ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-785/2014 от 18.09.2014 Жирновского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-785/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ года

Жирновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Леванина А.В., единолично,

при секретаре Пешкиной Л.А.,

с участием: истцов ФИО1, ФИО2, ответчика - представителей Администрации Линевского городского поселения, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к администрации Линевского городского поселения о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на установку индивидуального отопления в квартире,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с вышеназванным исковым заявлением к ответчику – администрации Линевского городского поселения, указав, что на основании договора купли-продажи им на праве общей совместной собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, их право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о регистрации права серии 34-АБ , выданным ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации . Теплоснабжение дома, в котором расположена принадлежащая им квартира, осуществляется центральной системой отопления. В связи с тем, что в холодное время года в принадлежащей им квартире устанавливается низкая для комфортного проживания температура воздуха, они обратились с заявлением к администрации Линевского сельского поселения и в МУП «Линевский коммунальный комплекс» о даче разрешения на переустройство их квартиры с целью установки индивидуального отопления (котла). Письмом МУП «Линевский коммунальный комплекс» исх. от ДД.ММ.ГГГГ их уведомил о том, что согласование проекта об индивидуальном отоплении осуществляется органами местного самоуправления. Письмом администрации Линевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ исх. им было отказано в согласовании переустройства жилого помещения со ссылкой на пункт 15 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении". Считают действия ответчика, выразившиеся в отказе выдачи разрешения на переоборудование системы отопления квартиры, незаконными. Отказ администрации Линевского городского поселения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения не содержит указание на причины отказа со ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу чего является незаконным. Ответчик в своем отказе сослался лишь на положения части 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении", но при этом не учел следующего. В соответствии с п. 15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. В пункте 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа. В отказе администрация Линевского городского поселения не указала на то, отвечает ли источник теплоснабжения, предусмотренный для отопления нашей квартиры, требованиям п. 44 вышеназванных Правил. Как следует из представленных истцами ответчику документов на газовое оборудование, предполагаемый к установке отопительный прибор – газовый котел МАSTER GAS Seoul 14 – не относится к перечню запрещенных п.44 Правил подключения к системам теплоснабжения источникам тепловой энергии, что делает возможным его использование для отопления принадлежащей нам квартиры в многоквартирном доме. Данное обстоятельство и то, что в принадлежащей им квартире имеются технические условия для установки в квартире индивидуального отопительного источника, подтверждается проектом технического перевооружения для индивидуального отопления, выполненным ООО «ЭМИК», имеющим допуск к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капительного строительства, что подтверждается прилагаемым к проекту соответствующим свидетельством. ФЗ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения – одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и т.п.; параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания и сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Поскольку ФЗ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения – одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и т.п., проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления. В связи с этим, указанный проект согласован с теплоснабжающей организацией – МГП Жирновское ОАО «Газпром газораспределение Волгоград», что подтверждается соответствующей отметкой в проекте.

Собственники общего имущества в многоквартирном доме, где находится принадлежащая нам квартира, не возражают против установки теплогенератора в принадлежащей нам квартире. Данное обстоятельство подтверждается заявлением (разрешением), подписанным всеми собственниками имущества многоквартирного дома.

В прилагаемом гидравлическом расчете пропускной способности газовой сети многоквартирного дома, указано, что при переводе жилого дома, в котором расположена принадлежащая нам квартира, на поквартирное отопление существующий газопровод обеспечит требуемое давление газа до самых удаленных приборов газопотребления жилого дома.

Ввиду того, что имеются технические условия на проектирование объекта газопотребления природным газом, рабочим проектом установки автономного источника теплоснабжения устройство индивидуального отопления в квартире истцов согласовано со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, а также тем, что согласно п.7.3.7 строительных норм и правил "Здания жилые многоквартирные" (СНиП31-01-2003), принятых и введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в квартирах и встроенных помещениях общественного значения многоквартирных жилых домов, кроме помещений детских и лечебных учреждений, допускается установка индивидуальных систем теплоснабжения с теплогенераторами на природном газе с закрытыми камерами сгорания, у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в согласовании переустройства принадлежащего нам жилого помещения, поскольку положения действующего законодательства не исключают переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

В связи с изложенным, истцы просят признать незаконными действия администрации Линевского городского поселения Жирновского муниципального района <адрес>, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на переоборудование отопления квартиры, распложённой по адресу: <адрес>; обязать администрацию Линевского городского поселения Жирновского муниципального района <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав истцов и выдать им разрешение на переоборудование отопления квартиры, расположённой по адресу: <адрес>.

В судебном заседании ФИО1 и ФИО2 исковые требования поддержали, просят их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчика – администрации Линевского городского поселения ФИО3 и ФИО4 с исковыми требованиями не согласны, поскольку полагают, что ответчик, отказывая истцам в выдаче разрешения на переоборудование отопления принадлежащей истцам квартиры, действовал в соответствии с нормами п. 15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении».

Суд, выслушав истцов, ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, считает исковое заявление ФИО1 и ФИО2 к администрации Линевского городского поселения о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на установку индивидуального отопления в квартире подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 26 Жилищного кодекса РФС переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением, требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или)
перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в
нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или)перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое, (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наблюдателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры
допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В соответствии ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случаях:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи настоящего Кодекса возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий, согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) предоставления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью I настоящей статьи.

Статьей 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи истцам на праве общей совместной собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Право собственности истцов зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о регистрации права серии 34-АБ , выданным ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации . Теплоснабжение дома, в котором расположена принадлежащая им квартира, осуществляется центральной системой отопления. В связи с тем, что в холодное время года в принадлежащей им квартире устанавливается низкая для комфортного проживания температура воздуха, они обратились с заявлением к администрации Линевского сельского поселения и в МУП «Линевский коммунальный комплекс» о даче разрешения на переустройство квартиры с целью установки индивидуального отопления (котла). Письмом МУП «Линевский коммунальный комплекс» исх. от ДД.ММ.ГГГГ уведомил их о том, что согласование проекта об индивидуальном отоплении осуществляется органами местного самоуправления. Письмом администрации Линевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ исх. им было отказано в согласовании переустройства жилого помещения со ссылкой на пункт 15 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Действия ответчика, выразившиеся в отказе выдачи разрешения на переоборудование системы отопления квартиры, являются незаконными.

Изложенное подтверждается пояснениями в судебном заседании истцов и ответчика, а также исследованными судом материалами гражданского дела, в частности: копией свидетельства о государственной регистрации права ФИО1 и ФИО2, выданное Федеральной регистрационной службой ДД.ММ.ГГГГ; копией ответа администрации Линевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ; копией ответа МУП «Линевский коммунальный комплекс» от ДД.ММ.ГГГГ; актом обследования дымовых и вентиляционных каналов (пригодность установки индивидуального отопления) от ДД.ММ.ГГГГ; копией заявления (разрешения) собственников квартир многоквартирного <адрес>; гидравлическим расчетом пропускной способности газовой сети многоквартирного дома по адресу: <адрес>; рабочая документация (техническое перевооружение для индивидуального отопления <адрес> жилого <адрес>; копией технического паспорта на квартиру; копией заявления ФИО2 в МУП «Линевский коммунальный участок», копией заявления ФИО2 в администрацию Линевского городского поселения; ответом МУП «Линевского коммунального комплекса» от ДД.ММ.ГГГГ; актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ; ответом администрации Линевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5, работающий в МАУ «Строительный отдел», пояснил суду, что в он занимается оформлением документации для администрации по переводу многоквартирных домов на индивидуальное отопление, а также, что комиссия в <адрес> дает разрешения на переоборудование отопления квартир, в случае, если котел не указан в списке, содержащемся в п. 15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении»; котел, планируемый к установке истцами, не отнесен Списком к числу запрещенных, отвечает по своим характеристикам требуемым нормативам, поэтому в данном случае полагает, что технических оснований для отказа в выдаче разрешения на переустройство отопления в квартире истцов, не имеется.

В соответствии с п. 15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

В пункте 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:

- наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;

- наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;

- давление теплоносителя - до 1 МПа.

Как следует из представленных истцами документов на газовое оборудование, предполагаемый к установке отопительный прибор – газовый котел МАSTER GAS Seoul 14 – не относится к перечню запрещенных п.44 Правил подключения к системам теплоснабжения источникам тепловой энергии, что делает возможным его использование для отопления принадлежащей нам квартиры в многоквартирном доме. Данное обстоятельство и то, что в принадлежащей им квартире имеются технические условия для установки в квартире индивидуального отопительного источника, подтверждается проектом технического перевооружения для индивидуального отопления, выполненным ООО «ЭМИК», имеющим допуск к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капительного строительства, что подтверждается прилагаемым к проекту соответствующим свидетельством. ФЗ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения – одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и т.п.; параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания и сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Поскольку ФЗ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения – одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и т.п., проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления. В связи с этим, указанный проект согласован с теплоснабжающей организацией – МГП Жирновское ОАО «Газпром газораспределение Волгоград», что подтверждается соответствующей отметкой в проекте.

Собственники общего имущества в многоквартирном доме, где находится принадлежащая истцам квартира, не возражают против установки теплогенератора в принадлежащей нам квартире, что подтверждается заявлением (разрешением), подписанным всеми собственниками имущества многоквартирного дома.

В прилагаемом гидравлическом расчете пропускной способности газовой сети многоквартирного дома, указано, что при переводе жилого дома, в котором расположена принадлежащая нам квартира, на поквартирное отопление существующий газопровод обеспечит требуемое давление газа до самых удаленных приборов газопотребления жилого дома.

Ввиду того, что имеются технические условия на проектирование объекта газопотребления природным газом, рабочим проектом установки автономного источника теплоснабжения устройство индивидуального отопления в квартире истцов согласовано со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, а также тем, что согласно п.7.3.7 строительных норм и правил "Здания жилые многоквартирные" (СНиП31-01-2003), принятых и введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в квартирах и встроенных помещениях общественного значения многоквартирных жилых домов, кроме помещений детских и лечебных учреждений, допускается установка индивидуальных систем теплоснабжения с теплогенераторами на природном газе с закрытыми камерами сгорания, у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в согласовании переустройства принадлежащего истцам жилого помещения, поскольку положения действующего законодательства не исключают переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости полного удовлетворения исковых требований ФИО1 и ФИО2 к администрации Линевского городского поселения о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на установку индивидуального отопления в квартире.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО1 и ФИО2 к администрации Линевского городского поселения – удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Линевского городского поселения Жирновского муниципального района <адрес>, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на переоборудование отопления квартиры, распложённой по адресу: <адрес>, <адрес>.

Обязать администрацию Линевского городского поселения устранить в полном объеме допущенное нарушение прав истцов и выдать ФИО1 и ФИО2 разрешение на переоборудование отопления квартиры, распложённой по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Жирновский районный суд <адрес> в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме на основании ст. 199 ГПК РФ составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись А.В. Леванин

копия верна:

Судья А.В. Леванин