ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7811/2015 от 28.12.2015 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Гражданское дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 декабря 2015 года г. Улан-Удэ

Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ РБ Усольцева Л.А.,

при секретаре Хаташкеевой Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыренжапова Н.Д. к Министерству финансов РФ в лице УФК по РБ о взыскании уплаченных денежных средств за коммунальные услуги в порядке реализации льготы многодетной семьи,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, Цыренжапов Н.Д. просил взыскать с ответчика денежные средства в размере руб., уплаченные за коммунальные услуги (отопление) за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, и уплаченную госпошлину в размере рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что семья истца Цыренжапова Н.Д. является многодетной, имеет четверых детей: А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ц., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Н., ДД.ММ.ГГГГ г.... на получение льготы по оплате коммунальных услуг у истца возникло на основании Указа Президента РФ от 05.05.1998 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», которым предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией многодетным семьям. Отсутствие механизма реализации данных льгот не может служить основанием для отказа в получении указанной льготы, так как в соответствии с ч. 2 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.

В судебном заседании истец Цыренжапов Н.Д. иск поддержал в полном объеме, просил учесть его письменный отзыв на возражения ответчика, настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК России по РБ по доверенности ( л.д. 12) Мендикова С.Н. иск не признала, просила учесть письменные возражения на иск.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что семья Цыренжапова Н.Д. является многодетной, имеющей четверых несовершеннолетних детей, что подтверждается справкой РГУ Центр социальной поддержки населения Управления социальной защиты населения по г. Улан-Удэ (л.д. ).

Семья Цыренжапова Н.Д.. зарегистрирована и проживает ... в связи с чем производит оплату за коммунальные услуги за отопление по указанному адресу. Понесенные расходы по оплате коммунальных услуг (отопление) в размере рублей подтверждены актом сверки взаимных расчетов между Теплоэнергосбыт » и Цыренжаповым Н.Д. по состоянию на 01.11.2015 г. ( л.д...).

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке и установить для многодетных семей в том числе скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

Конституцией Российской Федерации установлено, что координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Закона и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второе настоящей статьи (ст.76 Конституции РФ).

Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в Федеральном законе от 06.10.99 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ( далее по тексту Закона).

Указанным Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (п.п. «е», «ж» ст.1 Закона).

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменение и (или) дополнений в указанные действующие акты (ст.1 Закона).

В силу положений п.24 ч. 2 ст.26.3 Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов социальной поддержки …многодетных семей …

В части 4 ст. 26.1 указанного Закона регламентировано, что федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта РФ, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий. Указанные требования распространяются также на Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов или иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведений субъектов Российской Федерации ( ст.85 Бюджетного Кодекса РФ).

С учетом изложенного, социальная защита многодетных семей находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а полномочия по ее реализации осуществляются субъектом Российской Федерации самостоятельно исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Законом РБ от 06.07.2006 г. № 1810-III “О мерах социальной поддержки многoдeтных семей в Республике Бурятия» предоставление многодетным семьям льгот (скидок) по оплате коммунальных услуг не предусмотрено.

Поскольку требования истца о взыскании расходов по оплате коммунальных услуг (отопление) в размере 30 процентов не основаны на законе, они не подлежат удовлетворению.

Доводы истца в отзыве на возражения ответчика о том, что льготы многодетным семьям по оплате коммунальных услуг предоставляются в других субъектах РФ и Иркутской области, не могут приниматься во внимание, так как, полномочия по реализации социальной защиты многодетных семей осуществляются каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, что исключает возможность распространения норм законодательства Иркутской области и других субъектов РФ на многодетные семьи, проживающие на территории Республики Бурятия.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Цыренжапову Н.Д. в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РФ в лице УФК по РБ о взыскании уплаченных денежных средств за коммунальные услуги в порядке реализации льготы многодетной семьи.

Решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы с соблюдением требований ст. 322 ГПК РФ через Советский районный суд г.Улан-Удэ РБ.

Судья Л.А. Усольцева