ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-781/2016 от 04.07.2016 Чернышевского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-781/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Силяевой И.Л.,

при секретаре Синаковой О.А.,

представителя ответчика МОУ ООШ с<данные изъяты> Корягиной В.А., действующей на основании прав по должности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по ис¬ку Дедюхина Д.А. к Муниципальному общеоб¬разовательному учреждению основная общеобразовательная школа с. <данные изъяты>, Администрации муниципального района «Чернышевский район» о взыскании недоначисленной и недовыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности начислять заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы,

установил:

Дедюхин Д.А. обратился в суд с указанным иском, просит взыскать с ответчиков недоначисленную и недовыплаченную заработную плату за период февраль-апрель 2016 года в сумме 11 173 руб. 63 коп. Обязать ответчиков производить начисление заработной платы при отработанной полностью месячной норме и выполнении норм труда в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы. В обоснование требований истец указал, что он работает <данные изъяты> в МОУ ООШ с.<данные изъяты> Его заработная плата включает: оклад, районный коэффициент, Забайкальскую надбавку. Считает, что размер заработной платы без районного коэффициента и Забайкальской надбавки не может быть меньше установленного МРОТ. Неправомерными действиями ответчиков по неправильному начислению заработной платы ему был причинен моральный вред, компенсацию которого просит взыскать в размере 10 000 рублей, а также судебные издержки в сумме 2 000 руб..

Истец Дедюхин Д.А. будучи надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика МОУ ООШ с. <данные изъяты> Корягина В.А. в судебном заседании возражений против заявленных исковых требований не высказала.

Представитель ответчика Администрации МР «Чернышевский рай¬он» будучи надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Муниципального учреждения управления образованием администрации МР «Чернышевский район» будучи надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Забайкальского края будучи надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Короткова Н.И., действующая на основании доверенности №1424 от 29.02.16 г., будучи надлежащим образом и своевременно извещена о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась. В представленном отзыве просит рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном суду письменном отзыве исковые требования не признала, указав, что Министерство образования, науки и молодежной политики не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку истица работает поваром и не принимает участия в реализации образовательных программ, оплата труда по данной должности производится из средств муниципального бюджета. В 2016 году предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов производится Министерством финансов Забайкальского края, ежемесячно, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на основании сводной заявки, подаваемой Министерством. Заявки муниципального района «Чернышевский район» финансируются в пределах ассигнований в полном объеме. Доля финансовых средств субвенций, направляемых на финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных организаций определяется органами местного самоуправления самостоятельно. Считает, что Министерство выполняет полностью обязательства перед МР «Чернышевский район» по финансированию расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных организаций.

Выслушав представителя ответчика МОУ ООШ с<данные изъяты> Корягину В.А., исследовав письменные материа¬лы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие зако¬нодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквали¬фицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего време¬ни при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указыва¬ла, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются ком¬пенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональ¬ным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федера¬ции).

Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот пе¬риод норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обя¬занности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации введенной Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ в субъекте Российской Федера¬ции региональным соглашением о минимальной заработной плате может ус¬танавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на рабо¬тах в местностях с особыми климатическими условиями.

Согласно ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусмат¬ривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных тру¬довым законодательством и иными нормативными правовыми актами, со¬держащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего се¬вера и приравненных к ним местностях», Чернышевский район Забайкаль¬ского края не относится к районам Крайнего Севера, относится к местности с особыми климатическими условиями, где предусмотрен следующий порядок начисления процентных надбавок по истечении первого года работы - 10%, за каждые последующие 2 года работы увеличение на 10%, по достижении 30% заработка, районный коэффициент, применяемый для оплаты труда со¬ставляет 1,2.Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работни¬ков, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 1 января 2014 года в сумме 5 554 рублей в месяц).

Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на полную и достоверную информацию об условиях труда, к числу которых относится и условие о размере заработной платы.

В судебном заседании установлено, что Дедюхин Д.А. работает в МОУ ООШ с<данные изъяты> 01.07.14 г. <данные изъяты> его заработная плата включает в себя оклад, на который производились надбавки в размере 30 % Забайкальская надбавка, 50% районный коэффициент.

Установлено, что заработная плата истца за февраль-апрель 2016 года в случае полной отработки нормы рабочего времени не достигала уровня, гарантированного законом. Истцу, полностью отработавшему норму рабочего времени должно быть начислено 11 167 руб. 20 коп. (6 204 + 30% от 6 204 + 50% от 6 204).

Согласно производственного календаря в феврале 2016 года норма рабочего времени составила 159 час. В феврале истец отработал 159 час., т.е. полную норму рабочего времени. Следовательно, истцу за февраль должно быть начислено 11 167 руб. 20 коп. Однако было начислено 8 118 руб. 00коп. Следовательно истцу недоначислено за февраль 2016 года 3 049 руб. 20 коп.. Требования о начислении заработной платы за сверхурочно отработанные 9 часов суд считает несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.

В марте 2016 года истец отработал норму рабочего времени 168 час.. Следовательно, истцу за март должно быть начислено 11 167 руб. 20 коп. Однако было начислено 7 141руб.96 коп. Следовательно истцу недоначислено 4025 руб. 24 коп.

В апреле 2016 года истец отработал норму рабочего времени 168 час.. Следовательно, истцу за апрель должно быть начислено 11 167 руб. 20 коп. Однако было начислено 6 929 руб.85 коп. Следовательно истцу недоначислено 4 237 руб.35 коп.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований предъявленных истцом о выплате недоначисленной и недовыплаченной заработной платы за февраль-апрель 2016 года в размере 11 311 руб. 79 коп. (3049,20+4025,24+4237,35).

Указанное нарушение требований Федерального законодательства об оплате труда, стало возможным в следствии неправильного применения норм права.

Что касается требований истца о возложении обязанности на ответчиков производить начисление заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы, суд приходит к следующему.

Не может быть ниже минимального размера оплаты труда месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот пе¬риод норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обя¬занности).

С учетом установленных обстоятельств подлежат удовлетворению требования о понуждении ответ¬чика производить начисление и выплаты заработной платы в размерах не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера опла¬ты труда, при условии отработки за этот пе¬риод нормы рабочего времени и выполнении.

Как следует из Устава МОУ ООШ с. <данные изъяты> учреждение является муниципальным учреждением образования и финансирование деятельности осуществляется за счет средств муниципального бюджета района, фонд оплаты труда работников МОУ, финансируемых из бюджета МР «Чернышевский район», формируется на календарный год в пределах ассигнований муниципального бюджета и средств поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В силу ст.9 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования являются участниками бюджетного процесса.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз. 3 п.1 ст.86 БК РФ).

Расходные обязательства муниципального образования указанные в абз 3 п.1 настоящей статьи устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Федеральными законами (законами субъектов РФ), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст.140 настоящего кодекса (п.3 ст.86 БК РФ).

В соответствии со ст.140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Статьей 2 Закона Забайкальского края от 23.12.2011 г. №612 ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» установлено, что субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов, в том числе, на оплату труда работников общеобразовательных учреждений. Субвенции местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными учреждениями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.

Таким образом, администрация муниципального района принимает участие в распределении финансовых средств перечисляемых муниципальным бюджетным учреждением для оплаты труда работников. То есть несет обязанности по финансированию муниципального образовательного учреждения денежными средствами для выплаты взысканных сумм, в случае их недостаточности в пределах, выделяемых на эти цели субвенций.

В отношении требований о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работ¬нику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмеща¬ется работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд учитывает фактические обстоятельства дела и, руководствуясь принципами разумности и справедливости, считает возмож¬ным исковые требования удовлетворить частично и взыскать в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в сумме 100 (сто) рублей.

На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, в соответствии со ст.94 ГПК РФ относятся расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд по её письменному ходатайству присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

С учетом конкретных обстоятельств дела и положений вышеназванных норм закона, предусматривающих возмещение указанных расходов в разумных пределах, суд считает возможным требования истца удовлетворить частично.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Дедюхина Д.А. удовлетворить в части.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. <данные изъяты> пользу Дедюхина Д.А. за-долженность по заработной плате за февраль-апрель 2016 года в сумме 11 311 рублей 79 копеек (без вычета НДФЛ). При недостаточности денежных средств у Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. <данные изъяты> обязать Администрацию муниципального района «Чернышевский район» профинансировать Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. <данные изъяты> выплаты заработной платы истцу в пределах выделенных на эти цели субвенций.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. <данные изъяты> пользу Дедюхина Д.А. в счет компенсации морального вреда 100 (сто) рублей, судебные издержки в сумме 1 000 рублей.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. <данные изъяты> производить Дедюхину Д.А. начисление и выплату заработной пла¬ты при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимально¬го размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы с 01 августа 2016 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований Дедюхину Д.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по граждан¬ским делам Забайкальского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения, путем принесения апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд.