ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-785/2021 от 28.09.2021 Иволгинского районного суда (Республика Бурятия)

УИД 04RS0010-01-2021-000941-24

Гр. дело № 2 – 785/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2021г. с. Иволгинск

Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Айсуевой А.Ц.,

при секретаре Муравьевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Апанович Л.А. в лице ее представителя по доверенности Трушкова Д.В. к Администрации МО «Иволгинский район», Администрации МО СП «Сотниковское» о возмещении вреда,

установил:

Апанович Л.А. в лице представителя по доверенности Трушкова Д.В., обращаясь в суд с иском к Администрации МО «Иволгинский район», Администрации МО СП «Сотниковское» о возмещении вреда, с учетом уточнений исковых требований просит взыскать солидарно с ответчиков в пользу Апанович Л.А. возмещение вреда причиненного в результате ДТП в размере 1 506 351, 85 руб., судебные расходы: оплата услуг эксперта по оценки ущерба в размере 8 000 руб.; оплата услуг нотариуса в размере 3 000 руб.; оплата услуг адвоката Попко Д.А. в размере 30 000 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что 12.07.2020 г. около 22 часов Апанович Л.А., двигаясь на федеральной трассе Р-258 «Байкал» «Иркутск-Улан-Удэ-Чита» Иволгинского района со стороны г. Иркутск в направлении в г. Улан-Удэ на принадлежащем истцу автомобиле марки «Тойота ЛендКрузер», государственный регистрационный номер на . совершила столкновение с безхозяйной лошадью, в результате данного ДТП автомобилю истца были причинены механические повреждения.

Стоимость восстановительного ремонта автомобиля определена на основании экспертного заключения ООО «Динамо–Эксперт» и составила без учета износа составила 1 506 351, 85 руб., с учетом износа 482 633, 31 руб.

В результате отсутствия со стороны ответчиков должного контроля за животными, в виде бездействия со стороны органов муниципальной власти Иволгинского района Республики Бурятия, привели к тому, что безхозяйная лошадь оказалась на проезжей части федеральной трассы, что повлекло ДТП с причинением ущерба Апанович Л.А.

Определением суда от 3 августа 2021 года к участию в деле привлечены в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора САО «ВСК».

В судебном заседании истец Апанович Л.А. исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила взыскать сумму ущерба, причиненного в результате ДТП, судебные расходы. Пояснила, что на момент ДОТ автомобиль был застрахован в САО «ВСК», имелся полис ОСАГО, однако полис КАСКО на момент ДТП оформлен не был. Также пояснила, что в результате халатного отношения должностных лиц Администрации МО «Иволгинский район», Администрации МО СП «Сотниковское» к обязанностям по отлову безнадзорных лошадей произошло ДТП с участием ее автомобиля и лошади, в связи с чем, ей был причинен материальный ущерб, подлежащий возмещению. Просила суд обратить внимание на то, что бирка на лошади имелась, однако по данному номеру не удалось установить собственника данной лошади. Полагает, что таким образом владельцы лошадей уходят от ответственности по возмещению вреда, причиненного в результате ДТП с участием их лошадей. Случаи ДТП с участием лошадей на территории Иволгинского района участились, что свидетельствует о полном отсутствии контроля со стороны должностных лиц Администрации МО «Иволгинский район», Администрации МО СП «Сотниковское» по учету сельскохозяйственных животных, а также контролю их выпаса и прогона. На сегодняшний день ее автомобиль на протяжении длительного времени находится не на ходу, ремонт автомобиля дорогостоящий.

Представитель истца по доверенности Трушков Д.В. исковые требования, с учетом уточнений, поддержал в полном объеме, просил взыскать сумму ущерба, причиненного в результате ДТП, судебные расходы. Пояснил, что согласно постановлению Администрации МО СП «Сотниковское» от 25 декабря 2018 года № 638 «Об утверждении Правил содержания, выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории МО СП «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия» администрация утвердила правила содержания, выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, и контроль за исполнением вышеуказанного постановления оставил за собой Глава МО СП «Сотниковское» Иволгинского района РБ КиселевИ.Ю. Из материалов дела следует, что лошадь выбежала в темное время суток на федеральную трассу, что послужило совершению ДТП с участием автомобиля истца, и причинению материального ущерба. Кроме того, вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении от 12.10.2020 года в отношении неустановленного лица, владельца лошади. Бирка на лошади имелась, однако по номеру бирки невозможно было идентифицировать владельца лошади. Полагает, что при неустановлении собственника лошади, именно ответчики должны нести ответственность по настоящему делу, поскольку ими ненадлежащим образом осуществлен контроль за учетом лошадей, а также контроль за исполнением постановления Администрации МО СП «Сотниковское» от 25 декабря 2018 года № 638 «Об утверждении Правил содержания, выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории МО СП «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия». В свою очередь Администрация МО «Иволгинский район» должна контролировать работу администрации МО СП «Сотниковское».

Представитель администрации МО СП «Сотниковское» по доверенности Петрунин М.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать. Суду пояснил, что в ч. 3 ст. 14 Федерального Закона № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен исчерпывающий перечень вопросов местного значения поселения. Полномочий по контролю за выпасом сельскохозяйственных животных у администрации поселения не имеется. Также Администрация МО СП «Сотниковское» не наделена полномочиями по выявлению безнадзорных домашних (сельскохозяйственных) животных, а также по их содержанию. Бюджетом не предусмотрены такие расходы. Полагает, что постановлением Администрации МО СП «Сотниковское» от 25 декабря 2018 года № 638 утверждены «Правила содержания, выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории МО СП «Сотниковское», согласно которым перечислены обязанности собственников сельскохозяйственных животных при содержании, выпасе и прогоне сельскохозяйственных животных. В соответствии с разделом № 3, п.п. 3.3 постановления главы МО СП «Сотниковское» от 25.12.2018 г. № 638 выпас сельскохозяйственных животных осуществляется собственниками животных. Статьей 7.1.1 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 г. № 2003-IV «Об административных правонарушениях», предусмотрена административная ответственность владельца скота за нарушение правил выпаса скота. Полномочиями по составлению административного протокола обладает административная комиссия, а не администрация МО СП «Сотниковское». При этом при совершении ДТП бирка на лошади имелась, соответственно у лошади был хозяин. Неустановление собственника лошади, не влечет обязанности Администрации МО СП «Сотниковское» по возмещению вреда, причиненного в результате ДТП. Кроме того, на участке дороги, где произошло ДТП действовал предупреждающий знак 1.26 «Перегон скота», и водитель транспортного средства должен ехать на данном участке дороги с такой скоростью, чтобы в случае выхода на дорогу скота, он мог полностью оставить автомобиль для предотвращения ДТП.

Представитель Администрации МО «Иволгинский район» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Ранее в судебных заседаниях представители по доверенности Мокрова А.И., Гармаева Д.А. возражали против удовлетворения исковых требований, просили в иске отказать. Полагают, что Администрация МО «Иволгинский район» не возложила на себя обязанность по отлову безнадзорных сельскохозяйственных животных. Кроме того, у лошади имелась бирка, в связи с чем, собственник лошади должен нести обязанность по возмещению вреда. Тот факт, что по номеру бирки невозможно установить собственника лошади не влечет возложению на администрацию МО «Иволгинский район» обязанности по возмещению вреда по настоящему делу.

Представитель третьего лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора САО «ВСК» в зал судебного заседания не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствии.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, а также материал по факту дорожно-транспортного происшествия, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Таким образом, гражданским законодательством установлены гарантии защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статьи 53 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1054 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (часть 2 статьи 1064 ГК РФ).

По общему правилу возмещению подлежит вред, причиненный неправомерными действиями (бездействиями).

По смыслу закона для наступления ответственности за причинение вреда, то есть деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: факт наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между двумя первыми элементами; вину причинителя вреда.

Нормами статьи 1069 ГК РФ определено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из административного материала по факту ДТП следует, что 12.07.2020 года в 22 часа 40 минут на км. ФАД Р-258 «Иркутск-Улан-Удэ-Чита», Иволгинского района, водитель автомашины марки «Тойота Ленд Крузер», государственный регистрационный номер , Апанович Л.А., следуя со стороны г. Иркутск в направлении г. Улан-Удэ, в темное время суток на неосвещенном участке дороги, совершила наезд на животное «лошадь», перебегающую через проезжую часть дороги. В результате ДТП пострадавших нет, автомашина марки «Тойота Ленд Крузер» получила механические повреждения. По прибытию на место дорожно-транспортного происшествия нарядом ДПС ОГИБДД собран соответствующий материал по факту ДТП и вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования. Сотрудниками ОДПС ГИБДД отобрана ФАД Р-258 «Иркутск-Улан-Удэ-Чита», устно опрошены водители проезжих автомашин, устно опрошены жители с. Ошурково, по факту установления владельца лошади. В ходе отработки положительных результатов не получено, в связи с чем вынесено постановление от 12.10.2020 г. о прекращении дела об административном правонарушении в отношении неустановленного лица, владельца лошади по факту ДТП.

Кроме того, в материалах ДТП имеются ответы на запросы Бюджетного учреждения ветеринарии «Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных», согласно которым в БУ ветеринарии «БРСББЖ» лошадь с идентификационным номером (чип ) не зарегистрирована.

Дорожно-транспортное происшествие произошло вблизи предупреждающего знака 1.26 "Перегон скота". Лошадь находилась на проезжей части автомобильной дороги - на 429 км. ФАД Р-258 «Иркутск-Улан-Удэ-Чита», Иволгинского района, без присмотра погонщика, установить погонщика или собственника сбитой лошади не представилось возможным.

Согласно экспертного заключения ООО «Динамо–Эксперт» стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила без учета износа составила 1 506 351, 85 руб., с учетом износа 482 633, 31 руб.

Из представленного ОМВД России по Иволгинскому району ответа следует, что участок автодороги км ФАД Р-258 «Иркутск –Улан-Удэ-Чита» расположен на территории МО СП «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия.

Положениями подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ( в редакции, действующей на момент рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Так, 23 апреля 2015 года Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия № 1110 от 05.05.2015 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по отлову и содержанию безнадзорных животных» (далее Закон Республики Бурятия № 1110), согласно статьи 2 которого государственными полномочиями по отлову, транспортировке, содержанию и учету отловленных безнадзорных домашних животных наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия: при этом безнадзорными животными с настоящем Законе понимаются безнадзорные домашние животные (собаки) и одичавшие домашние животные (собаки). Понятия «безнадзорные домашние животные» и «Одичавшие домашние животные» используются в настоящем Законе в значениях, определенных Законом Республики Бурятия «О содержании и защите домашних животных на территории Республики Бурятия». Государственными полномочиями по транспортировке, содержанию и учету отловленных безнадзорных домашних животных наделено муниципальное образование «Иволгинский район» (статья 3).

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Бурятия № 574-IV от 07.11.2008 года «О содержании и защите домашних животных на территории Республики Бурятия» домашние животные – зоологические виды непродуктивного назначения, кроме животных сельскохозяйственного назначения и других одомашненных животных, полностью или частично содержащиеся человеком.

Положения статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит закрытый перечень вопросов местного значения, которые сельское поселение вправе решать самостоятельно. В положениях данной статьи не содержится обязанность осуществления органами местного самоуправления мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Из норм пункта 14 части 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия) следует, что органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Вместе с тем, Уставами МО «Иволгинский район», МО СП «Сотниковское», решением Совета депутатов МО СП «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия от 14 ноября 2017 г. № 19 «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования сельское поселение «Сотниковское», Постановлением Администрации МО СП «Сотниковское» от 25 декабря 2018 года № 638 «Об утверждении Правил содержания, выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории МО СП «Сотниковское», обязанности по отлову и содержанию безнадзорных сельскохозяйственных животных к полномочиям Администрации МО «Иволгинский район», Администрации МО СП «Сотниковское» не отнесены, расходные обязательства для решения данного вопроса органами местного самоуправления на себя не приняты.

Таким образом, полномочия по обращению с безнадзорными сельскохозяйственными животными, в том числе лошадьми, ответчикам Администрации МО «Иволгинский район» и Администрации МО СП «Сотниковское» не передавались.

Из типовых Правил содержания, выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории МО СП «Сотниковское», утвержденных постановлением Администрации МО СП «Сотниковское» от 25 декабря 2018 года № 638, следует, что выпас осуществляется на огороженных пастбищах либо неогороженных пастбищах под надзором собственников сельскохозяйственных животных, либо лиц, ими уполномоченных, с обязательным соблюдением норм нагрузки на пастбища. Владельцы домашнего скота обязаны сопровождать домашний скот до места сбора стада и передать пастуху, а также встречать домашний скот после пастьбы в вечернее время. Выпас лошадей на пастбищах сельского поселения допускается лишь в их стреноженном состоянии. Собственники сельскохозяйственных животных и домашней птицы или пастухи обязаны содержать сельскохозяйственных животных в ночное время в загонах. Запрещается оставлять сельскохозяйственных животных и птицу в режиме безнадзорного выгула на улицах и других составных частях населенных пунктов, а также в местах или условиях, при которых ими может быть осуществлена потрава сельскохозяйственных посевов и насаждений, их повреждение и уничтожение, а также могут быть созданы помехи движению транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования.

В силу статьи 137 ГК РФ животные признаются имуществом.

На основании статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.

Поскольку закон определяет животных как самостоятельный объект гражданских прав, на собственниках животных, в данном случае лошади, лежало бремя ее содержания. Именно собственник лошади должен обеспечить такие условия содержания, которые бы предотвратили выход животного на проезжую часть дороги.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии доказательств противоправного поведения со стороны ответчиков Администрации МО «Иволгинский район», Администрации МО СП «Сотниковское», а, следовательно, отсутствии вины ответчиков в причинении вреда имуществу истца, и причинно-следственной связи между действиями ответчиков и наступившими для истца Апанович Л.А. неблагоприятными последствиями.

Не могут быть признаны состоятельными доводы искового заявления, а также пояснения истца и ее представителя о неисполнении ответчиками обязанности по учету, отлову безнадзорных сельскохозяйственных животных, поскольку выполнение таких обязанностей на ответчиков не возлагалось.

При этом отсутствие со стороны должностных лиц Администрации МО «Иволгинский район» и Администрации МО СП «Сотниковское» должного контроля за исполнением Правил содержания, выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории МО СП «Сотниковское», утвержденных постановлением Администрации МО СП «Сотниковское» от 25 декабря 2018 года № 638, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку материалами дела установлено, что бирка на лошади имелась, однако по номеру бирки не удалось идентифицировать владельца лошади. Администрация МО «Иволгинский район», администрация МО СП «Сотниковское» обязанность по биркованию лошадей и ведению их учета на себя не принимала.

Также следует отметить, что согласно п. 2 ст. 2 Закона Республики Бурятия «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных» от 05 мая 2015 г. №1110-V (в редакции, действовавшей на дату ДТП), органы местного самоуправления наделяются полномочиями по отлову безнадзорных домашних животных, содержанию и учету отловленных безнадзорных животных.

Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 2 указанного Закона, под безнадзорными животными в настоящем Законе понимаются только безнадзорные домашние и одичавшие собаки.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения исковых требований Апанович Л.А. о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, не имеется. По указанным основаниям не подлежат и взысканию судебные расходы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Апанович Л.А. в лице ее представителя по доверенности Трушкова Д.В. к Администрации МО «Иволгинский район», Администрации МО СП «Сотниковское» о возмещении вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в Иволгинский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: П/П А.Ц. Айсуева

Копия верна:

Судья: А.Ц. Айсуева

Подлинник решения хранится в материалах дела №2-785/2021 в Иволгинском районном суде Республики Бурятия