ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7820/2013 от 29.11.2013 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

  Дело № 2-7820/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 ноября 2013 года

                          город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Калашниковой А.В.,

при секретаре Поповой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дашук С. В. к мэрии города Архангельска о признании незаконным отказа в присвоении почтовых адресов объектам недвижимости,

установил:

Дашук С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента градостроительства мэрии города Архангельска в присвоении или подтверждении почтовых адресов объектам недвижимости: торговому павильону <данные изъяты>, расположенному по адресу: г. Архангельск, <адрес>, и торговому павильону <данные изъяты>, расположенному по адресу: г. Архангельск, <адрес>.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ приобрел по договору купли-продажи торговый павильон <данные изъяты>, а ДД.ММ.ГГГГ - торговый павильон <данные изъяты>, право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном порядке Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Письмом департамента градостроительства мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № Дашук С.В. отказано в присвоении почтовых адресов указанным объектам в связи с тем, что торговые павильоны являются временными сооружениями и не подлежат почтовой адресации. Отказ органа местного самоуправления заявитель считает незаконным, поскольку в силу ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации спорные объекты являются недвижимыми объектами, а не временными сооружениями, в связи с чем основания для отказа в присвоении почтовых адресов в данном случае отсутствуют. Отказ мэрии города Архангельска в лице департамента градостроительства является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя Олейник Б.В. требования поддержал. Дополнительно указал, что спорные объекты отвечают всем признакам капитальных зданий, поставлены на кадастровый учет как нежилые здания, являются объектами недвижимости, право собственности на которые зарегистрированы за физическим лицом Дашук С.В. Указанный в свидетельстве о регистрации права адрес не является почтовым адресом. Расхождений, не позволяющих идентифицировать объекты, подлежащие почтовой адресации, в документах не имеется, в связи с чем доводы об этом заинтересованного лица голословны и необоснованны.

      Представитель мэрии города Архангельска в суд не явился, ходатайств не заявлял, в предыдущем судебном заседании с требованиями заявителя не согласился. Указал, что к полномочиям органа местного самоуправления отнесена почтовая адресация домов. Объекты, принадлежащие заявителю, домами не являются. Ссылался на расхождение площадей объектов, указанных в технических паспортах и свидетельствах о регистрации права, не позволяющих достоверно установить, какие объекты подлежат почтовой адресации.

Министерство имущественной отношений Архангельской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, возражений по заявлению не представило.

       Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

В данном случае, оспариваемые заявителем действия обличены в форму решения - письменного сообщения департамента градостроительства мэрии города Архангельска об отказе в почтовой адресации торговых павильонов от ДД.ММ.ГГГГ №

Судом установлено, что Дашук С.В. является собственником торгового павильона <данные изъяты>, расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>, а также собственником торгового павильона <данные изъяты>, расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются договорами купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности на указанные объекты зарегистрировано Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.

Дашук С.В. неоднократно обращался в департамент градостроительства мэрии города Архангельска с заявлением о присвоении почтовых адресов спорным объектам.

Письмом департамента градостроительства мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № в присвоении почтовых адресов торговым павильонам «<данные изъяты> и <данные изъяты> расположенным в территориальном округе Майская горка города Архангельска, отказано в связи с тем, что торговые павильоны являются временными сооружениями и не подлежат почтовой адресации.

Сторонами не оспаривается, что почтовые адреса спорным объектам ранее не присваивались.

В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что, принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Как следует из представленных с заявлением материалов, оспариваемое заявителем письмо департамента градостроительства мэрии города Архангельска датировано ДД.ММ.ГГГГ, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд заявителем не пропущен.

В соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов относится к вопросам местного значения городского округа.

Наделение органа местного самоуправления поселения правом на присвоение адреса корреспондируется с соответствующей обязанностью по присвоению адресов домам, расположенным в указанном городе, и исполнение данной обязанности не зависит от усмотрения уполномоченного органа.

Постановлением мэра города Архангельска от 15.08.2008 № 90 утверждено Положение о порядке присвоения почтовых адресов объектам недвижимого имущества, расположенным на территории муниципального образования «Город Архангельск».

В силу п. 1.1 Положения оно определяет порядок адресации жилых и нежилых зданий, имущественных комплексов, занимающих территорию, на которой размещены несколько объектов недвижимого имущества (предприятия, домовладения). Действия, производимые по адресации жилых и нежилых зданий, имущественных комплексов (далее - объекты), являются основанием для внесения изменений в Адресный план города Архангельска (далее - Адресный план).

Данные Адресного плана являются официальной информацией мэрии города Архангельска и используются при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления; при Всероссийской переписи населения; в отраслевых (функциональных) и территориальных органах мэрии города Архангельска; в управлении внутренних дел по городу Архангельску; в управлении государственной противопожарной службы и гражданской защиты; в администрации Архангельской области; в муниципальном учреждении здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи»; в муниципальных унитарных предприятиях и муниципальных учреждениях; в Архангельском филиале ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»; в других организациях и учреждениях в объеме, необходимом для осуществления их деятельности (п. 1.3 Положения).

Согласно п. 1.7, 1.8 Положения присвоение и изменение, подтверждение адреса объектам на территории МО «Город Архангельск», включая аннулирование, осуществляется централизованно по единым правилам, определенным настоящим Положением. Формы справок о присвоении, изменении и подтверждении адреса объектам утверждаются директором Департамента.

Пунктом 2.4 Положения определено, что адресуемый объект это капитальное здание или главное (основное) здание, строение, которому присваивается почтовый адрес, а пунктом 2.11 определено, что временные сооружения это объекты, не имеющие прочной связи с землей, перемещение которых возможно без причинения несоразмерного ущерба их назначению.

К временным сооружениям относятся, в частности:

киоски, торговые ряды, разборные палатки с тканевым тентом, летние кафе, павильоны, в том числе для ожидания общественного транспорта, торговли, бытового обслуживания, выполнения мелкого автомобильного ремонта и торговли сопутствующими товарами, а также специально оборудованные автоприцепы;

бытовые и складские инвентарные помещения, расположенные на платформе автоприцепов или контейнерного типа, для строительных и ремонтно-строительных работ;

хозяйственные постройки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

металлические гаражи для хранения автотранспорта;

автостоянки открытого типа;

открытые площадки и склады;

рынки различного вида из металлических конструкций;

дровяные и хозяйственные сараи, теплицы, бани, эллинги (сараи) для хранения катеров и лодок и др.

Поскольку выдача органом местного самоуправления справки о присвоении почтового адреса объекту капитального строительства является муниципальной услугой, под которой согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 2.7 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача справок о присвоении либо подтверждении почтовых адресов объектов капитального строительства на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного постановлением мэрии города Архангельска от 11.09.2012 № 285, для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет для существующего объекта:

заявление (обращение) о присвоении или подтверждении почтового адреса объекта капитального строительства (далее - заявление);

копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя либо представителя, являющегося физическим лицом;

копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;

копия кадастрового (технического) паспорта (описания незавершенного строительства) на здание, строение и сооружение, которые находятся на земельном участке, оформленного в соответствии с действующим законодательством (по требованию);

топографическая съемка в М 1:500 или М 1:1000 существующего объекта (по требованию).

Согласно п. 4.11 Положения срок выполнения заявок составляет - в течение месяца, если объект недвижимости расположен на территории, где ранее определены и наименованы топонимические объекты, пронумерованы объекты адресации.

Пунктом 2.10 административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги. Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

отказ заявителя от предоставления муниципальной услуги путем подачи личного заявления;

отсутствие либо несоответствие сведений, имеющихся в департаменте градостроительства;

представление заявителем недостоверных сведений, поддельных документов;

нарушение требований действующего законодательства;

нарушение прав третьих лиц.

Оснований для приостановления муниципальной услуги не предусмотрено.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что заявитель обратился с просьбой выдать ему справку о присвоении почтовых адресов принадлежащих ему объектов в уполномоченный орган с приложением всех необходимых и предусмотренных Положением и административным регламентом документов.

Из представленного в материалы дела письма от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявителю отказано в присвоении почтовых адресов только по одному основанию - в связи с тем, что временные сооружения не подлежат почтовой адресации.

В то же время оснований полагать, что подлежащие почтовой адресации объекты являются временными сооружениями, у органа местного самоуправления не имелось, как не имеется и у суда, поскольку представленными документами подтверждается, что спорные объекты отвечают всем признакам недвижимого имущества.

Объекты, расположенные по адресу: г. Архангельск, <адрес>, прошли технический учет.

Так, из представленных в материалы технических паспортов на торговые павильоны <данные изъяты> и <данные изъяты> следует, что фундамент выполнен из железобетонных элементов, стены и наружная отделка - деревянные, крыша металлическая, объекты подключены к электроснабжению.

Право собственности на спорные объекты зарегистрировано за Дашук С.В. Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат права на недвижимое имущество (недвижимость), т.е. земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

По сведениям, представленным ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, оба объекта включены в государственный кадастр недвижимости в качестве объекта учета «здание нежилое».

Как установлено судом, спорные объекты, принадлежащие заявителю на праве собственности, расположены в границах населенного пункта города Архангельска. Почтовые адреса объектам в установленном порядке не присваивались.

Тот факт, что в свидетельстве о государственной регистрации права имеется адрес объекта, не свидетельствует о наличии почтового адреса именно у данного объекта, поскольку указанный адрес является адресом земельного участка, на котором расположен объект.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что спорные объекты не отвечают признакам капитальных объектов, которые в силу Положения о порядке присвоения почтовых адресов объектам недвижимого имущества, расположенным на территории муниципального образования «Город Архангельск» подлежат почтовой адресации, не имеется.

Спорные объекты с учетом имеющихся в деле документов не могут быть отнесены к временным сооружениям, понятие которых приведено в п. 2.11 Положения.

Ссылка представителя заинтересованного лица на невозможность идентифицировать объекты, которым заявитель желает присвоить почтовые адреса, несостоятельна.

Сведения о площади спорных объектов внесены в государственный кадастр недвижимости и в свидетельства о государственной регистрации права на основании технических паспортов, представленных в департамент градостроительства и в суд. Расхождений в показателях площади в данных документах не имеется, что также подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в присвоении почтовых адресов, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Поскольку правовых оснований для отказа Дашук С.В. в выдаче ему справки в присвоении либо подтверждении почтового адреса объекта капитального строительства у мэрии города Архангельска не имелось, соответствующий отказ заинтересованного лица является незаконным.

С учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения допущенного нарушения, суд считает необходимым установить срок для устранения нарушений, равный сроку разрешения данного вопроса в административном порядке, - месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.

Взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежат расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Дашук С. В. к мэрии города Архангельска о признании незаконным отказа в присвоении почтовых адресов объектам недвижимости удовлетворить.

Признать незаконным отказ мэрии города Архангельска в присвоении почтовых адресов объектам недвижимости.

Обязать мэрию города Архангельска в лице департамента градостроительства мэрии города в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу присвоить почтовые адреса объектам капитального строительства: торговый павильон <данные изъяты>, расположенный по адресу: г. Архангельск, <адрес>, торговый павильон <данные изъяты>, расположенный по адресу: г. Архангельск, <адрес>.

Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу Дашук С. В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2013 года

Председательствующий                                                                          А.В. Калашникова