ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-782/2022 от 23.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

УИД 70RS0002-01-2022-000972-79

Дело № 2-782/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2022 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Моисеевой Г.Ю.

при секретаре Козачук А.Д.,

помощник судьи Дударькова П.В.,

с участием представителя истца Соловьева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по исковому Войтова С.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ», Акционерному обществу «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа

УСТАНОВИЛ:

Войтов С.С. обратился в суд с исковым заявлением Обществу с ограниченной ответственностью «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ» (далее ООО «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ») о взыскании денежных средств за неоказанные услуги по воздушной перевозке, компенсации морального вреда, штрафа. В обоснование иска указано, что 28.02.2020 им на сайте «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ» были приобретены авиабилеты на рейс <данные изъяты> и обратно для себя, ФИО1(супругу), ФИО2(дочь) и ФИО3 (мать супруги) на сумму 145823 руб., а также затрачено с карты <номер обезличен> - 90600 миль. Указано, что на момент заключения договора воздушной перевозке, его дочери ФИО2 было менее 2 лет, в связи с чем стоимость таксы за билет составила 986 руб. Истец выполнил обязательства по оплате услуг авиаперевозки в полном объеме. В течении 2020 года, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в мире и пандемией короновирусной инфекцией рейс был отменен, а поскольку билеты приобретены до 01.05.2020, то в отношении их возврата действовало Постановление Правительства от 06.07.2020 №991 «Об утверждении Положения об особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на её части» (далее Положение). Позже, 15.10.2021 оператором авиакомпании было сообщено, что переоформить билет на ребенка не могут, однако на другие билеты действует сертификат сроком 3 года и им можно оплатить билеты и дополнительные услуги на любую дату, доступные на сайте ООО «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ». Истец указывает, что в ноябре 2020 он воспользовался механизмом восстановления своих прав на авиаперелет, предусмотренным в Положении и согласовал выполнение рейса на сентябрь 2021 года. В сентябре 2021 года стало известно, что рейсы по маршруту <данные изъяты> прекращены, авиакомпания предложила выбрать иной город Испании. Поскольку ООО «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ» было сообщено, что переоформление билета на ребенка ФИО2 возможно до 10.11.2021., так как срок годности в отличие от билетов других членов семьи составляет 1 год, поскольку на него не распространяется Положение, им (Войтовым С.С.) было доплачено за билет дочери ФИО2 46660 руб., поскольку последней в ноябре 2020 года исполнилось 2 года. 15.12.2021 в адрес ответчика «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ» направлена претензия, которая получена адресатом, и на момент подачи искового заявления оставлена без ответа. На основании изложенного, со ссылкой наст. ст. 103, 105,108 ВК РФ, ст.ст.22,28 Закона РФ «О защите прав потребителей», с учетом частичной выплаты ответчиком денежных средств и уменьшения исковых требований Войтов С.С. просит взыскать с ООО «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ» в свою пользу денежные средства, уплаченные по договору воздушной перевозки от 28.02.2020 в размере 76197 руб., неустойку за просрочку оказанных услуг исполнителем за период с 01.01.2022 по 01.03.2022 в размере 45718,20 руб., компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., а также штраф в размере 50% от присужденной судом суммы за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. При этом указано, что 15.03.2022 поступил ответ на претензию, произведен возврат спорных милей на карту лояльности, а также возвращены денежная сумма в размере 65571 руб., в которую входит стоимость неиспользованного билета на ФИО2

В процессе рассмотрения дела по ходатайству представителя истца в качестве соответчика привлечено Акционерное общество «Авиакомпания «Сибирь» (АО «Авиакомпания Сибирь»), с которых заявленную сумму истец просит взыскать солидарно.

Истец Войтов С.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель истца Соловьев И.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно в судебном заседании пояснил, что иск заявлен к ООО «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ» и АО «Авиакомпания Сибирь» о взыскании невозвращенной суммы за неоказанные услуги авиаперевозки солидарно, поскольку сторона истца не располагает о размере комиссий и сборов, предназначенные по агентскому соглашению ООО «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ». Однако размер ответственности ООО «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ» ограничивается исключительно указанным размером. Указывает безосновательными доводы ответчика, относительно невозврата денежных средств невозможность идентифицировать принадлежность банковской карты истцу, поскольку оплата произведена с использование Аррlе Pay, путем электронного перевода. При этом по оплате оформлены маршрутные квитанции на имя истца. Полагал, что своими действиями, а именно возвратом частично денежной суммы и указанием на наличии размера невыплаченной истцу суммы ответчики признали право истца на взыскании оплаченных, но не оказанных услуг. Срок возврата денежных средств истек в декабре 2021 года, а исполнение требований истца в период рассмотрения настоящего иска в суде не освобождает ответчиков от ответственности за нарушение прав истца в виде взыскания с последних неустойки и штрафа.

Ответчик ООО «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ», будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, представил письменные объяснения, в которых указано, что не является надлежащим ответчиком, поскольку осуществляет деятельность туристических агентств и оформляет перевозочную документацию и операции с билетами по распоряжению перевозчика, в соответствии с агентским соглашением. Решение о возврате денежных средств было принято АО Авиакомпанией «Сибирь», а также дан ответ на претензию истца. По существу заявленных требований выразил несогласие, указав, что истец заключил договоры воздушной перевозки с АО «Авиакомпания Сибирь» билеты оформлены 18.03.2020 на перевозку с датой вылета 25.09.2020, соответственно на указанные правоотношения распространяются особый порядок по возврату денежных средств, регламентированный Положением об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о порядке и сроках возврата уплаченной за перевозку провозной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 № 991 и срок для возврата денежных средств не наступил. Также указано, что права истца ООО «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ» не нарушались, не подлежат удовлетворению требования о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.

Ответчик АО «Авиакомпания «Сибирь», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, представил письменные возражения. В обоснование возражений указано на следующие обстоятельства. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 № 991 утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о порядке и сроках возврата уплаченной за перевозку провозной платы. Согласно правилам, утвержденным данным Постановлением, у истца имеется право в течение 3 лет с даты отправления рейса обратиться к перевозчику с уведомлением о принятии оплаченной суммы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке либо по истечении 3 лет с даты перевозки обратиться с заявлением о возврате денежных средств. Оформленный авиабилет попадает под действие данного Положения – билеты приобретены до 01.05.2020 на перевозку до 18.03.2020. У истца, который не воспользовался перевозкой по причине ограничения авиасообщений с другими странами, вызванным угрозой возникновения и (или) возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории РФ либо на её части, имеется право в течение трех лет с даты отправления рейса обратиться к перевозчику с уведомлением о принятии оплаченной суммы перевозки в счет оплаты услуг по воздушной перевозке и дополнительных услуг перевозчика (использовать сертификаты), либо по истечение трех лет с даты перевозки обратиться с заявлением о возврате денежных средств за перевозку. Таким образом, АО «Авиакомпания «Сибирь» не нарушило прав истца на возврат оплаты. При этом авиабилеты частично оплачены истцом милями, и особенности учета миль и их правовая природа такова, что выписка сертификатов на указанную часть невозможна. В связи с чем по данным авиабилетам было принято решение о возврате миль, а также частично денежных средств (такс) уплаченных за авиабилеты, несмотря на то, что срок по возврату ещё не наступил. Несостоятельность главного требования влечет отказ и в удовлетворении производных исковых требований как взыскание неустойки, компенсации морального вреда и штрафа, предусмотренного ч.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей.

Выслушав истца, представителя истца, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, определив в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие истца Войтова С.С., представителей ответчиков, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Часть вторая данной статьи предусматривает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно ч. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения. На основании части 2 названной статьи заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Правоотношения сторон в данном случае регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» и Воздушным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 76 Федеральных авиационных правил «Общие правила перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 11.09.2020 №368, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".

30 января 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку заболевания чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, а 11 марта 2020 г. - пандемией.

В силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции к 19 марта 2020 г. на всей территории Российской Федерации введен режим повышенной готовности.

На основании Поручения Правительства РФ от 25.03.2020 «О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» с 27.03.2020 прекращены регулярные и чартерные авиасообщения, осуществляемые из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полётов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД России), а также полётов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.

В связи с чем, рейсы по маршруту Томск- Москва-Пальма-де-Майорка, Пальма –де-Майорка –Москва- Томск, были перенесены.

В дальнейшем данные рейсы были отменены по причине введенных на государственном уровне ограничений на полеты в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COV1D-19).

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 17 от 28 июня 2012 г «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких говоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

В силу ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Часть 2 ст. 105 ВК РФ предусматривает, что договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

В силу ч. 1 ст. 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

На основании ч. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.02.2020 Войтов С.С. заключил с ООО «С7 Трэвэл Ритейл» договор перевозки пассажиров путем приобретения премиальных авиабилетов посредством обращения на сайт ООО «С7 Трэвэл Ритейл», <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> по маршруту <данные изъяты>, вылет 05.09.2020, осуществляющего АО «Авиакомпания «Сибирь» на имя ФИО2, Войтова С.С., ФИО1 и ФИО3 Оплата произведена через Аррlе Pay картой <номер обезличен>. При этом билет <номер обезличен> оформлен на младенца ФИО2, стоимость 2115 руб.

Кроме того в рамках указанного договора перевозки истцом были оформлены премиальные билеты и оплачены <номер обезличен>, <номер обезличен><номер обезличен>, <номер обезличен> на себя Войтова С.С., супругу ФИО1, мать супруги ФИО3 и младенца ФИО2 по маршруту: <данные изъяты>., с датой вылета 25.09.2020. Тариф оплачен милями в размере 41100 со счета <номер обезличен> Войтова С., по билету <номер обезличен> на ФИО2 оплачена такса 968 руб., а также премиальные билеты <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> и <номер обезличен> по маршруту <данные изъяты> с датой вылета 25.09.2020. Тариф оплачен милями в размере 49500 со счета <номер обезличен>, владелец карты Войтов С., такса в сумме 8412 руб. оплачена картой <номер обезличен>, владелец которой является Войтов С., при этом было произведено оформление билета <номер обезличен> на младенца ФИО2 стоимостью 0 руб.

Общая сумма оплаты составила 145823 руб., которая была в полном объеме оплачена истцом Войтовым С.С., что подтверждается маршрутными квитанциями, квитанциями об оплате сервисного сбора, стороной ответчика указанный факт не оспаривался.

Судом установлено, сторонами не отрицалось, что приобретенные истцом авиабилеты не были использованы к перевозке.

При этом, воспользовавшись правом, в соответствии с Положением истец согласовал выполнение рейса в сентябре 2021 года.

А именно 21.10.2020 по билетам <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> выполнен вынужденный обмен на билеты <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> по маршруту <данные изъяты>, вылет 05.09.2021.

Перевозка по указанным билетам не осуществлена.

По билету <номер обезличен> выполнен возврат на сертификат на сумму 2327 руб. (с бонусом 10%) сертификат полностью использован выписан билет на ФИО1

Также 21.10.2020 по билетам <номер обезличен>, <номер обезличен><номер обезличен> выполнен вынужденный обмен на билеты <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> по маршруту <данные изъяты>, вылет 24.09.2021.

24.10.2020 выполнен возврат билета <номер обезличен>, денежные средства в сумме 968 руб. возвращены на карту.

15.01.2021 рейс отменен, билеты использованы не были.

10.11.2020 оформлен билет <номер обезличен> стоимостью 46660 руб. на ФИО2 по маршруту <данные изъяты>, вылет 05.09.2021/24.09.2021 Оплата произведена картой <номер обезличен> Войтовым С.

13.05.2021 рейсы <данные изъяты> отменены, билет <номер обезличен> не использован.

Истец 15.12.2021 направил в ООО «С7 Трэвэл Ритейл» заявление с просьбой согласовать дату вылета в порядке исполнения условий заключенного договора воздушной перевозки, произвести возврат на карту <номер обезличен> уплаченных миль 90600, а также денежных средств в размере 145883 рубля перечислить на счет истца.

АО «Авиакомпания Сибирь» направило в адрес истца ответ на претензию, в котором указано, что в виду особенности оформления премиальных билетов <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> и <номер обезличен>, выписка сертификата на них в полном объеме невозможно, вследствие чего выразило согласие на возврат 90600 миль на карту лояльности, суммы таксы, а также по оплате билета <номер обезличен>, оформленного после 01.05.2020 денежной суммы в размере 65571 рублей.

Указанный возврат и получения денежной суммы в указанном размере сторона истца не отрицала.

В письменных объяснениях ответчики не оспаривали право истца на возврат ставшейся части денежных средств за приобретенные билеты, однако указал, что в связи с тем, что истцом избран именно возврат оплаченных денежных средств, срок такого возврата на момент рассмотрения дела не наступил. При этом, в обосновании доводов, что не является надлежащим ответчиком, ООО «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ» представлено суду агентское соглашение.

Оценивая доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из анализа содержания агентского соглашения, представленного ответчиком ООО «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ», авиакомпания поручает агенту оказывать услуги по бронированию, оформлению и продаже пассажирских авиаперевозок на регулярные рейсы перевозчика в соответствии с действующими тарифами, правилами и письменными инструкциями перевозчика, а также продажу дополнительных услуг, связанных с обеспечением авиаперевозки. Деятельность агента должна быть направлена на предоставление пассажиру действительных перевозочных документов. Сам агент действует от имени авиакомпании в соответствии с ее тарифами, условиями перевозок и иными инструкциями. Данные отношения регулируются нормами гражданского законодательства (глава 52 ГК РФ). Чаще всего в агентских соглашениях между перевозчиком и агентом указывается, что агент действует от лица, в интересах и под контролем авиакомпании. Исходя из п. 1 ст. 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала, то есть у перевозчика. Имущество, полученное агентом в ходе совершения сделки от имени и по поручению принципала (оформление перевозки), принадлежит принципалу. Уполномоченный агент обязан предоставить все полученное по сделке перевозчику. Например, плата, полученная агентом от пассажира за предстоящую перевозку, является собственностью перевозчика с момента ее получения агентом. Ответственным перед пассажиром за действия уполномоченного агента, связанные с перевозкой пассажира, является перевозчик (п. 6 ФАП).

Возникшие между агентом (исполнителем) и пассажиром (клиентом) отношения можно квалифицировать как договор оказания услуг (глава 39 ГК РФ), в рамках которого исполнитель обязуется осуществить бронирование, оформить (выписать) авиабилеты и направить клиенту маршрутную квитанцию в подтверждение такой выписки.

ООО «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ» не является перевозчиком, а является агентом перевозчика по продаже билетов и договор воздушной перевозки заключен с АО « Авиакомпания «Сибирь», денежные средства за авиабилеты поступили на счет АО «Авиакомпания «Сибирь», указанные доводы ООО «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ» подтверждаются агентским соглашением о порядке пассажирских перевозок (с резидентом РФ) <номер обезличен> от 01.04.2012, выпиской из ЕГРЮЛ, Устава ООО «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ», а также следует из позиции АО «Авиакомпания Сибирь», изложенной в ответе на претензии и не оспаривается последним в письменных пояснениях к иску.

Уполномоченный агент не отвечает по обязательствам, вытекающим из договора перевозки пассажира. Это означает, что агенту не может быть заявлено каких-либо требований, основанных, например, на ст. ст. 108, 103 ВК РФ. Заключение договора перевозки пассажира воздушным транспортом через агента означает то, что агент оказывает клиенту услуги по приобретению, оформлению, передаче авиабилетов. В связи с этим агент не может быть признан надлежащим ответчиком по иску, вытекающему из перевозочной деятельности.

Положениями ст. 24 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ предусмотрено, что особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 185 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, пунктом 8 статьи 95 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и частями шестнадцатой и семнадцатой статьи 82 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года.

В соответствии со ст. 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 08 июня 2020 г. № 166-ФЗ) Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

6 июля 2020 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 991 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2020 г. № 1328) утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории российской Федерации либо на её части (далее – Положение).

Данное Положение вступило в законную силу 7 июля 2020 г. и применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с КНР, с 18 марта 2020 г. – по внутренним и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.

Оформленные истцом авиабилеты были приобретены до 01.05.2020 на перевозку после 01.02.2020 в связи с чем подпадают под действие вышеуказанного Положения.

Согласно п. 3 Положения, в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке:

а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;

б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.

При этом угроза возникновения и (или) возникновение отдельных чрезвычайных ситуаций, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекшие ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, указаны в п. 1 Положения не в качестве причины отказа пассажира от перевозки, а как дополнительное условие, которое существует к моменту отказа пассажира от перевозки по любым основаниям, если эти договоры заключены и подлежат исполнению в диапазоне дат, указанных в пункте 1 указанного Положения, в связи с чем правила возврата стоимости билетов, установленные данным Положением, подлежат применению и при вынужденном отказе от перелета.

В силу п. 4 Положения, при отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте «а» пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.

В случаях, указанных в подпункте «б» пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.

Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами.

Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки.

Согласно п. 6 Положения, денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.

Пунктом 10 Положения предусмотрено, что денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Пассажир, признанный инвалидом I или II группы, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете.

Возврат пассажирам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, осуществляется по заявлению, поданному при личном обращении таких пассажиров в пункты, предусмотренные правилами перевозчика.

На сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете. На сумму оплаченной провозной платы, использованной для оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, проценты не начисляются.

Таким образом, при отказе истца от исполнения договора возврат уплаченных им денежных средств осуществляется ответчиком в соответствии с вышеуказанным Положением, согласно которому установлены сроки возврата денежных средств по истечении 3-х лет с даты отправления рейса.

На основании вышеизложенных норм права доводы представителя истца об истечении срока возврата денежных средств истек, судом отклоняются.

Доказательств, подтверждающих право истца на возврат денежных средств до истечения 3-х летнего срока, установленных п. 10 Положения, суду не представлено.

В судебном заседании установлено, что рейс по первоначально приобретенным истцом билетам <номер обезличен><номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> по маршруту <данные изъяты>, должен был состояться 05.09.2020. С дат указанного рейса трехгодичный срок не истек.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и др.

Таким образом, в силу закона, защите подлежит лишь реально существующее в настоящее время право, которое должно быть связано с виновными действиями ответчика.

Принимая во внимание, что ввиду отмены рейсов истцом выбран возврат денежных средств за приобретенные авиабилеты, при этом установленный законодательством срок возврата стоимости билетов на момент рассмотрения настоящего спора не наступил, правовых оснований для возложения обязанности на перевозчика по возврату истцу денежных средств, уплаченных за приобретение авиабилетов, у суда не имеется.

При этом суд принимает во внимание, что истец не лишен права на обращение в суд с требованием о взыскании с ответчика стоимости оплаченной перевозки в случае неисполнения перевозчиком требований ст. 107.2 ВК РФ и Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 991, в установленные указанными нормами сроки. Кроме того, до истечения предусмотренного Постановлением Правительства РФ N 991 от 06.07.2020 срока не исключено, что истец сможет воспользоваться оплаченными им за билеты денежными средствами на другой перелет на согласованных сторонами условиях.

Оснований для взыскания с ответчиков неустойки за несвоевременный возврат истцу провозной платы судом не установлено, поскольку действующее законодательство предусматривает начисление на сумму внесенной провозной платы процентов за пользование денежными средствами, а не неустойки в соответствии с Законом Российской Федерации о защите прав потребителей». В данном случае проценты имеют иную правовую природу и являются мерой гражданско- правовой ответственности (статья 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В то же время из пункта 6 вышеуказанного Положения следует, что проценты за пользование денежными средствами подлежат начислению с даты отправления рейса и по день возврата денежных средств, поэтому неустойка взысканию не подлежит. Тот факт, что частично провозная плата была возвращена истцу до истечения срока исполнения такого обязательства не является основанием для взыскания с ответчика неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами и штрафа в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», поскольку в вышеприведенном принятом Постановлении Правительства № 991 от 6 июля 2020 г. отсутствует запрет на добровольный возврат пассажиру денежных средств.

Ответчиком АО «Авиакомпания Сибирь» было принято добровольное решение о возврате истцу частично денежных средств за не предоставленную услугу по перевозке ранее установленных законом специальных сроков, что не противоречит Положению, прав истца не нарушает и не свидетельствует о согласие ответчика с доводами истца, что права последнего нарушены.

Кроме того, согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 г., реализация перевозчиком предусмотренного статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации права отказаться от исполнения договора воздушной перевозки и возвратить пассажиру провозную плату с соблюдением порядка и сроков, установленных утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации Положением об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, не свидетельствует о нарушении прав пассажира, в связи с чем на перевозчика не может быть возложена ответственность в виде уплаты неустойки, компенсации морального вреда и штрафа (вопрос 11).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Войтова С.С. к Обществу с ограниченной ответственностью ООО «С7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ», Акционерному обществу «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Моисеева Г.Ю.

Секретарь Козачук А.Д.

Мотивированный текст решения изготовлен 30.05.2022.