ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-782/2018 от 15.06.2018 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-782/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 15 июня 2018 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе

единолично судьи Добржанской Ю.С.,

при секретаре Моховой Г.В.,

с участием представителя истца – прокурора Руденко И.В.,

представителей ответчиков: Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тихонова В.М.,

Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и ЕАО Андрюшкиной М.В.,

Представителей третьего лица Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края Шиповалова А.М., Писарева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хабаровского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и ЕАО о признании права собственности Российской Федерации на объект культурного наследия федерального значения «Петроглифы Сикачи-Аляна», возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с настоящим исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и ЕАО. Требования мотивировал следующим. Прокуратурой Хабаровского края на основании обращений Управления Министерства культуры Российской Федерации в дальневосточном федеральном округе проведена проверка по вопросу обеспечения сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Петроглифы Сикачи-Аляна», в ходе которой выявлены факты непринятия мер по охране объекта культурного наследия.

Объект археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна» является объектом культурного наследия федерального значения (постановление Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР»).

Охранные обязательства в отношении указанного объекта культурного наследия в настоящее время выполняет сельское поселение «Сикачи-Алян» Хабаровского муниципального района Хабаровского края на основании охранного договора от ДД.ММ.ГГГГ и охранного обязательства, утвержденного распоряжением начальника Управления государственной охраны ОКН Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности на данный объект археологии до настоящего времени ни за кем не признано, земельный участок под объектом археологии не сформирован. Органы государственной власти, уполномоченные на реализацию полномочий в сфере охраны объектов культурного наследия, а также МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО единой позиции относительно принадлежности данного объекта не имеют.

Наряду с этим в соответствии с положениями абзаца 2 ст. 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты археологического наследия отнесены к объектам культурного наследия федерального значения. Согласно положениям ч. 3 ст. 49 Федерального закона № 73-ФЗ объекты археологического наследия находятся в государственной собственности.

Частью 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ установлено, что государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Тем не менее, согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся исключительно к федеральной собственности.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского значения) относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РССР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР» с дополнениями согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года № 624.

При указанных обстоятельствах объект археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна» относится к федеральной собственности.

В настоящее время уполномоченным органом – Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Правительства края проводится комплекс мероприятий, необходимых для включения объекта культурного наследия «Петроглифы Сикачи-Аляна» в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Предварительно, согласно требованиям ст. 24 Федерального закона № 73-ФЗ Правительство Российской Федерации может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

В 2017 году Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Правительства края организовано проведение историко-культурной экспертизы документов и материалов, обосновывающих отнесение объекта культурного наследия «Петроглифы Сикачи-Аляна» к особо ценным объектам культурного наследия. Соответствующие документы направлены в Министерство культуры Российской Федерации. До настоящего времени решение не принято.

В соответствии с п.п. 2, 6 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 года № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия, и могут находиться исключительно в федеральной собственности, изменение их формы собственности не допускается.

Отнесение Петроглифов Сикачи-Аляна к собственности субъекта Российской Федерации может негативным образом сказаться на принятии решения об отнесении данного объекта к особо ценным объектам культурного наследия и последующим включением его в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

По информации директора Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации от 14 июля 2017 года в случае отнесения объекта к федеральной собственности возможно закрепление его за ФГБУН «Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока» Дальневосточного отделения Российской академии наук.

Объект археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна» представляют 2 группы камней, расположенных на территории с. Сикачи-Алян Хабаровского района. Земельный участок под ними не сформирован, однако в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах территории объекта археологии.

Согласно положениям ч. 2 ст. 49 Федерального закона № 73 ФЗ, объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.

Вместе с тем, историческая и культурная ценность петроглифов во многом обусловлена их месторасположением, а потому перенесение камней без утраты их ценности не представляется возможным.

Отсутствие собственника у объекта археологического наследия приводит к ухудшению его фактического состояния. Орган местного самоуправления, не являющийся собственником объекта, а также земельного участка, не может обеспечить выполнение требований по сохранению объекта культурного наследия федерального значения. Денежные средства на его сохранение и изучение не выделяются.

Непринятие мер по оформлению прав на объект археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна», а также на земельный участок под указанным объектом, может привести к его невосполнимой утрате, препятствию к реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные доводам искового заявления.

Представители Федерального агентства по управлению государственным имуществом, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО в судебном заседании иск не признали и пояснили, что согласно ст. 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации определяет категории историко-культурного наследия федерального значения.

Согласно ч. 1 ст. 48 ФЗ « 78 объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находится в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальной, частной собственности. А также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 49 ФЗ-79 объекты археологического наследия находятся в государственной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, объекты археологического наследия могут находится в собственности субъекта Российской Федерации.

Согласно абз 9 ст. 3 основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09 октября 1992 года № 3612-1) (ред. От 05 декабря 2017 года) бесспорная принадлежность объектов культуры к государственной собственности также ставится в зависимость от их общенационального (общероссийского) значения.

Таким образом, согласно действующему законодательству, исключительно к федеральной собственности относятся: в соответствии с п. 6 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 года № 1487, все объекты, внесенные в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Памятники истории и культуры общероссийского значения, включенные в Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года № 176. Памятники истории и культуры местного значения могут принадлежать другим субъектам права, в том числе, находиться в собственности иных публично-правовых образований.

Таким образом, в настоящее время определены правовые основания отнесения объектов культурного наследия исключительно к федеральной собственности (постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1, Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ): 1. объект культурного наследия, являвшийся памятником республиканского (всероссийского) значения до конца 1991 года; 2. Объект культурного наследия, закрепленный за федеральным учреждением и предприятием.

Особо ценные объекты (получившие данный статус согласно указам Президента РФ) памятники всемирного культурного наследия (памятники ЮНЕСКО).

Другие категории объектов культурного наследия могут находиться как в государственной, так и в иных формах собственности. При этом по отдельным категориям ОКН отчуждение из государственной собственности не предусмотрено (памятники археологии) или ограничено определенным кругом лиц (имущество религиозного назначения).

Из искового заявления и приложенных к нему документов следует, что управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства края проводит комплекс мероприятий, необходимых для включения объекта культурного наследия «Петроглифы Сикачи-Аляна» в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Однако, до настоящего времени объект не отнесен к числу особо ценных, и не включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а следовательно не может относится исключительно к федеральной собственности.

Более того, в соответствии с абзацем 3 ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ под объектами археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. МТУ полагает, что объект археологического наследия не может быть отнесен к таким объектам недвижимости, как земельный участок, участок недр.

Представители третьего лица - управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края в судебном заседании исковое заявление прокурора поддержали и пояснили, что объект культурного наследия федерального значения «Петроглифы Сикачи-Аляна» расположен на территории Российской Федерации в Хабаровском крае в Хабаровском районе в 50-55 км к северо-востоку от <адрес> на правом берегу реки Амур и Малышевской протоки, от нижней окраины с. Сикачи-Алян до верхней окраины <адрес>.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР» и на основании п. 2 Указа президента РФ от 20 февраля 1995 года № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» данный ОКН отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Приказом министерства культуры Российской Федерации от 05 февраля 2016 года № 33591-р «О регистрации объекта культуры наследия федерального значения «Петроглифы Сикачи-Аляна», эпоха бронзы (<адрес>) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «Петроглифы Сикачи-Аляна» зарегистрирован в ЕГРОКН с присвоением регистрационного номера .

Частью 1 ст. 214 ГК РФ установлено, что государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно п. 3 ст. 49 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты археологического наследия находятся в государственной собственности, однако действующим законодательством не определен вид государственной собственности (Российская Федерация или субъект РФ). А в соответствии с положениями абзаца 2 ст. 4 данного Закона объекты археологического наследия отнесены к объектам культурного наследия федерального значения.

В соответствии с п. 1 ст. 50 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, представленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия не подлежат отчуждению из государственной собственности.

Согласно п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся.

Поскольку данный объект археологии на момент разграничения права собственности на государственное имущество являлся памятником федерального (общероссийского) значения, следовательно, действие указанного постановления на него распространяется в полной мере.

Таким образом ОКН «Петроглифы Сикачи-Аляна» относится исключительно к федеральной собственности. До настоящего времени право собственности на данный объект археологии не признано за Российской Федерацией и не зарегистрировано в установленном законом порядке. Отсутствие собственника у ОКН не способствует повышению уровня защиты ОКН и может привести к его невосполнимой утрате и препятствию к реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям. Кроме того, орган местного самоуправления, не являющийся собственником объекта, а также земельного участка, не может обеспечить выполнение требований по сохранению ОКН, поскольку денежные средства на его содержание и изучение не выделяются.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц: Управления Минкультуры России по ДФО, Управления Росреестра по Хабаровскому краю. О времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В письменном отзыве представитель Управления Минкультуры Российской Федерации по ДФО указал, что поддерживает заявленные прокурором требования. Их удовлетворение позволит определить собственника объекта культурного наследия и обеспечить его сохранность.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что объект культурного наследия (Далее ОКН) федерального значения «Петроглифы Сикачи-Аляна» расположен на территории Российской Федерации в Хабаровском крае в Хабаровском районе в 50-55 км к северо-востоку от <адрес> на правом берегу реки Амур и Малышевской протоки, от нижней окраины с. Сикачи-Алян до верхней окраины <адрес>.

Согласно охранному обязательству, утвержденному распоряжением начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края от 27 марта 2017 года № 16, данный ОКН относится к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Памятник состоит из 6 пунктов (групп петроглифов), расположенных на пятикилометровом участке берега <адрес> и Малышевской протоки.

Описание границ групп петроглифов содержится в пункте 7 Охранного обязательства. Предмета охраны объекта культурного наследия описаны в п. 8 Охранного обязательства.

Границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Сикачи - Алян. Петроглифы» описаны в приложении № 1 к приказу Министерства культуры края от 31 декабря 2013 года «Об утверждении границ территорий и режима использования земельных участков в границах территорий объекта культурного наследия (памятника археологии) федерального значения «Сикачи-Алян. Петроглифы».

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР» и на основании п. 2 Указа президента РФ от 20 февраля 1995 года № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» данный ОКН отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Приказом министерства культуры Российской Федерации от 05 февраля 2016 года № 33591-р «О регистрации объекта культуры наследия федерального значения «Петроглифы Сикачи-Аляна», эпоха бронзы (Хабаровский край) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ОКН «Петроглифы Сикачи-Аляна» зарегистрирован в ЕГРОКН с присвоением регистрационного номера 271440058010006.

Сведения о границах ОКН внесены в государственный кадастр недвижимости.

Частью 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ установлено, что государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно п. 3 ст. 49 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты археологического наследия находятся в государственной собственности, однако действующим законодательством не определен вид государственной собственности (Российская Федерация или субъект Российской Федерации). В соответствии с положениями абзаца 2 ст. 4 данного Закона объекты археологического наследия отнесены к объектам культурного наследия федерального значения.

В соответствии с п. 1 ст. 50 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, представленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия не подлежат отчуждению из государственной собственности.

Согласно пояснениям представителя третьего лица – управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края, в результате проведенной экспертизы от 13 сентября 2017 года № 085.09.2017 эксперт пришел к выводу об отнесении объекта культурного наследия федерального значения «Петроглифы Сикачи-Аляна» к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации в связи с наличием его высокой историко-культурной ценности.

Право собственности на данный объект археологии до настоящего времени ни за кем не признано, земельные участки под объектом археологии не сформированы.

Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся исключительно к федеральной собственности.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского значения) относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РССР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР» с дополнениями согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года № 624.

При указанных обстоятельствах объект археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна» относится к федеральной собственности, а значит имеются все основания для удовлетворения требования прокурора о признании права собственности Российской Федерации на объект культурного наследия федерального значения «Петроглифы Сикачи-Аляна».

В связи с указанным, на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской Автономной области должна быть обязанность в течение 9 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда оформить право собственности Российской Федерации на объект археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна» путем учёта указанного объекта в Реестре федерального имущества, сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки под указанным объектом археологии, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.

Указанный прокурором срок – 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по мнению суда является разумным и достаточным.

По смыслу п. 1 ст. 99 Земельного кодекса РФ одним из видов земель историко-культурного назначения являются земли, занятые объектами археологического наследия.

В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 49 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" (далее - Закон об объектах культурного наследия) объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Объекты археологического наследия находятся в государственной собственности. Данная норма уточняется в п. 1 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия, согласно которому объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.

Согласно ст. 3 Закона об объектах культурного наследия объекты археологического наследия - это частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.

В соответствии с пп. "б" п. 2 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865, памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

Все перечисленные объекты (кроме каменных изваяний и старинных предметов) являются недвижимостью.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения.

Подпункт 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закрепляет принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким образом, объект археологического наследия и земельный участок, в границах которого он находится, представляют собой единый объект недвижимого имущества.

Суду не представлены доказательства того, что при формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под указанным объектом археологии будут нарушены права третьих лиц, поскольку согласно пп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в публичной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

При таких обстоятельствах требования прокурора является законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Хабаровского края удовлетворить.

Признать право собственности Российской Федерации на объект культурного наследия федерального значения «Петроглифы Сикачи-Аляна».

На Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской Автономной области возложить обязанность в течение 9 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда оформить право собственности Российской Федерации на объект археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна» путем учёта указанного объекта в Реестре федерального имущества, сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки под указанным объектом археологии, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Добржанская Ю.С.

Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2018 года.