ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-785/2021 от 03.03.2021 Братского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующей судьи Широковой М.В.,

при секретаре Романовой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-785/2021 (УИД 38RS0003-01-2020-005358-52) по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Братский район» о признании незаконным отказ в присвоении очередного классного чина,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику администрации муниципального образования «Братский район» (МО «Братский район»), в котором просит признать письменный отказ администрации МО «Братский район» от 16.12.2020 №1052 о присвоении очередного классного чина незаконным, обязать администрацию МО «Братский район» устранить нарушение прав путем повторного рассмотрения заявления от 03.12.2020 о присвоении очередного классного чина - муниципальный советник в Иркутской области 2 класса.

В обоснование своих требований истец указала, что она состоит в трудовых отношениях с администрацией МО «Братский район» с 19.06.2017 в должности руководителя аппарата администрации муниципального образования «Братский район» (трудовой договор № 255/17 от 19.06.2017). 03.12.2020 она письменно обратилась к мэру Братского района ФИО2 с явлением о присвоении ей очередного классного чина - муниципальный советник в Иркутской области 2 класса в связи с истечением срока пребывания, как муниципального служащего, в предыдущем классном чине - муниципальный советник в Иркутской области 3 класса, присвоенного ей распоряжением мэра от 03.12.2018 № 432-лс. (вх. № 390 от 03.12.2020). 19.12.2020 она получила письменный отказ в присвоении очередного классного чина (исх. № 1052 от 16.12.2020). Основанием отказа явилось то, что в настоящее время она находится в очередном отпуске с последующим увольнением 25.01.2021. Считает, отказ в присвоении классного чина не основан на нормах закона и нарушает ее права.

Распоряжением мэра от 03.12.2018 № 432-лс ей был присвоен классный чин -муниципальный советник в Иркутской области 3 класса. Законом установлен срок пребывания в классном чине - муниципальный советник в Иркутской области 3 класса - не менее двух лет. Следовательно, право на присвоение очередного классного чина возникло - 03.12.2020. Трудовой договор № 255/17 от 19.06.2017 (в редакции дополнительного соглашения № 359/20-255/17 от 18.08.2020) между администрацией МО «Братский район» и истцом заключен на неопределенный срок. Дисциплинарных нареканий она не имеет, уголовным преследованиям не подвергалась.

Распоряжением мэра Братского района № 292-о от 19.11.2020 года ей предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 56 календарных дней с 23.11.2020 по 25.01.2021 с последующим увольнением. В соответствии с частью 2 статьи 127 рудового кодекса Российской Федерации при предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением днем его увольнения считается последний день отпуска. То есть, в данном случае 25.01.2021 является днем прекращения трудовых отношений, что подтверждается и Соглашением о расторжении трудового договора № 515/20 от 19.11.2020 и записью в трудовой книжке. Следовательно, до 26.01.2021 года истец состоит в трудовых отношениях с администрацией МО «Братский район» и обладает статусом муниципального служащего. Приостановление присвоения очередного классного чина муниципальному служащему, находящемуся в отпуске с последующим увольнением, законом не предусмотрено.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Братский район» ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные письменных возражений, суду пояснила, что истец была уволена 23.11.2020, с ней был произведен полный расчет и выдана трудовая книжка.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из оснований прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работника.

Согласно части 1 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет (часть 5 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 (3) Закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз (ред. от 29.09.2020) "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" для прохождения муниципальной службы устанавливаются следующие сроки: в классных чинах советника муниципальной службы в Иркутской области 3 и 2 классов, муниципального советника в Иркутской области 3 и 2 классов - не менее двух лет.

Согласно ст. 5 (4) Закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз (ред. от 29.09.2020) "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" классные чины присваиваются муниципальным служащим персонально, с соблюдением последовательности в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности пребывания муниципального служащего в предыдущем классном чине, если иное не установлено настоящим Законом.

Муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы на определенный срок полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. В иных случаях классные чины присваиваются без сдачи квалификационного экзамена.

Проведение квалификационного экзамена при решении вопроса о присвоении классного чина по замещаемой должности муниципальной службы осуществляется по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Ранее срока, указанного в части 3 настоящей статьи, внеочередной квалификационный экзамен может проводиться по инициативе муниципального служащего не позднее чем через три месяца со дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина.

Порядок сдачи квалификационного экзамена муниципальными служащими и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня) определяется в соответствии с Положением, указанным в приложении 1 к настоящему Закону.

Очередной классный чин не присваивается муниципальным служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также муниципальным служащим, в отношении которых возбуждено уголовное дело.

Согласно ч. 1 ст. 5 (6) Закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз (ред. от 29.09.2020) "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" очередной классный чин присваивается муниципальному служащему по истечении срока, установленного частью 1 статьи 5(3) настоящего Закона для прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность муниципальной службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый муниципальному служащему.

Анализируя предоставленные доказательства, суд установил, что ФИО1 с 19.06.2017 состояла в трудовых отношениях с администрацией МО «Братский район» в должности руководителя аппарата.

На основании письменного заявления истца, между Администрацией МО «Братский район» и истцом было заключено соглашение № 515/20 от 19.11.2020 о расторжении трудового договора от 19.06.2017 № 255/17.

Согласно распоряжению о прекращении трудового договора с работником (увольнении) № 101-к от 19.11.2020, ФИО1 прекратила трудовые отношения с Администрацией МО «Братский район» с 25.01.2021 (последний день отпуска), по соглашению сторон в соответствии с п. 1 ч. 77 Трудового кодекса РФ.

Письмом от 16.12.2020 № 1052 истцу было отказано в присвоении очередного классного чина - муниципальный советник в Иркутской области 2 класса.

Оспаривая указанный отказ, истец со ссылкой на ст. 127 Трудового кодекса РФ указала, что до 26.01.2021 она состояла в трудовых отношениях с администрацией МО «Братский район» и обладала статусом муниципального служащего, при этом приостановление присвоения очередного классного чина муниципальному служащему, находящемуся в отпуске с последующим увольнением, законом не предусмотрено.

Однако, суд не может согласиться с доводами истца, исходя из следующего.

Судом установлено, что распоряжением мэра Братского района от 03.12.2018 № 432-лс ФИО1 был присвоен классный чин муниципальный советник в Иркутской области 3 класса.

Законом Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз (ред. от 29.09.2020) "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" установлен срок пребывания в классном чине - муниципальный советник в Иркутской области 3 класса - не менее двух лет. Следовательно, право на присвоение очередного классного чина возникло у истца 03.12.2020.

Вместе с тем, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 N 2227-О, статья 127 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет особый порядок реализации права на отпуск при увольнении работника и представляет собой специальную гарантию, обеспечивающую реализацию конституционного права на отдых для тех работников, которые прекращают трудовые отношения. Выплачиваемая в соответствии с частью первой данной статьи компенсация за все неиспользованные отпуска обеспечивает работнику возможность отдыха после увольнения.

Согласно части второй указанной статьи работодатель при наличии возможности предоставляет работнику, обратившемуся с соответствующим письменным заявлением, неиспользованные отпуска с последующим увольнением. Учитывая, что в случае предоставления отпуска с последующим увольнением последним днем работы работника является день, предшествующий первому дню отпуска, а не день его увольнения (последний день отпуска), работодатель должен исполнить закрепленные, в частности статьями 84.1 и 140 Трудового кодекса Российской Федерации, носящими гарантийный характер, обязанности по оформлению увольнения работника и расчету с ним в последний день работы работника (Определение от 25 января 2007 года N 131-О-О), что не влияет на определение дня увольнения, которым является последний день отпуска.

Таким образом, при предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением фактически трудовые отношения с работником прекращаются с момента начала отпуска и работодатель не несет каких-либо обязательств перед работником.

Поскольку в последний день работы истца между сторонами были прекращены фактические трудовые отношения, то истец на дату подачи заявления 03.12.2020 не являлась муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы, следовательно, не имела права на присвоение очередного классного чина.

При установленных по делу юридически значимых обстоятельствах, исходя из вышеназванных правовых норм, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании незаконным отказа администрации муниципального образования «Братский район» от 16.12.2020 № 1052 в присвоении очередного классного чина и возложении обязанности устранить нарушение прав путем повторного рассмотрения заявления от 03.12.2020 о присвоении внеочередного классного чина - муниципальный советник в Иркутской области 2 класса.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1

О признании незаконным отказа администрации муниципального образования «Братский район» от 16.12.2020 № 1052 о присвоении очередного классного чина, возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Братский район» устранить нарушение прав путем повторного рассмотрения заявления от 03.12.2020 о присвоении внеочередного классного чина - муниципальный советник в Иркутской области 2 класса - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.В. Широкова