ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-785/20 от 08.07.2020 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

<данные изъяты> № 2-785 /2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Надым 08.07.2020

Надымский городской суд ЯНАО в составе: председательствующего судьи Кузнецовой И.Е. при секретаре Тархановой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виноградовой ЕВ к ПАО «МегаФон» о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику ПАО «МегаФон» о защите прав потребителя, указав в обоснование следующие обстоятельства. Она является абонентом ПАО «МегаФон» с *дата* по договору об оказании услуг связи №*№ обезличен*, с июня 2018 у нее был тариф «Включайся! Говори 06.18» с абонентской платой 200руб. в месяц с датой оплаты 29 числа каждого месяца, объем услуг – 1000 минут звонков и 5ГБ Интернета, на протяжении всего времени с июня 2018 ею использованы максимум 20%. С *дата* ответчик увеличил абонентскую плату на 10% до 220руб. в месяц, обосновав это повышением НДС на 20% и общей инфляцией, путем совершения конклюдентных действий она согласилась с этим повышением. С *дата* ответчик вторично за календарный год увеличил абонентскую плату еще на 15%, уведомив ее посредством смс-сообщения *дата*. Она *дата* в течение десяти календарных дней уведомила ответчика о несогласии с повышением платы и отказе от таких изменений, направила ответчику свое заявление посредством электронной почты и на сайте ответчика. Одновременно сообщила, что намерена пользоваться услугами ответчика и после *дата*, но из расчета абонентской платы 220руб. Ответчик направил ей ответ, что изменение тарифов производится в соответствии с п.9.2 Условий оказания услуг связи ПАО «МегаФон», ввиду этого оказывать услуги связи на прежних условиях они не будут. *дата* ответчик приостановил оказание ей услуг связи, хотя плату в размере 220руб. она внесла *дата*, и ответчиком она была списана. Два месяца она была лишена возможности общения с родными и близкими, проживающими за пределами ЯНАО, приходилось пользоваться только стационарной связью. *дата* она была вынуждена оплатить ответчику абонентскую плату 250руб., чтобы на новогодние каникулы не остаться без связи. Отключением ее от услуг связи ответчик причинил ей моральный вред, который она оценивает в 1000руб. Со ссылкой на п.20.2 Условий оказания услуг связи ПАО «МегаФон» полагала, что ответчиком нарушены ее права как потребителя, поскольку изменение условий договора возможно только при согласии другой стороны либо путем обращения с иском в суд, полагала, что ответчик не вправе в одностороннем порядке изменять действующий, согласованный с абонентом, тариф в рамках имеющегося договора. Просила обязать ответчика предоставлять ей услуги связи на условиях ранее заключенного договора с абонентской платой 220руб. в месяц; обязать ответчика назначить новый срок оказания услуги по ранее оплаченной абонентской плате за период с 29.12. по *дата*; взыскать с ответчика моральный вред 1000руб.

Истица в судебное заседание не явилась, извещена своевременно, надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие ввиду выезда в отпуск за пределы ЯНАО. Ранее в судебном заседании истица иск поддержала, приведя в обоснование изложенные выше обстоятельства, также уточнила исковые требования, просила исключить пункт 2 требований об обязании ответчика назначить новый срок оказания услуги по ранее оплаченной абонентской плате за период с 29.12. по *дата*.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, представил возражения на иск, в которых указал, что действующее законодательство предусматривает право оператора в одностороннем порядке изменять тарифы, при этом принятие абонентом этих изменений в виде подписания соглашения или совершения конклюдентных действий не требуется, поскольку истица была уведомлена об изменении условий тарифного плана, оператор выполнил свои обязанности перед абонентом. Просил в иске отказать.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.1 ст.44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», услуги связи оказываются операторами пользователям этими услугами на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, между истицей и ПАО «МегаФон» заключен договор об оказании услуг связи *№ обезличен* от *дата*, с предоставлением истице абонентского номера +79044546194.

Подписывая договор, истица своей подписью удостоверила, что надлежащим образом ознакомлена и согласна с Условиями оказания услуг связи «МегаФон», также правилами тарификации и расчетов по выбранному тарифному плану.

В соответствии с п.9.2 Условий оказания услуг связи «МегаФон», оператор вправе изменять в одностороннем порядке тарифы (Тарифный план), принципы тарификации, виды тарификации, единицу тарификации и порядок оплаты неполной Единицы тарификации при условии предварительного извещения абонента о таких изменениях путем размещения информации на сайте Оператора www.meqafon.ru, а также путем доведения указанных изменений до всеобщего сведения в местах продажи и обслуживания Абонентов Оператора и (или) включения информации в текст счета, выставляемого абоненту за оказанные услуги Оператора. Абонентам-физическим лицам, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляется короткое текстовое сообщение с информацией об изменении действующих тарифов. Абонент-физическое лицо вправе отказаться от получения информации об изменении тарифов в виде короткого текстового сообщения и посредством совершения им действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения из предложенных оператором.

В соответствии с п.1 ст.28 закона «О связи», тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено указанным федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Гражданское законодательство допускает изменение цены после заключения договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п.2 ст.424 ГК РФ).

В силу п.29 Правил оказания услуг телефонной связи, утв.Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342, тарифы на услуги телефонной связи, в том числе тариф, используемый для оплаты неполной единицы тарификации, устанавливаются, в том числе изменяются, оператором связи самостоятельно, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации.

Изменение договора, заключенного в письменной форме, оформляется путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме либо путем совершения абонентом конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются договором (п.47 Правил).

Согласно пп. «е» п.24 Правил оказания услуг телефонной связи, оператор обязан не менее, чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов через средства массовой информации. Абонентам подвижной связи, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляются короткие текстовые сообщения с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.

Как следует из материалов дела, *дата* оператор уведомил истицу об изменении параметров тарифного плана путем направления ей соответствующего смс-сообщения. С *дата*, т.е. спустя более чем десять дней с направления соответствующего извещения, на абонентском номере истицы был изменен тарифный план «Включайся! Говори 06.18» с абонентской платой 220руб., абонентская плата увеличена до 250руб. в месяц.

При изложенных обстоятельствах суд находит действия ответчика соответствующими действующему законодательству, регламентирующему спорные правоотношения в их совокупности и сопоставлении.

Ссылки истицы на недопустимость изменения условий заключенного договора оказания связи в одностороннем порядке суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Так, согласно п.2 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 №1342, «тарифный план» - совокупность ценовых условий, на которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими услугами телефонной связи.

Согласно пункту 31 Правил, при формировании тарифных планов могут применяться следующие виды тарификации: а) абонентская система оплаты, при которой размер платежа абонента за определенный (расчетный) период является величиной постоянной, не зависящей от объема фактически полученных услуг телефонной связи; б) повременная система оплаты, не предусматривающая постоянную сумму оплаты и зависящая от количества оказанных услуг телефонной связи в единицах, определенных оператором связи; в) комбинированная система оплаты, при которой услуги телефонной связи, не превышающие определенного объема за определенный (расчетный) период, оказываются за постоянную сумму оплаты, и отдельно оплачиваются услуги телефонной связи, превышающие указанный объем.

Согласно пункту 32 Правил, при формировании тарифных планов допускается сочетание нескольких видов тарификации, указанных в пункте 31 Правил.
Как следует из п.21 Правил, договор на оказание услуг связи заключается в письменной форме. Договоры на оказание услуг связи заключаются с абонентами путем подписания бланка договора об оказании услуг подвижной связи - формы, в которой содержатся учетные данные абонента, сведения о выделенном абоненту номере, заказанных абонентом услугах, выбранном абонентом тарифном плане и тому подобных сведений, идентифицирующих абонента и индивидуализирующих условия, на которых будут оказываться услуги связи и, таким образом, присоединения к публичной оферте - условиям тарифных планов, которые являются неотъемлемой частью договора.

Пункт 22-23 Правил содержит необходимый перечень условий, которые полежат указанию в договоре и являются существенными. Так, в договоре должны быть указаны: а) дата и место заключения договора; б) наименование (фирменное наименование) оператора связи; в) реквизиты расчетного счета оператора связи; г) достоверные сведения об абоненте: фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для физического лица; наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения, основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер - для индивидуального предпринимателя; д) адрес, порядок и способ предоставления счета за оказанные услуги телефонной связи; е) срок обеспечения доступа к сети местной или подвижной связи.

В силу п.23 Правил, в договоре должны быть указаны следующие существенные условия: а) абонентский номер (абонентские номера) или уникальный код идентификации (уникальные коды идентификации); б) оказываемые услуги телефонной связи; в) система оплаты услуг телефонной связи; г) порядок, сроки и форма расчетов.

Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, тарифы на услуги подвижной связи не относятся к условиям договора об оказании услуг подвижной связи, в том числе существенным (Решение Верховного Суда РФ от 15.10.2007 № ГКПИ07-748).

В силу ч.1 ст.310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Правилами оказания услуг телефонной связи и иными законами и правовыми актами оператору связи не предоставлено право на односторонне изменение согласованных условий заключенного с абонентом договора.

Право оператора на изменение договора должно сопровождаться действиями, предусмотренными п.2 ст.452 ГК РФ, а именно - оператор может обратиться в суд с требованием об изменении договора после получения отказа абонента от изменения договора в срок, указанный в предложении, либо неполучения ответа в этот срок.

Таким образом, изменение договора возможно либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке.

Соглашение об изменении договора, заключенного в письменной форме, должно быть совершено в письменной форме (п.1 ст.451 ГК РФ), к которой приравнивается письменное предложение внести изменения в договор и конклюдентные действия лица, получившего данное предложение, свидетельствующие о выполнении указанных в нем условий договора (пункт 2 статьи 438 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии со ст.426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В обоснование иска истица ссылалась на п.20.2 Условий оказания услуг связи ПАО «МегаФон», настаивая, что она выразила свое несогласие с изменением абонентской платы, направив ответчику соответствующее уведомление, также не вносила плату в повышенном размере, установленном оператором с *дата*, и не осуществляла конклюдентных действий по использованию услуг связи.

Приведенные доводы истицы суд находит основанными на неправильном применении норм материального права.

Так, как указано судом выше, абонентская плата является одной из составляющих частей тарифного плана, при этом тарифный план не является существенным условием договора оказания услуг связи и может быть изменен оператором после предварительного уведомления об этом абонента в установленном порядке. Таким образом, изменение ответчиком тарифного плана не является изменением условий договора оказания услуг связи в понятии, определенном гражданским законодательством РФ.

Согласно п.20.1 Условий оказания услуг связи ПАО «МегаФон», предложение оператора об изменении и/или дополнении договора, в том числе, настоящих Условий и Правил корпоративного обслуживания, является опубликование текста изменений соответствующего документа на сайте оператора www.megafon.ru, а также доведение указанных изменений до всеобщего сведения в местах продаж и обслуживания абонентов оператора не менее чем за 10 (десять) календарных дней до даты вступления таких изменений в силу.

Согласно п.20.2 Условий оказания услуг связи ПАО «МегаФон», принятием абонентом предложения, указанного в п.20.1 настоящий Условий, являются конклюдентные действия по использованию и/или оплате услуг, оказываемых оператором на новых условиях, после вступления изменений в силу, а также отсутствии отказа от таких изменений, направленного абонентом в адрес оператора в течение (десяти) календарных дней с момента опубликования изменений договора.

Между тем, несмотря на несогласие с изменениями тарифного плана в части повышения размера абонентской платы, после *дата* истица продолжила пользоваться услугами ПАО «МегаФон», не отказалась от использования этих услуг – не выбрала иной тарифный план, не просила о расторжении договора, не перешла к другому оператору. При этом ответчик продолжил оказывать истице услуги связи в пределах имевшейся оплаты, после чего, ввиду недостаточной оплаты абонентской платы, приостановил оказание истице услуг связи вплоть до погашения задолженности.

При этом, согласно п.48 Правил оказания услуг телефонной связи абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг телефонной связи.

При изложенных обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Виноградовой ЕВ к ПАО «МегаФон» о защите прав потребителя, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Надымский суд.

Решение принято судом в окончательной форме 15.07.2020

Председательствующий судья: подпись

Копия верна: Судья Надымского суда Кузнецова И.Е.

Секретарь суда____________________

Решение/определение не вступило в законную силу: 15.07.2020

Подлинник решения/определения хранится в деле № 2-785 /2020

(УИД 89RS0003-01-2020-001285-35) том № 1 в Надымском городском суде ЯНАО.