ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-780/2016 от 01.03.2016 Железнодорожного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № .....

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 марта 2016 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Скулковой Л.И.,

при секретаре Коротковой Н.В.,

с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Воронежа ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Железнодорожного района г. Воронежа в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной,

установил:

Прокурор Железнодорожного района г. Воронежа в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации запрещенной, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города по заданию прокуратуры Воронежской области № ..... от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, реализации алкогольной продукции через «Интернет». Проведенным мониторингом посредством услуг связи, оказываемых прокуратуре района, установлено, что на сайте http://pivovrn.соm/ осуществляется деятельность по продаже алкогольной продукции с использованием информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Указанный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению указанным способом.

На основании изложенного заявитель просит суд признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом: ........., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено и копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Воронежа ФИО2 заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом (л.д. 16).

Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.

Выслушав заключение помощника прокурора Железнодорожного района г. Воронежа ФИО2, полагавшей об удовлетворении заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, заявление подано прокурором в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 года N 2202-1 и ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Федерального закона № 149-ФЗ) установлено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 6 приведенного Закона, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города по заданию прокуратуры Воронежской области № ..... от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, реализации алкогольной продукции через «Интернет» (л.д. 8-9).

Проведенным мониторингом посредством услуг связи, оказываемых прокуратуре района, установлено, что на сайте ......... осуществляется деятельность по продаже алкогольной продукции с использованием информационно-коммуникационной сети «Интернет». Указанный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению указанным способом, что подтверждается актом осмотра интернет – сайтов от 28.01.2016 года (л.д. 10-12).

Статьей 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федерального закона №171-ФЗ) государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Согласно положениям п. 3 ст. 454 Гражданского кодекса РФ особенности купли-продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 настоящего Федерального закона запрещается.

В силу п. 1 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

Таким образом, заключая договор купли-продажи алкогольной продукции дистанционным способом, продавец не имеет возможности убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать документ, удостоверяющий личность.

Кроме того, в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом (далее - Правила).

Так, в п. 5 указанных Правил закреплено, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции.

В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция — пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно п. 13.1 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода.

Материалами дела подтверждается, что с Интернет-сайта ......... фактически осуществляется розничная продажа пива дистанционным способом неограниченному кругу лиц, на нем содержится прейскурант цен на данную продукцию, порядок ее доставки и оплаты, контактный телефон.

Вход па вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет- пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Таким образом, размещенные на страницах указанного сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, а также распространение материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Кроме того, нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции образует состав административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа. В частности, статьей 14.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; статьей 14.15 КоАП РФ - за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, статьей 14.16 КоАП РФ - за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Кроме того, Уголовным кодексом Российской Федерации установлена уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно (ст. 151.1 УК РФ).

Статьями 171.1, 238 УК РФ установлена уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированной алкогольной продукции акцизными марками и производство, хранение, перевозку либо сбыт алкогольной продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, соответственно.

Изучение информации, указанной на Интернет-сайте ........., показало, что предлагаемая к реализации алкогольная продукция не содержит всей информации, установленной пунктом 3 статьи 11 Федерального Закона № 171-ФЗ, представлена без сопроводительных документов, сертификатов соответствия и др.

Таким образом, из перечисленных правовых норм в их взаимосвязи следует, что распространение информации о реализации алкогольной продукции посредством использования сети «Интернет» является незаконным.

В силу со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ N 149, - в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

В целях ограничения доступа к информации на странице сайта необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На момент проверки указатель сайта ......... в этом реестре отсутствует.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Правила).

Согласно пунктам 2,3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях ограничения доступа к странице сайта: ........., содержащего запрещенную информацию, необходимо внести данные сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На момент проверки и принятия судом решения указатель сайта ......... в реестре отсутствует (.........).

При этом в силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ решение суда является основанием для включения в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Железнодорожного района г. Воронежа в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом: ........., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения указанного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца в апелляционном порядке.

Председательствующий Скулкова Л.И.