ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7842/2022 от 04.10.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2022-008337-76

Дело № 2-7842/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2022 года г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

судьи Губаевой Д.Ф,

при секретаре Синицкой Г.Ф.,

с участием:

истца Сафоновой С.В.,

представителя соответчиков администрации МО ГО «Сыктывкар», Управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» Климовой Л.А.,

представителей третьего лица АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Перцева Н.Т., Котугиной Е.Д.,

представителя третьего лица СНТ «Факел» Шубенок Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновой Светланы Васильевны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании результатов уточнения границ земельного участка незаконными, обязании внести изменения в сведения ЕГРН в отношении земельного участка,

установил:

Сафонова С.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании результатов уточнения границ земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ......, незаконными, возложении обязанности внести изменения в сведения ЕГРН в отношении земельного участка путем признания границ и площади земельного участка согласно ранее оформленным правоустанавливающим документам.

В обоснование иска Сафоновой С.В. указано, что ей на праве собственности принадлежит спорный земельный участок, площадь которого согласно правоустанавливающим документам составляет 1140 кв.м. Границы указанного земельного участка определялись по линии забора и не изменялись. ... года при выполнении комплексных кадастровых работ площадь принадлежащего ей земельного участка была без её согласия уменьшена до 1026 кв.м.

К участию в деле соответчика привлечено Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар», в качестве третьих лиц - АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми, СНТ «Факел».

В судебном заседании Сафонова С.В. на иске настаивала.

Представитель ответчиков иск не признала, пояснила, что собственники земельных участков были извещены о проведении комплексных кадастровых работ, могли представить свои замечания, от истца таковых не поступило.

Представители третьего лица АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», проводившего комплексные кадастровые работы, указали, что провели измерения земельного участка истца согласно существующим заборам, однако при представлении результатов измерений заказчику им было указано на необходимость уменьшения площади земельного участка истца, на что они уведомила заказчика о возможном возникновении в будущем судебных разбирательств. Оставили разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель СНТ «Факел» считал иск подлежащим удовлетворению. Пояснил, что его земельный участок является смежным с участком истца, задняя граница земельного участка истца проходит вровень с задней границей его земельного участка, истец границы своего участка не меняла, схемы измерений земельных участков для ознакомления в СНТ не предоставлялись, о результатах измерений земельных участков СНТ стало известно только после их утверждения.

Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми в судебном заседании не принял, извещены.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке его участников.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, материалы гражданского дела№№..., административного дела №№..., суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу №№... от 25.01.2022 Сафоновой С.В. отказано в иске к Управлению Росреестра по Республике Коми, администрации МО ГО «Сыктывкар», АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» об исправлении реестровой ошибки в виде содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о площади и границах земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по ...

Указанным судебным актом установлено следующее.

В соответствии с государственным актом исполнительного комитета Сыктывкарского районного (городского) Совета народных депутатов от ** ** ** для развития коллективного садоводства ОБ «...» предоставлены земельные участки в районе ...

Постановлением главы администрации г. Сыктывкара от ** ** **№... от управления «...» изъят земельный участок площадью 20,52 га, предоставленный для создания садоводческого товарищества в ... и предоставлен участок площадью 17,57 га садоводческому товариществу «...» для размещения земельного участка общего пользования в постоянное владение.

На основании постановления главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **№... из земель садоводческого товарищества «...» ... изъят земельный участок №... по проезду №... площадью 1140 кв.м и предоставлен Сафоновой С.В. в пожизненное наследуемое владение.

** ** ** в ЕГРП за Сафоновой С.В. было зарегистрировано право пожизненного наследуемого владения в отношении указанного земельного участка.

** ** ** в ЕГРП было зарегистрировано право собственности Сафоновой С.В. на указанный земельный участок, которому был присвоен кадастровый номер ....

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **№... земельному участку истица был присвоен адрес: ...

До 2021 года границы спорного земельного участка в предусмотренном законом порядке определены не были.

Постановлением Правительства Республики Коми от 11.02.2019 № 62 «Об организации проведения комплексных кадастровых работ на территории Республики Коми в 2020 году» предусмотрено проведение комплексных кадастровых работ в кадастровом квартале ** ** ** в 2020 году.

На основании муниципального контракта №... от ** ** **, заключенного между Управлением архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» и АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», согласовано выполнение комплексных кадастровых работ в отношении кадастровых кварталов МО ГО «Сыктывкар», в том числе СНТ «...» ... садоводческого комплекса, расположенного в кадастровом квартале ....

В рамках указанного муниципального контракт был разработан проект карты-плана территории кадастрового квартала ....

Для утверждения карты-плана территории на ** ** ** назначено заседание согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельного участка, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы, извещение о проведении заседания согласительной комиссии было размещено публично в газете «Панорама Столицы» ** ** **. Собственникам земельных участков, расположенных в СНТ «...» предлагалось с ** ** ** по ** ** ** представить возражения относительно границ земельных участок, содержащихся в проекте карты-плана территории.

Согласно протоколу заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков, расположенных в границах кадастрового квартала с учетным номером ... от ** ** **№..., собственники земельных участков, расположенных в указанном кадастровом квартале, участия в заседании не приняли, возражений относительно границ земельных участков не заявляли.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **№... утверждена карта-план кадастрового квартала ..., разработанная Северным филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по результатам проведения комплексных кадастровых работ на территории СНТ «Факел» Максаковского комплекса в соответствии с государственным контрактом (муниципальным) контрактом от ** ** **№...,

Сведения о характерных точках и площади земельного участка истицы были внесены в ЕГРН на основании утверждённых результатов комплексных работ, проведённых в отношении кадастрового квартала ....

В настоящем деле судом установлено, что истцу Сафоновой С.В. был предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок №... по проезду №... площадью 1140 кв.м в СТ «...». В ** ** ** году за истцом было зарегистрировано право пожизненного наследуемого владения, а в 2009 году – право собственности на земельный участок площадью 1140 кв.м. (л.д. ...).

По результатам проведения комплексных кадастровых работ, проведенных Северным филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по заказу Управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» площадь земельного участка была уменьшена с 1140 кв.м. до 1026 кв.м. (л.д. ...).

Представителем ответчика указывалось, что извещение о проведении заседания согласительной комиссии было размещено публично в газете «Панорама Столицы» ** ** ** (л.д. ...

Истец, представитель СНТ «Факел» пояснили, что о наличии такой публикации не знали, истец данную газету не выписывает, иным образом о проведении заседания согласительной комиссии члены садового товарищества, в том числе путем размещения на информационных щитах СНТ, уведомлены не были. Как пояснил председатель СНТ «Факел» о результатах проведения кадастровых работ он был уведомлен уже после утверждения карты-плана по кадастровому кварталу ....

Представители Сверенного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в суде подтвердили, что по заданию заказчика площадь земельного участка истца была уменьшена относительно фактически сложившихся границ участка на местности.

Согласно представленным в материалы дела измерениям границ земельного участка истца площадь её земельного участка согласно существующим на местности границам в виде забора и построек составляет ... кв.м. (л.д. ...).

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 264 Гражданского кодекса РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В силу положений ст. 70 Земельного кодекса РФ с 01.01.2017 государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Сведения о характеристиках земельного участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в процедуре государственного кадастрового учета, что следует из положений частей 2 и 7 ст. 1, ч. 2 ст. 7 Федерального закона 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Закон № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 2, п. 3 ч. 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых отнесено описание местоположения объекта недвижимости, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков.

В силу п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке; утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Закона №218-ФЗ).

Как следует из ч. 2 ст. 8 Закона № 218-ФЗ, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

На основании ч. 1 ст. 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» под комплексными кадастровыми работами в целях настоящего Федерального закона понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов, или территориях, указанных в части 1 статьи 42.11 настоящего Федерального закона (далее - территория выполнения комплексных кадастровых работ): земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 настоящей статьи;

Частью 6 указанной статьи предусмотрено, что комплексные кадастровые работы выполняются с учетом следующих особенностей: в отношении земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии с утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории либо в случае, если применительно к такой территории утвержден проект организации и застройки территории или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в границах такой территории, на основании указанных проекта или документа (при наличии таких утвержденных проекта или документа).

Согласно ч. 1 ст. 42.3 указанного Федерального закона комплексные кадастровые работы, финансируемые за счет бюджетных средств, выполняются на основании государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ, заключаемого заказчиком таких работ в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается в установленном Федеральным законом «О кадастровой деятельности» и Законом № 218-ФЗ порядке подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ (ст. 42.4 Федерального закона «О кадастровой деятельности»).

На основании ст. 42.6 Федерального закона «О кадастровой деятельности» при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется: 1) разработка проекта карты-плана территории; 2) согласование местоположения границ земельных участков путем проведения заседаний согласительной комиссии по этому вопросу; 3) утверждение карты-плана территории органом, уполномоченным на утверждение карты-плана территории; 4) представление карты-плана территории в орган регистрации прав.

При уточнении местоположения границ земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, местоположение границ этих земельных участков определяется с использованием утвержденных в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории либо другого устанавливающего распределение земельных участков в границах такой территории документа (при наличии данных проектов или документа), а также с учетом требований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (ч. 2 ст. 42.8 Федерального закона «О кадастровой деятельности»).

Порядок согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ определен ст. 42.10 Федерального закона «О кадастровой деятельности».

Согласно п.8 названной статьи извещение о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков, содержащее в том числе уведомление о завершении подготовки проекта карты-плана территории, опубликовывается, размещается и направляется заказчиком комплексных кадастровых работ в случае, если выполнение комплексных кадастровых работ финансируется за счет бюджетных средств, или органом, уполномоченным на утверждение карты-плана территории, в случае, если выполнение комплексных кадастровых работ финансируется за счет внебюджетных средств, способами, установленными настоящим Федеральным законом для опубликования, размещения и направления извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ, не менее чем за пятнадцать рабочих дней до дня проведения указанного заседания. Примерная форма и содержание извещения о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В п.п.3 п.1 ст.42.7 Федерального закона «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что информирование граждан и юридических лиц о начале выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется, в том числе, путем размещения или обеспечения размещения извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ на информационных щитах органов местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа или поселения, на территориях которых планируется выполнение комплексных кадастровых работ, в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и на иных информационных щитах, расположенных на территории, на которой планируется выполнение комплексных кадастровых работ;

Доказательств того, что извещение о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков, было размещено на информационных щитах СНТ «Факел» в материалы дела не представлено.

В отсутствии информации о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков, истец была лишена возможности своевременно ознакомиться с подготовленным проектом карты-плана территории и предоставить по нему свои мотивированные возражения.

В силу п.п. 20, 21 ст.42.10 Федерального закона «О кадастровой деятельности» земельные споры о местоположении границ земельных участков, не урегулированные в результате предусмотренного настоящей статьей согласования местоположения границ земельных участков, в отношении которых выполнены комплексные кадастровые работы, после оформления акта согласования местоположения границ при выполнении комплексных кадастровых работ разрешаются в судебном порядке. Наличие или отсутствие утвержденного в соответствии с настоящей статьей заключения согласительной комиссии не препятствует обращению в суд для разрешения земельных споров о местоположении границ земельных участков, расположенных на территории, на которой выполняются комплексные кадастровые работы.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, при выполнении комплексных кадастровых работ в рамках исполнения муниципального контракта границы земельного участка Сафоновой С.В. были уточнены. С учётом уточнения границ площадь земельного участка составила 1026 кв.м вместо прежней 1140 кв.м, которая являлась декларативной.

Как было указано выше, сведения о характерных точках и площади земельного участка истицы были внесены в ЕГРН на основании утверждённых согласительной комиссией результатов комплексных работ, проведённых в отношении кадастрового квартала 11:05:0803028.

В судебном заседании представитель ответчиков мотивированных объяснений тому факту, с какой целью были уменьшены границы земельного участка истца, дать не смогла. Довод стороны ответчиков о том, что решение об уменьшении границ и площади земельного участка истца было принято в целях увеличения земель общего пользования, зеленых зон, проездов для обеспечения пожарной безопасности суд признает необоснованным, поскольку как видно по материалам дела границы земельного участка истца были уменьшены по его задней части, далее за ним располагается лесопосадка (л.д. 141).

Представители Северного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», проводившие кадастровые работы, в судебном заседании пояснили, что для восстановления прав истца необходима отмена результатов кадастровых работ в отношении земельного участка истца и подготовка новой документации, содержащей необходимые для внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ и площади земельного участка в соответствии с правоустанавливающими документами на данный земельный участок и требованиями статьи 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности»,

Принимая во внимание нарушение прав истца результатами комплексных работ в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., суд признает обоснованными требования истца о признании данных результатов в части уменьшения площади земельного участка до ... кв.м. недействительными. При этом на заказчика данных работ должна быть возложена обязанность организовать подготовку и представление в орган регистрации прав документов, содержащих необходимые для внесения в ЕГРН сведения о местоположении границ и площади земельного участка истца в соответствии с правоустанавливающими документами на данный земельный участок и требованиями статьи 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

На основании статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает ответчику срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь статьями 194-199, 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Сафоновой Светланы Васильевны удовлетворить.

Признать недействительными результаты комплексных работ по земельному участку с кадастровым номером ..., расположенному по адресу: ..., в части уменьшения площади данного земельного участка до 1026 кв.м.

Возложить на Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» обязанность организовать подготовку и представление в орган регистрации прав документов, содержащих необходимые для внесения в ЕГРН сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в соответствии с правоустанавливающими документами на данный земельный участок и требованиями статьи 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.Ф.Губаева

...