.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дальнереченск 21 июня 2013 г.
Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Хлебникова Ю.Г., при секретаре Кругловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дальнереченского городского округа, о возложении обязанности по приведению участков дорог в соответствии с требованиями ГОСТов,
У С Т А Н О В И Л:
Дальнереченский межрайонный прокурор обратился в Дальнереченский районный суд с указанным иском.
В судебном заседании прокурор Прыткова М.В. исковые требования поддерживает, суду пояснила следующее.
Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований безопасности дорожного движения на дорогах Дальнереченского городского округа, в результате которой установлено:
1. На участке дороги по ул. Советская дорожное покрытие асфальтобетонное, в районе автостоянки Погранотряда имеется просадка дорожного полотна, несоответствующая требованиям ГОСТ Р 50597-93, также имеется смотровой колодец с нарушениями того же ГОСТа, а именно отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2 см.
2.На пересечении улиц Советская и Флегонтова имеется выбоина на асфальтобетонном дорожном покрытии шириной - 7 м 80 см, диной - 59 см, глубиной - 6 см.
3.На участке дороги по ул. Полоса отчуждения дорожное покрытие асфальтобетонное, в районе поворота на автошколу ДОСААФ имеется выбоина длиной - 2 м 60 см, шириной - 1 м 10 см, глубиной - 11 см; выбоина длиной - 3 м 60 см, шириной - 60 см, глубиной - 4 см, обочины на этом же участке завышены, в нарушение п. 3.2.1 ГОСТ а 50 597 93.
4.На участке ул. Полоса отчуждения дорожное покрытие асфальтобетонное, на
подъездных путях к однопутному железнодорожному переезду имеются выбоины шириной - 90 см, длиной - 80 см, глубиной - 7 см.
5.В районе дома № 1 «а» по ул. Полоса отчуждения имеются выбоины шириной - 2 м 55 см, длиной - 2 м 07 см, глубиной - 7 см; шириной 34 см, длиной - 90 см, глубиной - 7 см, а также имеются множественные выбоины на проезжей части предельные размеры которых не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597 - 93.
6.На участке дороги с асфальтобетонным покрытием по ул. Ленина в районе дома № 19 имеется выбоина длиной - 109 см, шириной 3 м 90 см, глубиной — 7 см.
7.На пересечении улиц Ленина и Чапаева на проезжей части имеется выбоина длиной 3 м, шириной - 2 м 30 см, глубиной - 6 см.
8.На участке дороги Украинская с асфальтобетонным покрытием на
проезжей части в районе дома № 4 имеется выбоина шириной - 1 м 70 см, длиной
1 м 30 см, глубиной - 5 см.
9.На пересечении улиц Украинская и Полтавская на проезжей части ул. Украинская имеется выбоина шириной 130 см, длиной 90 см, глубиной - 7 см, а также множественные выбоины на проезжей части предельные размеры которых не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597 - 93 и затрудняющие движения транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
10.На пересечении улиц Энгельса и Рябуха имеется неровность дорожного
покрытия (трубного перехода), затрудняющая движение транспортных средств с
разрешенной скоростью (вспучивание).
11.На пересечении улиц Рябуха и 50 лет ВЛКСМ на проезжей части ул. Рябуха с асфальтобетонным покрытием имеются выбоины шириной - 5 м 90 см, длиной - 1 м 60 см, глубиной - 10 см; шириной - 80 см, длиной -1м, глубиной 8 см, также имеется раскрошенность кромки асфальта.
Таким образом, мероприятия по содержанию дороги на указанных участках не проводятся, что не соответствует требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установленными действующим законодательством.
Данное обстоятельство подтверждается и копией акта комплексной проверки участка автомобильной дороги, составленного ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе государственного инспектора ДИ ОР ДПС ГИБДД МО МВД России «Дальнереченский» ст. лейтенантом полиции ФИО3 и специалиста первого разряда отдела благоустройства и дорожного хозяйства управления жизнеобеспечения Администрации Дальнереченского городского округа ФИО4
Неудовлетворительное состояние дорог является существенным нарушением прав граждан на безопасность дорожного движения, а также на свободу передвижения, что является недопустимым и может повлечь наступление тяжких последствий от причинения вреда здоровью до смерти человека.
В связи с этим просит обязать администрацию Дальнереченского городского округа произвести комплекс мероприятий по приведению участков дорог по указанным улицам в соответствии с требованиями ГОСТов в срок до 01.11.2013 г..
Представитель администрации Дальнереченского городского округа по доверенности Столярова А.А. не согласна с исковыми требованиями Дальнереченского межрайонного прокурора о возложении обязанности на администрацию Дальнереченского городского округа по следующим основаниям:
В бюджете Дальнереченского городского округа на 2013 год денежные средства на проведение указанных работ предусмотрены. Составлен локальный ресурсный сметный расчет на ямочный ремонт г. Дальнереченск. Сметная стоимость строительных работ 378 200,00 (триста семьдесят восемь тысяч двести) руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета (ч. 2 ст. 54 ФЗ № 131-ФЗ).
Данное положение продублировано и в ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, а также в ч. 2 ст. 3 ФЗ № 94-ФЗ.
Размещение заказа для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона (ст. 10 ФЗ № 94-ФЗ).
В соответствии со ст. 21 ФЗ № 94-ФЗ, извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать 20 дней со дня вскрытия конвертов (ст. 27 ФЗ № 94-ФЗ).
Срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 10 дней со дня подписания протокола (ст. 28 ФЗ № 94-ФЗ).
Контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ст.29 ФЗ № 94-ФЗ).
Извещение о проведении запроса котировок, было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (извещение № от 24.05.2013).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения запроса котировок, победителем в проведении запроса котировок определен участник размещения заказа с номером заявки № Общество с ограниченной ответственностью «Магистраль».
Согласно котировочной заявки на выполнение работ по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильных дорог и внутриквартальных проездов на территории Дальнереченского городского округа входящий № от ДД.ММ.ГГГГ г., участник ООО «Магистраль», предлагает выполнить работы по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильных дорог и внутриквартальных проездов на территории Дальнереченского городского округа до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с наименованием и объемами работ, указанными в извещении о проведении запроса котировок и в настоящей котировочной заявки.
ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт с Обществом с ограниченной ответственностью «Магистраль». Предмет контракта: выполнение работ по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильных дорог и внутриквартальных проездов на территории Дальнереченского городского округа. Срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ г.
В связи с изложенным считает, что исковые требования не законны и не подлежат удовлетворению. Просит отказать в иске.
Суд, выслушав стороны, представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 24 Закона предусмотрено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Кроме того, в ч. 4 ст. 6 Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 17 и ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» № 257 - ФЗ от 08.11.2007 к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 12 Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 3.1.1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Согласно пункту 3.1.2 ГОСТ Р 50597 - 93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине 5 см.
Пунктами 3.1.10 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, установлено, что люки смотровых колодцев должны соответствовать ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
Из содержания акта обследования улично-дорожной сети Дальнереченского городского округа от 23.05.2013, составленного Дальнереченской межрайонной прокуратурой совместно с представителями ГИБДД МО МВД РФ «Дальнереченский» и администрации Дальнереченского городского округа, следует, что вышеуказанные участки дорог не соответствуют установленным требованиям закона.
Таким образом, мероприятия по содержанию дороги на указанных участках не проводятся, что не соответствует требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установленными действующим законодательством.
Данное обстоятельство также подтверждается копией акта комплексной проверки участка автомобильной дороги, составленного ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе государственного инспектора ДИ ОР ДПС ГИБДД МО МВД России «Дальнереченский» ст. лейтенантом полиции ФИО3 и специалиста первого разряда отдела благоустройства и дорожного хозяйства управления жизнеобеспечения Администрации Дальнереченского городского округа ФИО4
Неудовлетворительное состояние дорог является существенным нарушением прав граждан на безопасность дорожного движения, а также на свободу передвижения, что является недопустимым и может повлечь наступление тяжких последствий от причинения вреда здоровью до смерти человека.
Принимая во внимание, что указанные участки дорог расположены в границах Дальнереченского городского округа, обязанность их содержания возложена на администрацию Дальнереченского городского округа.
Непринятие своевременных мер в судебном порядке для обеспечения безопасности дорожного движения будет способствовать распространению травматизма в результате дорожно - транспортных происшествий, что приведет, в свою очередь, к неоправданным, при своевременном реагировании, значительным нарушениям прав и законных интересов граждан.
Таким образом, исковые требования прокурора законны и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя администрации о том, что ответчиком проведены подготовительные действия по устранению выявленных недостатков (проведен конкурс, заключен муниципальный контракт, запланировано выделение денежных средств), не могут служить основанием к отказу в иске, поскольку на момент рассмотрения дела в суде выявленные недостатки в содержании дорог не устранены.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дальнереченского городского округа, о возложении обязанности по приведению участков дорог в соответствии с требованиями ГОСТов, удовлетворить.
Возложить на администрацию Дальнереченского городского округа обязанность произвести комплекс мероприятий по приведению участков дорог: по ул. Украинская в районе д.4, на пересечении ул. Украинская и Полтавская; на пересечении улиц Энгельса и Рябухи, на пересечении улиц Рябухи и 50 лет ВЛКСМ; по ул. Полоса отчуждения в районе поворота на автошколу ДОСААФ; по ул. Полоса отчуждения на подъездных путях к однопутному железнодорожному переезду, в районе д.1а по ул. Полоса отчуждения; по ул. Советская в районе автостоянки Погранотряда, на пересечении ул. Советская и Флегонтова; по ул. Ленина в районе д.19 и на пересечении ул. Ленина и Чапаева, в соответствии с требованиями ГОСТ-Р 50597-93, в срок до 01.11.2013 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца после вынесения в окончательной форме.
Судья Ю.Г.Хлебников