УИД 11RS0001-01-2023-007562-89 Дело № 2-7801/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Чарковой Н.Н.
при секретаре Никишиной В.В.,
с участием истца Канарь И.А.,
представителя ответчика Миланович Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 21 сентября 2023 года, гражданское дело по иску Канарь Ивана Александровича к МВД по Республике Коми о зачете в выслугу лет обучения в Высшем профессиональном училище №... (технический лицей) г. Воркуты из расчета два месяца учебы за один месяц службы, перерасчете пенсии, признании незаконными действий по невыплате в период с ** ** ** по ** ** ** районного коэффициента к пенсии, отмене решения о приостановке выплаты районного коэффициента,
у с т а н о в и л:
Канарь И.А. обратился в суд с иском к МВД по Республике Коми с учетом уточнений от ** ** ** о зачете в выслугу лет обучения в Высшем профессиональном училище №... (технический лицей) г. Воркуты из расчета два месяца учебы за один месяц службы, перерасчете пенсии с момента назначения с учетом включения периода обучения в техническом лицее в выслугу лет, признании незаконными действий по невыплате в период с ** ** ** по ** ** ** районного коэффициента к пенсии, отмене решения о приостановке выплаты районного коэффициента.
В обоснование исковых требований истец указал, что является пенсионером и получает пенсию на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». В период с ** ** ** по ** ** ** выплата районного коэффициента к пенсии была приостановлена. Между тем, он никаких заявлений об изменении районного коэффициента в адрес отдела пенсионного обслуживания не направлял; необходимость периодического подтверждения пенсионером МВД, пенсия которому назначена с применением районного коэффициента, факта проживания в районе или местности, где установлен соответствующий коэффициент, законом не предусмотрена. Также на период его увольнения (** ** **) в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывалось время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Исключений по программам подготовки квалифицированных рабочих в действующей редакции также не имелось.
Судебное заседание было начато ** ** ** и продолжено после перерыва ** ** **.
В судебном заседании истец на удовлетворении уточненных исковых требованиях настаивал, также пояснил, что в ** ** ** проживал в ..., работает в ПАО «Т Плюс», его работа связана с командировками по всей территории Республики Коми, оснований для невыплаты районного коэффициента в спорный период у ответчика не имелось. Кроме того, ответчик не имел права в одностороннем порядке изменять размер пенсии. В случае сомнений в месте жительства пенсионера должны были обратиться в суд. Изменение размера пенсии возможно только на основании судебного решения. На новое место жительства он не переезжал, имел только место пребывания в Сыктывкаре. Истец считает, что обучение в техническом лицее подлежит включению в выслугу лет, поскольку обучение в Высшем профессиональном училище №... (технический лицей) имело статус среднего специального образования.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по доводам письменных возражений, согласно которым период обучения ФИО4 в Воркутинском профессиональном училище №... в период с ** ** ** (до поступления на службу) включению в выслугу лет для назначения пенсии не подлежит, поскольку истец обучался по профессии электрослесарь подземный, присвоена квалификация электрослесарь подземный 2 разряда, а данное образование является программой подготовки квалифицированных рабочих, что является исключением и в соответствии с Законом РФ от ** ** **№... не включается в выслугу лет для назначения пенсии. В части не выплаты районного коэффициента представитель ответчика пояснила, что в ходе проверочных мероприятий было установлено, что истец не проживает в ..., в связи с чем, ему было направлено письмо с просьбой предоставить информацию о месте его проживания в срок до ** ** **. В заявлении от ** ** ** истец указал о проживании в .... В связи с имеющейся у пенсионнго органа информацией, в том числе от филиала ПАО «Т Плюс» о работе истца в данной организации, при этом филиал находился в ..., ответчик счел, что истцом в заявлении указаны недостоверные сведения о фактическом месте проживания. По результатам мероприятий контроля было принято решение о выплате Канарю И.А. пенсии без применения районного коэффициента. Фактически в период с ** ** ** по ** ** ** к пенсии Канаря И.А. районный коэффициент 1,6 (по ...) не применялся, поскольку актуальное для указанного периода заявление содержало недостоверные сведения и не было удовлетворено. На основании заявления Канаря И.А. от ** ** ** районный коэффициент в размере 1,2 (...) применяется к его пенсии с момента регистрации по месту жительства в ....
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, и оценив в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что Канарь И.А. работал в УВД по г. Воркуте, ** ** ** он уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, с ** ** ** ему назначена пенсия за выслугу лет с установлением районного коэффициента 1,6.
Уведомлением от ** ** **№... истец под роспись был ознакомлен с порядком выплаты пенсии, обязался извещать Центр пенсионного обслуживания МВД по Республике Коми обо всех изменениях, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращения её выплаты, в том числе о перемене места жительства.
** ** ** в Центр пенсионного обслуживания МВД по Республике Коми поступил ответ Филала «Коми» ПАО «Т Плюс» на запрос Центра, в котором указывалось о том, что Канарь И.А работает в Филиале «Коми» ПАО «Т Плюс» с ** ** ** по настоящее время.
** ** ** ответчиком в адрес истца (...) был направлен запрос о необходимости представить в адрес ОПО ЦФО МВД по Республике Коми в срок до ** ** **: заявление и обязательство, оформенное по прилагаемому бланку, копию паспорта, копию СНИЛС и согласие на обработку персональных данных.
** ** ** в ОПО ЦФО МВД по Республике Коми поступили документы от Канарь И.А., в том числе, заявление от ** ** **, оформленное на бланке, в котором он просил с ** ** ** установить районный коэффициент 1,6 по ..., указал адрес фактического места жительства и регистрации ....
Как указывает ответчик, в рамках контрольных мероприятий установлено, что по месту регистрации Канарь И.А. не проживает (соседи не видели давно), что следует из информации МВД по Респрублики Коми в адрес ЦФО МВД по Республике Коми от ** ** **№.... По результатам мероприятий контроля и поскольку Канарь И.А. в своем заявлении от ** ** ** указал недостоверные сведения о фактическом месте проживания, было принято решение о выплате истцу пенсии без применения районного коэффициента. ** ** ** ответчиком в РЦ СРБ ОЦ ПАО Сбербанк был направлен документ об изменении выплаты, с указанием, что снят районный коэффициент и выплате с ** ** ** пенсии в размере 22713,98 руб. Фактически в период с ** ** ** по ** ** ** к пенсии Канаря И.А. районный коэффициент 1,6 по г. Воркута не применялся, пенсия выплачивалась без районного коэффициента.
Из ответа МВД по Республике Коми от ** ** **№... на обращение Канарь И.А. по вопросу изменения размера пенсии, последнему сообщено о том, что ему было предложено в срок до ** ** ** представить заявление и документы, подтверждающие проживание в ..., но поскольку соответствующие документы своевременно не поступили, выплата пенсии с ** ** ** осуществлялась без применения районного коэффициента. При поступлении заявления о перемене места жительства с ** ** ** ему произведен перерасчет размера пенсии за счет районного коэффициента по ....
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» регулируются названным законом.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 этого закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные ст. 17, 24 и 38 названного закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В части 2 статьи 48 указанного закона установлено, что за пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I выплата пенсий, предусмотренных данным законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
В соответствии с Законом РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства имеет уведомительный характер и отражает факт прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства (статья 2).
Как следует из части 1 статьи 3 указанного Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Согласно ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах внутренних дел (далее - пенсионеры МВД России), начисляется с применением соответствующего районного коэффициента, если они проживают в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. Пенсия с применением соответствующего районного коэффициента назначается и выплачивается пенсионерам МВД России в период их проживания в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, то есть применение к пенсии, в данном случае к пенсии за выслугу лет, районного коэффициента связано с фактическим проживанием пенсионера МВД России в районах, где установлен такой коэффициент, а не с его регистрацией по месту жительства в органах регистрационного учета. Данные регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания пенсионера МВД России являются лишь одним из доказательств его фактического места нахождения. Необходимость периодического подтверждения пенсионером МВД России, которому пенсия назначена с применением районного коэффициента, факта проживания в районе или местности, где установлен соответствующий районный коэффициент, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I не предусмотрена. Только в случае переезда на новое место жительства пенсионер МВД России обязан сообщить об этом в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение (пункт 10 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022).
Оспариваемый коэффициент призван увеличить размер пенсии лицу, действительно проживающему в районах со сложными природно-климатическими условиями. Фактически он направлен на компенсацию гражданину в денежной форме неблагоприятных условий его существования.
В силу ч. 12 ст. 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 лица, указанные в ст. 1 данного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
Приказом МВД России от 9 января 2018 г. № 7 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, которой установлен порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России (далее - Инструкция).
Пенсионное обеспечение пенсионеров МВД России в системе МВД России осуществляется отделом пенсионного обеспечения пенсионеров центрального аппарата Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации, центрами пенсионного обслуживания, отделами (отделениями, группами) пенсионного обслуживания центров финансового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне (далее - пенсионные органы) во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, медицинскими, правовыми подразделениями системы МВД России (пункт 3 Инструкции).
Работа по пенсионному обеспечению пенсионеров МВД России включает в себя в том числе своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий (пункты 4, 4.1 Инструкции).
Разделом III Инструкции регламентирован порядок пересмотра и перерасчета пенсии (пункты 51 - 57).
Пересмотр пенсии производится в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации не установлено иное (пункт 51 Инструкции).
Согласно пункту 61 Инструкции руководители пенсионных органов несут персональную ответственность за осуществление выплаты пенсий, пособий и компенсаций, своевременно принимают меры по устранению переплат и недоплат.
В соответствии с ч. 1 ст. 12, ст. ст. 56 - 57 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Материалами дела подтверждается, что на дату назначения пенсии за выслугу лет истец был зарегистрирован по адресу: ..., откуда ** ** ** был снят с регистрационного учета и с ** ** ** зарегистрирован по адресу: ....
Согласно документам, представленным Филиалом «Коми» ПАО «Т Плюс», на запрос суда, истец в данном филиале работает с ** ** **, с ** ** ** в должности заместителя начальника управления – начальника отдела Управления по безопасности и режиму Отдела режима и антитеррористической защиты. В заявлении о приеме на работу Канарь И.А. указал место своего жительства: .... Согласно трудовому договору место работы указано: ....
Из информации Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» от ** ** ** следует, что в рамках исполнения функциональных обязанностей Канарь И.А. обеспечивает антитеррористическую защищенность категорированных объектов в городах Воркута, Инта, Сосногорск и Сыктывкар. Периодичность посещения подразделений филиала локально-нормативными актами компании не регламентирована и определяется в зависимости от фактических обстоятельств.
Исходя из приведенных норм закона, установленных обстоятельств, действия ответчика по изменению размера пенсии без заявления пенсионера о переезде на новое место жительства не основано на законе. Законом предусмотрено на основании решения соответствующего пенсионного органа лишь удержание пенсионным органом излишне выплаченных пенсионеру сумм вследствие злоупотребления с его стороны (ст. 62 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1).
Кроме того, суд учитывает тот факт, что решение о выплате истцу пенсии без районного коэффициента было принято пенсионным органом (** ** **), то есть еще до истечения срока, установленного истцу для предоставления сведений о месте его жительства (до ** ** **).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконными действий ответчика по невыплате истцу в период с ** ** ** по ** ** ** районного коэффициента к пенсии и отмене решения по невыплате истцу в период с ** ** ** по ** ** ** районного коэффициента к пенсии.
Рассматривая требования истца о зачете в выслугу лет обучения в Высшем профессиональном училище (технический лицей) №...... из расчета два месяца учебы за один месяц службы, перерасчете пенсии с момента назначения с учетом включения периода обучения в техническом лицее в выслугу лет, суд приходит к следующему.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 (в редакции, действующей на день увольнения истца со службы) было предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2021 № 1539) в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с пунктом «а» части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до ** ** **
Согласно аттестату, выданному Канарь И.А., он проходил обучение с ** ** ** по ** ** ** в Высшем профессиональном училище №... (технический лицей) ..., окончил полный курс по профессии электрослесарь подземный, присвоена квалификация электрослесарь подземный 2 разряда.
Также из материалов дела следует, что Высшее профессиональное училище №... (технический лицей) ... организовано на основании приказа Министерства образования РСФСР №... от ** ** ** «Об организации высших профессиональных училищ (профессиональных лицеев)» в порядке эксперимента на базе профессионального технического училища.
Пунктом 2 приведенного приказа разрешена с 1991/92 учебного года подготовка рабочих кадров с повышенным уровнем квалификации и специалистов среднего звена по профессиям и специальностям, заявленным предприятиями и организациями.
В соответствии с действовавшим на момент обучения истца Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 650 от 5 июня 1994 года, к учреждениям начального профессионального образования относились: профессиональные училища; профессиональные лицеи - центры непрерывного профессионального образования, учебно-курсовые комбинаты (пункты), учебно-производственные центры, технические школы и другие образовательные учреждения данного уровня (пункт 3).
Согласно пункту 3 Типового положения профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения, в необходимых случаях, среднего профессионального образования. Данный тип учреждения начального профессионального образования являлся опорным центром развития начального профессионального образования.
Также в период обучения истца действовало Временное положение о высшем профессиональном училище (типовое) на 1990 - 1995 годы, утвержденное приказом Гособразования СССР от 29 апреля 1990 г. № 293 «О порядке создания высших профессиональных училищ», в соответствии с пунктом 1 которого высшее профессиональное училище (ВПУ) является учебным заведением в системе непрерывного образования, обеспечивающим повышенный уровень подготовки квалифицированных рабочих или специалистов среднего звена.
ВПУ, создаваемые на базе передовых профессионально-технических училищ, получают, как правило, наименование лицея соответствующего профессионального профиля.
ВПУ, создаваемые на базе передовых средних специальных учебных заведений, именуются, как правило, колледжами соответствующего профиля (пункт 2 Временного положения).
В соответствии с пунктом 3 Временного положения предусмотрено, что подготовка квалифицированных рабочих в ВПУ (лицее) может осуществляться по двум ступеням:
1 ступень – подготовка рабочих по сложным профессиям с общим средним образованием;
2 ступень – подготовка рабочих по особо сложным профессиям, а также для работ, связанных с уникальным оборудованием наукоемких и принципиально новых производств. Окончившие вторую ступень имеют право на присвоение высших квалификационных разрядов по профессиям, требующим по уровню квалификации среднего специального образования.
При потребности в кадрах специалистов и наличии необходимых условий выпускники 2 ступени могут получать среднее специальное образование в лицее по учебным планам конкретных специальностей, утверждаемых Гособразованием СССР.
В силу положений п. 10 Временного положения профессии и специальности, по которым осуществляется подготовка кадров в ВПУ, устанавливаются в соответствии с действующим Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, перечнями профессий и специальностей в системе профессионально-технического и среднего специального образования.
Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 08.07.1991 № 331 утверждено типовое положение о высшем профессиональном училище (временное), пунктом 3 которого предусмотрено, что повышенная подготовка обеспечивается: уровнем квалификации (тарифным разрядом, классом, категорией, званием), а также получением рабочим среднего специального образования, специалистом среднего звена – квалификации младшего инженера как первой ступени высшего образования.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (утратил силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Согласно статье 22 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.
Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
В соответствии с частью 5 статьи 27 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в Российской Федерации устанавливались следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование.
Согласно статье 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке: начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих); среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367, введенным в действие с 1 января 1996 года, в разделе «Профессии рабочих» позицией 19915 предусморен Электрослесарь подземный 3 – 5 разряда.
Постановлением Госкомвуза Российской Федерации от 25 мая 1994 года № 4 с 01 сентября 1994 года введен в действие Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования и классификатор специальностей среднего профессионального образования, которым специальность «электрослесарь подземный 2 разряда» не предусмотрена.
Как следует из пояснений истца, в лицей он поступил после 9 класса, то есть, получив основное общее образование.
Исходя из анализа приведенных положений закона, установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что после обучения в Высшем профессиональном училище №... истец получил начальное профессиональное образование.
Так, как указано выше, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 650 от 5 июня 1994 года, к учреждениям начального профессионального образования относились: профессиональные училища; профессиональные лицеи.
Согласно приказу Министерства образования РСФСР от 15.04.1981 № 114 Высшее профессиональное училище №... создано на базе профессионально-технического училища. В то время, как колледжи создаются на базе передовых средних специальных учебных заведений.
Квалификация истца не соответствует квалицикации, полученной бы на второй ступени обучения в техническом лицее, то есть он не получил специальность специалиста среднего звена.
Кроме того, согласно п. 3 Временного положения среднее специальное образование в лицее могут получать выпускники 2 ступени при потребности в кадрах специалистов и наличии необходимых условий по учебным планам конкретных специальностей, утверждаемых Гособразованием СССР.
Доказательств тому, что в спорный период Канарь И.А. обучался в профессиональной образовательной организации (среднем специальном образовательном учреждении) и получил среднее профессиональное образование (по программам подготовки специалистов среднего звена), как того требует статья 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», пункт 2 Постановления Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Канарь И.А. получено именно начальное профессиональное образование, которое в силу положений ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приравнено к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), поэтому данный период обучения правомерно не включен в стаж службы истца в органах внутренних дел.
С учетом изложенного, не подлежат удовлетворению требования истца о зачете в выслугу лет обучения в Высшем профессиональном училище (технический лицей) №... г. Воркуты из расчета два месяца учебы за один месяц службы, перерасчете пенсии с момента назначения с учетом включения периода обучения в техническом лицее в выслугу лет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Канарь Ивана Александровича ... к Министерству внутренних дел по Республике Коми (ИНН 1101481581) удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Министерства внутренних дел по Республике Коми по невыплате Канарь Ивану Александровичу в период с ** ** ** по ** ** ** районного коэффициента к пенсии.
Отменить решение Министерства внутренних дел по Республике Коми по невыплате Канарь Ивану Александровичу в период с ** ** ** по ** ** ** районного коэффициента к пенсии.
В удовлетворении исковых требований Канарь Ивана Александровича к Министерству внутренних дел по Республике Коми о зачете в выслугу лет времени обучения в Высшем профессиональном училище №... (технический лицей), перерасчете пенсии с учетом выслуги лет за период обучения в Высшем профессиональном училище №..., - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья - Н.Н. Чаркова