ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7818/2016 от 15.12.2016 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-7818/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2016 года г. Чита

Центральный районный суд г. Чита в составе председательствующего судьи Копеистовой О.Н.

При секретаре Бондаревой Ю.М.,

с участим представителя истца ГЖИ Забайкальского края ФИО1, действующей на основании доверенности,

Представителя ответчика ООО «РЭЦ» ФИО3, действующего на основании доверенности,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Забайкальского края в интересах ФИО4 к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Расчетно-эксплуатационный центр» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды,

У С Т А Н О В И Л:

Государственная жилищная инспекция Забайкальского края обратилась в суд в интересах ФИО4 с иском ссылаясь не следующее. В ходе рассмотрения обращения нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ФИО4 установлено, что ООО УК «РЭЦ» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, являясь исполнителем коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды потребителю ФИО4 Также установлено, что в соответствии с п. 4.12 Договора управления ООО УК «РЭЦ» распределяет на потребителей весь объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного на основании превышения показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Ссылаясь на указанный пункт управления многоквартирным домом, условия которого, согласно пояснениям ООО УК «РЭЦ», утверждены на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, проведенного 3 марта 2014 года, ООО УК «РЭЦ» распределяет на потребителей весь объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, независимо от установленного норматива, что влечет нарушение прав граждан, так как размер платы, начисленной таким образом, значительно превышает размер платы, определяемой, исходя из нормативов потребления такой услуги. Указанное подтверждается ведомостями начисления платы за период с декабря 2015 года по март 2016 года, аналогичным образом производится расчет и в настоящее время. Вместе с тем, отдельный вопрос о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в размере, превышающем установленный объем, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на ОДН, на собственников многоквартирного дома пропорционально занимаемой ими площади в доме, на общем собрании собственников не рассматривался. В связи с этим, условия о порядке определения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также порядок внесения такой платы должны быть согласованы со всеми собственниками помещений путем принятия по данному вопросу решения общего собрания, и только затем, на основании данного решения, указаны в договоре управления многоквартирным домом. Поскольку решение собственников не принималось, распределение коммунальных платежей неправомерно. Просит суд признать действия ООО УК «РЭЦ» по начислению ФИО4 платы за коммунальную услугу по электроснабжении, предоставленную на общедомовые нужды сверх объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления, незаконными. Обязать ООО УК «РЭЦ» произвести потребителю ФИО4 перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за период с марта 2014 года по ноябрь 2016 года, исходя из нормативов потребления такой услуги.

В судебном заседании представитель истца ГЖИ Забайкальского края ФИО1, действующая на основании доверенности исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ООО УК «РЭЦ» ФИО3, действующий по доверенности, против удовлетворения иска возражал, указав, что оспариваемый порядок расчета электроснабжения на общедомовые нужды предусмотрен договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного общим собранием собственников жилья.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте судебного заседания извещалась судом по адресу, имеющемуся в исковом заявлении.

В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, изучив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -Жилищный кодекс) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу статьи 162 Жилищного кодекса (в редакции, действовавшей в момент заключения договора) договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.

По общему правилу, закрепленному в абзацах втором и третьем пункта 44 Правил N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускается изменение указанного порядка в случае принятия общимсобранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Из содержания приведенных норм следует, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме как основной орган управления этим многоквартирным домом обладает своей компетенцией, правовая природа которой определяется правом собственности на общее имущество в этом многоквартирном доме данных собственников и несением ими бремени расходов на его содержание (статьи 36 и 39 Жилищного кодекса). Исходя из необходимости согласования со всеми собственниками помещений дома вопросов, связанных с общим имуществом в доме, договор управления многоквартирным домом заключается на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Условия о порядке распоряжения общим имуществом многоквартирного дома и распределения денежных средств, полученных от его использования, порядке определения размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, включая плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом и соответственно согласованы со всеми собственниками помещений путем принятия по данным вопросам решений общего собрания.

Судом установлено, что ООО УК «РЭЦ является управляющей организацией, в обязанности которой входит содержание и обслуживание многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>

Истец ФИО4 проживает в указанном доме, является нанимателем жилого помещения и производит плату за обслуживание общедомового имущества ответчику, в том числе начисляемую ответчиком плату за ОДН по электроснабжению.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> городе Чите, в подтверждение представлен протокол итогов заочного голосования общего собрания собственников дома от ДД.ММ.ГГГГ. Данным решением собственники дома выбрали способ управления многоквартирным домом в виде управляющей организацией; утвердили в качестве управляющей организации ООО УК «РЭЦ»; утвердили размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере рекомендованной стоимости тарифов, устанавливаемых муниципалитетом города для услуг по ремонту содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также при изменении размера данных тарифов – применение номинальной стоимости измененных (вновь утвержденных) тарифов без дополнительного согласования. Так же были приняты решения об утверждении условий договора управления многоквартирным домом; о принятии участия в муниципальной адресной программе по проведению капитального ремонта и замене лифтового оборудования, о проведении капитального ремонта лифтового оборудования, утверждена его стоимость, смета расходов, условия финансирования, утвержден представитель от собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома осуществляющего контроль за проведением капитального ремонта в доме и расходования денежных средств; утвержден размер оплаты за вывоз ТБО, утверждено место хранения документов, касающихся проведения внеочередного общего собрания. Каких-либо вопросов по порядку внесения платы собственниками жилых помещений за ОДН, в том числе ОДН по электроэнергии, на данном собрании не обсуждалось и решений не принималось.

Между тем, как следует из материалов дела, в том числе ведомости-расчета Управляющей компанией «РЭЦ» в период с декабря 2015 года по март 2016г. производилось начисление истцу ФИО4 ОДН по электроснабжению сверх объема данной коммунальной услуги, рассчитанного из нормативов ее потребления, что противоречит требованиям жилищного законодательства, в том числе положениям п.44 Правил .

Из пояснений, данных ООО УК «РЭЦ» в сопроводительном письме к указанной ведомости, направленном в Государственную жилищную инспекцию Забайкальского края 10.05.2016г. исх. , следует, что такой порядок начисления управляющей компанией обусловлен п.4.12 договора на управление многоквартирным домом, утвержденного общим собранием жильцов 03.03.2014г.

Между тем, данный довод со ссылкой на договор суд признает не состоятельным, исходя из следующего.

На собрании, проводимом 03.03.2014г. действительно рассматривался вопросы об утверждении договора управления многоквартирным домом с обществом (пункт 7 повестки дня общего собрания), при этом принято решение об утверждении договора. Однако проект договора, условия которого утверждены на данном собрании, суду не представлен, к решению собрания не приложен, ссылка в п.4 решения общего собрания имеется указание на Приложение . Представленный в материалы дела договор на управление многоквартирным домом от 01.04.2014г. не содержит в себе текст, прямо указывающий на то, что именно этот договор является приложением к решению общего собрания от 03.03.2014г. С учетом даты заключения договора и изложенного выше, суд не может принять данный договор в качестве достоверного доказательства, подтверждающего факт принятия указанных в нем условий общим собранием жильцов.

Поскольку Государственная жилищная инспекция Забайкальского края обратилась с данным иском в суд в интересах ФИО4 в порядке п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, учитывая изложенное выше, исковые требования о признании действий ответчика незаконными подлежат удовлетворению. Суд полагает, что признанию незаконными подлежат действия ответчика по начислению ФИО4 платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды сверх объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления.

Исковые требования об обязании ответчика произвести ФИО4 перерасчет платы по спорному виду услуг за период с марта 2014 года по ноябрь 2016г. так же подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Расчетно-эксплуатационный центр» по начислению ФИО2, проживающей в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, сверх объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания « Расчетно-эксплуатационный центр» произвести потребителю ФИО4 перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, за период с марта 2014 года по ноябрь 2016 года, исходя из нормативов потребления такой услуги.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Копеистова О.Н.

В окончательной форме решение принято 21 декабря 2016 года