ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-785 от 24.04.2012 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

                                                                                    Юргинский городской суд Кемеровской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Юргинский городской суд Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2 – 785/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е:

председательствующего судьи Можериной Н.Г.

при секретаре Хлякиной С.В.

с участием

представителя заявителя Тарасова В.В.

представителя заинтересованного лица ФИО1

представителя заинтересованного лица ФИО2

24 апреля 2012 года

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге гражданское дело по заявлению Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Юргинского муниципального района в непринятии мер по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами, обязании провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами

у с т а н о в и л:

Юргинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействий Администрации Юргинского муниципального района в непринятии мер по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами, обязании Администрации Юргинского муниципального района провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными в Юргинском районе по адресам: <...> Школьная, 25, ст. Юрга-2 ул. Вокзальная, 2, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 2, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 3, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 5, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 6, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 11, ст. Юрга-2 ул. Новая, 5, ст. Юрга-2 ул. Новая, 3а, ст. Юрга-2 ул. рабочая, 89, <...>, <...> Центральная, 56, <...> Садовая, 1, <...> Центральная, 2, <...> Советская, 1, <...> Линейная, 5 в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В процессе рассмотрения к участию деле на основании определения суда от 20.04.2012 года в качестве заинтересованного лица судом привлечена Государственная жилищная инспекция Кемеровской области (л.д. 116).

В обоснование заявленных требований представитель заявителя – помощник Юргинского межрайонного прокурора Тарасов В.В. пояснил, что 26.01.2012 года Юргинским межрайонным прокурором в администрацию Юргинского муниципального района направлена информация о состоянии законности в Юргинском муниципальном районе в 2011 году. Одной из проблем озвучена организация конкурса по отбору управляющих организаций. Рассмотрев информацию Юргинского межрайонного прокурора, Коллегия администрации Юргинского муниципального района 06.02.2012 года приняла распоряжение за № 2-рк о поручении Управлению по обеспечению жизнедеятельности и строительству организовать конкурс по отбору управляющих компаний в срок за 1 квартал 2012 года. Администрация Юргинского муниципального района объявила конкурс по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в п. ст. Юрга-2, расположенных по ул. Новая, 1, Новая, 3, Новая, 7, Новая, 9, Новая, 24, Новая, 26, Заводская, 28, Заводская, 12, Заводская,18, Заводская, 28, заводская,30, а всего 11 домов и в с. Проскоково, расположенных по ул. Совхозная, 18, Совхозная,19, Совхозная,20, Школьная,6, Центральная,4, Центральная,4а, Центральная,6а, а всего 7 домов, в <...>, по ул. Зеленой, 1а, по ул. Зеленой, 3 по ул. Зеленой,2а, по ул. Центральной, 1, по ул. Центральной, 3 по ул. Центральной, 8, по ул. Центральной,9, по ул. Центральной,11, по ул. Центральной,13, по ул. Центральной, 15, а всего 11 домов. Вместе с тем, установлено, что на территории Юргинского муниципального района 50 домов либо никогда не были в управлении, либо вышли из управления. Так, например, собственники помещений многоквартирного дома в <...>, в <...> и по ул. Центральной, 15 на общем собрании приняли решение отказаться от услуг ООО «РемЭнерго» как управляющей компании. Согласно действующему законодательству собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья; управление управляющей организаций. В соответствии с п. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Все указанные выше многоквартирные дома, не управляются какой-либо специализированной организацией, в связи с тем, что собственники помещений не реализовали свое право на выбор способа управления. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Поскольку решение о выборе способа управления многоквартирным домом не принято, договоры об управлении многоквартирными домами с управляющими компаниями не заключены, прокурор считает, что бездействие Администрации Юргинского муниципального района лишает жителей Юргинского муниципального района возможности получать необходимые услуги по содержанию жилых помещений в надлежащем и пригодном для проживания состоянии, проживать в безопасных условиях. При таких обстоятельствах на муниципальное образование должна быть возложена обязанность, предусмотренной ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, по проведению открытого конкурса в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении 26 домов, указанных в пункте 2 искового заявления. Предлагает установить срок для исполнения указанной обязанности до 1.07.2012 года.

Представитель ответчика по доверенности ФИО1 требования признала частично, пояснила, что не согласна с заявленными требованиями в части признания незаконным бездействие Администрации Юргинского муниципального района в непринятии мер по проведению конкурса по отбору управляющей компании для многоквартирных домов Юргинского района, в которых собственниками не принято решение о выборе способа управления. Нынешний Глава района приступил к своим обязанностям только в декабре 2011 года. После чего и началась работа в сфере ЖКХ по вопросам управления многоквартирными домами. В настоящее время Администрацией Юргинского муниципального района начата процедура отбора управляющей компании, открыт конкурс по выбору управляющей организации в отношении управления многоквартирными домами в п. ст. Юрга-2 (лот 11 домов), в с. Проскоково (лот 7 домов), в д. Талая (лот 11 домов). При этом в отношении домов в п. ст. Юрга-2 конкурс проводится повторно, так как первый конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе. Работа по выбору управляющей компании будет проводиться и в отношении других многоквартирных домов, указанных в заявлении прокурора. Муниципальное образование само вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов. Выполнение работы в отношении всех многоквартирных домов сегодня не возможна, поскольку не по всем домам готова необходимая для проведения конкурса документация. Работа в этом направлении ведется. Администрация не бездействует, принимает определенные меры. Поэтому просит суд в удовлетворении требований о признании бездействия Администрации Юргинского муниципального района в непринятии мер по проведению конкурса по отбору управляющей компании для многоквартирных домов Юргинского района, в которых собственниками не принято решение о выборе способа управления незаконным отказать. Вместе с тем она не возражает, что на муниципальное образование может быть возложена обязанность, предусмотренная ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, по проведению конкурса по отбору управляющей организации для многоквартирных домов Юргинского района, в которых собственниками не принято решение о выборе способа управления. Поэтому не возражает против требований прокурора в этой части. Просит установить разумный срок для выполнения решения в этой части, с учетом времени необходимого на подготовку документации, подбор управляющей компании и возможности проведения повторного конкурса.

Представитель заинтересованного лица – начальник отдела инспектирования Кемеровского отделения Государственной жилищной инспекции Кемеровской области ФИО2 поддержала заявленные прокурором требования, пояснила, что она осуществляет контроль за соблюдением жилищного законодательства на территории Юргинского муниципального района. Данная территория относится к сельской местности, где большинство многоквартирных жилых домов находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, требуют капитального ремонта, а некоторые и в аварийном. Администрация Юргинского муниципального района неоднократно предупреждалась о надлежащей работе в сфере ЖКХ, о принятии мер к подготовке домов, расположенных на территории Юргинского муниципального района, к зимнему периоду. Однако к зимнему периоду 2011 года паспорта готовности домов представлены не были. Собственники жилых помещений в указанных прокурором многоквартирных домах отказались от услуг управляющей компании по причине высокой стоимости услуг. Данные дома длительное время находится без управления и оказания услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества. Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии Администрации Юргинского муниципального района в сфере ЖКХ, в том числе и в непринятии мер по проведению конкурса по отбору управляющей компании для многоквартирных домов Юргинского района, в которых собственниками не принято решение о выборе способа управления, поскольку исполнение данной обязанности законом возложена на орган местного самоуправления, который реализует ее в установленном законом порядке посредством соответствующих полномочий. В связи с чем она находит требования заявленные прокурором законными и обоснованными. Просит установить ответчику срок для исполнения с учетом, что уже начался период подготовки к следующему зимнему периоду и в отношении этих домов необходимо оформить паспорта готовности.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 45 ГПК РФ такое право на обращение в суд принадлежит и прокурору.

Из материалов дела видно, что прокурор, реализуя указанные полномочия, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействия Администрации Юргинского муниципального района в непринятии мер по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами, обязать Администрацию Юргинского муниципального района провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными в Юргинском районе по адресам, указанным в уточненном заявлении.

В соответствии с п.п. 4,6 ст. 14, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения этих поселений.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.

Согласно ч. 1-4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Во исполнение ч. 4 указанной статьи приняты Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (утв. Постановлением Правительства РФ от 6.02.2006 № 75 (с изменениями от 18.07.2007).

Подпунктом 2 пункта 3 названных Правил установлено, что конкурс проводится, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, у органа местного самоуправления возникает обязанность проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления данным многоквартирным домом.

Как следует из материалов дела и установлено судом многоквартирные дома, расположенные в Юргинском районе по адресам: <...> Школьная, 25, ст. Юрга-2 ул. Вокзальная, 2, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 2, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 3, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 5, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 6, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 11, ст. Юрга-2 ул. Новая, 5, ст. Юрга-2 ул. Новая, 3а, ст. Юрга-2 ул. рабочая, 89, <...>, <...> Центральная, 56, <...> Садовая, 1, <...> Центральная, 2, <...> Советская, 1, <...> Линейная, 5 не управляются какой-либо специализированной организацией, в связи с тем, что собственники помещений не реализовали свое право на выбор способа управления.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Нормы статьи 18 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» возлагают обязанность сохранить ранее возникшие обязательства муниципальных организаций, отвечавших за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса Российской Федерации.

До момента выбора управляющей организации в установленном законом порядке обязанность по управлению многоквартирными домами по указанным выше адресам сохраняется за коммунальными службами муниципального образования.

Юргинский межрайонный прокурор 29.11.2011 года направил в адрес Главы Юргинского района Гордейчик А.В. представление об устранении нарушений жилищного законодательства (л.д. 6-7).

19.01.2012 года на данное представление Главой Юргинского района Гордейчик А.В. прокурору направлено сообщение о подготовке документации по проведению открытого конкурса по управлению управляющей компании (л.д. 8).

Коллегия администрации Юргинского муниципального района 06.02.2012 года приняла распоряжение за № 2-рк о поручении Управлению по обеспечению жизнедеятельности и строительству организовать конкурс по отбору управляющих компаний в срок за 1 квартал 2012 года (л.д. 9).

В дело представлена конкурсная документация по проведению открытых конкурсов по выбору управляющей организации с составлением характеристики и технического состояния многоквартирных домов, с приложением перечня обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными в п. ст. Юрга-2 размещено на интернет сайте 10.02.2012 года, в Лот № 1 включены 11 многоквартирных домов в <...>, Новая, 3, Новая, 7, Новая, 9, Новая, 24, Новая, 26, Заводская, 28, Заводская, 12, Заводская,18, Заводская, 28, Заводская,30, а всего 11 домов (36-60).

Извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными в п. ст. Юрга-2 размещено на интернет сайте 05.04.2012 года, в Лот № 1 включены 11 многоквартирных домов в <...>, Новая, 3, Новая, 7, Новая, 9, Новая, 24, Новая, 26, Заводская, 28, Заводская, 12, Заводская,18, Заводская, 28, Заводская,30, а всего 11 домов (61-86).

Извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными в с. Проскоково размещено на интернет сайте 05.04.2012, в лот № 1 включены 7 домов в <...>, Совхозная,19, Совхозная,20, Школьная,6, Центральная,4, Центральная,4а, Центральная,6а (л.д. 87-111).

Извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными в д. Талая размещено на интернет сайте 20.04.2012, в лот № 1 включены 11 домов в <...>, по ул. Зеленой, 1а, по ул. Зеленой, 3 по ул. Зеленой,2а, по ул. Центральной, 1, по ул. Центральной, 3 по ул. Центральной, 8, по ул. Центральной,9, по ул. Центральной,11, по ул. Центральной,13, по ул. Центральной, 15 (л.д. 125-149).

Анализ представленных суду документов и пояснений представителя контролирующего органа Государственной жилищной инспекции, позволяет суду прийти к выводу, что со стороны Администрации Юргинского муниципального района бездействие в непринятии мер по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами и возложении на Администрацию Юргинского муниципального района обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, по проведению открытого конкурса в порядке, установленном Правительством Российской Федерации имеет место. Суд не может согласиться с доводами представителя Администрации Юргинского района, что те действия, которые они сегодня уже провели свидетельствуют об отсутствии признаков бездействия. Работа по проведению конкурсов по отбору управляющей компании должна была проводиться еще ранее, но не только в 1 квартале 2012 года. При этом не имеет значение, когда приступи к обязанностям вновь избранный Глава района. Указанная работа должна проводиться специалистами соответствующих подразделений Администрации вне зависимости от того, кто управляет районом. Суд считает, что проведенных на сегодняшний день мероприятий явно не достаточно для исполнения законодательства в этой области. По многим населенным пунктам не только не проводились конкурсы, но даже не подготовлена техническая документация в отношении домов, подлежащих включению в заявку. Все это, по мнению суда, свидетельствует о бездействии Администрации Юргинского муниципального района при осуществлении деятельности по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами.

При таких обстоятельствах суд находит требования о признании незаконным бездействий Администрации Юргинского муниципального района в непринятии мер по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами и возложении на Администрацию Юргинского муниципального района обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, по проведению открытого конкурса в порядке, установленном Правительством Российской Федерации обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определяя срок для исполнения обязанности, суд учитывает количество домов в различных населенных пунктах района, которые подлежат включению в заявку на конкурс, результаты уже проведенных конкурсов (отсутствие заявок управляющих компаний для участия), необходимости подготовки технической документации на дома подлежащие обслуживанию, необходимость представления паспортов готовности к зимнему периоду. В связи с чем полагает установить срок исполнения до 1.08.2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Юргинского межрайонного прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц – жителей многоквартирных жилых домов Юргинского района - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Юргинского муниципального района в непринятии мер по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами, расположенными в Юргинском районе по адресам: <...> Школьная, 25, ст. Юрга-2 ул. Вокзальная, 2, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 2, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 3, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 5, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 6, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 11, ст. Юрга-2 ул. Новая, 5, ст. Юрга-2 ул. Новая, 3а, ст. Юрга-2 ул. рабочая, 89, <...>, <...> Центральная, 56, <...> Садовая, 1, <...> Центральная, 2, <...> Советская, 1, <...> Линейная, 5.

Обязать Администрацию Юргинского муниципального района организовать и провести конкурс по отбору управляющей организации для многоквартирных домов, расположенных в Юргинском районе по адресам: <...> Школьная, 25, ст. Юрга-2 ул. Вокзальная, 2, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 2, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 3, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 5, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 6, ст. Юрга-2 ул. Заводская, 11, ст. Юрга-2 ул. Новая, 5, ст. Юрга-2 ул. Новая, 3а, ст. Юрга-2 ул. рабочая, 89, <...>, <...> Центральная, 56, <...> Садовая, 1, <...> Центральная, 2, <...> Советская, 1, <...> Линейная, 5.

Установить срок для исполнения решения суда до 1 августа 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение в окончательной форме принято 27.04.2012