ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-783/2011 от 12.07.2013 Оленегорского городского суда (Мурманская область)

Дело № 2-783/2011

Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2013 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2013 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Черной М.А.

при секретаре Гурбич Т.В.,

с участием помощника прокурора г. Оленегорска Мазуниной Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оленегорска к Товариществу собственников жилья «Согласие» о возложении обязанности опубликовать на официальном сайте в сети Интернет информацию, подлежащую раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами,

установил:

Прокурор г. Оленегорска в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с указанным иском к Товариществу собственников жилья «Согласие» (далее – ТСЖ) мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки деятельности ТСЖ «Согласие» в части соблюдения законодательства об обеспечении свободного доступа к информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, были выявлены следующие нарушения.

Ответчик, осуществляя с ДД.ММ.ГГГГ года непосредственное управление домом ... по ул.... в г...., обязан в соответствии с жилищным законодательством обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово–хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Однако ТСЖ не исполняет требования п. 2 постановления Правительства РФ № 731 от 23.09.2010г., которым утверждён Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее – Стандарт).

Пунктами 8-14 Стандарта детализирована информация, подлежащая раскрытию товариществами и кооперативами, указанными в Стандарте способами. В соответствии с п. 5(1) Стандарта указанная информация подлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество осуществляет свою деятельность. Приказом Министерства регионального развития РФ от 24.11.2011 № 543 определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, – www.minregion.ru; с 10.12.2012 Приказом № 535 адрес официального сайта изменен на www.reformagkh.ru.

Однако до настоящего времени информация о деятельности ТСЖ «Согласие», подлежащая раскрытию, на указанных сайтах отсутствует в полном объеме. На официальном сайте органа местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области www.gorodolenegorsk.ru информация размещена частично, а именно отсутствует информация, предусмотренная п. 8(1) п.п. Д, п. 9(1) п.п. Б,В,Д, п. 11(1) п.п.Б,В,Г,Д, п. 13 (1), п.14 п.п.А,Б Стандарта. В нарушение вышеуказанных норм законодательства ТСЖ «Согласие» не приняло мер к обеспечению свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о деятельности ТСЖ, предусмотренной Стандартом, что повлекло нарушение прав граждан на получение необходимой и достоверной информации о реализуемых работах и услугах, об исполнителе и о режиме их работы и иной информации.

Неисполнение ответчиком указанных обязанностей об обеспечении свободного доступа к информации нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, в том числе граждан, находящихся и проживающих на территории г.Оленегорска, а также иных лиц, которые могут воспользоваться предоставляемыми ответчиком услугами.

Прокурор г. Оленегорска просит обязать ответчика опубликовать информацию, предусмотренную Стандартом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, на официальном сайте, предназначенном для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в сети Интернет по адресу www.reformagkh.ru в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, а также обязать ответчика опубликовать информацию, предусмотренную п.п. Д п. 8(1), п.п. Б,В,Д п. 9(1), п.п.Б,В,Г,Д п. 11(1), п. 13 (1), п.п.А,Б п.14 Стандарта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области в сети Интернет по адресу www.gorodolenegorsk.ru в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Старший помощник прокурора г. Оленегорска Мазунина Ж.В. в судебном заседании настаивала на исковых требованиях по изложенным в иске основаниям, дополнив, что ответчиком исполнены требования в части размещения информации, предусмотренной пп. «д» п. 8(1), в остальной части не исполнены.

Ответчик ТСЖ «Согласие» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, своего мнения по иску не представил, при этом обратился с ходатайством о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Выслушав прокурора, изучив представленные доказательства, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ТСЖ «Согласие» с момента образования в ДД.ММ.ГГГГ году осуществляет непосредственное управление многоквартирным домом ... по ул.... в г.... ... области без заключения договора с управляющей организацией.

В соответствии с ч.10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.

Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010г. В соответствии с изменениями, внесенными в указанный Стандарт Постановлением Правительства РФ от 06.02.2012 № 94 «О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», требования Стандарта распространяется на товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами без заключения договора с управляющей организацией. Согласно п. 2 указанного Постановления товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие на день вступления в силу настоящего постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденными настоящим постановлением изменениями в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления, то есть в срок до 23.05.2012г.

Пунктами 8-14 Стандарта детализирована информация, подлежащая раскрытию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо опубликованию в официальных печатных средствах массовой информации.

В соответствии с п. 5(1) Стандарта указанная информация подлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество осуществляет свою деятельность.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.11.2011 № 543 определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, – www.minregion.ru; с 10.12.2012 Приказом № 535 адрес официального сайта изменен на www.reformagkh.ru.

Однако данная обязанность товариществом собственников жилья не исполнена, информация, подлежащая раскрытию, в установленный Стандартом срок на сайте www.reformagkh.ru размещена не была, что подтверждается распечаткой с указанного Интернет-ресурса.

Кроме того, ответчиком не размещена подлежащая раскрытию информация на одном из сайтов по выбору ТСЖ. Так, ответчик частично разместил информацию, предусмотренную Стандартом, на сайте органа местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области по адресу в сети Интернет www.gorodolenegorsk.ru, что следует из представленной суду распечатки с указанного сайта, при этом по состоянию на 14.06.2013 на указанном сайте отсутствует следующая информация, предусмотренная Стандартом:

– смета доходов ТСЖ на 2012 год, смета доходов и расходов ТСЖ на 2013 год - п.п. Б п. 9(1);

– отчет о выполнении сметы доходов и расходов ТСЖ за 2012 год - п.п. В п. 9(1);

– заключение ревизионной комиссии (ревизора) по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ - п.п. Д п. 9(1);

– отчет о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг - п.п. Б п. 11(1);

– сведения о заключении товариществом договоров об оказании услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также иных договоров, обеспечивающих содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг, с указанием количества заключенных договоров, сторон этих договоров, сроков и стоимости по каждому договору отдельно - п.п. В п. 11(1);

– сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества коммунальных услуг и (или) превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год - п.п. Г п. 11(1);

– сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывово в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах - п.п. Д п. 11(1);

– сведения об образовании резервного фонда ТСЖ, иных специальных фондов ТСЖ, в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, с указанием размера таких фондов - п. 13 (1);

– перечень коммунальных ресурсов, которые ТСЖ закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым ТСЖ закупает их у ресурсоснабжающих организаций - п.п. А п.14;

– тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых ТСЖ закупает коммунальные ресурсы по состоянию на текущую дату с указанием реквизитов нормативных правовых актов, которыми установлены такие тарифы (цены) - п.п. Б п.14.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм законодательства ТСЖ «Согласие» не приняло мер к обеспечению свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о деятельности ТСЖ, предусмотренной Стандартом раскрытия информации, что повлекло нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемых работах и услугах, об исполнителе и о режиме их работы и иной информации.

В силу ст. 10 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах и услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Неисполнение ТСЖ «Согласие» обязанности обеспечить свободный доступ к информации, состав которой определен Стандартом, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе граждан, находящихся и проживающих на территории г.Оленегорска, а также иных лиц, которые могут воспользоваться предоставляемыми ТСЖ услугами.

Таким образом, нарушение ответчиком требований Стандарта нашло подтверждение в судебном заседании, следовательно, требования прокурора г. Оленегорска подлежат удовлетворению.

В соответствии сл ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора г. Оленегорска удовлетворить.

Обязать Товарищество собственников жилья «Согласие» опубликовать информацию, предусмотренную Стандартом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, на официальном сайте в сети Интернет, предназначенном для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, по адресу www.reformagkh.ru в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать Товарищество собственников жилья «Согласие» опубликовать информацию, предусмотренную п.п. «Б,В,Д» п. 9(1), п.п. «Б,В,Г,Д» п. 11(1), п. 13 (1), п.п. «А,Б» п.14 Стандарта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области в сети Интернет по адресу www.gorodolenegorsk.ru в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Согласие» государственную пошлину в размере ... рублей с перечислением суммы в соответствующий бюджет.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

М.А. Черная