ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7817/18 от 11.10.2018 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело октября 2018 года

В окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Феодориди Н.К.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам о взыскании денежных средств, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам и просит взыскать задолженность по выплате компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в размере 92 235 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 2756 руб. 59 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., обязать произвести удержание налогов. В обоснование требований указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок . На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ истец освобожден от занимаемой должности и уволен с гражданской службы, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы. При увольнении истцу выплатили компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 190506 руб. 12 коп., однако ей стало известно о том, что в расчет денежного содержания работодателем не включались суммы выплаченных средств материального стимулирования и премий, в связи с чем, имеется недоплата в размере 92 235 руб.

Истец в суд явился, требования поддержал.

Представители ответчика в суд явились, с исковыми требованиями не согласны ни по праву, ни по размеру, представили письменный отзыв.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч. ч. 1, 7 ст. 11 ТК Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Законом о государственной гражданской службе.

В ч. 2 ст. 23 данного Федерального закона предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ истец состояла в трудовых отношениях с Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам , была принята в отдел выездных проверок на должность главного государственного налогового инспектора, с ней заключен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок.

Условиями служебного контракта (п. 9) ФИО2 установлено денежное содержание, состоящее из: должностного оклада; оклада за классный чин; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации; надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, имеющими степень секретности «Секретно»; ежемесячного денежного поощрения; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (служебный контракт - л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение, согласно условиям которого, в иной редакции изложен пункт 9 служебного контракта (л.д.13).

Приказом Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам от ДД.ММ.ГГГГг. на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе ФИО2 освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы (л.д. 17).

В связи с увольнением по данному основанию истцу была выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе, в размере четырехмесячного денежного содержания – 190 506 рублей 12 копейка. Также выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 1.17 дней, дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении на общую сумму 24 022 руб. 56 коп. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

В ходе судебного разбирательства истец пояснила, что средства материального стимулирования, не были учтены ответчиком при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением замещаемой ей должности.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частями 1 и 2 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

ФИО5

При этом, согласно ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Составные части денежного содержания государственного гражданского служащего и порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего определены Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которыми в том числе установлен Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (пп. "д" п. 1), а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске (пп. "а" п. 1) (далее - Правила).

В случаях, предусмотренных подп. "д" и "з" п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. "а" - "г" п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. "д" - "ж" п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

ФИО6

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе).Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа, согласно ч. 6 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пп. 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В связи с тем, что положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, к которым относится материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, входящее в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, служебный контракт ФИО2), выплаченное истцу материальное стимулирование подлежало учету при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности.

При этом суд находит несостоятельной ссылку ответчика на постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 611 и приказ Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 90н, устанавливающие механизм и условия материального стимулирования федеральных государственных служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, поскольку указанные акты, предусматривая выплату материального стимулирования федеральным государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей и иных обязанностей и распространяя действие на период с 2007 года по 2013 год, находятся за пределами спорного периода.

Учитывая изложенное, довод ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.

Довод ответчика о необоснованной ссылке ФИО2 на письмо Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-04-05/34482, не имеющего нормативной силы, также судом отклоняются, ввиду следующего.

Указанное письмо Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, подлежит оценки в совокупности с иными доказательствами и с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 329, согласно которому на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.

Вместе с тем, суд, проверив расчет суммы, подлежащей выплате, представленный истцом, полагает его арифметически не верным, и считает возможным согласиться с контр расчетом ответчика, содержащимся в отзыве на исковое заявление.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что задолженность по выплате компенсации в размере 89 567 руб. 65 коп., подлежит взысканию с ответчика в судебном порядке.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Истцом требования о взыскании процентов в порядке ст. 236 ТК РФ заявлены, расчет сумм подлежащих взысканию в качестве денежной компенсации проверен.

Учитывая, что работодателем сроки выплаты компенсации в полном размере нарушены, суд полагает, что требования истца о взыскании процентов за задержку выплат подлежат удовлетворению в размере 2640 руб. 75 коп. (89567,65*61*1/150*7,25%)

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Истец просила взыскать с ответчика моральный вред в размере 10 000 рублей, обосновывая свои требования, указывала, что длительное время ей не выплачивалась заработная плата.

Как указано в Постановлении Пленума ВС РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63 Постановления Пленума ВС РФ).

Учитывая все обстоятельства дела, суд считает возможным из соображений разумности и справедливости взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 2 000 рублей.

Пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате сумм НДФЛ возложена на организацию, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил доход (налоговый агент). Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

Поскольку из содержания приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что суд не относится к налоговым агентам и при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, взыскиваемая судом сумма компенсации подлежит налогообложению в общем порядке.

Минфин России в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ N 03-04-06-01/236 поясняет особенности исполнения организацией обязанностей налогового агента при выплате дохода в виде заработной платы, взысканной с организации на основании решения суда.

В письме отмечается, что в этом случае организация, производящая выплаты работнику в виде заработной платы, подлежащей налогообложению НДФЛ, признается налоговым агентом, который обязан удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Таким образом, на основании вынесенного по делу решения подоходный налог будут взысканы с истца в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить частично.

Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам в пользу ФИО2 денежные средства в качестве компенсации, в связи с сокращением замещаемой должности в размере 89 567 руб. 65 коп., компенсацию за задержку выплат в размере 2640 руб. 75 руб., компенсацию морального вреда в размере 2000 руб., а всего 94 208 руб. 40 коп.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: