ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7839/2016 от 10.10.2016 Калининского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №2-7839/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

10 октября 2016 года Санкт-Петербург

Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Смирновой О.А.,

при секретаре Кириной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ЗАО «Строительный трест», ФИО12, ФИО13 о признании незаконным распоряжений об утверждении схемы расположения земельных участков, границ земельных участков, обязании установить границы земельных участков, исключить запись государственного кадастрового учета о земельном участке, признании отсутствующим права общей долевой собственности на внутриквартальные проезды, земельный участок,

установил:

Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании незаконным распоряжений Комитета по земельным ресурсам и землеустройству об утверждении схемы расположения земельных участков, границ земельных участков, обязании установить границы земельных участков, исключить запись государственного кадастрового учета о земельном участке, признании отсутствующим права общей долевой собственности на внутриквартальные проезды, земельный участок. Свои требования мотивировали тем, что соистцам, проживающим в многоквартирных домах, расположенных внутри квартала в Санкт-Петербурге и ограниченного улицами: проспект Х, улица Х, улица Х, улица Х, в силу закона принадлежит право пользования местами общего пользования, предусмотренное пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Вместе с тем, право истцов на пользование территориями общего пользования нарушено, а именно право пользования внутриквартальными проездами в указанном квартале, поскольку данные внутриквартальные проезды перешли из государственной (муниципальной) собственности в общую долевую собственность ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ЗАО «Строительный трест», ФИО12, ФИО13 - собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Х; Х; Х; Х; Х; Х; Х, в составе земельных участков, сформированных под данными многоквартирными домами, которые впоследствии были объединены в один земельный участок, расположенный по адресу: Х, с кадастровым номером Х и с февраля 2016 года огорожены временным ограждением, установленным ООО «ГСК №1» на основании ордера на производство плановых работ от 09.12.2015, выданного Государственной административно-технической инспекцией (ГАТИ), которое проходит по границам Объединенного земельного участка. Между тем, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Таким образом, внутриквартальные проезды, должны всегда находиться в государственной или муниципальной собственности и не могут быть переданы в частную собственность граждан или юридических лиц, как самостоятельные земельные участки, так и в составе иных земельных участков. Нарушение было допущено при формировании этих земельных участков в нарушение прямого запрета на включение в границы таких земельных участков при их формировании территорий общего пользования.

Распоряжениями Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга были утверждены схемы расположения спорных земельных участков на кадастровом плане территории. Однако в границы данных земельных участков включены внутриквартальные проезды. Кроме того, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрК РФ; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Формирование земельного участка под многоквартирным домом, расположенного в границах квартала, микрорайона, застроенного многоквартирными домами, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, и не может быть осуществлено без утвержденного проекта межевания территории и только на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Земельные участки, сформированные на основании Распоряжений, сняты с кадастрового учета, так как ответчиками было принято решение об объединении земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в один земельный участок. Вместо них на кадастровый учет поставлен объединенный земельный участок, в состав которого, в том числе вошли и земельные участки, сформированные на основании обжалуемых Распоряжений. На объединенный земельный участок зарегистрировано право общей долевой собственности ответчиков. Кроме того, помимо внутриквартальных проездов в сформированные земельные участки вошла и территория общего пользования, ограниченная красной линией - часть улицы Витковского, что подтверждается нотариальной копией градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером Х. В связи с этим, истцы просят признать незаконными Распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории от 14.04.2015 № Х, № Х, № Х. Признать незаконными Распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга об утверждении границ земельных участков от 14.04.2015 № Х, № Х. Обязать ответчиков установить границы земельных участков без включения в них территорий общего пользования - внутриквартальных проездов. Исключить из государственного кадастра недвижимости запись государственного кадастрового учета о земельном участке, расположенном по адресу: Х, с кадастровым номером Х, общей площадью 18 366 кв.м. Признать отсутствующим право общей долевой собственности ответчиков ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ЗАО «Строительный трест», ФИО12, ФИО13 на территории общего пользования - внутриквартальные проезды, включенные в границы земельного участка, расположенного по адресу: Х, с кадастровым номером Х. Признать отсутствующим право общей долевой собственности ответчиков ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ЗАО «Строительный трест», ФИО12, ФИО13 на земельный участок, расположенный по адресу: Х, с кадастровым номером Х.

10.10.2016 истцы уточнили исковые требования и просили также признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером: Х, площадью 4094 кв.м.+\-13 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов), расположенного по адресу: Х. Признать незаконным Распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 14.04.2015 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером: Х, площадью 1983 кв.м.+\-9 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов), расположенного по адресу: Х. Признать незаконным Распоряжение комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 14.04.2015 года «Об утверждении границ земельного участка». Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером: Х, площадью 2343 кв.м.+\-10 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов), расположенного по адресу: Х. Признать незаконным Распоряжение комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 14.04.2015 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером: Х, площадью 2192 кв.м.+\-10 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов), расположенного по адресу: Х. Признать незаконным Распоряжение комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 14.04.2015 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером: Х, площадью 1974 кв.м.+\-9 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов), расположенного по адресу: Х. Признать незаконным Распоряжение комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 14.04.2015 года «Об утверждении границ земельного участка». Обязать ответчиков установить границы земельных участков без включения в них территорий общего пользования - внутриквартальных проездов. Прекратить государственный кадастровый учет земельного участка, с кадастровым номером: Х, площадью 18366+-47 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов), находящегося по адресу: Х. Прекратить право собственности ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 на земельный участок с кадастровым номером: Х, площадью 18366+-47кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов), находящегося по адресу: Х.

Учитывая, что фактически данные требования истцов вытекают из ранее заявленных, суд считает возможным принять в качестве дополнительных только требования о признании недействительными результатов межевания вышеуказанных земельных участков. Остальные доводы суд считает возможным принять только в качестве дополнительных пояснений к ранее заявленным требованиям.

В судебном заседании истцы поддержали исковые требования по мотивам, указанным в исковом заявлении, дополнив, что если формирование земельного участка было осуществлено в нарушение законодательства, то считать что право собственности перешло собственникам многоквартирного дома нельзя. Не возник момент перехода права собственности в соответствии с законом. В тех землеустроительных делах, что формировались в 2015 году, не содержится акта полевого обследования. Формирование земельных участков производится в соответствии с распоряжением КЗР от 11.08.2006. В п. 3.1.2, который гласит, что районный отдел КЗР при поступлении к ним заявления о формировании земельного участка к многоквартирному дому, проводит полевое обследование, составляет акт полевого обследования, коих не имеется в материалах дела. Значит, формирование земельного участка было с нарушением процедуры формирования земельных участков. В остальных землеустроительных делах видно, что границы формировались по поребрику, то есть на данных земельных участках имелись асфальтированные проезды. Образование всех земельных участков осуществлялось в качестве образования земельных участков из земель находящихся в государственной собственности. В этом случае нарушено отсутствие акта полевого обследования. Эти землеустроительные дела подтверждают факт наличия асфальтированных проездов, которые не подлежат передаче в частную собственность. Проекта межевания до сих пор нет. Земельные участки были сформированы с нарушением земельного и градостроительного законодательства, в связи, с чем право собственности на них не перешло к собственникам многоквартирных домов. Несмотря на это имеется запись в ЕГРП, о том, что они являются собственниками.

Истцы ФИО2, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Представитель ЗАО «Строительный трест» не согласился с заявленными требованиями, указав, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Ответчики ФИО9, ФИО8, ФИО10, ФИО11, в настоящее время являются собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Х, Х, Х, Х, Х, Х, Х, Х.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Формирование земельного участка по адресу: Х, кадастровый номер Х, было произведено собственниками помещений в многоквартирных домах согласно требованиям Жилищного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ в порядке, утвержденном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 №25-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на расположен многоквартирный дом», распоряжением Комитета по земельным ресурсам и устройству Санкт-Петербурга от 11.08.2006 № «О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом». В соответствии с указанными нормативными правовыми актами формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, несформированные до введения в действие Жилищного кодекса уносит заявительный характер.

Т. (лицом, уполномоченным решениями общего собрания собственников помещений многоквартирных домах) 03.03.2015 были поданы в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга заявления о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома по адресам: ХХХ.

По результатам рассмотрения заявлений было установлено, что земельный участок по адресу: Х, был уже сформирован на основании заявления Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 31.05.2012, представляющей интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в указанном доме. По итогам обращения от 31.05.2012 был сформирован земельный участок площадью 1269 кв.м по адресу: Х. Кроме того, по результатам рассмотрения заявлений от 03.03.2015 было установлено, что земельные участки по адресу: Х и по адресу: Х, были также уже сформированы на основании заявлений от 31.05.2012. Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 14.04.2015 в рамках процедуры изменений характеристик ранее учтенного земельного участка в целях уточнения описания местоположения его границ были утверждены границы земельного участка площадью 1983 кв.м по адресу: Х. Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 14.04.2015 в рамках процедуры изменений характеристик ранее учтенного земельного участка в целях уточнения описания местоположения его границ были утверждены границы земельного участка площадью 1974 кв.м по адресу: Х. По результатам рассмотрения заявлений от 03.03.2015 в отношении земельных участков ХХХ, было произведено формирование земельных участков в соответствии с Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 и Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и устройству Санкт-Петербурга от 11.08.2006. В отношении каждого земельного участка были произведены работы по межеванию земельного участка, результатом которых стал межевой план земельного участка, в состав которого входят схемы границ земельного участка в масштабе 1:2000, подлежащего формированию для многоквартирного дома, составленной по результатам полевого обследования земельного участка (содержащего сведения о фактическом использовании земельного участка, об имуществе, расположенном на земельном участке (в том числе об ограждениях, шлагбаумах, временных сооружениях), об элементах благоустройства), а также исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости Санкт-Петербурга, и документов, предоставленных уполномоченным лицом. Данные границы были согласованы с уполномоченными органами государственной власти Санкт-Петербурга. По итогам рассмотрения поданных заявлений Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга были приняты Распоряжения от 14.04.2015. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с момента формирования земельного участка и введения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с этим, собственниками помещений в указанных домах было принято решение об объединении земельных участков под многоквартирными домами. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет. Сформированный земельный участок расположен в границах жилого квартала, ограниченного ул. Х, ул. Х, пр. Х, ул. Х. Проект планировки с проектом межевания территории, в границах которой расположен земельный участок по пр. Х, до настоящего времени не разработан, следовательно, границы элемента планировочной структуры не установлены. При отсутствии утвержденного проекта планировки территории процедура образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, регулируется Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005, что подтверждается позицией Комитета по устроительству и архитектуре, изложенной в Письме от 26.04.2015). Внутриквартальный проезд является элементом внутриквартальной (внутримикрорайонной) планировочной структуры, обеспечивающей связь внутриквартальной территории с улично-дорожной сетью. Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц согласно действующему законодательству обозначаются красными линиями.

Асфальтированные проезды, расположенные в границах названного земельного участка по адресу: Х, кадастровый Х, не могут расцениваться как внутриквартальные проезды, и, как категория земель общего пользования, поскольку не отвечают названным требованиям. Доступ к многоквартирным домам, расположенным в глубине жилого квартала, не ограничен и осуществляется с улицы Х. Нарушений требований земельного законодательства при формировании земельных участков в границах жилого квартала, ограниченного Х ул., ул. Х, пр. Х, Х, Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга при проведении проверки выявлено не было.

Кроме того в границах указанного квартала отсутствуют земельные участки, включенные в адресный перечень территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения, утвержденный Законом Санкт-Петербурга «О зеленых насаждения в Санкт-Петербурге». Таким образом, в состав спорного земельного участка не входят территории общего пользования, в том числе внутриквартальные проезды. Следовательно, право пользования истцов внутриквартальными проездами в связи с отсутствием указанных проездов в составе сформированного земельного участка нарушено не было. В связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.

Представитель Комитета имущественных отношений в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Формирование земельного участка по адресу: Х, кадастровый номер Х, было произведено собственниками помещений в многоквартирных домах согласно требованиям Жилищного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ в порядке, утвержденном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 №25-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом», распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11.08.2006 № 1555-рк «О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом». В соответствии с указанными нормативными правовыми актами формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, несформированные до введения в действие Жилищного кодекса РФ, носит заявительный характер. В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», статьями 44, 46 Жилищного кодекса РФ в Комитет были поданы заявления о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома по адресам: ХХХ.

В соответствии с порядком установленным Распоряжением №25-рп Комитетом были изданы распоряжения от 14.04.2015.

В соответствии с частью 5 статьи 16 федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы. Только при наличии утверждённого проекта планировки, можно сделать вывод об установлении границ элементов планировочной структуры (кварталов). Указанная норма свидетельствует о том, что в случае рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка, расположенного в границах квартала, застроенного многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, включая проект межевания территории. Проект планировки с проектом межевания территории, в границах которой расположен земельный участок по пр. Х, не разработан, следовательно, границы элемента планировочной структуры не установлены. При отсутствии утвержденного проекта планировки территории процедура образования земельных участков, па которых расположены многоквартирные дома, регулируется распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 №25-рп.

Кроме того, по мнению Комитета, Истцами выбран ненадлежащий способ защиты. Оспариваемые распоряжения не нарушают прав и законных интересов истцов, равно как и не порождают прав и обязанностей для участников спорных правоотношений, поскольку являются решением собственника земельного участка об образовании и приняты для целей постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, при том, что существование земельного участка как объекта права закон связывает с процедурой государственного кадастрового учета. Об отсутствии нарушений прав и законных интересов Истцов свидетельствует также и невозможность устранить допущенные нарушения в случае признания оспариваемых актов незаконными. Отмена оспариваемых распоряжений не повлечет за собой прекращение существования земельного участка площадью 18366 кв.м с кадастровым номером Х, расположенного по адресу: Х и сформированного в результате объединения 8 земельных участков по вышеназванным адресам. Поскольку удовлетворение предъявленных истцами требований не приведет к тому правовому результату, в целях достижения которого были заявлены требования, избранный способ защиты является ненадлежащим. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Ответчик ФИО8 ее представитель в судебном заседании доводы ЗАО «Строительный трест» и Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга поддержали в полном объеме, просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Ответчики ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Представитель управления Росреестра по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, ранее в судебном заседании пояснил, что в соответствии с п.2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Единый Государственный Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее- ЕГРП) содержит информацию о правах (как действующих, так и прекращенных) на объекты недвижимого имущества. По сведениям ЕГРП, на земельный участок по адресу: Х, с кадастровым номером Х, учтенный в ЕГРП с параметрами: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов), площадь 18366 кв. м, зарегистрировано право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Х. Согласно п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. При этом, в соответствии с положениями ч.1,5 ст. 16 Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», подобный земельный участок переходит, по общему правилу, в общую долевую собственность собственников помещений в доме бесплатно с момента формирования такого земельного участка. Следует также отметить, что согласно положениям п.2 ст.23 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. Таким образом, в силу прямого указания закона, с момента формирования земельного участка как земельного участка под многоквартирным домом, данный земельный участок подлежит бесплатной передаче в общую долевую собственность собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а также возникают основания для государственной регистрации такого права. По данным Государственного кадастра недвижимости (ГКН), начиная с 20.11.2015 года земельный участок по адресу: Х, с кадастровым номером Х сформирован как земельный участок под многоквартирным домом по адресу: Х, в связи с чем вышеуказанный земельный участок в силу закона считается поступившим в общую долевую собственность помещений в вышеуказанном многоквартирном доме. Согласно п.52 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №10/22 от 29.04.2010 года предъявление иска о признании права отсутствующим для оспаривания зарегистрированного права или обременения по общему правилу предполагается лишь в тех случаях, когда запись в ЕГРП нарушает права истца, и это нарушенное право истца не может быть защищено путем признания права или же истребования имущества из чужого незаконного владения. По смыслу приведенных разъяснений иск о признании права (обременения) отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может защищено путем предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Соответствующая правовая позиция сформулирована и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.01.2012 №12576/11. Таким образом, удовлетворение исковых требований о признании отсутствующими прав общей долевой собственности на земельный участок по адресу: Х, с кадастровым номером Х, возможно только в случае, если истцами будет доказано, что их права не могут быть защищены иным образом, например путем раздела вышеуказанного земельного участка (в порядке, установленном положениями ст. 11.4 Земельного кодекса РФ) и признания права собственности истцов на часть образовавшихся при разделе земельных участков, либо путем иска об установлении права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута). Управление не владеет и не пользуется спорным объектом недвижимого имущества, не имеет в отношении него правопритязаний.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, ранее давал пояснения, что Филиал не наделен полномочиями по формированию, образованию земельных участков, оценке действий/бездействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, правоохранительных органов, правовой экспертизе документов, приложенных к заявлению о государственном кадастровом учете объектов недвижимости. Заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка и приложенные к нему документы поступили в Филиал 17.11.2015, заявлению присвоен регистрационный номер Х. При осуществлении учетных действий органом кадастрового учета была проведена проверка сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов на предмет выявления отсутствия предусмотренных ст. 26, 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета. Вышеуказанные основания не выявлены. 20.11.2015 осуществлен государственный кадастровый учет данного земельного участка с видом разрешенного использования «для размещения многоквартирного жилого (жилых домов)», присвоен кадастровый номер Х. Указанный земельный участок образован в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами: Х, Х, Х, Х, Х, Х, Х, Х. По сведениям, полученным в порядке информационного взаимодействия с Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу, на земельный участок с кадастровым номером Х осуществлена государственная регистрация права общей долевой собственности. Данные земельные участки принадлежали на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Исходя из действующего законодательства, признаком отнесения территории к территориям общего пользования является наличие беспрепятственного доступа к ним неограниченного круга лиц и запрет на их приватизацию (п. 12 ст. 1 ГК РФ). Согласно статье 2 региональных нормативов градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга, утвержденных законом Санкт-Петербурга от 14.02.2014 №23-9, внутриквартальный проезд - расположенная в границах квартала территория общего пользования, обеспечивающая подъезды к отдельным земельным участкам внутри элемента планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), улично-дорожная сеть - выделенные в красных линиях территории общего пользования в целях размещения улиц и дорог общего пользования, площадей, искусственных сооружений, обеспечивающие связь территорий Санкт-Петербурга, их пешеходную доступность (п.п. 9 и 10). В соответствии с пунктом 9.18 Территориальных строительных норм «Реконструкция и застройка нецентральных районов Санкт-Петербурга» 30-305-2002) для связи внутриквартальных территорий с магистральными и жилыми надлежит проектировать сеть внутриквартальных проездов к зданиям жилого и общественного назначения. Сеть внутриквартальных проездов должна проектироваться с учетом исключения транзитного движения через квартал. Внутриквартальные проезды должны примыкать к проезжим частям жилых и магистральных улиц с регулируемым движением, к местным проездам магистральных улиц и дорог. Примыкание проездов к проезжим частям магистральных улиц с регулируемым движением допускается, как правило, не менее 100 м от перекрестков. Таким образом, внутриквартальный проезд является элементом планировочной структуры, обеспечивающим связь внутриквартальной территории с улично-дорожной сетью. Асфальтированные проезды в границах указанных земельных участков, не могут расцениваться как внутриквартальные проезды и, соответственно, территория земель общего пользования, поскольку не отвечают перечисленным выше требованиям. Территории данных асфальтированных проездов были предназначены для обеспечения самостоятельного доступа конкретно к каждому их восьми многоквартирных домов и использовались собственниками помещений в указанных многоквартирных домах, в том числе, для хранения личных транспортных средств, тем самым подтверждая фактическое использование собственниками помещений в доме территорий проездов. Кроме того, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе улицы, проезды, скверы), согласно действующему законодательству, обозначаются красными линиями. В границах указанных территорий красные линии не установлены, следовательно, территории общего пользования, в том числе внутриквартальные проезды, территории зеленых насаждений общего пользования и территории зеленых насаждений внутриквартального озеленения, отсутствуют. Практика разработки градостроительной документации показывает, что в границах жилых кварталов может не быть территорий общего пользования (в том числе, обозначенных красными линиями внутриквартальных проездов). Территория земельного участка для трансформаторной подстанции и территории детских площадок не входят в границы земельных участков, сформированных для многоквартирных домов. Доступ к иным многоквартирным домам, расположенным в глубине жилого квартала, к детским площадкам и к трансформаторной подстанции, не ограничен и осуществляется с улицы Х.

В случае, когда в отношении территории, в границах которой расположен многоквартирный дом, постановлением Правительства Санкт-Петербурга утвержден проект межевания территории, местоположение границ земельного участка данного дома устанавливается в точном соответствии с проектом межевания территории. В случае, когда в отношении территории отсутствует утвержденный проект межевания территории, земельные участки многоквартирных домов формируются с учетом сложившейся планировочной ситуации. Формирование земельных участков для многоквартирных домов в соответствии с пятнами стройки (границы земельного участка совпадают с наружными границами здания) осуществляется в исключительных случаях, например, при формировании земельного участка, котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным или при формировании (земельных участков для многоквартирного дома в районах сложившейся плотной застройки (преимущественно центральные районы Санкт-Петербурга) когда планировочная ситуация не позволяет сформировать земельный участок с прилегающей территорией. В силу положений Жилищного Кодекса Российской Федерации (пп.4, п.1 ст.36) отсутствие утвержденных проекта межевания и проекта планировки застроенной территории, не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом. Отсутствие утвержденного проекта межевания также не является основанием для формирования земельного участка по пятну застройки.

Собственники квартир в многоквартирном доме имеют право на обращение с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка, и на уполномоченном органе лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по заявлению собственников помещений в таковом, с учетом всех этих обстоятельств. Разрешение требований истцов оставил на усмотрение суда.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения сторон, их представителей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что 14.04.2015 на основании распоряжений Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4094 кв.м по адресу: Х (т.2 л.д. 264); на основании распоряжения – схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2343 кв.м, по адресу: Х (т.3 л.д. 49); на основании распоряжения – схема расположения земельного участка, площадью 2192 кв.м, по адресу: Х (т.3 л.д. 94); на основании распоряжения – утверждены границы земельного участка, площадью 1974 кв.м по адресу: Х (т.3 л.д. 152); на основании распоряжения утверждены границы земельного участка, площадь. 1983 кв.м по адресу: Х (т.3 л.д. 212).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вышеуказанные земельные участки принадлежат ФИО14, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ЗАО «Строительный трест», ФИО12, ФИО13 (т.1 л.д. 22-42).

В соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ХХХ, от 09.11.2015 установлен порядок оформлении протоколов решений общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, а также принято решение об объединении земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в один земельный участок, который будет принадлежать на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирных домах, а именно объединены следующие земельные участки: Х, кадастровый номер Х; Х, кадастровый номер Х; Х, кадастровый номер Х; Х, кадастровый номер Х; Х, кадастровый номер Х; Х, кадастровый номер Х; Х, кадастровый номер Х; Х, кадастровый номер Х (т. 1 л.д. 268-282).

В результате объединения вышеуказанных земельных участков образован земельный участок по адресу: Х, кадастровый номер Х, который учтен в государственном кадастре недвижимого имущества (т.2 л.д. 1).

В настоящее время собственниками вновь образованного земельного участка стали ФИО11, ФИО9, ФИО8, ФИО10 (т. 4 л.д. 190-248).

Из пояснений истцов, их представителей, а также из искового заявления следует, что в результате объединения указанных земельных участков нарушены их права на пользование дорогами общего пользования, а именно внутриквартальными проездами, расположенными в границах улиц: Х.

Согласно статье 2 региональных нормативов градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга, утвержденных законом Санкт-Петербурга от 14.02.2014 №23-9, внутриквартальный проезд - расположенная в границах квартала территория общего пользования, обеспечивающая подъезды к отдельным земельным участкам внутри элемента планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), улично-дорожная сеть - выделенные в красных линиях территории общего пользования в целях размещения улиц и дорог общего пользования, площадей, искусственных сооружений, обеспечивающие связь территорий Санкт-Петербурга, их пешеходную и транспортную доступность (п.п. 9 и 10).

В соответствии с пунктом 9.18 Территориальных строительных норм «Градостроительство. Реконструкция и застройка нецентральных районов Санкт-Петербурга» (ТСН 30-305-2002) для связи внутриквартальных территорий с магистральными и жилыми улицами надлежит проектировать сеть внутриквартальных проездов к зданиям жилого и общественного назначения. Сеть внутриквартальных проездов должна проектироваться с учетом исключения транзитного движения через квартал.

Внутриквартальные проезды должны примыкать к проезжим частям жилых и магистральных улиц с регулируемым движением, к местным проездам магистральных улиц и дорог. Примыкание проездов к проезжим частям магистральных улиц с регулируемым движением допускается, как правило, не менее 100 м от перекрестков.

Таким образом, внутриквартальный проезд является элементом планировочной структуры, обеспечивающим связь внутриквартальной территории с улично-дорожной сетью.

Данные положения согласуются с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 №300 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге».

Так, в соответствии с указанным Постановлением ул. Х, пр. Х, ул. Х, ул. Х относятся к дорогам общего пользования. В указанном квартале отсутствуют дороги общего пользования регионального значения.

Кроме того, из схем расположения земельных участков усматривается, что земельные участки, расположенные по адресу: ХХХ (т.6 л.д. 187) граничит с землями общего пользования.

Между тем, при формировании единого земельного участка границы вышеуказанных земельных участков не захватывают земли общего пользования. То есть участок сформирован с учетом границ земель общего пользования.

Асфальтированные проезды в границах указанных земельных участков, не могут расцениваться как внутриквартальные проезды и, соответственно, как территория земель общего пользования, поскольку не отвечают перечисленным выше требованиям.

Как усматривается из материалов дела, территории данных асфальтированных проездов были предназначены для обеспечения самостоятельного доступа конкретно к каждому их восьми многоквартирных домов и использовались собственниками помещений в указанных многоквартирных домах.

Кроме того, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе улицы, проезды, скверы), согласно действующему законодательству, обозначаются красными линиями.

В границах указанных территорий красные линии не установлены, следовательно, территории общего пользования, в том числе внутриквартальные проезды, территории зеленых насаждений общего пользования и территории зеленых насаждений внутриквартального озеленения, отсутствуют.

Таким образом, земельный участок по адресу: Х, с кадастровым номером Х, сформирован без нарушения действующего законодательства.

Доводы истцов о том, что земельный участок образован с нарушением, поскольку отсутствовал проект межевания территории, акты полевого обследования, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Вышеуказанный земельный участок сформирован в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 №25-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом», распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11.08.2006 «О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом».

Так, согласно ч.3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Уполномоченное собственниками помещений в многоквартирных домах лицо обратилось в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с заявлениями о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома по адресам: ХХХ.

По результатам рассмотрения заявлений было установлено, что земельные участки по адресам: ХХХ. В были ранее сформированы на основании заявления Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 31.05.2012.

Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 14.04.2015 утверждены границы земельного участка площадью 1983 кв.м по адресу: Х. Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 14.04.2015 утверждены границы земельного участка площадью 1974 кв.м по адресу: Х.

В отношении остальных спорных земельных участков было произведено формирование земельных участков в соответствии с распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 №25-рп и Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11.08.2006 №1555-рк.

В дальнейшем объединение земельных участков произведено в соответствии с положениями п.4 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст. 11.6 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, суд считает, что нарушений требований законодательства при формировании спорных земельных участков и объединении данных участков в единый, не имеется. Данные земельные участки сформированы в соответствии с требованиями нормативных актов как Российской Федерации так и Санкт-Петербурга.

Территории асфальтированных проездов, о которых указывают истцы, были предназначены для обеспечения самостоятельного доступа конкретно к каждому их восьми многоквартирных домов и использовались собственниками помещений в указанных многоквартирных домах.

Кроме того, исходя из адресов регистрации истцов, их права на проезд к своим домам не нарушены.

Так, ФИО1 зарегистрирована по адресу: Х, в связи с чем к своему дому она вправе проехать с пр. Х по проезду между домами №Х и №Х.

ФИО2 зарегистрирована по адресу: Х, имеет возможность проехать к своему дому с ул. Х.

ФИО3 зарегистрирован по адресу: Х, имеет возможность проехать к своему дому с ул. Х.

ФИО4 зарегистрирована по адресу: Х, имеет возможность проезда к дому с ул. Х.

ФИО5 зарегистрирована по адресу: Х, имеет возможность проезда к своему дому с ул. Х.

ФИО6 зарегистрирована по адресу: Х, имеет возможность проехать к своему дому с ул. Х.

ФИО7 зарегистрирована по адресу: Х, имеет возможность подъезда к своему дому с ул. Х.

Таким образом, в результате формирования спорных земельных участков и при объединении данных земельных участков права истцов не нарушены. Истцы имеют возможность проезда к своим домам, земли общего пользования при формировании земельных участков не затронуты.

А потому оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконными распоряжений Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории от 14.04.2015, распоряжений об утверждении границ земельных участков от 14.04.2014 не имеется.

Требования истцов об обязании установить границы земельных участков и исключении из государственного кадастра недвижимости запись государственного кадастрового учета о земельном участке, расположенном по адресу: Х, с кадастровым номером Х, общей площадью 18366 кв.м являются производными от требований о признании вышеуказанных распоряжений незаконными, а потому также не подлежат удовлетворению.

Требования о признании отсутствующим право общей долевой собственности на территории общего пользования – внутриквартальные проезды не подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено, что при формировании спорных земельных участков внутриквартальные проезды не были затронуты.

Требование истцов о признании отсутствующим право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Х, с кадастровым номером Х не может быть удовлетворено, поскольку согласно п.52 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года предъявление иска о признании права отсутствующим для оспаривания зарегистрированного права или обременения по общему правилу предполагается лишь в тех случаях, когда запись в ЕГРП нарушает права истца, и это нарушенное право истца не может быть защищено путем признания права или же истребования имущества из чужого незаконного владения. По смыслу приведенных разъяснений иск о признании права (обременения) отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может защищено путем предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Соответствующая правовая позиция сформулирована и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.01.2012 №12576/11.

Поскольку истцами не представлено документов, подтверждающих, что их права не могут быть защищены иным образом, данное требование также не может быть удовлетворено, заявление такого требования является неверно выбранным способом защиты своего права.

Также не подлежат удовлетворению требования истцов о признании недействительными результатов межевания спорных земельных участков, поскольку данные требования также являются производными от первоначальных требований, которые оставлены без удовлетворения, а кроме того, истцами не доказано, что в межевые планы спорных земельных участков были включены недостоверные сведения о местоположении границ данных земельных участков.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, оснований для удовлетворения требований истцов не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ЗАО «Строительный трест», ФИО12, ФИО13 о признании незаконным распоряжений об утверждении схемы расположения земельных участков, границ земельных участков, обязании установить границы земельных участков, исключить запись государственного кадастрового учета о земельном участке, признании отсутствующим права общей долевой собственности на внутриквартальные проезды, земельный участок, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья