Дело № 2-840/2020
УИД75RS0001-02-2019-010026-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2020 года
Центральны районный суд г.Читы в составе
Председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,
При секретаре Голубевой Е.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
23.10.2017 г. истец обратился в ГУ УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением руководителя межрайонного УПФР в г.Чите № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанного вида пенсии отказано в связи с отсутствием подтвержденного специального стажа.
В продолжительность специального стажа не были засчитаны периоды работы: с 18.04.1994 по 30.06.1997 г. в Читинской областной поисково- спасательной службе Министерства РФ по делам ГО и ЧС; с 28.02.2000 г. по 31.12.2002 г. в Забайкальском региональном поисково-спасательном отряде МЧС России реорганизованном в Забайкальскую территориальную поисково-спасательную службу; с 05.01.2003 г. по 12.01.2003 г. и с 13.01.2003 г. по 31.07.2007 г. в Государственном учреждении «Поисково-спасательная служба Читинской области»; с 20.12.2008 г. по 06.03.2014 г. в Федеральном государственном учреждении «Сибирский авиационный поисково-спасательный центр».
Просит суд обязать ответчика включить в его специальный стаж следующие периоды работы 18.04.1994 по 30.06.1997 г., с 28.02.2000 г. по 31.12.2002 г., с 05.01.2003 г. по 12.01.2003 г., с 13.01.2003 г. по 31.07.2007 г., с 20.12.2008 г. по 06.03.2014 г., назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 16 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 23.10.2017г..
17.06.2020 г. в судебном заседании требования уменьшены, представитель истца просит исключить следующие периоды: с 25.02.2003 г. по 02.03.2003 г., с 24.05.2003 г. по 24.05.2003 г., с 07.07.2003г. по 13.08.2003 г., с 20.02.2004 г. по 22.02.2004г., с 26.03.2005 г. по 28.03.2005 г., с 16.12.2005 г. по 19.12.2005 г..
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2 заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, суду пояснили, что все службы и отряды в которых работал истец в спорные годы относились к системе МЧС России, должности, в которых истец работал в эти периоды предусмотрены Списками, в связи с чем оснований для отказа в назначении ему досрочной страховой пенсии не было.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 23.10.2017 г. обратился в ГУ УПФР г.Читы Забайкальского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением руководителя межрайонного Управления ПФР № от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении указанного вида пенсии отказано в связи с недостаточным специальным стажем. Принятый на момент обращения страховой стаж истца составил 32 года 9 месяцев 4 дня, специальный стаж 0 лет 5 месяцев. В указанный специальный стаж ответчиком не были засчитаны спорные периоды работы истца, так как он не подтвержден как спе6циальный стаж.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее - Закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Условия и порядок зачета работы в качестве спасателей в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, урегулированы положениями частей 2 и 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, подпункта "и" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", а также перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и перечнем должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 г. N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, определен приведенными выше нормативными актами. Такими лицами являются только спасатели, спасатели 1, 2, 3 классов и спасатели международного класса, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений, при условии участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и наличии постоянной работы по вышеуказанным Перечням не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России.
В соответствии с п. 10 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Из системного толкования вышеназванных норм материального права следует, что периоды работы спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждается книжкой спасателя либо иными доказательствами.
Статьей 23 Федерального закона от 22.08.1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определено, что гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, Жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.
Критериями оценки занятости работников профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, являются: занятость спасателей в составе профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России.
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что периоды работы спасателя аварийно-спасательных служб и формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждается книжкой спасателя либо иными доказательствами.
Участие истца в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций и выполнение им непосредственных функций спасателя в спорный период подтверждается книжкой спасателя, из которой следует, что истец работал спасателем.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» учрежденного Постановлением Правительства № 516 от 11.07.2002 г. предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Пункт 5 Правил предусматривает, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
Трудовая книжка истца содержит следующие записи.
Согласно записи № 11 «Забайкальская территориальная поисково-спасательная служба (Читинская областная поисково-спасательная служба Министерства РФ по делам ГО и ЧС)» с 18.04.1994 г. (приказом № – к от ДД.ММ.ГГГГ) принят на должность начальника регионального аэромобильного поисково-спасательного отряда;
Согласно записи № 13 - с 01.07.1997 г. (приказ № к от ДД.ММ.ГГГГ) переведен на должность главного специалиста по ПСР и работе со спасателями;
запись № 14 Забайкальский региональный поисково – спасательный отряд реорганизован в Забайкальскую территориальную поисково – спасательную службу (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
запись № 15 – с 28.02.2000 г. (приказ № к от ДД.ММ.ГГГГ) переведен на должность спасателя;
запись № 16 – 31.12.2002 г. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) уволен в связи с ликвидацией службы Государственное учреждение «Поисково-спасательная служба Читинской области»;
Запись № № 17-19 –с 05.01.2003 г. (трудовое соглашение от 05.01.2003 г. по 12.01.2003 г.) принят на должность спасателя 1 класса;
запись № 20 – уволен с 12.01.2003 г. (трудовое соглашение от 05.01.2003 г. по 12.01.2003 г.);
Государственное учреждение «Поисково-спасательная служба Читинской области»:
запись 21 – принят с 13.01.2003 г. (приказ № к от ДД.ММ.ГГГГ) на должность спасателя.
запись 22 – уволен с 31.07.2007 г. (приказ № к от ДД.ММ.ГГГГ) ФГУ «Байкальский поисково-спасательный отряд» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
запись 23 – с 01.08.2007 г. (приказ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ) принят на должность спасателя 1 класса.
запись 24 – с 18.01.2008 г. (приказ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ) уволен.
Федеральное государственное учреждение «Сибирский авиационный поисково-спасательный центр» (ФГУ «Сибирский АПСЦ»)
запись 25 - с 20.12.2008 г. (приказ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ) принят на должность спасателя.
запись 28 – с 06.03.2014 г. ( приказ 3 59 л/с от ДД.ММ.ГГГГ) уволен.
Открытое акционерное общество «Центр аварийно – спасательных и экологических операций»
запись № 29 – с 17.03.2014 г. ( приказ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ) принят на должность директора центра в Читинский центр «ЭКОСПАС» Открытое акционерное общество «Центр аварийно – спасательных и экологических операций»
запись № 30 – с 27.10.2016 г. (приказ № – 02 л/с от ДД.ММ.ГГГГ) трудовой договор прекращен.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в спорный период истец работал в профессиональной аварийно-спасательной службе, ему постоянно присваивались квалификационные категории «Спасатель», он принимал непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Читинская областная поисково-спасательная служба ГКЧС России, в которой истец работал в спорные годы, входила в состав Забайкальской региональной поисково-спасательной службы, созданной на основании приказа Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР от 21.10.1992 № 150.
О том, что Забайкальская региональная поисково-спасательная служба входила в состав Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (систему МЧС России) и период работы истца в данном учреждении в спорные периоды подтверждают поступившие из ГКУ «Государственный архив документов по личному составу Забайкальского края » документы: типовой договор заключенный с истцом, устав Забайкальской территориально поисково-спасательной службы МЧС России (Читинская областная поисково-спасательная служба Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС) за период с 1994 по 2002 годы с исторической справкой, а также поступившие из Федерального казенного учреждения «Сибирский авиационный поисково-спасательный центр» документы: устав, штатное расписание, должностная инструкция спасателя, приказы о приеме на работу и об увольнении, личная карточка формы Т2, акт проверки №229 перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, акт № 14 проверки перечня рабочих мест, справка, уточняющая особый характер работы. Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2008-2014 г..
Истец работал в службе, входящей в состав системы МЧС России. В представленных документах прослеживается структура МЧС.
При таких обстоятельствах, суд находит, что в спорные периоды работы истца с 06.04.1993 по 14.06.1993, с 15.06.1993 по 21.10.1999 истец работал в организации, входящей в систему МЧС России.
То обстоятельство, что в спорные периоды истец участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуации подтверждается книжкой спасателя, где имеются соответствующие отметки.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» от 22.08.1995 № 151-ФЗ, гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя. Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 24).
В соответствии с Положением о книжке спасателя, утвержденном приказом Министра РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.12.1997, изготовление книжки спасателя производится федеральными органами исполнительной власти, организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований. Книжка спасателя выдается ведомственной, региональной или территориальной аттестационной комиссией гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей под роспись в журнале регистрации спасателей соответствующей аттестационной комиссии с присвоением регистрационного номера спасателя.
Все записи в книжке заполняются рукой и заверяются подписями и печатями лиц, сделавших запись.
Представленная истцом книжка спасателя оформлена согласно данного Положения. В книжке имеются сведения о проведении в отношении истца аттестации, об участии в спасательных работах. Все записи заверены подписями должностных лиц, а также соответствующими печатями. Таким образом, факт участия истца в спасательных работах подтверждается, и каким-либо образом право истца на льготное пенсионное обеспечение не опровергает, поскольку, в любом случае, указанные работы проведены истцом в период работы в одной организации, что стороной ответчика не оспаривалось.
При изложенных обстоятельствах, периоды работы истца с18.04.1994 по 30.06.1997 г., с 28.02.2000 г. по 31.12.2002 г., с 20.12.2008 г. по 06.03.2014 г. подлежат включению в специальный стаж в соответствии с п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Должность, которую истец занимал в данный период предусмотрена вышеприведенным Перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуации, дающим право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с подп. «л» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 № 702.
Читинская областная поисково- спасательная служба Министерства РФ по делам ГО и ЧС; Забайкальская территориальная поисково-спасательная служба, Федеральное государственное учреждение «Сибирский авиационный поисково-спасательный центр» входили в структуру Министерства РФ по делам ГО и ЧС, то есть структуру МЧС России, что видно из материалов дела, в связи с чем, оснований для исключения данного периода из подсчета специального стажа истца у пенсионного органа не имелось.
Сведений о занятости истца в период нового правового регулирования льготной трудовой функцией не в течение полного рабочего дня не имеется. Согласно представленных в материалы дела лицевых счетов по начислению истцу заработной платы, начисления прослеживаются за весь отработанный период, периодов отвлечений от исполнения трудовой функции не имеется.
Вместе с этим не подлежит включению период работы истца с 05.01.2003 г. по 12.01.2003 г. и с 13.01.2003 г. по 31.07.2007 г. в Государственном учреждении «Поисково-спасательная служба Читинской области».
В Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 551-О-П
"По запросу Октябрьского районного суда города Пензы о проверке конституционности подпункта 7 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и жалобе граждан ФИО4, ФИО5 и других на нарушение их конституционных прав указанным законоположением" указано, что деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации. Соответственно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может, вопреки утверждению заявителей, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций. Кроме того, субъекты Российской Федерации, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения, что прямо вытекает из статьи 20 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", согласно которой финансовое обеспечение прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательных служб и формирований, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного оснований для удовлетворения требований истца в указанной части не имеется, так как Государственное учреждение «Поисково-спасательная служба Читинской области» не входило в структуру МЧС России.
Как указано выше, специальный стаж истца с 18.04.1994 по 30.06.1997 г., с 28.02.2000 г. по 31.12.2002 г., с 20.12.2008 г. по 06.03.2014 г. при обращении в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости не был засчитан и приведенным выше основаниям подлежит включению. Между тем с учетом достижения требуемого возраста и включенных периодов судом необходимого специального стажа недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости. В связи с этим, требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) включить в специальный стаж ФИО1 в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы 18.04.1994 по 30.06.1997 г., с 28.02.2000 г. по 31.12.2002 г., с 20.12.2008 г. по 06.03.2014 г..
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 01 месяца путем подачи жалобы через Центральный районный суд г.Читы.
Решение изготовлено в окончательной форме 22 июня 2020 г..
Судья: Аксаненко Р.Т.