ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7803/19 от 31.08.2020 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

У

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Х 31 августа 2020 года

Октябрьский районный суд Х в составе:

председательствующего судьи Шатровой Р.В.,

при секретаре А4,

с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска А5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации Х к А1, А2 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Департамент градостроительства администрации Х обратился в суд с иском к А1, А2 (2002 года рождения) об изъятии Х в Х, прекращении права собственности на указанный объект недвижимости, выселении, признании права собственности на Х в Х за муниципальным образованием Х. Требования мотивированы тем, что жилой Х в Х находится в аварийном состоянии, подлежит сносу, земельный участок, на котором расположен жилой дом, признан подлежащим изъятию для муниципальных нужд. Департаментом градостроительства администрации Х был определен размер возмещения за изымаемое имущество в сумме 1149000 рублей, однако собственники помещения – А1, А2 с размером возмещения не согласны, от подписания соглашения об изъятии отказываются.

В судебном заседании представитель истца Департамента градостроительства администрации Х, третьего лица МКУ Х «Управление капитального строительства» – А7 на удовлетворении исковых требований настаивала.

В судебное заседание ответчики А1, А2 не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены, направили в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. А1 доверила представлять свои интересы своему представителю А8, которая в судебном заседании против удовлетворения исковых требований об изъятии имущества не возражала, однако выразила несогласие с указанной истцом стоимостью имущества, согласились с заключением дополнительной судебной экспертизы относительно стоимости изымаемого имущества.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления Росреестра по Х не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, ходатайство об отложении разбирательства по делу в адрес суда не направил.

Выслушав представителя истца Департамента градостроительства администрации Х, третьего лица МКУ Х «Управление капитального строительства» – А7, представителя ответчика А1А8, заслушав помощника прокурора ХА5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с выкупом земельного участка для государственных и муниципальных нужд, регулируются ст. 279 ГК РФ, согласно которой решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1 указанной статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации У от 00.00.0000 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае применяются нормы ч.ч. 1 – 3, 5 – 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом, положения ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);

3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);

3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);

5) реквизиция (статья 242);

6) конфискация (статья 243);

7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, п. 4 статьи 252, п. 2 статьи 272, ст.ст. 282, 285, 293, п.п. 4 и 5 ст. 1252 настоящего кодекса;

8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;

9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений(в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи в изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Как следует из п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации У от 00.00.0000 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», принудительное отчуждение имущества для государственных и муниципальных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения; выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду.

Судом установлено, что 00.00.0000 года администрацией Х издано распоряжение У-гх о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, жилых помещений непригодными для проживания. Из приложения У к указанному распоряжению следует, что признан аварийным и подлежащим сносу жилой Х в Х.

00.00.0000 года администрацией Х издано распоряжение У-арх об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в том числе земельного участка с кадастровым номером У, расположенного по адресу: Х.

Собственниками Х площадью 49,4 кв.м многоквартирного Х в Х являются А1, А2 по 1/2 доле каждый, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 00.00.0000 года (л.д. 124 – 125).

На регистрационном учете в Х в Х состоят и фактически проживают А1, А2

А1, А2 вручены требования от 00.00.0000 года о сносе жилого Х в Х в срок до 00.00.0000 года, а также разъяснено, что в случае неосуществления сноса жилого дома с другими собственниками, земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом, жилые помещения в доме буду подлежать изъятию для муниципальных нужд. А1, А2 от проведения работ по сносу дома отказались (л.д. 10 – 11).

00.00.0000 года в адрес А1, А2 направлены уведомления о принятом администрацией Х решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирного Х в Х, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу (л.д. 12 – 13).

00.00.0000 года администрацией Х в адрес А1, А2 направлены проекты соглашений об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, согласно которым размер предлагаемой администрацией Х денежной компенсации за изымаемую Х в Х, включая стоимость доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, в том числе долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, стоимость убытков, связанных с их изъятием, составляет по 574500 рублей каждому из собственников (л.д. 21 – 22). 00.00.0000 годаА1, А2 подписан отказ от заключения соглашений об изъятии объектов недвижимого имущества по причине несогласия с результатами оценки.

В связи с тем, что сторонами спора не достигнуто соглашение о выкупной стоимости изымаемого имущества, Департамент градостроительства администрации Х обратился в суд с требованиями о выкупе недвижимого имущества, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности на недвижимое имущество.

Учитывая, что жилой Х в Х признан аварийным и подлежащим сносу, собственники Х против изъятия жилого помещения для муниципальных нужд не возражают, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца об изъятии у А1, А2 по 1/2 доле Х, прекращении их права собственности на жилое помещение после выплаты возмещения за изымаемые объекты.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит определить размер возмещения по 574500 рублей каждому из собственников, ссылаясь на отчет об оценке ООО «Сюрвей-Сервис» (л.д. 25 – 82).

По ходатайству стороны ответчиков определением Октябрьского районного суда Х от 00.00.0000 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза с целью определения стоимости изымаемого имущества; проведение экспертизы поручено ООО «ИнкомОценка».

Согласно заключению эксперта ООО «ИнкомОценка» УЭ рыночная стоимость Х в Х, включая рыночную стоимость доли в праве на общее имущество многоквартирного дома, земельный участок под многоквартирным домом, составляет 2249000 рублей, расходы, связанные с изъятием и на переезд – по 121335 рублей каждому из собственников.

Из экспертного заключения, а также из пояснений эксперта ООО «ИнкомОценка» А6, данных в судебном заседании 00.00.0000 года, следует, что экспертом введена корректировка на тип отделки «бюджетный», при этом, эксперт исходил из того, что до пожара и до его тушения в квартире имелся современный ремонт, экспертом не было учтено фактическое состояние квартиры на момент ее изъятия, а именно применение корректировок о необходимости проведения капитального ремонта, в связи с чем определением Октябрьского районного суда Х от 00.00.0000 года по делу назначена дополнительная оценочная экспертиза с целью определения рыночной стоимости квартиры с учетом ее фактического состояния, имевшего место на дату проведения дополнительной судебной экспертизы.

Согласно дополнительному заключению эксперта ООО «ИнкомОценка» УЭ рыночная стоимость Х в Х, включая рыночную стоимость доли в праве на общее имущество многоквартирного дома, земельный участок под многоквартирным домом, составляет 1668000 рублей.

Указанное экспертное заключение соответствует положениям Федерального закона РФ от 00.00.0000 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, дата составления отчета более приближена ко дню принятия настоящего решения. С данным экспертным заключением в вышеуказанной части ответчики выразили согласие.

Таким образом, стоимость возмещения за жилое помещение, включая рыночную стоимость доли в праве на общее имущество многоквартирного дома, земельный участок под многоквартирным домом, суд определяет в размере 1668000 рублей, то есть по 834000 рублей в пользу каждого из собственников.

При определении размера убытков, причиненных собственникам жилого помещения, суд считает возможным принять во внимание заключение судебного эксперта ООО «ИнкомОценка» УЭ, в соответствии с которым общий размер убытков, включая затраты на аренду (108000 рублей), услуги риэлтора по поиску вариантов аренды (9000 рублей), по поиску вариантов купли-продажи (92470 рублей), расходы на переезд (8000 рублей), удостоверение договора об отчуждении недвижимого имущества (17200 рублей), затраты на оплату государственной пошлины за регистрацию права на квартиру, земельный участок (8000 рублей), составляет 242670 рублей.

Между тем, суд считает необходимым вычесть из указанной экспертом суммы 17 200 рублей – стоимость удостоверения договора об отчуждении недвижимого имущества (нотариальный тариф), поскольку объекты недвижимости изымаются по решению суда, нотариальное удостоверение сделок не потребуется.

Также заслуживают внимания доводы представителя истца о необходимости исключения из размера убытков стоимости затрат на аренду недвижимого имущества на период поиска недвижимости взамен изымаемого (108000 рублей), стоимость услуг риэлтора по поиску вариантов аренды (9000 рублей), стоимости переезда (8000 рублей), поскольку из материалов дела, пояснений представителя ответчика А1А8, данных в судебном заседании, следует, что А1, А2 фактически в Х в Х не проживают.

Кроме того, эксперт определил размер затрат на оплату государственной пошлины за регистрацию права на квартиру, земельный участок в сумме 8000 рублей. Так, п. 22 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ предусматривает размер государственной пошлины за государственную регистрацию права для физических лиц в сумме 2000 рублей. Каждый из ответчиков не лишен права и возможности приобретения взамен принадлежащих им долей в жилом помещении отдельных объектов недвижимости, что повлечет необходимость несения расходов по уплате государственной пошлины по 2000 рублей каждым из ответчиков. Земельный участок под многоквартирным домом как самостоятельный объект недвижимости не изымается, стоимость доли в праве на земельный участок лишь включается в стоимость изымаемой квартиры, в связи с чем суд исключает из расчета эксперта стоимость затрат на оплату государственной пошлины за регистрацию права на земельный участок по 2000 рублей каждым из ответчиков.

Таким образом, размер денежной компенсации за изымаемое имущество и убытков, подлежащих возмещению А1, суд определяет в сумме 882235 рублей, исходя из расчета: 834000 рублей (стоимость 1/2 доли Х в Х, включая рыночную стоимость доли в праве на общее имущество многоквартирного дома, земельный участок под многоквартирным домом) + 48 235 рублей (убытки, исходя из расчета: 92470 : 2 + 2000 государственная пошлина) = 882 235 рублей.

Размер денежной компенсации за изымаемое имущество и убытков, подлежащих возмещению А2, суд также определяет в размере в сумме 882235 рублей, исходя из расчета: 834000 рублей (стоимость 1/2 доли Х в Х, включая рыночную стоимость доли в праве на общее имущество многоквартирного дома, земельный участок под многоквартирным домом) + 48 235 рублей (убытки, исходя из расчета: 92470 : 2 + 2000 государственная пошлина) = 882 235 рублей.

Поскольку отчуждение имущества для государственных и муниципальных нужд возможно только при условии предварительного возмещения, право собственности А1, А2 на объекты недвижимости может быть прекращено после выплаты им возмещения, установленного решением суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно с. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Возможность принудительного снятия гражданина с регистрационного учета предусмотрена статьей 7 Закона РФ от 25.06.1993г. У «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и пунктом 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. У.

Согласно вышеперечисленным нормам снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства осуществляется на основании вступившего в законную силу решения суда при выселении или признании утратившим право пользования жилым помещением.

Судом установлено, что в настоящее время на регистрационном учете в Х в Х состоят А1, А2 Между тем, А1, А2 фактически по месту регистрации не проживают, в связи с чем оснований для удовлетворения иска в части выселения ответчиков из спорного жилого помещения не имеется.

Изъятие у А1, А2 жилого помещения, факт выплаты им соответствующей денежной компенсации являются основанием для прекращения права собственности ответчиков на указанный объект недвижимого имущества, признания права собственности на квартиру за муниципальным образованием Х, а так же основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета в Х в Х в связи с изъятием объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд.

Согласно ч. 3 ст. 95 ГПК РФ эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 96 ГПК РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, стороной, заявившей соответствующую просьбу.

Поскольку ООО «ИнкомОценка» по делу была проведена дополнительная судебная экспертиза, однако до настоящего времени указанная экспертиза сторонами не оплачена, судом при принятии настоящего решения судебная экспертиза принята во внимание, в материалах дела имеется ходатайство экспертного учреждения о возмещении расходов на проведение судебной экспертизы, суд считает необходимым взыскать с Департамента градостроительства администрации Х в пользу ООО «ИнкомОценка» стоимость проведения дополнительной судебной экспертизы в размере 10400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования муниципального образования Х в лице Департамента градостроительства администрации Х к А1, А2 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности удовлетворить частично.

Изъять для муниципальных нужд в собственность муниципального образования Х принадлежащее А1 и А2 по 1/2 доле каждому жилое помещение, расположенное по адресу: Х, общей площадью 49,4 кв.м с кадастровым номером У.

Прекратить право собственности А1 на 1/2 долю Х в Х с кадастровым номером У, после выплаты А1 возмещения в размере 882 235 рублей.

Прекратить право собственности А2 на 1/2 долю Х в Х с кадастровым номером У, после выплаты А2 возмещения в размере 882 235 рублей.

Признать право собственности за муниципальным образованием Х в Х с кадастровым номером У.

Решение суда является основанием для снятия А1, А2 с регистрационного учета по адресу: Х.

В удовлетворении иска в части выселения А1, А2 из Х в Х отказать.

Взыскать с Департамента градостроительства администрации Х в пользу ООО «ИнкомОценка» стоимость проведения дополнительной судебной экспертизы в размере 10400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Хвой суд через Октябрьский районный суд Х в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 00.00.0000 года.