ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-784 от 14.10.2013 Осинниковского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-784

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Осинники                                                                      14 октября 2013 года

Осинниковский городской суд Кемеровской области

В составе судьи                                                                        Гребенкиной Г.Д.      При секретаре                                                                           Иващенко Г.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Осинниковского городского округа, Администрации Кемеровской области и Департаменту строительства Кемеровской области о предоставлении государственного жилищного сертификата и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Осинниковского городского округа, в котором просила обязать ответчика предоставить ей отдельное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям в черте Осинниковского городского округа общей площадью не менее 33 кв. м., и взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере ... рублей, за составление искового заявления в размере ... рублей и за участие представителя в судебном заседании в размере ... рублей.

Свои требования мотивировала тем, что она является гражданином, выехавшим из района Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, определенных Федеральным Законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ. Она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, состоит на учете в Администрации Осинниковского городского округа с ..., ее очередь значится под номером 408. Среди граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состоящих на учете по улучшению жилищных условий за счет средств федерального бюджета, ее очередь значится под номером 2, среди пенсионеров северян – под номером 1. Однако, с 2008 года ответчик в нарушение указанного Закона не предоставляет ей жилое помещение.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно изменяла свои исковые требования.

23.09.2013 года ФИО1 предъявила исковое заявление о предоставлении государственного жилищного сертификата, в котором в качестве ответчиков указала Администрацию Осинниковского городского округа, Администрацию Кемеровской области и Департамент строительства Кемеровской области. В данном исковом заявлении истец просит обязать ответчиков выдать ей, как гражданину, выехавшему из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, государственный жилищный сертификат на семью из одного человека из расчета 33 кв.м. за счет средств федерального бюджета и взыскать с Администрации Осинниковского городского округа судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере ... рублей, за составление искового заявления в размере ... рублей и за участие представителя в судебном заседании в размере ... рублей.

В судебном заседании ФИО1 поддержала свои последние измененные исковые требования в полном объеме. Пояснила, что с ... года она проживала и работала в поселке ... в ...ной больнице, откуда была уволена в ... году. В ... году она приехала на постоянное место жительства в г. Осинники Кемеровской области. В ... году ей была назначена трудовая пенсия по старости. В 2008 году она была поставлена в Администрации г. Осинники на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, с 2012 года она является участником подпрограммы по обеспечению жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В списке граждан-участников данной подпрограммы по г. Осинники она значится под номером 1 как пенсионер, по Кемеровской области на 2014 год значится под номером 60. Просит удовлетворить ее требования и предоставить ей государственный жилищный сертификат вне очереди, поскольку своего жилья она не имеет, она зарегистрирована в квартире по ... принадлежащей ее сестре ... Проживает она в съемном жилом доме, расположенном по адресу ...

Представитель истца – адвокат Гильфанова А.М., действующая на основании ордера, считает требования своего доверителя законными и обоснованными.

Представитель ответчика – Администрации Осинниковского городского округа, ФИО2, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласна. Пояснила, что ... ФИО1 была поставлена в Администрации г. Осинники на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время ее очередь в Списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, значится под номером 183. Среди граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», очередь истца по г. Осинники значится под номером 1 среди пенсионеров-северян. Также пояснила, что поскольку с заявлением о включении в данную подпрограмму ФИО1 обратилась осенью 2010 года, на 2011 год она не была включена в список граждан-участников данной программы, поскольку ей необходимо было обратиться с заявлением до 01 июля 2010 года. Полагает, что Администрация Осинниковского городского округа не является надлежащим ответчиком по данным исковым требованиям ФИО1, поскольку выдача государственного жилищного сертификата, удостоверяющего право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, осуществляется органом государственной власти субъекта.

Представитель соответчиков – Администрации Кемеровской области и Департамента строительства Кемеровской области, ФИО3, действующая на основании доверенностей, с исковыми требованиями не согласна в полном объеме. Пояснила, что ФИО1 включена в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Истец состоит в указанном списке в категории «пенсионеры». На 2012 год ее очередь по Кемеровской области значилась под номером 68, в 2013 году под номером 63, в 2014 году под номером 60. Первой в ожидании улучшения жилищных условий в данной очереди состоит семья, подавшая заявление в 1994 году. В 2013 году за счет выделенных бюджетных ассигнований согласно существующей очереди выдан один государственный жилищный сертификат. В 2012 года Кемеровской области также выделен один государственный жилищный сертификат по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В настоящее время право истца на получение указанного сертификата не оспаривается, но только в порядке существующей очереди в соответствии с действующим законодательством. В связи с этим полагает, что отсутствует какое-либо нарушение прав ФИО1, следовательно, отсутствует предмет спора. Также пояснила, что субъекту Российской Федерации предоставлены ограниченные полномочия по выдаче гражданам государственного жилищного сертификата. Департамент строительства Кемеровской области осуществляет формирование сводного списка, делает заявку на получение бланков данного сертификата и выдает его гражданам. Данная жилищная программа не предусматривает внеочередную выдачу государственного жилищного сертификата, денежные средства поступают из федерального бюджета. Полагает, что Администрация Кемеровской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку никаких прав истца не нарушает.

Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статьей 2 данного Закона установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.

Согласно ст. 3 указанного Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

    На основании ст. 4 Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

В целях исполнения данного закона Правительством РФ принято Постановление от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

Судом установлено, что с ... года ФИО1 проживала и работала в поселке ... в ...ной больнице, откуда была уволена в ... году. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются и подтверждаются материалами дела (л.д. 52-55). В ... году она приехала на постоянное место жительства в .... В ... году ей была назначена трудовая пенсия по старости за работу на Крайнем Севере (л.д. 49-51). Данные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетелей ... и ... Таким образом, истец имеет право на предоставление государственного жилищного сертификата в соответствии с указанной подпрограммой по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Данное право ответчиком не оспаривается. ... ФИО1 была поставлена в Администрации г. Осинники на учет нуждающихся граждан в улучшении жилищных условий. На ... ее очередь в общем списке значилась под номером 183 (л.д. 19). Кроме того, с 2012 года она является участником подпрограммы по обеспечению жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В списке граждан-участников данной подпрограммы по ... она значится под номером 1 в категории «пенсионеры», по Кемеровской области на 2012 год она значилась под номером 68, в 2013 году – под номером 63 и на 2014 год значится под номером 60 (л.д. 19, 73). Согласно сведениям, предоставленным Департаментом строительства Кемеровской области, за счет бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета, по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предоставлен один сертификат в 2012 году и один сертификат в 2013 году; государственный жилищный сертификат будет предоставлен истцу согласно очередности; первым в данной очереди состоит гражданин, поставленный на очередь в 1994 году (л.д. 7, 60, 73). Однако, ФИО1 с данной позицией ответчика не согласна, полагает, что ей должен быть предоставлен государственный жилищный сертификат вне очереди, обосновывая это отсутствием своего жилья. Данные доводы суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Правительство РФ в Постановлении от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» установило, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно п. 3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Формы бланков сертификатов и порядок их заполнения утверждаются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Государственный заказчик подпрограммы определяет порядок учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов.

В соответствии с пп. «з» п. 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют, в том числе, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

На основании пп. «в» п. 18 данных Правил выдачу сертификатов осуществляют указанным гражданам органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).

В пункте 19 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением необходимых документов. Для ФИО1 перечень данных документов установлен пп. «е» п. 19 Правил.

В силу п. 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после    1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Из материалов дела усматривается, что ... ФИО1 обратилась в Администрацию Осинниковского городского округа с заявлением о предоставлении жилищного сертификата как работнику Севера (л.д. 124). Поскольку она обратилась после 01 июля 2010 года, на 2011 год она не была включена в Список граждан-участников указанной подпрограммы на выдачу жилищного сертификата по г. Осинники Кемеровской области (л.д. 111). В данный Список истец была включена на 2012 год, где по г. Осинники она значилась под номером 1 по категории «пенсионеры» (л.д. 112). В дальнейшем, как пояснила представитель Администрации Осинниковского городского округа, подача повторных заявлений от ФИО1 не требуется, она автоматически включается в указанный Список каждый год (л.д. 113-116).

В соответствии с п. 26 указанных выше Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Согласно п. 29 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан. Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.

На основании п. 33, п. 34 и п. 35 Правил государственный заказчик подпрограммы в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников подпрограммы.

Органы исполнительной власти до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу выпуска сертификатов, установленному графиком выпуска и распределения сертификатов, представляют государственному заказчику подпрограммы заявки на выпуск сертификатов в пределах предусмотренных этим графиком для каждого из органов исполнительной власти средств на предоставление социальных выплат (в отношении каждой категории граждан - участников подпрограммы отдельно).

Государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти.

В силу п. 36 Правил, органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.

Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 настоящих Правил.

Организация работы по выдаче государственных жилищных сертификатов в Кемеровской области осуществляется в соответствии с административным регламентом Департамента строительства Кемеровской области по исполнению государственной функции «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденным Приказом Департамента строительства Кемеровской области от 16.07.2012 года № 29 (с изменениями, внесенными приказами Департаменты строительства Кемеровской области от 30.08.2012 года № 35 и от 05.07.2013 года № 16).

Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что выдача гражданам государственного жилищного сертификата в конкретном году осуществляется в порядке очередности, установленной сводным списком граждан, изъявивших желание получить сертификат в конкретном году, и после предоставления гражданином документов, требуемых для получения сертификата и подтверждающих его право на получение сертификата. Как усматривается судом, между сторонами отсутствует спор о праве ФИО1 на получение жилищного сертификата, а также отсутствует спор об очередности получения данного сертификата. Между сторонами существует спор на получение истцом жилищного сертификата во внеочередном порядке. Как установлено судом, каких-либо решений об отказе ФИО1 в выдаче государственного жилищного сертификата не имеется, ее право на получение данного сертификата ответчиками не оспаривается. На нее заведено учетное дело (л.д. 117-191), каждый год она включается в Список граждан-участников указанной подпрограммы на выдачу жилищного сертификата, в связи с чем каких-либо нарушений закона со стороны ответчиков в данном случае суд не усматривает. Суд приходит к выводу, что право ФИО1 на получение государственного жилищного сертификата не реализовано до настоящего времени не по вине ответчиков, а по причине недостаточности денежных средств, выделяемых для этого.

Принимая во внимание ограниченное финансирование при реализации программы на выдачу государственных жилищных сертификатов и отсутствие каких-либо решений об отказе ФИО1 в выдаче данного сертификата, суд находит необоснованными исковые требования о предоставлении ей указанного жилищного сертификата вне очереди, поскольку реализация права истца осуществляется в хронологическом порядке, она не является участником подпрограммы, которому жилищный сертификат должен быть предоставлен в первую очередь (пункт 7 Правил).

С учетом изложенного, суд считает необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении требований о предоставлении государственного жилищного сертификата вне очереди.

В связи с этим на основании ст. 98 ГПК РФ не подлежат удовлетворению ее требования о взыскании с Администрации Осинниковского городского округа судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере ... рублей, за составление искового заявления в размере ... рублей и за участие представителя в судебном заседании в размере ... рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                  РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 к Администрации Осинниковского городского округа, Администрации Кемеровской области и Департаменту строительства Кемеровской области о предоставлении ей, как гражданину, выехавшему из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, государственного жилищного сертификата вне очереди на семью из одного человека из расчета 33 кв.м. за счет средств федерального бюджета, и взыскании с Администрации Осинниковского городского округа судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере ... рублей, за составление искового заявления в размере ... рублей и за участие представителя в судебном заседании в размере ... рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 29.10.2013 года.

Судья                                                             Г.Д. Гребенкина

Копия верна: