по управлению ресурсами кабины экипажа, по перевозке опасных грузов) 3264 пилотов авиакомпании Боинг с выдачей документов (протоколы тестирования (экзаменов) и задания на тренировку), подтверждающих успешное прохождение обучения. ДД.ММ.ГГГГ Красноярским транспортным прокурором в связи с осуществлением подготовки пилотов без сертификата авиационного учебного центра генеральному директору ООО «АЗУР эйр» вносилось представление, по результатам рассмотрения которого авиакомпания меры к устранению нарушений не приняла. Бездействие ООО «АЗУР эйр» влечет нарушение требований воздушного законодательства, регламентирующего подготовку пилотов, создает угрозу возникновения авиационных событий в связи с ненадлежащей подготовкой пилотов, как следствие, возможность причинения вреда жизни и здоровью «определенного круга лиц вследствие недостаточной квалификации членов экипажа для управления воздушными судами, в связи, с чем вынуждены, обратится в суд

В судебном заседании помощник прокурора – Маклаков А.В., действующий на основании удостоверения, требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Барсионов А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании, требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.52 Воздушного кодекса РФ к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 04.08.2015 года №240, согласно п.1 которого в состав летного экипажа гражданской авиации входят следующие специалисты: пилот; внешний пилот; штурман; бортрадист; бортинженер (бортмеханик); летчик – наблюдатель.

Согласно п.2 ст.54 Воздушного кодекса РФ требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Приказом Минтранса России от 29.09.2015 №289 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил» (далее по тексту – ФАП-289).

ФАП-289 устанавливают требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (АУЦ), а также порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил (далее по тексту – сертификат АУЦ).

Согласно п.5 ФАП-289 запрещается осуществлять обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с настоящими Правилами сертификата АУЦ.

Согласно п.49 ФАП-289 АУЦ должен осуществлять обучение в соответствии с руководством по организации деятельности АУЦ по программам подготовки, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил; после успешного прохождения обучения выдать документ, подтверждающий прохождение обучения.

В соответствии с п.п.61, 62 ФАП-289 по завершении обучения выдается документ, оформленный в соответствии с требованиями руководства по организации деятельности АУЦ и ФАП-289 и содержащий в числе прочего наименование АУЦ, в котором было пройдено обучение, номер и дату выдачи сертификата АУЦ; наименование программы, по которой пройдено обучение, дату утверждения программы.

Согласно п.1 ч.3 ст.49 ГК РФ юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с положениями ч.3 ст.8 Воздушного кодекса РФ образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.

Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Пунктами 5 - 7 Федеральных авиационных правил «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных Приказом Минтранса России от 29.09.2015 №289, запрещено осуществлять обучение авиационного персонала в отсутствие выданного Федеральным агентством воздушного транспорта сертификата.

В соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Красноярская транспортная прокуратура вынесла в отношении ООО «АЗУР эйр» требование в порядке ст.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о предоставлении копий документов в связи с проведением проверки об исполнении законодательства о безопасности полетов по факту грубой посадки воздушного судна Боинг , выполнявшего рейс от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

ДД.ММ.ГГГГ Красноярская транспортная прокуратура вынесла в отношении ООО «АЗУР эйр» предписание об устранении нарушений закона, а именно ООО «АЗУР эйр» осуществляло подготовку пилотов без привлечения авиационных учебных центров, без получения сертификата авиационного учебного центра в соответствии с федеральными авиационными правилами.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка в <адрес> ООО «АЗУР эйр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей (л.д.36-40).

Согласно Устава ООО «АЗУР эйр» целью и предметом деятельности Общества, являются: получение прибыли. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Основными видами деятельности Общества являются: перевозка пассажиров, почты, грузов, багажа на внутренних и/или международных авиалиниях, авиационные работы; смешанные международные перевозки совместно с другими видами транспорта, а также участие в прямом смешанном сообщении; приобретение, владение, управление имуществом; передача имущества в аренду, субаренду, прокат; авиационно-техническое обслуживание воздушных судов; ипотека, приобретение и продажа в собственность жилых и нежилых зданий, помещений, Сооружений, земельных участков, воздушных судов; маркетинговая, инвестиционная деятельность; туристическая деятельность; продажа перевозок; оптовая торгово-посредническая деятельность; выпуск, реализация продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления; оказание платных услуг юридическим и физическим лицам; организация сети общественного питания и бортового питания; внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность, экспортно-импортные операции; оказание любых услуг, менеджмент; представительство иностранных лиц на территории России; создание совместных с зарубежными фирмами предприятий и магазинов; проведение внешнеторговых и посреднических операций по приобретению за рубежом передовых технологий и оборудования, запасных и комплектующих частей к ним для последующей продажи на территории России, а также для собственных нужд; оказание посреднических услуг; предоставление услуг местной и внутризоновой телефонной связи; предоставление услуг аренды каналов связи; проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, наладочных, экспертных, инновационных, внедренческих, ремонтных и проектных работ; организация внедрения в производство высокоэффективной техники и технологии, в том числе средств вычислительной техники и программного обеспечения, патентование как в Российской Федерации, так и за рубежом, прочие работы и услуги, связанные с использованием прогрессивных технологий в различных отраслях хозяйства; проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация объектов общественного питания, жилищного, производственного и культурно-бытового назначения; изготовление, приобретение, ремонт, сервис, предоставление в прокат, торговля автомобилями и иными транспортными средствами, запчастями к ним; обеспечение населения, учреждений и организаций различными видами топлива; оптовая торговля топливом; оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин; оптовая торговля смазочными материалами, техническими маслами; хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки; оказание услуг потребителям по переработке, погрузке и доставке топлива; проведение работ связанных с использованием сведений, составляющих государственную <данные изъяты>.

В соответствии с п.2.4.1 ФАП-128 каждый член экипажа воздушного судна авиакомпании ООО «АЗУР эйр» отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 №147 и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.

При этом, в соответствии с требованиями положений п.25 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России ДД.ММ.ГГГГ, эксплуатант организует допуск членов экипажей воздушных судов к выполнению своих функций в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил и осуществляет организацию и проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных п.5.84 ФАП-128.

Согласно ст.68 Воздушного кодекса РФ полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа. Порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полета устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Положения ФАП-128 обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации, предписывает эксплуатантам: организацию и проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных ФАП-128; формирование экипажей воздушных судов; планирование работы членов экипажей воздушных судов с учетом нормирования рабочего времени и времени отдыха летного состава и контроля утомляемости; контроль и анализ деятельности экипажей воздушных судов; анализ данных средств объективного контроля; разработку и реализацию программ подготовки членов экипажей воздушных судов; ведение и хранение документов о подготовке членов экипажей и контроле знаний и навыков, а также работе членов экипажей.

В соответствии с п.4.23 ФАП-128 эксплуатант устанавливает и осуществляет программу подготовки экипажа воздушного судна, которая предназначена для приобретения и поддержания необходимой квалификации летного экипажа, включая навыки, касающиеся функциональных возможностей человека, а также обучение методам и правилам пользования аварийно-спасательным оборудованием, которое должно находиться на борту, и тренировки по аварийной эвакуации людей с борта воздушного судна и допуск членов лётных экипажей к самостоятельной работе в составе лётного экипажа воздушного судна авиакомпании

Согласно ч.4 ст.54 Воздушного кодекса РФ подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Положения ч.4 ст.54 Воздушного кодекса РФ согласуются с п.ДД.ММ.ГГГГ Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которым к полномочиям Федерального агентства воздушного транспорта отнесено утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Принимая во внимание, что обязательной сертификации подлежит деятельность по обучению специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, обучение осуществляется по утвержденной уполномоченным в области гражданской авиации органом программе, о прохождении обучения выдается документ соответствующей формы, тот факт, что периодическая наземная подготовка профессиональных пилотов подразумевает под собой, систематическую деятельность эксплуатанта, такую как, допуск летного состава к выполнению самостоятельных функций на борту ВС в соответствии с действующими в компании организационными документами, эксплуатируемыми типами ВС в объеме предусмотренным п.5.84 ФАП-128 и направленную на качественное выполнение пилотами функциональных обязанностей на борту ВС, суд полагает, исковые требования не подлежащие удовлетворению, поскольку ООО «АЗУР эйр» не является образовательным учреждением, в соответствии с п.1 ст.85 Федерального закона от 29.12.2012 №27З-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», не осуществляет подготовку летного состава, поскольку пилоты не получают новой профессии, не проходят профессиональную переподготовку, свидетельства установленного образца им не выдаются.

ЦПП является подразделением эксплуатанта, посредством которого ООО «АЗУР эйр» осуществляет периодическую наземную подготовку своих действующих штатных пилотов (бортпроводников), окончивших полный курс начального летного обучения (летные училища, сертифицированные АУЦ) и имеющих пилотские свидетельства и свидетельства бортпроводников с целью доведения изменений в правилах летной эксплуатации ВС, воздушного законодательства, навигации, метеорологии и локальных нормативных актов авиакомпании и Росавиации.

Как следует из представленных документов, на работу в авиакомпанию ООО «АЗУР эйр» принимаются кандидаты, прошедшие обучения согласно требований Федеральных авиационных правил для получения свидетельства специалиста соответствующего уровня (пилот) согласно перечням специалистов авиационного персонала.

Авиационный персонал ООО «АЗУР эйр» проходит периодическую наземную подготовку в ЦПП ООО «АЗУР эйр» по разработанным авиакомпанией ООО «АЗУР эйр» программам, утвержденным Красноярским МТУ Росавиации, ведет учет проходимой периодической подготовки летным составом и бортпроводниками, проводит промежуточное и итоговое компьютерное тестирование, оценку знаний и выдачу в подразделения Летного Департамента справок и протоколов, установленного образца, подтверждающих уровень знаний.

Как следует из пояснений стороны ответчика, пилоты ООО «АЗУР эйр» в том числе ФИО7 и ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ проходили в ЦПП ООО «АЗУР эйр» подготовку по программе периодической теоретической подготовки и проверки знаний пилотов, утвержденной ФИО1 МТУ Росавиации ДД.ММ.ГГГГ: модуль «Системы и летная эксплуатация ВС»; модуль «Управление ресурсами кабины летного экипажа».

При этом, аварийно-спасательная подготовка летного состава в ДД.ММ.ГГГГ. проводилась только в организациях, имеющих специальное оборудования для проведения данной подготовки. ЦПП данный вид периодической подготовки не проводил, т.к. не располагает для этого специальным оборудованием (тренажерами):

- ФИО8 (КВС ) АСП – суша («Центр подготовки летного персонала <данные изъяты>» при Международном юридическом институте) ДД.ММ.ГГГГ работает в ООО «АЗУР эйр» с ДД.ММ.ГГГГ.

- ФИО7 (ВП ) АСП - суша (ЧУ ДПО «Школа бортпроводников») ДД.ММ.ГГГГ работает в ООО «АЗУР эйр» с ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом в нарушении положений ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств, что ООО «АЗУР эйр» осуществляло обучение после окончания которого выдавало сертификаты.

Довод истца о том, что постановление мирового судьи судебного участка в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ имеет преюдициальное значение, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению, не может быть принят судом, поскольку данным постановлением ООО «АЗУР эйр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ

Положения ч.1 ст.19.5 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа, за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.

Согласно ч.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Как разъяснено в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» в силу ч.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.

Согласно разъяснению Пленума на основании ч.4 ст.1 ГПК РФ, по аналогии с ч.4 ст.61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).

Из постановления мирового судьи судебного участка в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставленное без изменения постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, следует, что ООО «АЗУР эйр» не исполнено в полном объеме предписание ЗС не предоставив документы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского транспортного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченного ответственностью «АЗУР эйр» о признании действий незаконными, об обязании запретить осуществлять подготовку пилотов без документов, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: А.А. Яниева

Дата изготовления решения в окончательной форме – 30.10.2020 года.