РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 мая 2017 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Задонской М.Ю.,
при секретаре Казначеевой С.И.,
с участием
истца ФИО1,
представителя истца ФИО1 в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ ФИО2,
представителя ответчика УМВД России по Тульской области по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-785/17 по иску ФИО1 к УМВД России по Тульской области, Управлению Росгвардии по Тульской области о признании ветераном боевых действий, о признании членом семьи погибшего ветерана боевых действий,
установил:
ФИО1 первоначально обратился в суд с иском к УМВД России по Тульской области о признании ветераном боевых действий.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он (истец) является отцом ФИО5, который с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике. ДД.ММ.ГГГГ, его (истца) сын ФИО3 умер. Для получения льгот полагающихся членам семьи ветерана боевых действий, а также компенсации на погребение, он (истец) обратился в Управление по работе с личным составом УМВД России по Тульской области с заявлением о выдаче документа, подтверждающего статус умершего ФИО3 как ветерана боевых действий. В выдаче такого документа ему было отказано по тем основаниям, что при жизни ФИО3 удостоверение ветерана боевых действий не получал.
Ссылаясь на положения Федерального закона «О ветеранах» просил суд признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ветераном боевых действий.
Впоследствии истцом представлено уточненное исковое заявление, в котором он просил суд признать его членом семьи ветерана боевых действий ФИО3
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росгвардии по <адрес>.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал, по доводам, изложенным в их обоснование. Просил признать ФИО3 ветераном боевых действий и признать его (истца) членом семьи ветерана боевых действий –ФИО3
Представитель истца ФИО1 в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы своего доверителя.
Представитель ответчика УМВД России по Тульской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований в части признания ФИО3 ветераном боевых действий, полагая, что в данном случае надлежащим ответчиком по делу является Управление Росгвардии по Тульской области. При этом не оспаривала, что ФИО3 проходил службу и органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ а также факт его нахождение с ДД.ММ.ГГГГ. в служебной командировке в регионе вооруженного конфликта в Чеченской республике; участие с ДД.ММ.ГГГГ. в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Северо-Кавказском регионе. Пояснила, что в случае обращения ФИО3 при жизни в органы внутренних дел с заявлением о признании его ветераном боевых действий, оснований для отказа признания за ним этого статуса не последовало бы. Дополнила, что выдача удостоверений умершим сотрудникам ОВД, исключенным из списков личного состава ОВД, нормативными актами не предусмотрена. Исковые требования о признании истца членом семьи ветерана боевых действий просила разрешить в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ответчика Управления Росгвардии по Тульской области в судебное заседание не явился о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил. В ранее представленных возражениях на исковое заявление представитель по доверенности ФИО6 просила в удовлетворении исковых требований отказать В обоснование возражений указано, что поскольку ФИО5 проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим ответчиком по данному делу является УМВД России по Тульской области.
Исходя из положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно статье 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к указанному Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (ч. 3 ст. 3 ФЗ «О ветеранах»). Согласно разделу III Перечня к участию в боевых действиях, в частности, отнесено выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 г., а также выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
При этом указанный Федеральный закон не устанавливает перечень документов подтверждающих участие ветеранов в боевых действиях, предоставляя полномочия по определению порядка и условий выдачи соответствующих удостоверений Правительству РФ, которое в свою очередь делегировало ряд своих полномочий по регулированию данного вопроса федеральным органам исполнительной власти.
Так, во исполнение указанных положений данного Федерального закона, Правительством РФ издано Постановление от 19.12.2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, п. 2 которой предписано, что выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.
Основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в п. 1 Инструкции, кроме лиц гражданского персонала, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, либо получение подтверждающих документов об участии в боевых действиях в соответствующих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (приложение к ФЗ от 12.01.1995 года № 5 «О ветеранах»).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 приказом МВД России от 07.05.2004 года № 282 (в действующей редакции) утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, которая определяет порядок выдачи в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно данной Инструкции удостоверения ветерана боевых действий оформляются и выдаются непосредственно лицам, которые в силу закона отнесены к ветеранам боевых действий. Данная Инструкция не предусматривает возможность выдачи таких удостоверений иным, за исключением указанных в ней, лицам, в частности, родственникам умерших ветеранов боевых действий.
При этом с целью регулирования порядка реализации прав членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», постановлением Министерства труда РФ от 11.10.2000 г. № 69 была утверждена «Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах».
Так, положениями «Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах» предусмотрена выдача удостоверения, в частности, членам семьи умершего ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение льгот и мер соцподдержки, установленных Федеральным законом «О ветеранах».
Судом установлено, что истец ФИО1, является отцом ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии №.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной ОМОН Управления Росгвардии по Тульской области, ФИО3, проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике.
Также судом установлено и следует из материалов дела, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО3 принимал фактическое участие в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Северо-Кавказском регионе.
ФИО3 являлся участником боевых действий, что подтверждается удостоверением «Участник боевых действий МВД» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также из материалов дела следует, что ФИО3 был уволен из органов внутренних дел с должности милиционера-водителя подразделения тылового обеспечения УВД Щекинского района по ст. 19 п. «д» Закона РФ «О милиции» (в связи с нарушением им условий контракта), с ДД.ММ.ГГГГ (приказ РУВД от ДД.ММ.ГГГГ№л/с).
В соответствии со свидетельством о смерти №, выданным комитетом ЗАГС администрации г.Тулы Тульской области, ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>ФИО3 по день смерти - ДД.ММ.ГГГГ. был зарегистрирован по адресу: <адрес><адрес>. Совместно с ним также были зарегистрированы: ФИО1, ФИО9
Участие ФИО3 в боевых действиях в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике, в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Северо-Кавказском регионе, ответчиком не оспаривалось, следовательно, в силу изложенных выше положений закона ФИО1 является членом семьи погибшего ветерана боевых действий ФИО3
Отсутствие у умершего ФИО3 удостоверения ветерана боевых действий в данном случае не имеет правового значения, поскольку в силу прямого указания ФЗ «О ветеранах» он отнесен к категории ветеран боевых действий. Названный закон не предусматривает присвоение такого статуса, а устанавливает перечень лиц, отнесенных к категории ветеран боевых действий.
На основании изложенного, требования истца ФИО1 о признании его членом семьи погибшего ветерана боевых действий ФИО3, подлежат удовлетворению.
Разрешая требования ФИО1 о признании умершего ФИО3 ветераном боевых действий, суд находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено выше, умерший ФИО3 является ветераном боевых действий в силу действующего законодательства.
Учитывая, что рассматриваемые требования, как установлено в ходе судебного разбирательства, заявлены истцом с целью последующей реализации прав на получение мер соцподдержки, предусмотренных для членов семьи умершего ветерана боевых действий, обращаясь с требованиями о признании умершего ФИО3 ветераном боевых действий, истец избрал ненадлежащий способ защиты права.
Вместе с тем, оценивая доводы ответчиков, приведенные в обоснование возражений на исковое заявление ФИО1, суд приходит к следующему.
Ответчиками по делу в обоснование своей правовой позиции указывалось на невозможность выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» на имя умершего лица даже при наличии законных оснований отнесения такого лица к числу ветеранов боевых действий.
Суд находит вышеприведенную правовую позицию ответчиков обоснованной, согласующуюся с нормами действующего законодательства, а также вышеизложенными положениями Инструкции о порядке выдачи удостоверения ветерана боевых действий в системе МВД России.
По изложенным выше мотивам доводы истца, приведенные в обоснование указанной части заявленных требований, суд находит несостоятельными.
Кроме того, суд также считает необходимым отметить, что исходя из заявленных истцом требований в части признания умершего ФИО3 ветераном боевых действий, которые по сути сводятся к несогласию с ответом УМВД России по Тульской области об отказе в выдаче справки, подтверждающей, что умерший ФИО3 является ветераном боевых действий, надлежащим ответчиком по данному требованию является УМВД России по Тульской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать ФИО1 членом семьи погибшего ветерана боевых действий, ФИО3.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09.05.2017 г.
Судья