Дело № 2-7803/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский городской суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Менщиковой М.В.,
при секретаре судебного заседания Мутовкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 01.12.2017 гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонному) о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии, назначении пенсии,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонному) (далее – УПФР в г. Кургане Курганской области) о включении периодов работы с 07.10.1977 по 11.10.1978, с 09.03.1983 по 25.04.1983 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии с 16.11.2016.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что обратился ДД.ММ.ГГГГ в УПФР в г. Кургане Курганской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Решением УПФР г. Кургане Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ№ не включены в льготный стаж на соответствующих видах работ вышеуказанные периоды его работы монтером <данные изъяты>. С решением не согласен.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, от исковых требований в части включения периода с 09.03.1983 по 25.04.1983 работы истца монтером <данные изъяты> в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, отказалась, иные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Определением Курганского городского суда Курганской области от 01.12.2017 отказ ФИО1 от части исковых требований к УПФР в г. Кургане Курганской области принят, производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель ответчика УПФР в г. Кургане Курганской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что период работы истца монтером <данные изъяты> не может быть принят к зачету в стаж, поскольку доказательствами не подтвержден факт работы ФИО1 монтером, занятым на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, что предусмотрено Списком профессий рабочих локомотивных бригад, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном данными Правилами, суммируются периоды следующих работ:
- работа с тяжелыми условиями труда;
- работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
- работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, – на день установления этой страховой пенсии.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В соответствии с подп. «г» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, – Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
На основании Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Из материалов гражданского дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР в г. Кургане Курганской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Решением УПФР в г. Кургане Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в назначении досрочной страховой пенсии ему было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на работах в районах Крайнего Севера (в возрасте <данные изъяты> месяца требуется 11 лет специального стажа, тогда как у истца в наличии 10 лет 11 месяцев 4 дня).
Указанным решением не был включен в стаж на соответствующих видах работ, в том числе, период работы истца в должности монтера <данные изъяты> с 07.10.1977 по 11.10.1978, так как архивной справкой не подтвержден факт работы монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, предусмотренного Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272.
Из записей в трудовой книжке истца, приказа от ДД.ММ.ГГГГ№, архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> следует, что ФИО1 с 07.10.1977 был принят монтером пути 1 разряда на 2-ой околоток в <данные изъяты>, с 11.10.1978 уволен по собственному желанию.
В личной карточке ФИО1 указано, что с 07.10.1977 по 11.10.1978 он работал монтером <данные изъяты>.
Штатными расписаниями на 1977-1978 годы по 2-му околотку предусмотрены: «монтеры пути по текущему содержанию пути» 37,5 шт. ед. в 1977 году, 39,5 шт. ед. – в 1978 году; «бригадиры по текущему содержанию пути» по 3 шт. ед. в 1977 и 1978 годах.
Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов 186016, утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986, и разделом «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих выпуска 3, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Государственного комитета СССР по делам строительства и Секретариата ВЦСПС от 17.07.1985 № 226/125/15-88, предусматривается профессия «монтер пути».
В характеристику работ по профессии «монтер пути» 2 разряда в соответствии с ЕТКС входит: выполнение простейших работ при монтаже, демонтаже и ремонте конструкций верхнего строения пути и наземных линий метрополитена, таких как: раскладка шпал и скреплений вручную; завертывание и вывертывание шурупов в шпалах торцовым ключом; антисептирование шпал и брусьев вручную; комплектование клемм с клеммным болтом и шайбами; демонтаж рельсовых стыков; установка и перестановка путевых знаков и снегозащитной ограды; раскладка по линии фарфоровых изоляторов и кронштейнов; очистка кюветов, водоотводных и нагорных канав; текущий уход и обслуживание стрелочных переводов; очистка и смазка рельсов и стрелочных переводов (кроме централизованных); вырезка балласта из шпальных ящиков до подошвы шпал.
Подразделом 1 «Железнодорожный транспорт и метрополитен» раздела XXX «Транспорт» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», «монтеры пути» не предусмотрены.
Между тем, профессия «монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов» предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, дающим право на досрочное пенсионное обеспечение.
Понятия словосочетаний, содержащихся в наименовании профессии «монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов», раскрываются в Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной заместителем ФИО3 путей сообщения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № ЦП-774 (далее Инструкция).
В соответствии с данной Инструкцией железнодорожный путь состоит из верхнего строения (рельсы, шпалы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения).
Текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте. Оно включает в себя изучение причин появления неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению. В задачу текущего содержания железнодорожного пути входят систематический надзор за комплексом сооружений пути и путевых устройств и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимальными допускаемыми (установленными приказом начальника железной дороги) скоростями.
Основным структурным подразделением путевого хозяйства, осуществляющим текущее содержание пути, является дистанция пути.
Непосредственное выполнение работ по текущему содержанию пути возлагается на путевые бригады, бригады по содержанию искусственных сооружений и земляного полотна, дежурных по переездам.
Организация текущего содержания пути, согласно Инструкции, включает в себя: периодические осмотры и проверки пути, стрелочных переводов, искусственных и других сооружений, переездов и путевых устройств; выполнение неотложных мер по обеспечению безопасности движения поездов с установленными скоростями по результатам осмотра и проверки пути; планирование планово-предупредительных работ по текущему содержанию пути, направленных на предупреждение появления неисправностей пути и продление сроков службы элементов верхнего строения; выполнение планово-предупредительных работ с применением машин и механизмов; оценку технического состояния пути и качества его содержания для целей обеспечения безопасности движения поездов, материального поощрения работников пути и стимулирования работ; подготовку кадров и техническую учебу работников пути.
Согласно приказу Министерства путей сообщения Российской Федерации от 03.04.1997 № 8-Ц «О нормативах труда на текущее содержание пути и стимулировании его качества» к текущему содержанию пути относятся следующие работы: ежедневные осмотры пути; текущее обслуживание земляного полотна и водоотводов, путевых знаков, переездов; исправление пути на пучинах; удаление с пути наледи, очистка от снега стыков и участков пути, требующих его выправки; выправка пути в зимних условиях; вскрытие кюветов для пропуска весенних вод; оправка балластной призмы и другие работы.
Ремонт железнодорожного пути осуществляют путевые машинные станции, то есть механизированные передвижные предприятия путевого хозяйства, выполняющие плановые путевые работы по ремонту пути на эксплуатируемой сети железных дорог, в том числе: реконструкция верхнего строения пути, все виды капитального ремонта, усиленный средний, средний и подъемочный ремонты пути, смена стрелочных переводов, замена рельсов новыми или старогодными, усиление земляного полотна, защита от снежных заносов, затопления пути.
Определением Курганского городского суда Курганской области от 14.09.2017 по делу была назначена экспертиза условий труда истца, проведение которой поручено Главному управлению по труду и занятости населения Курганской области.
Проанализировав документы, представленные в материалы дела, эксперт указал, что о занятости ФИО1 на работах по текущему содержанию пути и искусственных сооружений может свидетельствовать его рабочее место – дистанция пути, назначением которой является текущее содержание пути.
Согласно приказу Минтранса России от 21.12.2010 № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» к интенсивному движению поездов относятся размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных – более 24 пар в сутки; к особо интенсивному движению поездов – количество движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутных более 48 пар в сутки.
Исходя из информации, содержащейся в справке от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой на участке железной дороги <данные изъяты> за период с октября 1977 года по ноябрь 1978 года, с марта 1983 года по апрель 1983 года интенсивность движения поездов на двухпутном участке составила от 90 до 110 пар грузовых поездов в сутки, эксперт Главного управления по труду и занятости населения Курганской области в заключении от ДД.ММ.ГГГГ№-ЭТД пришел к выводу о том, что участок железной дороги <данные изъяты> за период с октября 1977 года по ноябрь 1978 года относился к участкам с интенсивным и особо интенсивным движением поездов.
Исходя из наименования профессии истца, указанного в трудовой книжке как «монтер пути», с учетом наличия в штатном расписании только «монтеров пути по текущему содержанию пути», а также того, что участок магистральных железных дорог, на котором работал истец, являлся участком с интенсивным и особо интенсивным движением поездов, эксперт сделал вывод, что условия труда и характер работы ФИО1 в период с 07.10.1977 по 11.10.1978 на <данные изъяты> соответствуют профессии «монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов», предусмотренной Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272.
В соответствии с п. 5 разъяснения Минтруда от 22.05.1996 № 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, временной нетрудоспособности.
Постоянная занятость истца в течение полного рабочего дня, согласно экспертному заключению, подтверждается копиями карточек расчетов по заработной плате за 1977-1978 годы, в которых указано помесячно количество отработанных истцом дней и (или) часов. Исключениями являются отдельные месяцы, когда количество отработанных истцом дней (или) часов меньше нормы, установленной производственным календарем, которые можно зачесть по фактически отработанному времени.
Согласно ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи с экспертным заключением, учитывая отсутствие со стороны представителя ответчика доказательств, опровергающих выводы эксперта о соответствии условий труда и характера работы ФИО1 монтером пути <данные изъяты> профессии, предусмотренной Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272, в спорный период, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части включения периода работы истца с 07.10.1977 по 11.10.1978 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсия назначается с даты обращения гражданина за ее назначением, но не ранее возникновения права на нее.
С учетом изложенного, а также включения указанного спорного периода в стаж истца, согласно условному расчету представителя ответчика у ФИО1 набирается необходимой продолжительности стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (11 лет), что дает ему право на назначение пенсии с 16.11.2016 (даты достижения истцом <данные изъяты> месяцев).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонному) о включении периода работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии, назначении пенсии удовлетворить.
Возложить обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы на <данные изъяты> с 07.10.1977 по 11.10.1978.
Возложить обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 16.11.2016.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области.
Судья М.В. Менщикова
Мотивированное решение изготовлено 05.12.2017.