Дело №2-780/2021
УИД: 23RS0003-01-2021-000539-559
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2021 года город-курорт Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Карпенко О.Н.
при секретаре Мосоян М.М.,
с участием: истца Новопашиной Н.М., представителя ответчика АО «Теплоэнерго» - Яковенко Н.Ю. действующей на основании доверенности от 18.12.2020г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к АО «Теплоэнерго» о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Новопашина Н.М. обратилась в суд с исковым заявлением к АО «Теплоэнерго» о взыскании денежных средств.
В обоснование заявленных требований указывает, что АО «Теплоэнерго» является ресурсно-снабжающей организацией, предоставляющей коммунальную услугу по отоплению <адрес>. Отопление подразумевает подачу тепловой энергии для поддержания в жилых помещениях многоквартирного дома температуру не ниже +18 градусов, снижение которой в дневное время не допускается. В период с 01.10.2020г. по 31.10.2020г. коммунальные услуги по отоплению по указанному адресу не предоставлялись, отопление в указанный период в доме было отключено в течение всего месяца. Отопление подано лишь 06.11.2020г. При этом АО «Теплоэнерго» по лицевому счету № выставлена задолженность за октябрь в сумме 3 666,45 рублейза услугу отопления, которая фактически не предоставлялась.
Истец указывает, что действия ответчика доставили ей нравственные страдания, выразившиеся в обмане ее и постоянных нервных переживаниях. В результате нарушения ответчиком прав истца она вынуждена обращаться за их защитой в суд, что само по себе отрицательно сказывается на ее моральном состоянии. Сумму морального вреда истец оценивает в 1 000 рублей.
На основании вышеизложенного просит в связи с полным отсутствием предоставления коммунальной услуги по отоплению в период с 01 по 31 октября 2020г. по адресу <адрес> обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по лицевому счету 00001385200, исключив из него плату за отопление за октябрь 2020 года в сумме 3 666,45 рублей; взыскать с АО «Теплоэнерго» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штраф в размере 50% от присужденной суммы.
В судебном заседании истец Новопашина Н.М. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, дала пояснения, аналогичные иску.
Представитель ответчика АО «Теплоэнерго» - Яковенко Н.Ю. действующая на основании доверенности от 18.12.2020г., в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, огласив и исследовав представленные письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований иска по следующим основаниям.
Судом установлено, что АО «Теплоэнерго» является ресурсно-снабжающей организацией, предоставляющей коммунальную услугу по отоплению <адрес>.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 организация является исполнителем по договору предоставления коммунальных услуг, заключенному путем совершения потребителем конклюдентных действий (а именно путем фактического потребления услуг с даты приобретения мной в собственность указанной квартиры).
В соответствии с требованиями названных Правил предоставление коммунальных услуг по отоплению осуществляется исполнителем круглосуточно в течение отопительного периода, т.е. бесперебойно либо с перерывами не более следующей длительности: 24 часа суммарно в течение одного месяца, не более 16 часов единовременно при температуре в помещении больше +12; 10 часов единовременно при температуре от +10 до +12 и не более 4 часов при температуре от +8 до +10.Отопление подразумевает подачу тепловой энергии для поддержания в жилых помещениях многоквартирного дома температуру не ниже +18 градусов, снижение которой в дневное время не допускается.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Обосновывая заявленные требования, истец ссылается на то, что в период с 01.10.2020г. по 31.10.2020г. коммунальные услуги по отоплению по адресу <адрес> не предоставлялись, отопление в указанный период в доме было отключено в течение всего месяца и подано лишь 06.11.2020г. При этом АО «Теплоэнерго» по лицевому счету № выставлена задолженность за октябрь в сумме 3 666,45 рублей за услугу отопления, которая фактически не предоставлялась.
Истец считает, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Частью 1 статьи 781 ГК РФ установлен принцип оплаты за фактически оказанные услуги. Централизованное теплоснабжение граждан - пользователей помещений в многоквартирных домах рассматривается действующим законодательством в качестве возмездной услуги, одной из коммунальных услуг (п.4 ст.154 ЖК РФ).
Согласно п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пункт 37 Правил устанавливает, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Пунктом 41 Правил установлено, что потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении.
В силу требований п.42 Правил в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2.1, 2.3 и 2.4 приложения №2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Норматив потребления коммунальной услуги – это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.
Из совокупного толкования норм ст.544 ГК РФ и ч.1 ст.157 ЖК РФ следует, что целью установления норматива потребления является обеспечение возможности расчетным путем определить объем потребленной коммунальной услуги при отсутствии прибора учета. Эта цель не может быть достигнута при применении норматива потребления и расчете платы за коммунальную услугу в периоды, когда услуга не оказывалась и не потреблялась. Потребление тепловой энергии начинается с момента фактического пуска тепла в конкретном доме и заканчивается в момент фактического отключения отопления в этом доме. В периоды, когда отопление жилого дома не осуществляется, коммунальная услуга по отоплению не потребляется, а, следовательно, оплата за нее не может начисляться.
Этот вывод согласуется с требованиями пунктов 98-100 Правил, предусматривающих изменение размера платы за коммунальную услугу при перерывах в ее предоставлении в течение расчетного периода путем исключения из оплаты периодов, когда услуга не предоставлялась. В частности, п.100 Правил установлено, что объем (количество) не предоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в жилом помещении при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности не предоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги.
Согласно п.101 Правил при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением №1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148 53 настоящих Правил, размер платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества подлежит уменьшению в порядке, предусмотренном приложением №3 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
11.11.2020г. истцом Новопашиной Н.М. в адрес руководителя АО «Теплоэнергия» была направлена письменная претензия с требованиями произвести перерасчет по лицевому счету по №, исключив из него плату за отопление в период с 01 по 31 октября 2020г. Указанная претензия ответчиком получена 16.11.2020г., о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции № от 16.11.2020г.
Ответчиком был дан истцу ответ на претензию, содержащий отказ в удовлетворении предъявленных требований с объяснением причин отказа, а именно - почему в домах, необорудованных общедомовыми приборами учета отопления, оплата за отопление происходит не за фактическое потребление - со дня включения отопления по день его отключения, а по нормативу; истцу были даны ссылки на нормативные акты.
Не согласившись с данным ответом ответчика, Новопашина Н.М. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно представленному в материалы дела письму генерального директора АО «Теплоэнерго» Заварзина А.В. (исх. № 1744 от 10.12.2020г.) начисление платы за октябрь 2020 года зауслугу «отопление» произведено в соответствии с действующим законодательством.При расчете платы за коммунальную услугу «отопление» используются положения «Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354.Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают отдельный порядок расчетов платы за отопление для каждой конкретной ситуации в зависимости от разных факторов, в том числе наличия/отсутствия общедомового прибора учета в многоквартирном доме. В частности, согласно п.42.1 Правил в МКД, не оборудованным общедомовыми приборами учета, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.Уполномоченным органом субъекта РФ, то есть Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края, нормативы определены исходя из продолжительности отопительного периода, равного 7 календарным месяцам во всех муниципальных образованиях Краснодарского края за исключением городского округа Сочи (приказ Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10.01.2017г. №1/2017-нп). Расчет платы за тепловую энергию для нужд отопления для многоквартирных жилых домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, производится исходя из нормативного потребления вне зависимости от фактической продолжительности отопительного периода. Величина норматива потребления тепловой энергии на отопление в зависимости от этажности многоквартирного дома, утверждена Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012г. № 2/2012-нп, для домов этажностью от 1 до 4 - составляет 0,0185 Гкал на 1 м2 общей площади помещения, длядомов этажностью от 5 до 9 - составляет 0,0154 Гкал на 1 м2 общей площади помещения, для домов этажностью свыше 10 - составляет 0,0136 Гкал на 1 м2 общей площади помещения.Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива, и не предусматривает возможность корректировки, исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням, поскольку в многоквартирном жилом доме по адресу: г.-к. Анапа, ул. Толстого, д.61 отсутствует общедомовой прибор учета.Перерасчет норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению неправомерен.Исходя из вышесказанного, АО «Теплоэнерго» не находит правовых оснований для произведения перерасчета.
В соответствии с ч.8 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники - потребители тепловой энергии в многоквартирных домах обязаны установить приборы учета используемой тепловой энергии до 01.01.2019г. Если собственники не исполнят требования законодательства в установленный срок и не установят приборы учета самостоятельно, то установку прибора учета вынуждена будет проводить ресурсоснабжающая организация - в рассрочку на пять лет равными долями. При этом в ст. 8 указанного Федерального закона приводятся критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых и индивидуальных приборов учета тепловой энергии.
Судом установлено, что в рамках соблюдения требований 261-ФЗ по иску Анапской межрайонной прокуратуры Анапским городским судом было рассмотрено гражданское дело №2а-4922/2015 об обязании установки коллективного прибора учета тепловой энергии в многоквартирных домах АО «Теплоэнерго». Решение суда по данному делу вступило в законную силу и в настоящее время АО «Теплоэнерго» исполнено в полном объеме: во всех домах, где имелась техническая возможность, установлены приборы учета тепла. Однако в <адрес>, в котором проживает истец Новопашина Н.М., такая техническая возможность отсутствует.
На дату рассмотрения спора установлено отсутствие у <адрес> отдельного прибора учета потребленной тепловой энергии.
Частью первой статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно п.42.1 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. Правом принятия решения о выборе способа оплаты отопления обладают исключительно органы государственной власти субъектов РФ.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме и в случае наличия обязанности установки таких приборов учета в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением повышающего коэффициента.
Тарифы и нормативы энергопотребления устанавливаются уполномоченным органом: Департаментом РЭК - цен и тарифов Краснодарского края, размещаются на официальном сайте администрации Краснодарского края и являются общедоступными для неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.3.3 Положения о РЭК - департаменте, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002г. № 652 «О региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края», одной из функций РЭК-департамента является утверждение нормативов потребления коммунальных услуг.
Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10.01.2017г. № 1/2017-нп «О внесении изменения в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012г. № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные на отопительный период, которые определены исходя из продолжительности отопительного периода, равного 7 календарным месяцам, во всех муниципальных образованиях Краснодарского края, за исключением городского округа Сочи, где продолжительность отопительного периода равна 6 календарным месяцам.
При определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306.
Согласно п.29 Правил №306, «в норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги».
При определении количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Qo) продолжительность отопительного периода принималась на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет по каждому району (по распоряжениям глав муниципальных образований о начале и об окончании отопительного периода).
В Правилах №306 используется понятие «отопительный период»», равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде). В городе-курорте Анапа средняя за пять лет продолжительность отопительного периода составляет 183 дня, что соответствует 7 неполным календарным месяцам. Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом (Qo), поделено на 7 месяцев. Если период, равный продолжительности отопительного периода, принять равным 6 месяцев (что противоречит Правилам №306), норматив увеличится на 14,3%.
В части расчетов за коммунальную услугу по отоплению, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» не предусмотрено возможности расчета платы за отопление исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
В разъяснительном письме Минстроя России от 23.11.2015г. №38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням, приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии.
С учетом вышеприведенных правовых норм и правил, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Расчетный период для оплаты за отопление составляет в Краснодарском крае 7 календарных месяцев - с октября по апрель. Вне зависимости от того, когда фактически стартовал отопительный период, и когда на самом деле поступило тепло в квартиры потребителей.
Представитель ответчика АО «Теплоэнерго» Яковенко Н.Ю. в судебном заседании пояснила, что плата за отопление рассчитывается по нормативу, утвержденному Региональной энергетической комиссией (РЭК). Норму подачи тепла, предусмотренную этим документом, исходя из площади квартир, умножают на действующий тариф и получают всю сумму, которую надо заплатить за отопление с осени по весну. После чего эту сумму равными долями делят на 7 месяцев, то есть в октябре, январе или в апреле придется заплатить за тепло одинаково, не зависимо от того, какая будет температура воздуха за окном и осуществлялось ли отопление в этот период или нет. В настоящее время на территории Краснодарского края расчеты за отопление производятся в отопительный период, что, по мнению РЭК - департамента является целесообразным по причине поступления оплаты потребителями поставщику услуг теплоснабжения в период потребления последним энергетических ресурсов.
Из представленных материалов дела следует, что прибор учета тепловой энергии многоквартирного жилого <адрес> не установлен, в связи с чем в рассматриваемом случае начисления оплаты стоимости потребленной тепловой энергии жителям производятся исходя из установленных тарифов и нормативов потребления, формула для начисления платы за указанные ресурсы определена постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г.№ 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а значит основание для перерасчета начисления по лицевому счету 00001385200 и исключения из него платы за отопление за октябрь 2020 года в сумме 3 666,45 рублей отсутствует.
В соответствии с п.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч.1 ст.118 Конституции Российской Федерации), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
В силу п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Поскольку обстоятельства, на которые истец Новопашина Н.М. ссылается в исковом заявлении как на основания своих требований, в соответствии со ст.56 ГПК РФ истцом не доказаны, суд признает заявленные исковые требования не законными и не обоснованными.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Акционерному обществу «Теплоэнерго» о взыскании денежных средств – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме через Анапский городской суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2021 года.