ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-780/2013 от 06.11.2013 Вилюйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-780/2013 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 ноября 2013 года       г. Вилюйск

Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Мартынова Н.С., с участием старшего помощника прокурора Вилюйского района Андреева В.В., представителя районного Совета депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» Томской П.С., при секретаре Константиновой Л.K., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление заместителя прокурора Вилюйского района Смирникова А.Г. к районному Совету депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» о признании незаконным бездействие представительного органа муниципального района «Вилюйский улус (район)» - районный Совет депутатов по не приведению Устава муниципального района «Вилюйский улус (район)» в соответствии с действующим законодательством и о возложении обязанности привести Устав муниципального района в соответствии с действующим законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Вилюйского района Смирников А.Г. обратился в суд с заявлением к районному Совету депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» о признании незаконным бездействие представительного органа муниципального района «Вилюйский улус (район)» в соответствии с действующим законодательством и о возложении обязанности привести Устав муниципального района в соответствии с действующим законодательством.

Прокуратурой Вилюйского района в рамках осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства установлено, что Устав муниципального района "Вилюйский улус (район)" противоречит федеральному законодательству.

Так, в настоящее время действующий устав муниципального района, принятый решением Районного совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ за №***** и зарегистрированный в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), обнародованный в установленном порядке, противоречит требованиям действующего федерального законодательства, поскольку не внесены соответствующие изменения.

Так, Федеральным Законом РФ от 7 мая 2013 года № 98-ФЗ внесены изменения в пункт 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» слова "выдача разрешений на установку" заменить словами "утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию", слово "вновь" исключить;

Федеральным законом РФ № 102-ФЗ от 7 мая 2013 года статья 36 (глава муниципального образования) Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации дополнена частью 6.1 следующего содержания:

"6.1. Полномочия главы муниципального района, главы городского округа прекращаются досрочно также в связи с-утратой доверия Президента Российской Федерации в случаях:

1) несоблюдения главой муниципального района, главой городского округа, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";

2) установления в отношении избранных на муниципальных выборах главы муниципального района, главы городского округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанные лица были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах соответственно главы муниципального района, главы городского округа.".

В соответствии с подпунктом 1 п. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Представительным органом данного муниципального района является районный Совет депутатов. Одним из полномочий Совета является принятие Устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений.

Устав муниципального района является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории района.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам российской Федерации, а также конституциям, уставам, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Однако в нарушении п.6 ст.44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» районным Советом MP «Вилюйский улус» до настоящего момента не внесены изменения и дополнения в Устав муниципального района «Вилюйский улус» в соответствии с Федеральными законами РФ от 7 мая 2013 года № 98- ФЗ, от 7 мая 2013 года № 102-ФЗ.

В силу ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция РФ и федеральные законы имеет верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении органом местного самоуправления непосредственных интересов Российской федерации, а именно принципов верховенства закона и единства и укрепления законности на территории Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ № 131-Ф3 Устав муниципального образования является одной из правовых основ местного самоуправления.

Устав - основной нормативный правовой акт муниципального образования. Устав обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Это означает, что все акты, принимаемые органами местного самоуправления или местным сообществом, непосредственно должны соответствовать уставу, заложенной в нем концепции, принципам и нормам. Высшая юридическая сила или верховенство устава муниципального образования означает также и необходимость следования всеми субъектами права, расположенными на территории муниципального образования, тем правилам, которые заложены в уставе муниципального образования.

Устав, будучи основным нормативным правовым актом на территории муниципального образования, определяет деятельность представительных и исполнительных органов местного самоуправления, поэтому его соответствие закону в значительной степени гарантирует законность действий выборных должностных лиц и муниципальных служащих. Устав систематизирует все принципы и основные начала организации и деятельности органов местной власти. Устав регулирует отношения, которые затрагивают все стороны всех сфер жизнедеятельности местного сообщества, связанные с решением вопросов местного значения.

Нормативная и правоприменительная деятельность органов муниципального образования создает соответствующий правовой режим на территории муниципалитета, обеспечивает правопорядок и законность, в связи с чем соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству имеет существенное значение.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона РФ № 131-Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральному закону РФ № 131-Ф3, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Федеральным и региональным законодательством сроки приведения в соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству не установлены.

Вместе с тем, рассматривая указанный вопрос, необходимо учитывать положения гражданского процессуального законодательства.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

В данном случае применению подлежит ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», согласно которой после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Вышеизложенное означает, что несоответствие основного нормативного правового акта муниципального образования действующему федеральному законодательству влечет за собой нарушение прав и законных интересов Российской Федерации. С момента вступления в законную силу указанных решений прошло около 6 месяцев, однако действий по приведению устава в соответствии с федеральным законодательством не выполнены.

В судебном заседании старший помощник прокурора Вилюйского района Андреев В.В. поддержал заявление и привел доводы, изложенные в заявлении заместителя прокурора района Смирникова А. Г.

В судебном заседании представитель районного Совета депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» Томская П.С. не поддержала заявление и пояснила, что из-за ряда причин до сегодняшнего дня не внесены изменения в Устав муниципального района «Вилюйский улус (район)». ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы муниципального района Винокуровым С.Н. назначены публичные слушания по проекту муниципального правого акта «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района «Вилюйский улус (район)». ДД.ММ.ГГГГ проект решения опубликован в районной газете «Олох суола». ДД.ММ.ГГГГ закончил свою работу 2 созыв районного Совета депутатов. ДД.ММ.ГГГГ прошли выборы в районный Совет депутатов MP «Вилюйский улус (район)». ДД.ММ.ГГГГ прошла внеочередная сессия районного Совета депутатов, где был избран председатель. ДД.ММ.ГГГГ внеочередная сессия районного Совета депутатов не состоялась. Рассмотрение вопроса о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района «Вилюйский улус (район)» без образования и утверждения состава постоянных комиссий районного Совета депутатов было невозможно. ДД.ММ.ГГГГ проведена 2 (внеочередная) сессия районного Совета депутатов 3 созыва, образован и утвержден состав постоянных комиссий районного Совета депутатов. ДД.ММ.ГГГГ на 3 (внеочередной) сессии районного Совета депутатов утверждена на повестке дня вопрос о внесении изменений в Устав муниципального района «Вилюйский улус (район)».

Суд, заслушав пояснения старшего помощника прокурора Вилюйского района Андреева В.В., представителя районного Совета депутатов MP «Вилюйский улус (район)» Томскую П.С., изучив материалы дела, приходит к следующему.

Действующий в настоящее время Устав муниципального района «Вилюйский улус (район)», принятый решением районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированный в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), обнародованный в установленном порядке, противоречит требованиям действующего федерального законодательства, поскольку не внесены соответствующие изменения.

Федеральным Законом РФ от 7 мая 2013 года № 98-ФЗ внесены изменения в пункт 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона РФ № 131-ФЭ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» слова "выдача разрешений на установку" заменить словами "утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию", слово "вновь" исключить;

Федеральным законом РФ от 7 мая 2013 года № 102-ФЗ статья 36 (глава муниципального образования) Федерального закона РФ № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации дополнена частью 6.1 следующего содержания:

"6.1. Полномочия главы муниципального района, главы городского округа прекращаются досрочно также в связи с-утратой доверия Президента Российской Федерации в случаях:

1) несоблюдения главой муниципального района, главой городского округа, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";

2) установления в отношении избранных на муниципальных выборах главы муниципального района, главы городского округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанные лица были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах соответственно главы муниципального района, главы городского округа.".

В соответствии с подпунктом 1 п. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Представительным органом данного муниципального района является районный Совет депутатов муниципального района. Одним из полномочий Совета является принятие Устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений.

Устав муниципального района является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории района.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям, уставам, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В нарушение п. 6 ст. 44 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» районным Советом муниципального района «Вилюйский улус» до настоящего момента не внесены изменения и дополнения в Устав муниципального района «Вилюйский улус» в соответствии с Федеральными законами РФ от 7 мая 2013 года № 98-ФЗ, от 7 мая 2013 года № 102-ФЗ.

Согласно ст. 17 Федерального закона РФ № 131-Ф3 от 06.10.2003 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации.

Нормативная и правоприменительная деятельность органов муниципального образования создает соответствующий правовой режим на территории муниципалитета, обеспечивает правопорядок и законность, в связи с чем соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству имеет существенное значение.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона РФ № 131-Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральному закона № 131-Ф3, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Федеральным и региональным законодательством сроки приведения в соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству не установлены.

Вместе с тем, рассматривая указанный вопрос, необходимо учитывать положения гражданского процессуального законодательства.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

В данном случае применению подлежит ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», согласно которой после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Вышеизложенное означает, что несоответствие основного нормативного правового акта муниципального образования действующему федеральному законодательству влечет за собой нарушение прав и законных интересов Российской Федерации. С момента вступления в законную силу указанных решений прошло около 6 месяцев, однако действий по приведению устава в соответствии с федеральным законодательством не выполнены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 251, 253 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Удовлетворить заявление заместителя прокурора Вилюйского района Смирникова А. Г..

Признать незаконным бездействие представительного органа муниципального района «Вилюйский улус (район)» - районный Совет депутатов по не приведению Устава муниципального района «Вилюйский улус (район)» в соответствие с требованиями Федеральных законов Российской Федерации от 7 мая 2013 года № 98-ФЗ и от 7 мая 2013 года № 102-ФЗ.

Обязать представительный орган муниципального района «Вилюйский улус (район)» - районный Совет депутатов на очередной сессии депутатов привести Устав муниципального района в соответствии с Федеральными законами от 7 мая 2013 года № 98-ФЗ и от 7 мая 2013 года № 102-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца после получения копии мотивированного решения.

Председательствующий п/п Н. С. Мартынов

Копия верна.

Судья         Н. С. Мартынов