ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-784/2018 от 05.04.2018 Тамбовского районного суда (Тамбовская область)

Дело №2-784/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тамбов 05 апреля 2018 года

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Ситниковой Е.Н.

при секретаре Катичевой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Тамбовского района Тамбовской области о постановке на кадастровый учет земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к администрации Тамбовского района Тамбовской области об устранении препятствий в согласовании акта согласования местоположения границы земельного участка.

В обоснование заявленных исковых требований ФИО2 указал, что он является собственником земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером на основании решения Тамбовского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В целях постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности он обратился к кадастровому инженеру К.О.А. В ходе подготовки межевого плана выяснилось, что постановка на кадастровый учет в системе координат МСК-68 его земельного участка невозможна по причине того, что администрация Тамбовского района Тамбовской области отказалась согласовать акт согласования местоположения границ земельного участка. Свой отказ администрация обосновывает отсутствием документов, подтверждающих внесение записи о праве собственности на объекты недвижимости в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом администрация не учитывает, что регистрация права собственности ФИО2, установленного решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним возможна только при наличии согласованного администрацией акта согласования местоположения границ земельного участка.

Считает, что отказ администрации препятствует государственной регистрации его права собственности на земельный участок, что в свою очередь ведет к невозможности законному распоряжению собственностью.

ФИО2 просит устранить препятствие в согласовании акта согласования акта местоположения границы земельного участка, с кадастровым номером 68:20:0601007:110, площадью 1605 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, обязав администрацию Тамбовского района Тамбовской области согласовать вышеназванный акт.

В ходе рассмотрения дела исковые требования представителем истца ФИО3 были уточнены, в заявлении об уточнении исковых требований он просил вынести решение о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , в существующих границах, без согласования с администрацией Тамбовского района.

В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующий по доверенности, исковые требования с учетом уточнений поддержал, и пояснил, что ФИО2 по решению суда имеет в собственности земельный участок, площадью 1605 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Для постановки данного земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности ФИО2 обратился к кадастровому инженеру К.О.А.. В ходе подготовки межевого плана выяснилось, что постановка на кадастровый учет в системе координат МСК-68 земельного участка невозможна, так как администрация <адрес> отказалась согласовать акт согласования местоположения границы земельного участка. Поскольку собственника у смежного земельного участка нет, то согласовывать границу должна администрация <адрес>.

Регистрация права собственности ФИО2, установленного решением Тамбовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН возможна только при наличии согласованного акта согласования местоположения границы земельного участка.

На земельном участке находится дом, который будет оформляться в собственность истцом после постановки на кадастровый учет земельного участка.

Поскольку администрация Тамбовского района отказывается согласовать границы, и иным способом невозможно восстановить нарушенные права истца ФИО1, просил вынести решение о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , в существующих границах, без согласования с администрацией Тамбовского района.

Представитель ответчика - администрации Тамбовского района ФИО4, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, и пояснила, что предоставление муниципальной услуги «Согласование проектов границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена на территории Тамбовского района Тамбовской области» осуществляется на основании Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ №234.

Указанным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень документов.

В связи с отсутствием документов, подтверждающих внесение записи о праве собственности на объекты недвижимости в ЕГРН, муниципальная услуга ФИО2 не может быть предоставлена.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области ФИО5, действующая по доверенности, пояснила, что ФИО2 на основании решения суда является собственником земельного участка по адресу: <адрес>. Для внесения сведений в ЕГРН о правах ФИО2 на данный земельный участок необходимо согласование местоположения границы земельного участка с правообладателем земельного участка с кадастровым номером 68:20:0601007:111. Поскольку правообладателя у данного участка нет, то согласование должно быть с администрацией района.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области в судебном заседании ФИО6, действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок необходимо представить межевой план, а к межевому плану предъявляются определенные требования.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - ФИО7 в судебное заседание не явилась, от нее имеется заявление, в котором она указала, что с заявленными требованиями ФИО2 согласна, просит их удовлетворить.

Специалист К.О.А. кадастровый инженер в судебном заседании пояснила, что ФИО2 обратился к ней для изготовления межевого плана земельного участка. В межевом плане имеется акт согласования местоположения границы земельного участка, то есть участок должен быть согласован со смежными землепользователями. Поскольку земельный участок с кадастровым номером 68:20:0601007:111 не зарегистрирован за физическим лицом, то данный участок является муниципальной собственностью, в связи с чем, границы участка должны быть согласованы с администрацией района.

Выслушав лиц, участвующих в деле, специалиста, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статьей 36 Конституции РФ предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В силу ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Пунктом 1 статьи 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Судом было установлено, что решением Тамбовского районного Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 было признано право собственности в порядке наследования на земельный участок, общей площадью 1605 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, цель предоставления участка - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый .

В целях постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности ФИО2 обратился к кадастровому инженеру К.О.А. В результате выполнения кадастровых работ был подготовлен межевой план.

Как следует из акта согласования местоположения границы земельного участка необходимо согласование местоположения границы земельного участка с правообладателем земельного участка с кадастровым номером 68:20:0601007:111. Поскольку правообладателя у данного участка нет, то согласование должно быть с администрацией района.

Однако осуществить постановку на кадастровый учет в системе координат МСК-68 земельного участка ФИО2 невозможно по причине того, что администрация Тамбовского района Тамбовской области отказалась согласовать акт согласования местоположения границы земельного участка. Отказ был мотивирован тем, что ФИО2 не представлены документы, подтверждающие внесение записи о праве собственности на объекты недвижимости ЕГРН.

В силу п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с п.3 ст.72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Согласно объяснений представителя ответчика предоставление муниципальной услуги «Согласование проектов границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена на территории Тамбовского района Тамбовской области» осуществляется на основании Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ №234.

Указанным регламентом предусмотрен перечень документов, предоставляемых заявителем, необходимых для предоставления муниципальной услуги:

- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя,

- правоустанавливающий документ на земельный участок или выписка из ЕГРН о правах на земельный участок,

- правоустанавливающий документ на объект недвижимости или выписка из ЕГРН о правах на здание, строение, сооружение, находящееся на земельном участке,

- кадастровый паспорт земельного участка.

Суд учитывает, что статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт.

Согласно ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок ему осталось согласование местоположения границы земельного участка только с администрацией района. При этом с правообладателем земельного участка с кадастровым номером - ФИО7 местоположение границы земельного участка было согласовано.

О необходимости согласования местоположения границы земельного участка указали также кадастровый инженер К.О.А. представитель филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области.

В соответствии со ст.11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые гражданские права.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Суд считает, что права истца в данном случае нарушены, поскольку он, будучи собственником участка по решению суда, не может надлежащим образом зарегистрировать свои права. Решение суда, на основании которого за истцом было признано право собственности на земельный участок, не отменено.

Доводы представителя ответчика о том, что на кадастровом учете стоит земельный участок площадью 1700 кв.м., а по решению суда за истцом признано право собственности на земельный участок площадью 1605 кв.м., в данном случае правового значения не имеют.

Исследовав в совокупности представленные доказательства, суд полагает исковые требования ФИО2 к администрации Тамбовского района Тамбовской области о постановке на кадастровый учет земельного участка удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к администрации Тамбовского района Тамбовской области о постановке на кадастровый учет земельного участка - удовлетворить.

Поставить на государственной кадастровый учет земельный участок, площадью 1605 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 68:20:0601007:110, без согласования с администрацией Тамбовского района Тамбовской области, согласно плану границ земельного участка, выполненного кадастровым инженерном К.О.А.. ДД.ММ.ГГГГ, по границе от точки В - 5 - 6 - 7- 8 - 9 -10 - 11 - Г.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме: ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья: Е.Н. Ситникова