ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-783/2022 от 25.05.2022 Грязинского городского суда (Липецкая область)

Дело № 2-783/2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2022 года г. Грязи

Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Царик А.А.,

при секретаре Коробовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Грязинской межрайонной прокуратуры Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Грязинской межрайонной прокуратуры Липецкой области обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» администрацией сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области не обеспечена возможность получения гражданами муниципальной услуги по «Выдаче документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения)» в электронной форме. Информация о предоставлении указанной муниципальной услуги администрацией Казинского сельсовета в электронном виде отсутствует на официальном сайте поселения, государственном и региональном порталах, услуга в электронной форме фактически не предоставляется. Таким образом, нарушается как принцип открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, установленный ч.4 ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», так и права, и законные интересы неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. Просит обязать администрацию сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальной услуги по «Выдаче единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов» в электронной форме любым способом, установленным законодательством.

В судебном заседании старший помощник прокурора Грязинской межрайонной прокуроры Лунин И.О. поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

С учетом мнения прокурора, на основании статьи 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного судопроизводства, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав прокурора, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании статьи 45 ГПК РФ, статьи 27, статьи 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В этом случае прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку в силу закона действует в их интересах.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) под предоставлением государственных и муниципальныхуслуг в электронной форме понимается предоставление государственных имуниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого порталагосударственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталовгосударственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамкахтакого предоставления электронного взаимодействия между государственнымиорганами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

В силу пунктов 3 и 5 статьи 5 Закона №210-ФЗ при получениигосударственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получениеданных услуг в электронной форме и в многофункциональном центре всоответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими такие услуги.

Пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона №210-ФЗ предусмотрена обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом.

На основании статьи 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона. При этом предусмотренные законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.

Частью 4 статьи 29 Закона №210-ФЗ установлено, что в отношении реализации положений, предусматривающих предоставление муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органами местного самоуправления.

Пунктом 1.2 части 4 статьи 29 Закона №210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации органами местного самоуправления требований пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 указанного закона не позднее 01 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг и муниципальных услуг. Указанный срок (не позднее 01 июля 2012 года) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года №236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» утверждены требования к предоставлению муниципальных услуг органами местного самоуправления в электронной форме, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, получение результата предоставления услуги, осуществление оценки качества предоставления услуги и др.

В «Перечне типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №2113-р) в целях обеспечения систематизации сведений, размещенных в муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг, среди прочих услуг в пункте 14 указана услуга «Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения)».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» (далее Распоряжение) утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями.

Указанным Распоряжением Правительство Российской Федерации рекомендовало органам местного самоуправления при переходе на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде, предусмотренных приложениями № 1 к распоряжению, руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг в электронном виде согласно приложению №2, а также при размещении в реестре муниципальных услуг сведений об услуге использовать наименование услуги в соответствии с приложениями №1 к Распоряжению.

Пунктом 50 приложения №1 Распоряжения установлена предоставляемая в электронном виде муниципальная услуга «Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов)».

Согласно приложению №2 Распоряжения установлен предельный срок реализации всех этапов перехода на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде - 1 января 2014 года.

В целях обеспечения информационной открытости деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, повышения качества и доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года №861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждены прилагаемые: Положение о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; Правила ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций).

Пунктом 5 указанного постановления органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Постановлением при утверждении актов, определяющих порядок формирования и ведения региональных и муниципальных реестров услуг (функций) с использованием государственных и муниципальных информационных систем, в том числе порядок размещения в них сведений.

Постановлением администрации Липецкой области от 23 августа 2012 №342 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждены: Порядок формирования и ведения реестра государственных услуг (функций) Липецкой области (приложение 1); Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Липецкой области и органов местного самоуправления с уполномоченным органом для размещения сведений об услугах (функциях) в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (приложение 2).

На основании пунктов 2-4, 6 «Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Липецкой области и органов местного самоуправления с уполномоченным органом для размещения сведений об услугах (функциях) в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» исполнительные органы муниципальных образований должны передать сведения о должностных лицах органов местного самоуправления, ответственных за предоставление информации, размещаемой в Федеральном реестре, в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о наделении их данными полномочиями. Предоставление доступа к Информационной системе осуществляется уполномоченным органом на основании заявления по форме, установленной в приложении 1 к настоящему Порядку. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней с момента получения заявления создает в Информационной системе учетные записи должностным лицам, перечисленным в заявлении, и направляет заявителю идентификационные данные (имя и пароль). Для размещения в Региональном реестре сведений о государственных (муниципальных) услугах (функциях) одновременно с передачей сведений средствами Информационной системы в адрес уполномоченного органа направляется письменное уведомление о переданных для размещения в Региональном реестре сведениях об услугах (функциях) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с даты получения письменного уведомления о переданных для размещения в Региональном реестре сведениях об услугах (функциях): размещает в Региональном реестре сведения о переданных услугах (функциях) посредством их публикации в Информационной системе с использованием электронной цифровой подписи должностного лица уполномоченного органа, назначенного ответственным за работу с Федеральным реестром, если по результатам автоматизированной формально-логической проверки размещаемых сведений не выявлено нарушений; направляет уведомление (в письменной форме и в форме электронного документа) исполнительному органу государственной власти Липецкой области (органу местного самоуправления) о допущенных нарушениях с предложением о внесении изменений в сформированные сведения об услугах (функциях), если по результатам автоматизированной формально-логической проверки размещаемых сведений выявлены нарушения.

На основании изложенных выше требований законодательства, орган местного самоуправления должен был обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронном виде, в том числе обеспечить возможность обратиться гражданам в электронном виде для получения единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов.

В целях обеспечения предоставления указанной муниципальной услуги в электронном виде орган местного самоуправления должен был совершить определенный перечень последовательных действий и административных процедур, а именно: утвердить административный регламент о предоставлении муниципальной услуги по порядку выдача единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов.; информацию об утвержденном регламенте включить в соответствующие Федеральные и Региональные реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона и обеспечить доступ к документу для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.; утвердить план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме и обеспечить его исполнение; назначить ответственных за предоставление информации в Федеральный и Региональный реестры должностных лиц; передать в уполномоченный орган сведения о должностных лицах органов местного самоуправления, ответственных за предоставление информации, размещаемой в реестре, в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о наделении их данными полномочиями; обеспечить ответственное должностное лицо электронной цифровой подписью; одновременно с передачей сведений средствами Информационной системы в адрес уполномоченного органа направить письменное уведомление о переданных для размещения в Региональном реестре сведениях об услуге по установленной; заключить соглашение с многофункциональным центром о взаимодействии с целью предоставления указанной услуги в МФЦ.

При этом, пунктом 2 Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 №236, предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться, в том числе посредством официальных сайтов органов местного самоуправления. В связи с чем, способ обеспечения предоставления указанной муниципальной услуги в электронном виде орган местного самоуправления вправе определить самостоятельно.

Судом установлено, что в сети Интернет (https://r206-kazinka.omsu48.ru) не размещен перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, отсутствует административный регламент о предоставлении муниципальной услуги по порядку выдача единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов.

Кроме того, на едином портале https://www.gosuslugi.ru отсутствует информация, в том числе административный регламент о предоставлении указанной выше муниципальной услуги, муниципальная услуга в электронной форме фактически не оказывается и на региональном портале https://pgu.admlr.lipetsk.ru/.

Во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ администрацией сельского поселения Казинский сельсовет «План-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме» не утвержден.

Таким образом, администрацией сельского поселения Казинский сельсовет в нарушение указанных требований законодательства не обеспечена возможность получения гражданами муниципальной услуги по «Выдаче документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения)» в электронной форме.

Информация о предоставлении указанной муниципальной услуги администрацией Казинский сельсовета в электронном виде отсутствует на официальном сайте поселения, государственном и региональном порталах, услуга в электронной форме фактически не предоставляется.

Таким образом, нарушается как принцип открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, установленный частью 4 статьи 4 Федерального закона №210-ФЗ, так и права, и законные интересы неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Пути реализации в России мероприятий по становлению и развитию цифровой экономики определены в Указе Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и в Паспорте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждённом президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года.

Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.

В частности, реализация федерального проекта предполагает: обеспечение предоставления государственных и негосударственных услуг и сервисов в цифровом виде в соответствии с прогрессирующими потребностями современного общества в условиях становления цифровой экономики; обеспечение цифровой трансформации органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на повышение качества осуществления возложенных на них функций, уменьшения издержек при их осуществлении, создание системы управления данными, в том числе сбора, хранения, обработки и распространения данных; обеспечение эксплуатации и развития инфраструктуры электронного правительства ; преобразование институциональных и организационных механизмов взаимодействия Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС.

Реализация национальной программы «Цифровое государственное управление» направлена, в том числе, на окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с государством, формирование устойчивой информационно-коммуникационной инфраструктуры государственных и муниципальных органов, обеспечение бесперебойного функционирования критически важных для граждан и организаций государственных сервисов, информационного обмена, хранения юридически значимой информации, цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг, повышение доступности и прозрачности получения государственных, муниципальных услуг, а также - на снижение коррупционных рисков.

Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства и подтверждающих факт предоставления возможности получения гражданами муниципальной услуги по «Выдаче документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения)» в электронной форме, ответчиком в нарушение требований части 1 статьи 56 ГПК РФ суду не представлено.

Таким образом, судом бесспорно установлено, что ответчиком в нарушение действующего законодательства не предоставлена возможность получения гражданами муниципальной услуги по «Выдаче документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения)» в электронной форме.

Непредставление возможности получения гражданами муниципальной услуги по «Выдаче документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения)» в электронной форме влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, нарушает интересы Российской Федерации, препятствуя надлежащему исполнению государством принятых на себя обязательств перед гражданами.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым иск удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-236 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальной услуги по «Выдаче единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов» в электронной форме любым способом, установленным законодательством.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Царик А.А.