РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Краснодар 22 марта 2013 года
Судья Октябрьского районного суда СТАРИКОВА М.А.
при секретаре Цукановой З.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий ИФНС России № 5 по г. Краснодару.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным действия Инспекции ФНС №5 по г. Краснодару по направлению материалов налоговой проверки ОАО «Темп» по результатам проверки правильности исчисления и уплаты НДС и налога на прибыль за период с 01.01.2008г по 28.02.2010г в Следственный отдел по Карасунскому округу г. Краснодара СУ СК РФ по Краснодарскому краю; обязать устранить допущенные нарушения посредством отзыва указанных материалов из следственных органов.
В обоснование заявления указал, что ИФНС России № 5 по г. Краснодару были направлены материалы налоговой проверки в СО по КО г. Краснодара СУ СК РФ по КК о совершении им, ФИО1 налогового правонарушения, имеющего признаки преступления.
Считает, что указанными действиями нарушаются его права и свободы, поскольку направление материалов налоговой проверки в следственные органы является поводом для возбуждения уголовного дела в отношении заявителя. Вместе с тем, по мнению заявителя, у Инспекции ФНС №5 по г. Краснодара отсутствовали основания для направления материалов налоговой проверки, и действия Инспекции ФНС №5 по г. Краснодару не соответствуют требованиям п. 3 ст. 32 Налогового кодекса РФ, которым предусмотрено, что материалы налоговой проверки могут быть направлены налоговой службой в следственные органы только после истечения двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику налоговым органом.
В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица в зал судебного заседания не явился, о времени и месте слушания дела был извещен должным образом, о причинах своей неявки суду не сообщил.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993г №4866-1 каждый гражданин может обжаловать действия по предоставлению официальной информации. К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).
Согласно п. 1.1. ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198-199.2 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Судом установлено, что ФИО1 являлся директором ОАО «Темп» в период, за который проводилась налоговая проверка с 01.01.2008г по 28.02.2010г. Таким образом, действия налоговой службы по направлению материалов налоговой проверки в следственные органы непосредственно затрагивают права заявителя.
Нормы п. 3 ст. 32 Налогового кодекса РФ и п. 1.1. ст. 140 УПК РФ предусматривают особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении лица по налоговым преступлениям, соблюдение которого обязательно как для следственных органов, так и для налоговой службы.
Согласно п. 3 ст. 32 Налогового кодекса РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198-199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Таким образом, направление материалов налоговой проверки в следственные органы налоговыми органами законом поставлена в зависимость от направления налогоплательщику требования об уплате налога и истечения двух месяцев со для истечения срока исполнения данного требования налогоплательщиком. Следовательно, материалы налоговой проверки не могут быть направлены в следственные органы, и уголовное дело не может быть возбуждено, если налоговым органом нарушены требования п. 3 ст. 32 Налогового кодекса РФ, а именно, если не было направлено требование налогоплательщику или не истекли два месяца со дня истечения срока исполнения данного требования.
В соответствии с п. 3 ст. 46 Налогового кодекса налоговый орган имеет право принять решение о взыскании налога после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
По смыслу ст. 69 Налогового кодекса РФ направление требования об уплате налога (сбора) налоговым органом есть обязательное условие принудительного вменения налогоплательщику налоговой обязанности по оплате налога (сбора), без которого налоговая обязанность не может считаться наступившей.
Поэтому, исходя из того, что налогоплательщиком является не сам ФИО1, а ОАО «Темп», то невыполнение норм п. 3 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговым органом по направлению налогоплательщику требования об уплате налога (сбора) означало бы не допустимую с точки зрения закона возможность возбуждения уголовного дела в отношении лица, осуществлявшего управленческие функции в организации-налогоплательщике, в состоянии, когда налоговая обязанность по оплате налога (сбора) организацией-налогоплательщиком не считается наступившей.
Инспекцией ФНС №5 по г. Краснодару не представлено доказательств направления требования ОАО «Темп» по оплате налогов (сборов), выявленных налоговой проверкой за период с 01.01.2008г по 28.02.2010г. Таким образом, действия Инспекции ФНС №5 по г. Краснодару по направлению материалов налоговой проверки в следственные органы являются незаконными и нарушают права и свободы заявителя, так как являются не соответствующим закону поводом для возбуждения уголовного дела в отношении заявителя.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что Инспекцией ФНС №5 по г. Краснодару также нарушены нормы ст. 100 Налогового кодекса РФ, возлагающих на налоговые органы обязанность направлять налогоплательщику акт налоговой проверки и предоставить возможность участвовать в процедуре принятия решения налоговым органом.
Согласно п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ нарушение налоговым органом требований законодательства о порядке принятия решений налоговым органом, влекущим возникновение обязанностей налогоплательщика, является основанием для отмены решения налогового органа, в частности, если имеется нарушение существенных условий процедуры принятия решения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Инспекцией ФНС №5 по г. Краснодару не представлено доказательств направления ОАО «Темп» акта налоговой проверки и предоставления возможности представить свои доводы по акту. Данное нарушение является существенным нарушением процедуры принятия решения налоговым органом, соответственно, позволяет суду сделать вывод о незаконности действий Инспекции ФНС №5 по г. Краснодару по вменению ОАО «Темп» обязанности по оплате налогов, выявленных за период 01.01.2008г по 28.02.2010г.
Руководствуясь ст. 254 ГПК, ст. 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993г №4866-1, ст.ст. 32, 46, 69, 100, 101 Налогового кодекса РФ, ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия Инспекции федеральной налоговой службы России №5 по г. Краснодару, выразившиеся в направлении материалов налоговой проверки ОАО «Темп» по результатам проверки правильности исчисления и уплаты НДС и налога на прибыль за период с 01.01.2008 по 28.02.2010г в Следственный отдел по Карасунскому округу г. Краснодара Следственного управления Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю.
Инспекции федеральной налоговой службы России №5 по г. Краснодару устранить допущенные нарушения посредством отзыва указанных материалов из Следственного отдела по Карасунскому округу г. Краснодара Следственного управления Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено: 22.03.2013 г.
Судья -