ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-785/20 от 14.10.2020 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-785/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2020 года г. Волхов

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Л. А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеевой Л. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волховского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов Российской Федерации к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области и МБУ «Управление общежитиями МО г. Волхов» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Волховский городской прокурор Ленинградской области обратился в Волховский городской суд Ленинградской области в защиту интересов Российской Федерации с иском к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и МБУ «Управление общежитиями МО г. Волхов» об обязании совершить определенные действия.

Прокурор в обоснование требований указал, что Волховской городской прокуратурой во исполнение Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.11.2018 № 723 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса», Указания прокурора Ленинградской области от 07.12.2018 № 194/7 «Об организации в прокуратуре Ленинградской области прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время по адресу: ******.

Установлено, что по указанному адресу расположен объект гражданской обороны - городской заглубленный пункт управления инв. № ******, кадастровой номер объекта № ******, площадь 576 кв.м.

Данный объект находится в ведении (оперативном управлении) МБУ «Управление общежитиями» МО город Волхов на основании постановления администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 03.08.2016 № ****** «О передаче муниципального имущества в оперативное управление МБУ «Управление общежитиями» МО г. Волхов», договора на право оперативного управления от 08.08.2016 № ******, акта приема-передачи муниципального имущества № ****** от 08.08.2016.

В ходе проверки названного объекта были выявлены нарушения Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Приказ МЧС РФ № 583), а также Приказа МЧС РФ № 575 от 21.07.2005 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» (далее - Приказ МЧС РФ № 575), которые выразились в следующем:

система вентиляции находится в неисправном состоянии (отсутствуют двигатели вентиляторов);

дизельная электростанция, обеспечивающая резервное электроснабжение объекта находится в неисправном состоянии.

Проверкой установлено, что защитное сооружение к приему укрываемых полностью не готово, что подтверждено соответствующим актом прокурорской проверки от 10.06.2020, актом инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны от 26.07.2018, иными материалами проверки.

В ходе проверки, проведенной в июле 2019 года, прокурором выявлены аналогичные нарушения закона, директору МБУ «Управление общежитиями» МО г. Волхов 11.07.2019 внесено представление об их устранении. Представление прокурора признано законным и обоснованным, однако фактически нарушения не устранены.

Защитное сооружение передано в оперативное управление ответчику МБУ «Управление общежитиями» МО г. Волхов, в связи с чем, обязанность по устранению выявленных в ходе проверки нарушений в эксплуатации защитного сооружения должна быть возложена на данного ответчика.

В соответствии с Уставом МБУ «Управление общежитиями» МО г. Волхов собственником имущества и учредителем учреждения является муниципальное образование город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, функции и полномочиями которого осуществляет администрация Волховского муниципального района Ленинградской области.

В этой связи, обязанность по финансированию работ должна быть возложена на администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области.

С учетом изложенного, Волховский городской прокурор просил:

обязать администрацию Волховского муниципального района в срок до 31 декабря 2022 года осуществить финансирование мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны инв. № ******, расположенного по адресу: ******. в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583, направленного на:

обеспечение исправного технического состояния и работы системы вентиляции;

обеспечение исправного технического состояния и работы дизельной электростанции, обеспечивающей резервное электроснабжение объекта;

обязать МБУ «Управление общежитиями» МО г. Волхов в течение 1 года после выделения денежных средств выполнить мероприятия по приведению защитного сооружения гражданской обороны инв. № ******, расположенного по адресу: ******. в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583, а именно:

обеспечить исправное техническое состояние и работу системы вентиляции;

обеспечить исправное техническое состояние и работу дизельной электростанции, обеспечивающей резервное электроснабжение объекта.

Протокольным определением суда от 23 июля 2020 года по ходатайству представителя ответчика администрации Волховского муниципального района Ленинградской области к участию в деле в качестве соответчика привлечен Совет депутатов МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области (л.д. 66, 70-71).

Процессуальный истец помощник Волховского городского прокурора Супрунов Э. С., в судебном заседании требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Кравцов С. Ю., действующий по доверенности № ****** от 06.11.2019, Совета депутатов МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области Сидорова Ю. Л., действующая на основании доверенности № ****** от 24.01.2020 до перерыва в судебном заседании требования прокурора не признали, представили письменные возражения на иск.

Представитель ответчика МБУ «Управление общежитиями МО г. Волхов» директор учреждения Французов А. В., в судебном заседании до перерыва возражал против удовлетворения требований прокурора.

Представители ответчиков Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Кравцов С. Ю., Совета депутатов МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области Сидорова Ю. Л., МБУ «Управление общежитиями МО г. Волхов» Французов А. В. после перерыва в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, представитель Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.

Суд, с согласия участвующего в деле помощника прокурора Супрунова Э. С., полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании участвующего в деле помощника Волховского городского прокурора Супрунова Э. С., выслушав до перерыва представителей ответчиков Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Кравцова С. Ю., Совета депутатов МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области Сидорову Ю. Л., МБУ «Управление общежитиями МО г. Волхов» Французова А. В., приходит к следующему.

Установлено, что Волховской городской прокуратурой во исполнение Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.11.2018 № 723 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса», Указания прокурора Ленинградской области от 07.12.2018 № 194/7 «Об организации в прокуратуре Ленинградской области прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время по адресу: ****** (л.д. 10-15).

Установлено, что по указанному адресу расположен объект гражданской обороны - городской заглубленный пункт управления инв. № ******, кадастровой номер объекта № ******, площадь 576 кв.м (л.д. 35).

Данный объект находится в ведении (оперативном управлении) МБУ «Управление общежитиями» МО город Волхов на основании постановления администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 03.08.2016 № ****** «О передаче муниципального имущества в оперативное управление МБУ «Управление общежитиями» МО г. Волхов», договора на право оперативного управления от 08.08.2016 № ******, акта приема-передачи муниципального имущества № ****** от 08.08.2016 (л.д. 25-28).

В ходе проверки названного объекта были выявлены нарушения Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Приказ МЧС РФ № 583), а также Приказа МЧС РФ № 575 от 21.07.2005 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» (далее - Приказ МЧС РФ № 575), которые выразились в следующем:

система вентиляции находится в неисправном состоянии (отсутствуют двигатели вентиляторов);

дизельная электростанция, обеспечивающая резервное электроснабжение объекта находится в неисправном состоянии.

Проверкой установлено, что защитное сооружение к приему укрываемых полностью не готово, что подтверждено соответствующим актом прокурорской проверки от 10.06.2020, актом инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны от 26.07.2018, иными материалами проверки (л.д. 16-24, 29-34).

В ходе проверки, проведенной в июле 2019 года, прокурором выявлены аналогичные нарушения закона, директору МБУ «Управление общежитиями» МО г. Волхов 11.07.2019 внесено представление об их устранении. Представление прокурора признано законным и обоснованным, однако фактически нарушения не устранены (л.д. 55-60).

В соответствии с Уставом МБУ «Управление общежитиями» МО г. Волхов собственником имущества и учредителем учреждения является муниципальное образование город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, функции и полномочиями которого осуществляет администрация Волховского муниципального района Ленинградской области (л.д. 36-54).

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ (в ред. от 30.12.2015 года) «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Правительство Российской Федерации, в том числе, определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; определяет порядок приведения в готовность гражданской обороны; порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.

В ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О гражданской обороне» указаны обязанности органов местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, которые, в том числе обязаны поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Следовательно, указанная норма непосредственно обязывает ответчика Администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию, в том числе, и защитные сооружения, к каковым относится и рассматриваемый объект.

В соответствии с п. 2 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года №1309 (в ред. 18.07.2015 года) к объектам гражданской обороны относятся убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Государственный стандарт Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 года №327, защитное сооружение определяет как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциальное опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (под. 2.3.10); убежище - защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (под. 2.3.11).

Согласно абзацу 2 пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (ред. от 26.06.2018) «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2003 N 4317), статус защитных сооружений гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища ЗС ГО (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органом технической инвентаризации.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: ******, принято в эксплуатацию в 1982 г. и находится в муниципальной собственности МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области и передано в оперативное управление МБУ «Управление общежитиями МО г. Волхов». Вместимость убежища 600 человек, общая площадь 576 кв.м.

Согласно выписки из реестра муниципальной собственности МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 11.06.2019, выписки из ЕГРН от 09.08.2016 сооружение заглубленное здание ГО, площадью застройки 576 кв.м, расположенное по адресу: ****** на праве собственности принадлежит Муниципальному образованию г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, право собственности зарегистрировано 09.08.2016 на основании выписки из реестра муниципальной собственности недвижимого имущества Волховского муниципального района Ленинградской области от 27.07.2016, запись регистрации права № ******, кадастровый № ****** (л.д. 35).

В силу п. 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны № 583 от 15.12.2002, обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода ЗС ГО в эксплуатацию по итогам инвентаризации ЗС ГО.

Как следует из положений п. 2 Приказа МЧС России от 21.07.2005 № 575 (ред. от 14.09.2015) «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2005 N 7032), содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.

В соответствии с п.3.2.1 Приказа от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом, должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной Волховской городской прокуратурой Ленинградской области в целях исполнения законодательства, регламентирующего порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, установлено, что при осуществлении своей деятельности Администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области допускаются нарушения требований законодательства о гражданской обороне, а именно убежище (городской заглубленный пункт управления) № ******, заглубленное здание ГО, расположенное по адресу: ******, вместимостью 600 человек, общей площадью 576 кв.м, требует ремонта, поскольку убежище разукомплектовано, не имеет технического оснащения, в том числе система вентиляции и дизельная электростанция требуют ремонта, что делает убежище (укрытия) не годным к выполнению задач ГО - приему укрываемых и не отвечает требованиям законодательства.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела, нашло свое подтверждение, что спорное защитное сооружение находится в состоянии непригодном для его использования по прямому назначению.

В соответствии с п. 45 ст. 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 №184-ФЗ (в ред. 03.08.2018 года) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.

В соответствии с п. 23 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2018) к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 28 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно п. 21, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 03.08.2018 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 3 ст. 123.23 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, обязанность содержать нежилые помещения, предусмотренные для целей гражданской обороны в надлежащем состоянии, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе, строительных норм и правил, лежит на Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и МБУ «Управление общежитиями МО г. Волхов» в пределах их компетенции.

Поскольку защитное сооружение по адресу: ******, своего статуса, как защитного сооружения гражданской обороны, не утратило, и в настоящее время требуются ремонтные работы по приведению его в надлежащее состояние, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиками Администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области и МБУ «Управление общежитиями МО г. Волхов» требований законодательства о надлежащем содержании данного защитного сооружения нарушает права неопределенного круга лиц на возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.

Совет депутатов МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

В силу ч.1. ст. 107 ГПК РФ, процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. В случаях, если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом. Судом сроки должны устанавливаться с учетом принципа разумности.

В связи с чем, суд полагает предложенные прокурором сроки достаточными и разумными.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Волховского городского прокурора Ленинградской области обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области в срок до 31 декабря 2022 года осуществить финансирование мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны инв. № ******, расположенного по адресу: ******. в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583, направленного на:

обеспечение исправного технического состояния и работы системы вентиляции;

обеспечение исправного технического состояния и работы дизельной электростанции, обеспечивающей резервное электроснабжение объекта.

Обязать МБУ «Управление общежитиями» МО г. Волхов в течение 1 года после выделения денежных средств выполнить мероприятия по приведению защитного сооружения гражданской обороны инв. № ******, расположенного по адресу: ******. в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583, а именно:

- обеспечить исправное техническое состояние и работу системы вентиляции;

обеспечить исправное техническое состояние и работу дизельной электростанции, обеспечивающей резервное электроснабжение объекта.

В удовлетворении требований к Совету депутатов МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись Кузнецова Л. А.

Мотивированное решение составлено с учетом рабочих дней 21 октября 2020 года.

Судья: подпись Кузнецова Л. А.