ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-783/2022 от 13.10.2022 Гусиноозерского городского суда (Республика Бурятия)

дело №2-783/2022

УИД:

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Фёдоровой Д.М.,

при секретаре Намдаковой А.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка - детский сад <данные изъяты>», Администрации Муниципального образования «<адрес>» об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность здания,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, Гусиноозерский межрайонный прокурор Республики Бурятия в интересах неопределенного круга просил обязать администрацию МО «<адрес>» в течение <данные изъяты> со дня вступления решения в законную силу выделить денежные средства для устранения Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка - детский сад <данные изъяты> (далее - МБДОУ Детский сад <данные изъяты>») нарушений требований антитеррористической защищенности, а именно: оборудование системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении черезвычайной ситуации. Обязать МБДОУ Детский сад <данные изъяты> в течение <данные изъяты> с момента выделения денежных средств устранить нарушения требований антитеррористической защищенности, а именно: оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении черезвычайной ситуации.

Исковые требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищённости в деятельности МБДОУ Детский сад <данные изъяты> в результате которой установлено, что детский сад относится к объектам IV категории опасности, не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайно ситуации.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 требования поддержала, просила удовлетворить, предоставить ответчикам срок для исполнения решения суда: МО «<адрес>» - в течение <данные изъяты><данные изъяты> со дня вступления решения в законную силу, МБДОУ Детский сад «<данные изъяты> - в течение <данные изъяты> с момента выделения денежных средств.

Представители ответчиков МБДОУ Детский сад <данные изъяты> Администрации Муниципального образования «<адрес>» в судебном заседании отсутствовали, будучи надлежаще извещены о времени, дате и месте рассмотрения дела.

Судом, с учетом мнения представителя истца, вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствии ответчиков в заочном порядке.

Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МБДОУ Детский сад <данные изъяты> является муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

В статье 5 данного закона определено, что правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования - МБДОУ Детский сад <данные изъяты>

В пп. «д» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территории), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Из чего следует, что Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

В соответствии с пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, а также обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта, массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает, что в целях противодействия экстремисткой деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экспремистской деятельности.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Гусиноозерской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МДОУ детский сад «Росинка», в ходе которой выявлены нарушения требований вышеуказанных положений законодательства об антитеррористической защищенности: учреждение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

По результатам проведенной проверки, ДД.ММ.ГГГГ в адрес заведующей МБДОУ детский сад <данные изъяты> внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако в полном объеме допущенные нарушения не устранены; в адрес МКУ «Селенгинское РУО» направлена заявка на выделение денежных средств.

Согласно уставу учреждения собственником имущества является МО «<адрес>. Проверкой установлено, что МБДОУ детский сад «Росинка» не обладает достаточным объемом финансовых средств для исполнения заявленных требований. Орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем бюджетного учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области.

Поскольку в судебном заседании выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований законодательства о противодействии терроризму лицами, участвующими в деле не оспаривались, в то время, как доказательств их устранения ответчиками в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено, и поскольку эти нарушения не способствуют антитеррористической защищенности детей, их родителей, работников и других лиц при нахождении в зданиях образовательной организации, круг которых не определен, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и необходимости их удовлетворения.

Перечисленные выше нормы права обязывают Администрацию МО «<адрес>» и МБДОУ детский сад <данные изъяты> принять меры к устранению нарушений антитеррористического законодательства.

При этом суд учитывает, что Администрация МО «<адрес>» обязана финансировать деятельность МБДОУ детский сад <данные изъяты> в связи с изложенным суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора об обязании Администрации МО «<адрес>» осуществить финансирование для устранения нарушений требований антитеррористического законодательства и необходимости их удовлетворения.

Согласно статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, изучив письменные материалы гражданского дела, выслушав представителя истца полагает, что сроки для выполнения требований Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия, определенные в исковом заявлении, являются разумными и реальными для исполнения.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация МО «<адрес>» как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины. Также с учетом финансирования за счет бюджетных средств суд полагает возможным освободить от уплаты госпошлины МБДОУ детский сад <данные изъяты>

Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад <данные изъяты> Администрации Муниципального образования «<адрес>» об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность здания удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» обеспечить антитеррористическую защищенность здания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, путем выделения денежных средств на оборудование системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении черезвычайной ситуации, в течении <данные изъяты> со дня вступления решения в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - Детский сад <данные изъяты> обеспечить антитеррористическую защищенность здания, расположенного по адресу: <адрес>, путем оборудования системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении черезвычайной ситуации, в течение <данные изъяты> с момента выделения денежных средств.

Ответчики вправе подать в Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Д.М. Фёдорова

Решение в окончательной форме принято 20 октября 2022.