ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7859/17 от 30.06.2017 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2017 г. г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Егоровой И.А.,

при секретаре Ефимовой О.С.,

с участием представителя истца Новикова Р.С, действующего на основании доверенности от 30.06.2017 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юсеевой Х.Т. к Администрации муниципальное образование «Город Саратов», третьи лица Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования « Город Саратов», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, открытое акционерное общество « Саратовские авиалинии», Приволжское межрегиональное территориальное управление Росавиации «Саратов-Центральный», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области о признании права собственности на самовольное строение,

установил:

Юсеева Х.Т. обратилась в суд с иском к администрации МО «Город Саратов». о признании права собственности на самовольное строение, расположенное по адресу: <адрес>. Свои исковые требования истец мотивировала тем, что на основании договора купли-продажи недвижимости от 10 марта 2016г. Юсеева Х.Т. приобрела на праве собственности два земельных участка: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: жилые дома с количеством этажей не более чем три, общей площадью 603 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер ; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилых домов усадебного типа, общей площадью 155 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер . Впоследствии данные земельные участки были преобразованы и результате объединения в земельный участок с кадастровым номером , площадью 758 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: жилые дома с количеством этажей не более чем три, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации от 16.05.2017г. На указанном земельном участке истцом возведен жилой дом общей площадью 274,1 кв.м., число этажей 2. В соответствии с Техническим отчетом ООО «иные данные» от 06.09.2017 г. отражены параметры наивысших точек данного объекта. Решением Министерства строительства и жилищно-коммунальною хозяйства Саратовской области № от 29.09.2017г. согласовано строительство указанного объекта. Данный жилой дом поставлен на технический учет, изготовлен технический план. Вместе с тем, при обращении с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, было получено уведомление от 29 августа 2017г. о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и ( или ) государственной регистрации прав, с указанием на необходимость, представления технического плана с включением в него разрешения на строительство здания жилого дома. Представить такое решение Юсеева Х.Т. не имеет возможности и вынуждена обратиться в суд с настоящим иском, поскольку строительство дома уже завершено, а до начала строительства она не обращалась за получением такого разрешения, руководствуясь ст. 15 ГрК РФ, Приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624, согласно которым не требуется разрешение в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых доли количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей), жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки). Получить разрешение на ввод в эксплуатацию (согласование произведен ноги строительства) не представляется возможным в силу следующего. Согласно требованиям Методических рекомендаций относительно согласования строительства (реконструкции, размещения) объектов в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, утвержденных руководителем Федерального агентства воздушного транспорта 07.02.2017, а также на основании ч. 3,4 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-Ф3 «О внесении к изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны». До установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности подъему воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно - защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов. Указанное согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 настоящей статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Как сообщило Федеральное агентство воздушного транспорта на запрос Главы города Саратова письмом №21885/04 от 25.09.2017, согласование строительства, производимое в соответствии со вступившими в законную силу нормами ст. 4 ФЗ от 01.07.2017 №135-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», согласование строительства в Саратове (помимо множества других инстанции) будет, осуществляться Приволжским МТУ Росавиации в Самаре. Для согласования в Росавиации необходимо, помимо прочего, предоставить, положительное заключение Роспотребнадзора. Роспотребнадзор письменно отвечает, что это невозможно сделать по двум причинам: 1) до настоящего времени органом исполнительной власти на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не опубликованы сведения по описанию местоположения границ приаэродромных территорий, регламентированные частью 1 статьи 4 вышеназванного закона; 2) до настоящего времени органом исполнительной власти не утверждены и не размещены на официальных сайтах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов на аэродромах гражданской авиации, границы санитарно-защитных зон аэродромов, регламентированные частью 2 статьи 4 вышеназванного закона. По второму пункту, относительно границ полос воздушных коридоров Росавиация должна представить в Правительство Саратовской области соответствующие схемы взлетных полос, а Правительство их утвердить и направить обратно. На какой стадии сейчас находится выполнение этих требований - неизвестно. Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах указанных зон, в т.ч. и вокруг приаэродромных территорий, утверждается Правительством РФ. В настоящее время Роспотребнадзором направлен в Правительство РФ проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах указанных зон», но до сих пор Правительством РФ не утвержден. Изложенное, свидетельствует о предпринятых истцом в досудебном порядке мерах по узакониванию строения, и невозможности это осуществить без решения суда, в связи с чем истец вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав.

В судебном заседании представитель истца Новиков Р.С. поддержал исковые требования по основаниям изложенным в иске.

Истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Представила заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие и удовлетворить заявленные требования.

Представители ответчика и третьих лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Ранее, ответчиком АМО « Город Саратов » предоставлен письменный отзыв на иск, в котором он просит отказать Юсевой Х.Т. в удовлетворении заявленных требований ( л.д. 119-121).

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему :

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. ст. 39, 196 ГПК РФ предмет и основания иска, ответчик по делу определяются истцом, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Сохранение самовольной постройки не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права и может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд с таким иском, по не зависящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь возведенный объект в установленном законом порядке. Поэтому при рассмотрении требований о признании права собственности на объект самовольного строительства в порядке ст. 222 ГК РФ истцы должны доказать, что они приняли все необходимые меры для того, чтобы начать строительство с соблюдением установленного законом порядка.

По смыслу ст. 222 ГК РФ нормы о самовольной постройке применяются лишь к объектам, отвечающим признакам недвижимого имущества, и возникновение права собственности на самовольную постройку возможно лишь при условии, что лицо, осуществившее такую постройку, должным образом оформило землеотвод при отсутствии нарушений законных интересов других лиц (собственников,
землевладельцев, землепользователей и арендаторов сопредельных земельных
участков и иных объектов недвижимости) и с соблюдением гарантий, исключающих наличие угрозы жизни и здоровью граждан.

Согласно разъяснениям, данным в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 г. № 10/22 « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу п.3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и (или) отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых, лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.

Таким образом, из содержания вышеуказанных положений закона следует, что для приобретения права собственности на самовольную постройку необходимо наличие двух условий: принадлежность земельного участка лицу, осуществившему возведение самовольного строения, которое не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

В порядке ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 758 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование: жилые дома с количеством этажей не более чем три, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Саратовской области от 16.05.2017 г. ( л.д. 17-19 ).

Данный земельный участок образован из двух земельных участков: общей площадью 603 кв.м. с кадастровым номером и общей площадью 155 кв.м. с кадастровым номером .

Истцом, за счет собственных средств, на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, возведен объект недвижимости - жилой дом общей площадью 274,1 кв.м., жилой площадью 150,8 кв.м. состоящий из жилого дома литер А, мансарды литер АМ, террасы литер а, террасы литер а1 что подтверждается техническим паспортом на жилой дом, составленным ООО « иные данные» от 20.07.2017г. ( л.д. 64-74 ).

Согласно требованиям Методических рекомендаций относительно согласования строительства (реконструкции, размещения) объектов в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, утвержденных руководителем Федерального агентства воздушного транспорта 07.02.2017, а также на основании ч. 3,4 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-Ф3 «О внесении к изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны».

До установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности подъему воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно - защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов.

Указанное согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 настоящей статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Как сообщило Федеральное агентство воздушного транспорта на запрос Главы города Саратова письмом от 25.09.2017, согласование строительства, производимое в соответствии со вступившими в законную силу нормами ст. 4 ФЗ от 01.07.2017 №135-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», согласование строительства в Саратове (помимо множества других инстанции) будет, осуществляться Приволжским МТУ Росавиации в Самаре. Для согласования в Росавиации необходимо, помимо прочего, предоставить, положительное заключение Роспотребнадзора. Роспотребнадзор письменно отвечает, что это невозможно сделать по двум причинам: 1) до настоящего времени органом исполнительной власти на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не опубликованы сведения по описанию местоположения границ приаэродромных территорий, регламентированные частью 1 статьи 4 вышеназванного закона; 2) до настоящего времени органом исполнительной власти не утверждены и не размещены на официальных сайтах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов на аэродромах гражданской авиации, границы санитарно-защитных зон аэродромов, регламентированные частью 2 статьи 4 вышеназванного закона. По второму пункту, относительно границ полос воздушных коридоров Росавиация должна представить в Правительство Саратовской области соответствующие схемы взлетных полос, а Правительство их утвердить и направить обратно. На какой стадии сейчас находится выполнение этих требований - неизвестно. Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах указанных зон, в т.ч. и вокруг приаэродромных территорий, утверждается Правительством РФ. В настоящее время Роспотребнадзором направлен в Правительство РФ проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах указанных зон», но до сих пор Правительством РФ не утвержден (л.д.46-52).

Как следует из уведомления Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования « Город Саратов » на заявление Юсеевой Х.Т. земельные участки, с кадастровыми номерами и , из которых образован земельный участок с кадастровым номером , на котором находятся самовольное строение, расположен в территориальной зоне Ж-4 - зоне для размещения индивидуального жилого дома, высотой не выше трёх надземных этажей.

В соответствии с таблицей 5.1. Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280 ( в редакции от 27.12.2016), разрешенный вид использования земельных участков, предусматривающих размещение индивидуального жилого дома ( дом пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей), в данной территориальной зоне является основным видом использования.

С учетом изложенного, размещение жилого дома литер А, мансарды литер АМ, террасы литер а, террасы литер а1, расположенных по адресу: <адрес>, не противоречит утвержденной документации территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования « Город Саратов».

Из содержания п. 3 ст. 222 ГК РФ следует, что самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу. Вместе с тем из этого правила имеются исключения, позволяющие при определенных обстоятельствах признать право собственности на самовольную постройку.

По смыслу данной нормы, право собственности на жилой дом, возведенный гражданином без необходимых разрешений, на земельном участке, который предоставлен ему в собственность для строительства жилья, может быть признано, если жилое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Материалы дела установлено, что жилой дом литер А, мансарды литер АМ, террасы литер а, террасы литер а1, расположенных по адресу: <адрес>, находится на земельном участке, принадлежащим истцу на праве собственности, с кадастровым номером .

Данный земельный участок образован из двух земельных участков: общей площадью 603 кв.м. с кадастровым номером и общей площадью 155 кв.м. с кадастровым номером

Согласно заключению судебной экспертизы, проведенной по поручению суда ООО « иные данные» № 11/17-04 от 14.12.2017г., самовольно возведенное строение – двухэтажный кирпичный дом, в том числе мансардный этаж с двумя террасами, общей площадью 274,1 кв.м. по адресу: <адрес> соответствует строительно-техническим и градостроительным, санитарно-гигиеническим и противопожарным правилам.

Безопасность для жизни, здоровья людей эксплуатацией самовольного объекта обеспечивается, права и законные интересы других лиц не нарушаются, в том числе смежных землепользователей.

Самовольное строение – двухэтажный кирпичный дом, в том числе мансардный этаж с двумя террасами, общей площадью 274,1 кв.м. по адресу: <адрес> находится в границах земельного участка с кадастровым номером .

Оценив данное экспертное заключение с позиции ст. 67 ГПК РФ суд признает его допустимыми доказательством по делу.

Доказательств, указывающих на недостоверность проведенной по делу экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ ответчиком и третьими лицами, не представлено.

Поскольку спорное строение возведено на отведенном для этих целей земельном участке, не нарушает прав, охраняемых законом интересов других лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, возведено истцом хозяйственным способом, суд находит иск Юсеевой Х.Т. о признании права собственности на двухэтажный кирпичный дом, в том числе мансардный этаж с двумя террасами, общей площадью 274,1 кв.м. по адресу: <адрес>, подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ с истца в доход государства подлежит взыскать государственную пошлину в сумме 36.839 руб. (7.495.000 руб. (рыночная стоимость объекта недвижимости согласно заключению судебной экспертизы) – 1.000.000 х 0,5.% + 13.200 – 8.836 руб. (размер госпошлины оплаченной истцом при подаче иска).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил :

Признать за Юсеевой Х.Т. право собственности на жилой дом литер А, мансарды литер АМ, террасы литер а, террасы литер а1, общей площадью 274,1 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>

Взыскать с Юсеевой Х.Т. в доход государства государственную пошлину в сумме 36.839 ( тридцать шесть тысяч восемьсот тридцать девять) руб.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Волжский районный суд г. Саратова, в течение месяца, со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: