ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-784/17Г от 01.12.2017 Зеленчукского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

дело 2-784/2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

01 декабря 2017 г. ст. Зеленчукская, КЧР.

Зеленчукский районный суд КЧР в составе:

председательствующего судьи Е.А. Бурдовой,

при секретаре судебного заседания Авдиенко В.А.,

с участием представителя Управления лесами КЧР ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления лесами КЧР к ФИО4 о взыскании задолженности и расторжении договора аренды лесного участка,

установил:

Управление лесами КЧР обратилось в суд к ФИО4 с исковым заявлением о взыскании задолженности по арендной плате, пени и расторжении договора аренды лесного участка, прекращении записи об ограничении (обременении) лесного участка в ЕГРП, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным государственным учреждением «Зеленчукский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по КЧР и ФИО1, был заключен договор аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и иных целей, который в последствии на основании Федерального, закона от 24.07.2007 № 217 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» был приведен в соответствие с действующим законодательством и переоформлен.

ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление) и ФИО1, был заключен договор аренды лесного участка , общей площадью - <данные изъяты> га, месторасположение: <адрес>. Кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ между «Первоначальным арендатором» ФИО1 и «Последующим арендатором» ФИО2 было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, которое было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между арендатором ФИО2 и ФИО4, было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, которое было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ прошел государственную регистрацию в регистрирующем органе, о чем свидетельствует совершенная надпись от ДД.ММ.ГГГГ.

Одним из существенных условий договора аренды лесного участка, является обязательным внесение арендной платы, за участок находящийся в аренде у физических или юридических лиц.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и принятого в соответствии с указанным федеральным законом, приказа Министерства экономического развития РФ от 06.04.2012 № 187 «О порядке передачи отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами управляющей компании» принято передать полномочия управления особыми экономическими зонами управляющей компании. Передача полномочий осуществляется по решению Министра экономического развития и оформляется приказом Министерства экономического развития России.

Так, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 № 208 «О передаче открытому акционерному обществу «Курорты Северного Кавказа» отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, принято передать открытому акционерному обществу «Курорты Северного Кавказа», являющейся управляющей компанией особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, на основании Соглашения об управлении особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, от 27.12.2012 № С- 735-ОС/Д25.

Исходя из вышеизложенного, Управление не правомочно осуществлять права Арендодателя, так как является исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим в пределах установленной компетенции управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории лесного фонда Карачаево-Черкесской Республики.

К приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 № 208 прилагается перечень земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особой экономической зоны туристско- рекреационного типа на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики и находящихся в государственной или муниципальной собственности, передаваемых в управление и распоряжение открытому акционерному обществу «Курорты Северного Кавказа», в числе которых находится спорный лесной участок (стр. 10, п/п 41 Приложения к приказу Минэкономразвития России от 17.04.2013 № 208 ).

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе» заместителем Министра экономического развития Российской Федерации, Председателем Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Главой администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики было заключено Соглашение от 19 января 2011 года № С-8-ОС/Д25 о создании на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики туристско- рекреационной особой экономической зоны, целью которой является создание на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики особой экономической зоны.

Далее, между теми же лицами было заключено Дополнительное соглашение от 16.04.2013 № С-134-ОС/Д14 к Соглашению № С-8-ОС/Д25 о создании на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево- Черкесской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны от 19.01.2011, в перечень, которого входит спорный лесной участок с указанием кадастрового номера, правообладателя, вида права, площади, зарегистрированными ограничениями (обременениями) лесного участка, принадлежащего на праве аренды (Соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО4 (стр.8, п/п 41 Дополнительного соглашения от 16.04.2013 №С-134-ОС/Д14).

Ввиду выше изложенного, Управление не имеет в дальнейшем полномочий на управление лесными участками, подпадающими под категорию «особо экономические зоны туристско-рекреационного типа», созданных на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево- Черкесской Республики, в связи с чем появилась необходимость расторжения договора аренды лесного участка, заключенного между Управлением и арендатором ФИО4.

Согласно, гражданскому законодательству РФ, а именно ст.451, договор аренды может быть изменен или расторгнут в связи с существенным изменением обстоятельств. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли разумно это предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Так же, ГК РФ предоставляется такое право, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны.

Требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии в тридцатидневный срок.

Во исполнение нормы п. 2 ст. 452 ГК РФ, Управлением в порядке досудебного урегулирования спора ФИО4 было направлено уведомление о необходимости расторжения договора с проектом Соглашения о расторжении договора аренды лесного участка, а так же о неполном расчете с бюджетом от 21.03.2017 № УЛ-30, в соответствии с которым арендатору был предоставлен разумный срок для рассмотрения предложения и подписания Соглашения о расторжении договора аренды и погашения имеющейся задолженности. Уведомление было вручено лично арендатору 13.04.2017. Ответа на предложение Управления и погашения задолженности так же на сегодняшний день не имеется, в связи с чем, у Управления, для урегулирования данного спора, возникла необходимость обращения в суд.

Требование о расторжении договора аренды влечет за собой, соответственно, предъявление требования о прекращении записи об ограничении (обременении) в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним за от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанного договора, так как в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежит возникновение и прекращение права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, а также ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

В пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

Таким образом, если судебный акт отменяет (признает недействительным) документ, послуживший основанием для регистрации права собственности в ЕГРП, но не содержит в резолютивной части выводов о необходимости государственной регистрации прекращения права собственности, либо других вещных прав на объекты недвижимости, (погашения регистрационной записи о зарегистрированном праве), то такой судебный акт не может служить основанием для регистрации прекращения соответствующего права.

Что же касается части взыскания арендной платы, то согласно разделу 22 настоящего договора, действие договора начинается с момента его государственной регистрации, соответственно и арендная плата исчисляется с момента регистрации.

С 2007 года, расчеты по арендной плате производятся на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 « О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Согласно статье 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2,3 и 4 настоящей статьи. Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 №> 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

Согласно частям 2 статей 3 Федеральных законов от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов», от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», от 02.12.2009 № 308-Ф3 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и от 13.12.2010 № 357-Ф3 «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» от 02.12.2013 № 349-Ф3 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,07, в 2009-2014 годах с коэффициентом 1,13, в 2015 году с коэффициентом 1,19, в 2016 году с коэффициентом 1,24, в 2017 году с коэффициентом 1,31.

Такая корректировка арендной платы не является изменением в соответствии с пунктом 3 статьи 614 ГК РФ условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение данного условия. В соответствии с вышеизложенным изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора и не влечет необходимость заключения дополнительного соглашения об установлении нового размера арендной платы и его государственной регистрации.

Истец просит: взыскать с ответчика задолженность в размере – 2 149,00 рублей по арендной плате, неустойку в размере 21 копейку. Расторгнуть договор от ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью лесного участка - <данные изъяты> га, имеющий месторасположение: <адрес> с Кадастровым , заключенный между Управлением лесами КЧР и ФИО4. Прекратить запись об ограничении (обременении) в ЕГРП за от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца Управление лесами КЧР предоставил заявление об отказе от части требовании о взыскании с ответчика ФИО4 задолженности по арендной плате и неустойки за отсутствием таковой. Но просил расторгнуть договор аренды лесного участка и прекратить записи об ограничении (обременении) в ЕГРП., по изложенным в исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.

Выслушав представителя Управления лесами КЧР, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Управлением лесами КЧР был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды лесного участка для культурно-оздоровительных, туристических целей.

Данный лесной участок находится в границах туристско-рекреационной особой экономической зоны, созданной на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов КЧР в соответствии с Соглашением от 19 января 2011 года № С-8-ОС/Д25 о создании на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов КЧР туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах», Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы.

ОАО «Курорты Северного Кавказа» на основании заключенного с Министерством экономического развития РФ Соглашения от 27 декабря 2012 года № С-735-ОС/Д25 об управлении особой экономической сонной туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов КЧР, является Управляющей компанией, осуществляющей деятельность по обеспечению создания на территории ОЭЗ объектов инфраструктуры и иных объектов, необходимых для функционирования ОЭЗ, и осуществляет управление указанными объектами. Также на основании дополнительного соглашения от 26 апреля 2013 года № 147-ОС/Д14 к Соглашению об управлении, ОАО «КСК» управляет земельными участками, в том числе предоставляет в аренду земельные участки, расположенные на территории ОЭЗ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут при существенном нарушении договора другой стороной.

Аналогичное положение содержится в статье 20 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах», что договорные отношения могут быть расторгнуты:

1. по соглашению сторон;

2. судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом основаниям.

Существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности:

1) осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности;

2) неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона факта неосуществления деятельности;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

3) непредставление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

4) неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.

4. В случае отказа органов управления особыми экономическими зонами заключить договор аренды земельного участка и (или) договор аренды государственного и (или) муниципального имущества резидент особой экономической зоны имеет право обратиться в суд с требованием о расторжении соглашения об осуществлении деятельности либо о заключении договора аренды земельного участка и (или) договора аренды государственного и (или) муниципального имущества.

Согласно п.5 ч.2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть обязательно указаны обстоятельства, на которые истец основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Основанием расторжения соглашения по требованию одной из сторон по решению суда является существенное нарушение условий соглашения другой стороной либо существенное изменение обстоятельств. Данная норма является конкретизацией положений ст. 450 ГК РФ, которая устанавливает случаи возможного расторжения договора, в числе которых - существенное нарушение договора другой стороной. При этом определяется объективный признак "существенного нарушения" - нарушение, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной части лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Управление лесами КЧР в своем исковом заявлении не указало, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов, предусмотренных договором действиями ответчика.

Кроме того, расчёт арендной платы истцом был произведён на ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об отсутствии на указанную дату подтверждающих переход к правопреемнику прав на земельный участок.

Согласно п. 3 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска.

Согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд принимает отказ от иска, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Представитель истца Управления лесами КЧР указал, что, в связи с добровольным погашением задолженности, отказ от исковых требований в части взыскания долга сделан добровольно.

Отказ от части иска не противоречит закону, не нарушает чьих-либо прав, судом принимается, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению.

Относительно требования истца о расторжении договора аренды лесного участка суд полагает отказать, так как в соответствии с ч.1 ст. 617 ГК РФ, переход права собственности хозяйственного владения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения на сданное в аренду имущество к другому лицу, не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ч. 3 ст. 220 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прекратить производство по гражданскому делу по исковому заявлению Управления лесами КЧР к ФИО4 в части взыскания образовавшейся задолженности по арендной плате за отказом истца от этой части исковых требований. и неустойки прекратить.

Отказать Управлению лесами КЧР в удовлетворении искового заявления к ФИО4 в части расторжения договора от ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью лесного участка - <данные изъяты> га, имеющий месторасположение: <адрес>, кадастровый , заключенный между Управлением лесами КЧР и ФИО4 и прекращения записи об ограничении (обременении) в ЕГРН за от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Зеленчукский районный суд КЧР в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение одного месяца со дня его вынесения.

Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2017 года.

С у д ь я Бурдова Е.А.