ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-781/20 от 04.01.2019 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-781/20

УИД 76RS004-01-2019-004832-81

Изготовлено 28 февраля 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

11 февраля 2020 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,

при секретаре Конаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» о признании отказа в возмещении расходов на перевозку личного имущества незаконным, взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области», в котором просил признать незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» в возмещение расходов на оказание по дооборудованию контейнера/вагона (установке щита заграждения), креплению/раскреплению грузов (креплению легкового автомобиля), прочим платежно — финансовым и иным экспедиторским услугам (оформлению документов), услугам по организации получения карантинного фитосанитарного сертификата на отправку грузов и контейнерах ж/д транспортом, сбору за сопровождение и охране в пути личного автомобиля военнослужащего при его перевозке совместно с домашними вещами.

Также просил взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» денежные средства в размере 37 311 (Тридцать семь тысяч триста одиннадцать) рублей 20 копеек за расходы на оказание по дооборудованию контейнера/вагона (установке щита заграждения), креплению, /раскреплению грузов (креплению легкового автомобиля), прочим платежно-финансовым и иным экспедиторским услугам (оформлению документов), услугам по организации получения карантинного фитосанитарного сертификата на отправку грузов и контейнерах ж/д транспортом, сбору за сопровождение и охране в пути личного автомобиля военнослужащего; расходы на уплату государственной пошлины.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что ФИО1 26.07.2019 года обратился в ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» с заявлением о возмещении транспортных расходов на перевозку личных вещей в связи с увольнением из Вооруженных сил Российской Федерации и переездом к новому месту жительства в <адрес> (уволен Приказом Командующего войсками 3 командования ВВС и ПВО Восточного военного округа №252 от 20.05.2015 г. по ст.51 п.2 п.п. «а» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), поставлен на воинский учет с 28.06.2019 года в Военном комиссариате Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов). В письме от 05.11.2019 года за подписью военного комиссара Ярославской области ФИО4 истцу был предоставлен ответ о перечислении в счёт возмещения транспортных расходов денежных средств в размере 18 376, 80 копеек. Расходы на оказание услуг по дооборудованию контейнера/вагона (установке щита заграждения), креплению/раскреплению грузов (креплению легкового автомобиля), прочих платежно-финансовых и иных экспедиторских услуг (оформлению документов), услуг по организации получения карантинного фитосанитарного сертификата на отправку грузов и контейнерах ж/д транспортом, сбору за сопровождение и охране в пути личного автомобиля военнослужащего при его перевозке совместно с домашними вещами в размере 37 311 рублей 40 копеек возмещены не были. С данным отказом истец не согласен. Транспортное средстве Toyota Succeed, государственный номер (далее — транспортное средство), принадлежащее истцу на праве собственности, является личным движимым имуществом военнослужащего и подлежит перевозке к месту основного жительства (г. Ярославль) в комплексе с иным личным имуществом, в том числе и домашними вещами в ж/д контейнере. Для перевозки в ж/д контейнере транспортное средство необходимо закрепить внутри контейнера в целях ограничения возможности перемещения груза во всех плоскостях для обеспечения его полной неподвижности внутри с помощью ремней, которые закрепляют машину внутри, стяжек, увеличивающих количество точек крепления, и брусьев, которые ограничивают вращение колёс. Для перевозки транспортного средства в ж/д контейнере и необходимости использования брусьев из сосны в качестве крепежного материла истцом были оплачены услуги по организации получения карантинного фитосанитарного сертификата на отправку грузов в контейнерах ж/д транспортом в размере 2 300,00 руб., а также получен карантинный сертификат от 14.06.2019 года. Данные услуги по решению ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» не были возмещены. Для обеспечения контроля за движением контейнеризированного груза, инспектирования состояния груза и контейнера, осуществления безопасной погрузки/разгрузки, для надежного и эффективного крепления груза и т.д. в соответствии с нормами законодательства истцом был заключен договор на оказание транспортно-экспедиторских услуг от 13.06.2019 года на сумму в размере 30 009,60 руб. В соответствии с заказом от 13.06.2019 года к данному Договору истцом были оплачены услуги по организации обработки контейнеров/грузов на терминалах/портах в депо, по предоставлению запорно-пломбировочного устройства, по дооборудованию контейнера/вагона, прочие услуги терминалов/портов/депо, по креплению/раскреплению грузов, прочие платежно-финансовые и иные экспедиторские услуги (кассовый чек от 13.06.2019 г.). Данные услуги были возмещены по решению ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» частично в размере 10 438,80 руб., а именно: организация обработки контейнеров/грузов на терминалах/портах в депо, предоставление запорно-пломбировочного устройства, по дооборудованию контейнера/вагона, прочие услуги терминалов/портов/депо. Остальные услуги в размере 19 570,80 руб. не были возмещены. В связи с наличием у транспортного средства выступающих частей которые могли повредить стены и двери контейнера при срыве с крепления истцом были оплачены услуги по погрузке/выгрузке крупнотоннажных контейнеров, наложение снятие ЗПУ, крепление/раскрепление, увязка груза 5 456,40 коп (акт о выполненных работах от 12.07.2019 года, чек-ордер от 11.07.2019 года). Данные услуги были возмещены по решению ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» частично в размере 4 038,00 рублей, а именно: услуги по погрузке/выгрузке крупнотоннажных контейнеров, наложение снятие ЗПУ. Остальные плуги в размере 1 418,40 руб. не были возмещены. В соответствии с перечнем грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны пути следования, утвержденного Приказом Минтранса России от 04.03.2019 год №70 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и Перечня грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования", автомобили его части требуют обязательного сопровождения в пути следования. В целях исполнения требования действующего законодательства в этой части истцом был заключен договор (СМ) на оказание услуг по сопровождению охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом от 14.06.2019 года, услуги оплачены в полном объеме в размере 14 022,00 руб.(чек - ордер от 14.06.2019 года). Транспортное средство было передано Перевозчику по транспортной железнодорожной накладной от 17.06.2019 года. Данные услуги по решению ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» не были возмещены. Также указал, что без оказания вышеназванных услуг невозможно осуществить перевозку личного имущества надлежащим образом.

Заявленные исковые требования обосновал положениями п.9 ст.20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года №76-ФЗ; п. 3, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. №354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества»; п.65 Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, утв. Приказом Министра обороны РФ от 27.12.2017 года №815; Перечнем подкарантийной продукции, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 года №318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе"; Приказом МПС РФ от 18.06.2003 года №36 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов".

В судебном заседании истец доводы и требования искового заявления поддержал.

Ответчик ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области», извещенный о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв на иск, согласно которого против удовлетворения заявленных исковых требований возражал. Просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.

Исходя из правового статуса военнослужащих, обусловленного, в том числе условиями прохождения военной службы в месте, отличном от избранного места жительства после увольнения с военной службы, в п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплено право военнослужащих при увольнении на перевоз на безвозмездной основе личного имущества к избранному месту жительства.

Такой перевоз осуществляется железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

Пунктом 9 указанной статьи Закона предусмотрено, что расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением №354 от 20 апреля 2000 года делегировало право устанавливать указанный порядок Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Так, пунктом 4 названного постановления Правительства определено, что правом на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту, а также члены семей умерших (погибших) военнослужащих от прежнего места жительства на момент увольнения с военной службы или смерти (гибели) военнослужащего к избранному новому месту жительства пользуются один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи со смертью (гибелью).Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.

Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) и оплаты перевоза личного имущества за свой счет (п. 6 названного постановления Правительства).

Согласно пункту 1 Приказа Министра обороны РФ №300 от 8 июня 2000 года должностным лицам Министерства обороны РФ предписано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов и по доставке личного имущества, после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты.

При этом перечень услуг, подлежащих возмещению в составе расходов, связанных с перевозкой военнослужащими личного имущества железнодорожным транспортом, законодательно не определен.

По делу установлено, что ФИО1 проходил военную службу по контракту в рядах Вооруженных сил РФ в <данные изъяты>, уволен в запас в 2015 году. После увольнения переехал на новое избранное место жительства в <адрес>. Перевозка личных вещей осуществлялась ж/д транспортом.

По прибытии к избранному месту жительства ФИО1 26.07.2019 года обратился к ответчику ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» с заявлением о компенсации транспортных расходов, связанных с перевозкой личного имущества.

Согласно представленных документов ФИО1 понесены следующие расходы:

- оплата услуг по организации получения карантинного фитосанитарного сертификата на отправку грузов в контейнерах ж/д транспортом в размере 2 300 рублей, что подтверждено Договором от 13.06.2019 года на оказание услуг по организации получения карантинного сертификата на отправку грузов в контейнерах ж/д транспортом, Актом от 13 июня 2019 года, счетом на оплату от 13 июня 2019 года, чек-ордером от 14.06.2019 года, карантинным сертификатом (л.д. 13-18).

- оплата транспортно-экспедиторских услуг (услуги по организации обработки контейнеров/грузов на терминалах/портах в депо, по предоставлению запорно-пломбировочного устройства, по дооборудованию контейнера/вагона, прочие услуги терминалов/портов/депо, по креплению/раскреплению грузов, прочие платежно-финансовые и иные экспедиторские услуги) в размере 30 009,60 рублей, что подтверждается договором на оказание транспортной экспедиции от 13.06.2019 года, счетом от 13.06.2019 года, заказом от 13.06.2019 года (л.д. 19-22);

- оплата услуг по погрузке/выгрузке крупнотоннажных контейнеров, наложение снятие ЗПУ, крепление/раскрепление, увязка груза в размере 5 456,40 рублей, что подтверждается актом о выполненных работах от 12.07.2019 года, счетом от 11.07.2019 года, чек-ордером от 11.07.2019 года (л.д. 23-25)

- оплата услуг по сопровождению и охране грузов в контейнерах в размере 14 022,00 рублей, что подтверждается договором (СМ) на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом от 14.06.2019 года, чек-ордером от 14.06.2019 года (л.д. 26-31).

Факт перевозки личного имущества истца (транспортного средства) на ж/д транспорте в 20 тонном контейнере подтверждён представленной в материалы дела транспортной железнодорожной накладной от 17.06.2019 года.

ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» выплачена ФИО1 компенсация за перевоз личного имущества в общем размере 18376 рублей 80 копеек, в том числе:

- в счет возмещения транспортно-экспедиторских услуг в сумму 10 438,80 рублей (услуги по организации обработки контейнеров/грузов на терминалах/портах в депо -4810,80 рублей; по предоставлению запорно-пломбировочного устройства 734,40 рубля; прочие услуги терминалов/портов/депо (использование контейнерной площадки) – 4 893,60 рублей);

- в счет возмещения услуг по погрузке/выгрузке крупнотоннажных контейнеров – 3230,40 рублей, услуг по снятию ЗПУ – 807,60 рублей, а всего 4 038 рублей 00 копеек.

- услуги грузоперевозок в размере 3 900 рублей.

Таким образом, услуги по организации получения карантинного фитосанитарного сертификата на отправку грузов в контейнерах ж/д транспортом в размере 2 300 рублей; транспортно-экспедиторские услуги (по дооборудованию контейнера/вагона, прочие услуги терминалов/портов/депо, по креплению/раскреплению грузов) в размере 19 570,80 рублей; услуги по креплению/раскреплению, увязке груза в размере 1 418,40 рублей; услуги по сопровождению и охране грузов в контейнерах в размере 14 022,00 рублей, как дополнительные услуги, ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» возмещены не были.

Возражая по заявленным требованиям, ответчик указал, что исходя из положений п.1.2 ст.20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» пунктов 3, 5 Постановления Правительства РФ от 20.04.2000 N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" расходы на перевозку личных вещей к месту постоянного проживания подл6ежат возмещению в размере стоимости перевоза одного 20-тонного контейнера железнодорожным транспортом, то есть в размере провозной платы, без доплаты дополнительных услуг.

Данную позицию ответчика суд считает необоснованной, противоречащей действующему законодательству РФ.

Содержание п. 1.2 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указывает на то, что целью социальной гарантии в виде безвозмездного перевоза личного имущества военнослужащего является компенсация транспортных расходов, понесенных им при переезде к новому месту жительства.

Более того, пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 20 апреля 2000 года предусмотрено возмещение фактических затрат при предъявлении документов о понесенных расходах.

Истец понес фактические затраты на перевозку личного имущества в общей сумме 55688 рублей 00 копеек, из которых ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» возмещено 18 376,80 рублей.

Все понесенные ФИО1 затраты документально подтверждены, непосредственно связаны с перевозкой личного имущества, являются необходимыми.

Позиция ответчика о том, что компенсации не подлежат дополнительные услуги, суд считает необоснованными, так как, заявленные и оплаченные истцом услуги являлись необходимыми в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством к перевозке данного вида имущества (транспортного средства), без данных услуг ж/д перевозка транспортного средства не может быть осуществлена.

Так, согласно Федеральному закону от 10.01.2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозка грузов, контейнеров начинается с подачи заявки на перевозку грузов и заканчивается выдачей груза грузополучателю. Расходы грузоотправителя на перевозку грузов в контейнерах включают в себя: плату за перевозку грузов за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка; плату за охрану грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути; плату за погрузку контейнеров в вагоны и выгрузку из вагонов; плату за подачу и уборку контейнеров; плату за погрузку и выгрузку грузов; плату за пользование вагонами и контейнерами; плату за размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах; плату за опломбирование запорно-пломбировочными устройствами. Плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов для перевозки, если иное не предусмотрено Уставам или соглашением сторон (глава II Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправками грузобагажа, статьи 1.1, 15, 17, 21, 23, 28, 30).

В соответствии с п.11 Перечня п.2 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и Перечня грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования, утв. Приказом Минтранса России от 04.03.2019 года №70, автомобили и их части отнесены к грузам, в отношении которых осуществляется в обязательном порядке сменное сопровождение в пути следования от пункта погрузки до пункта выгрузки.

Кроме того, с учетом особенностей перевозимого груза (транспортного средства) расходы по дооборудованию контейнера/вагона, прочие услуги терминалов/портов/депо, по креплению/раскреплению, увязке груза являются необходимыми.

Получение карантинного сертификата обусловлено требованиями Федерального закона от 21.07.2014 года №206-ФЗ «О карантине растений», Правил перевозки железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 года №36; Перечнем подкарантийной продукции, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 года №318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что понесенные истцом вышеуказанные расходы являются обязательными для выполнения перевозки, в силу чего не могут быть отнесены к дополнительным.

С учетом данных обстоятельств суд считает, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме – признания незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» в возмещении расходов на перевозку личного имущества железнодорожным транспортом в полном объеме, взыскания с ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» в пользу истца денежной суммы в размере 37 311,20 рублей.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат расходы на уплату государственной пошлины 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» в возмещении расходов на перевозку личного имущества железнодорожным транспортом в полном объеме.

Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» в пользу ФИО1 расходы, связанные с перевозкой личного имущества железнодорожным транспортом, в размере 37 311 рублей 20 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья

Е.С.Логвинова