Дело №2-8/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2019 года п.Добринка Липецкой области
Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Наставшевой О.А.,
при секретаре Кашириной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к администрации сельского поселения Петровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности поставить недвижимое имущество на учет как бесхозяйное,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Петровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на гидротехническое сооружение. В обоснование заявленного требования указал, что гидротехническое сооружение пруда на балке без названия в отд.Дружба у с.Покровка, расположенного на территории Петровского сельсовета Добринского района Липецкой области, является бесхозяйным. Исходя из данных, предоставленных управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области от 18.01.2016г. №, указанное выше ГТС в реестре объектов недвижимого имущества государственной собственности Липецкой области не значится. Согласно письму ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» от 20.01.2016г. №, сведения о названой ГТС в областном государственном унитарном предприятии отсутствуют, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о ГТС отсутствуют. Из письма отдела водных ресурсов по Липецкой области от 15.01.2016г. № следует, что названное ГТС относится к гидротехническим сооружениям, повреждение которого может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Обследование ГТС проводилось 04.02.2015г., акт № в ходе комиссионного предпаводкового обследования технического состояния ГТС поверхностного водного объекта. Из акта следует, что вышеуказанное ГТС находится в неудовлетворительном состоянии. ГТС пруда на балке <адрес>, является бесхозяйным, недвижимое имущество не имеет собственника (эксплуатирующую организацию), который обеспечивал бы соблюдение норм и правил безопасности при их эксплуатации и ликвидации, в т.ч. с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций. С учетом изложенного, отсутствие собственника, несущего в соответствии с законодательством бремя содержания сооружения, может повлечь за собой негативные последствия для неопределенного круга лиц, в том числе жителей указанной местности, а также для окружающей природной среды и самого гидротехнического сооружения. На органе местного самоуправления лежит обязанность по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Не принятие мер со стороны органа местного самоуправления по принятию в собственность недвижимого имущества, свидетельствует о невыполнении обязанности по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, так как при отсутствии собственника отмеченное выше гидротехническое сооружение продолжает разрушаться, повышается вероятность возникновения чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения Покровка Петровского сельсовета Добринского муниципального района Липецкой области. Просит суд обязать администрацию сельского поселения Петровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области обратится в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с заявлением о регистрации за собой права собственности на недвижимое имущество – гидротехническое сооружение пруда на балке <адрес>
В процессе рассмотрения гражданского дела истцом были уточнены исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, согласно которых Липецкий межрайонный природоохранный прокурор просил суд обязать администрацию сельского поселения Петровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области поставить недвижимое имущество – гидротехническое сооружение пруда на балке <адрес> на учет как бесхозяйное в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области.
Истец – Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом. Согласно представленного в адрес суда ходатайства, просил суд рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
Ответчик – представитель администрации сельского поселения Петровский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Третье лицо – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом. Причины неявки суду неизвестны.
Третье лицо – представитель Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Третье лицо – представитель отдела водных ресурсов по Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом. Представил в адрес суда заявление, согласно которого просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав письменные материалы гражданского дела и принимая во внимание объяснения истца, изложенные в исковом заявлении, суд приходит к следующему:
Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений" регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 1, 3 указанного выше Федерального закона, данный Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, в т.ч. паводковый водосброс, донный водовыпуск, земляную плотину и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации закреплены в ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ. Исходя из них, ответственность за устройство, надлежащее состояние и оборудование гидротехнических сооружений несет собственник (эксплуатирующая организация) и с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Соответственно, обязанность по осуществлению мер по устройству, обеспечению соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружении при эксплуатации и т.д. также возложена на местную администрацию. При этом согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с ч.1,2 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Судом установлено:
На территории сельского поселения Петровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области расположено ГТС пруда на балке <адрес>
Согласно данным из УФРС право собственности на указанное ГТС не зарегистрировано, также последнее по настоящее время не поставлено на учет как бесхозяйное недвижимое имущество. Какие-либо сведения об указанном объекте отсутствуют.
Решением Добринского районного суда Липецкой области от 23.03.2016г. по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к администрации сельского поселения Петровский сельский совет о постановке гидротехнического сооружения на учет как бесхозного удовлетворены. На ответчика возложена обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества: гидротехническое сооружение пруда на балке <адрес> Решение суда вступило в законную силу.
Данное решение суда имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, обстоятельства, установленные судом не подлежат доказыванию вновь (ч.2 ст.61 ГПК РФ).
На основании вышеуказанного решения суда Добринским РО УФССП России по Липецкой области было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Постановлением судебного пристава – исполнителя от 27.03.2017г. исполнительное производство было окончено на основании п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Основанием для окончания исполнительного производство послужила предоставленная должником расписка в получении документов на государственный кадастровый учет от 24.07.2017 г.
Однако как установлено судом, администрация с/п Петровский с/с обратилась в УФРС с заявлением о постановке на учет указанного имущества как бесхозяйного, но имущество на данный момент не имеет данного статуса, т.е. постановка на учет фактически не произведена ответчиком. Данное обстоятельство подтверждается сведениями ЕГРН, ответом УФРС.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. № 931.
В соответствии с п.3 указанного порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» содержит указания на основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка – п.4 Порядка.
Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации- п.6 Порядка.
Приложения определяются в соответствии с ч.16 ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно копии расписки в получении документов на государственный кадастровый учет, ответчиком в УФРС поданы следующие документы: заявление, решение о вступлении в должность, копия решения суда.
Вместе с тем, постановка на учет бесхозяйной недвижимой вещи предполагает предоставление не только заявления, но иных документов, определенных Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» в случае отсутствия сведений в ЕГРН об объекте недвижимости.
Доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком не представлено.
При установленных судом обстоятельствах, требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к администрации сельского поселения Петровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности поставить недвижимое имущество на учет как бесхозяйное удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Петровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области поставить недвижимое имущество – гидротехническое сооружение пруда на балке <адрес>, на учет как бесхозяйное в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Добринский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья Наставшева О.А.
Мотивированное решение изготовлено 22.01.2019г.