Дело № 2-785/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2022 года город Иваново
Ленинский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,
секретаря Ковыневой Я.А.,
с участием представителя истца адвоката Батягиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазуновой Тамары Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, к ЗАО «АЗЕРБАЙДЖАН ХАВА ЙОЛЛАРЫ («АЗАЛ») о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Глазунова Тамара Александровна, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, обратилась в суд с иском к ЗАО «АЗЕРБАЙДЖАН ХАВА ЙОЛЛАРЫ» («АЗАЛ») о защите прав потребителей, мотивировав его следующим.
Истцом 26.01.2020 самостоятельно, посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Book&Trip (https://bookandtrip.ru//) в ЗАО «АЗЕРБАЙДЖАН ХАВА ЙОЛЛАРЫ» («АЗАЛ»), приобретены электронные билеты на ее имя и на имя малолетней дочери истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, чьим законным представителем истец является: № на имя ФИО3: <данные изъяты>. Общая стоимость авиабилета составила 14413 рублей. Несмотря на наличие вышеуказанных документов, предоставляющих истцу и ФИО1 право на перелет указанными рейсами и маршрутом, данная услуга ЗАО «АЗЕРБАЙДЖАН ХАВА ЙОЛЛАРЫ» («АЗАЛ») в предусмотренные ими дату и время не оказана, что объяснено представителями Общества форс-мажорными обстоятельствами, связанными со вспышкой COVID-19 и отказом перевозчиков выполнять рейсы. Таким образом, услуга до настоящего времени не оказана истцу и ее малолетней дочери не по их вине. Несмотря на неоднократные требования истца, изложенные в электронной переписке представителям авиакомпании, о возврате денежных средств, потраченных на приобретение авиабилетов, авиакомпания данные требования не исполнила. 11.05.2021 истцом в адрес ЗАО «АЗЕРБАЙДЖАН ХАВА ЙОЛЛАРЫ» («АЗАЛ») направлена письменная претензия с требованием возврата денежных средств, затраченных на приобретение авиабилетов. Ответ на данную претензию поступил в адрес истца 22.07.2021, изложенные в ней требования не исполнены. Возмещению истцу подлежат убытки, причиненные ему в связи с нарушением сроков оказания вышеназванной услуги в сумме 30743 рубля, из которых: в сумме 16330 рублей в счет возмещения стоимости авиабилета № на имя ФИО3; в сумме 14413 рублей в счет возмещения стоимости авиабилета № на имя ФИО1. Кроме этого, ответчику надлежит выплатить истцу неустойку в размере 328335 рублей 24 копейки за нарушение сроков оказания услуги в размере за каждый день просрочки вплоть до предъявления настоящих требований. Сумма неустойки рассчитана на основании ч. 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» следующим образом: количество дней просрочки со дня предполагаемого окончания выполнения услуги (начиная с 02.07.2020 по 22.06.2021 включительно - 356 дней) умножить на 922 рубля 29 копеек, т.е. на сумму, составляющую три процента от стоимости приобретенных авиабилетов (30743 разделить на 100 и умножить на 3). В связи с неисполнением перевозчиком обязанности по возврату денежных средств, затраченных на приобретение авиабилетов, истец очень переживает сложившуюся ситуацию, не может использовать данные средства на свои цели, связанные, помимо прочего, с содержанием несовершеннолетней дочери, в связи с чем ей причинены нравственные страдания, которые истец оценивает в размере 50000 рублей.
На основании изложенного истец просит суд взыскать с ЗАО «АЗЕРБАЙДЖАН ХАВА ЙОЛЛАРЫ» («АЗАЛ») стоимость оплаченных авиабилетов в размере 30743 рубля, неустойку в размере 328239 рублей 12 копеек, компенсацию причиненного морального вреда в размере 50000 рублей, а также штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В судебное заседание истец Глазунова Т.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила для участия в деле своего представителя.
Представитель истца Батягина Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ЗАО «АЗЕРБАЙДЖАН ХАВА ЙОЛЛАРЫ» («АЗАЛ») в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве исковые требования не признал, указав следующее. 26.01.2020 на имена ФИО3 и ФИО1 были оформлены 2 электронных авиабилета <данные изъяты> Рейс <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту <данные изъяты> и рейс <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту <данные изъяты> были отменены в связи с закрытием государственных границ и введением ограничений на международные полеты между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан. В ответ на претензию истца от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «АЗАЛ» известило ФИО3, что общество готово произвести возврат сумм за неиспользованные авиабилеты <данные изъяты> (16963 рубля), <данные изъяты> (14973 рубля) на общую сумму 31936 рублей, в соответствии с действующим законодательством РФ. Правительством Российской Федерации от 06.07.2020 было принято Постановление № 991, которое утвердило Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории российской федерации либо на ее части. В соответствии с пунктом 6 Положения денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения. Требование истца о взыскании неустойки в размере 328239 рубля за ненадлежащее исполнение обязательств по договору авиаперевозки, выразившееся в несвоевременном возврате сумм за неиспользованные авиабилеты, по мнению общества, является незаконным, необоснованным и не подлежит удовлетворению, равно как и требование о взыскании с ответчика причинённого морального вреда. Сам по себе факт отсрочки исполнения обязательства по независимым от ответчика обстоятельствам не может свидетельствовать о причинении истцу морального вреда, а других доказательств истец не приводит. Билеты, оформленные истцу, были приобретены (заключены договоры) 26.01.2020, а сама воздушная перевозка должна была состояться 01.07.2020 и 10.07.2020, т.е. в сроки, на которые распространяется действие указанных нормативных актов. Таким образом, общество не отказывалось и не отказывается от исполнения своих обязательств в будущем и готово исполнить их в точном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и правилами перевозчика, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 1).
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежит возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии со статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации принято Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 № 991, которым утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории российской федерации либо на ее части (далее – Положение).
Данным Положением установлены особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, истцом ДД.ММ.ГГГГ посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте <данные изъяты> в ЗАО «АЗЕРБАЙДЖАН ХАВА ЙОЛЛАРЫ» («АЗАЛ»), приобретены электронные билеты на свое имя и на имя малолетней дочери: № на имя ФИО3: перелет 1: <данные изъяты>№ на имя ФИО1: <данные изъяты> общей стоимостью 14413 рублей.
Согласно отзыву ответчика указанные рейсы были отменены в связи с закрытием государственных границ и введением ограничений на международные полеты между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан в целях ограничения распространения новой коронавирусной инфекции.
11.05.2021 истцом была направлена письменная претензия в адрес ответчика с требованием возврата денежных средств, затраченных на приобретение авиабилетов, в ответ на которую ответчик известил истца о готовности произвести возврат сумм за неиспользованные авиабилеты в соответствии с действующим российским законодательством. Сославшись на вышеуказанное Положение.
Не согласившись с позицией авиакомпании, истец обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Оценив доводы сторон и нормы действующего законодательства, суд полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении иска в силу следующего.
Согласно п. 1 вышеуказанного Положения, оно устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира (далее - договор), в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.
Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 01.02.2020 по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18.03.2020 - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 01.05.2020.
В силу п. 3 Положения в случаях, указанных в п. 1 Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке:
а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;
б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что при отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте «а» пункта 3 Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в Положении.
В соответствии с пунктом 5 Положения в случаях, указанных в подпункте «б» пункта 3 и пункте 4 Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.
Согласно пункту 6 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 этого Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 названного Положения.
Пунктом 10 Положения установлено общее правило о возврате денежных средств, указанных в пункте 6 Положения: по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
При этом абзацем вторым пункта 10 Положения пассажир, признанный инвалидом I или II группы, ребенок-инвалид, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, наделены правом подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете.
Таким образом, правом на возврат провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса либо до даты воздушной перевозки, указанной в билете, обладают только пассажиры, относящиеся к лицам, перечисленным в абзаце втором пункта 10 Положения.
Для остальных пассажиров предусмотрено общее правило возврата провозной платы за авиабилеты, предусмотренное пунктом 6 Положения: по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
Материалы дела не содержат сведений о том, что истец или ее дочь относятся к категории пассажиров, указанных в пункте 10 Положения, имеющих право на возврат провозной платы до истечения трех лет с даты отправления рейса; на наличие таких обстоятельств истец не ссылался.
Таким образом, для авиабилетов, приобретенных Глазуновой Т.А. 26.01.2020 (то есть до 01.05.2020), действуют правила возврата провозной платы, предусмотренные пунктом 6 Положения, и поскольку трехлетний срок с даты отправления рейсов, указанных в авиабилетах, не истек, заявленные ею исковые требования о возврате стоимости авиабилетов удовлетворены быть не могут.
Ссылки истца на то, что вышеуказанное Положение и статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации не подлежат применению к данным правоотношениям, основаны на ошибочном толковании норм права.
Согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Вышеуказанным Положением прямо предусмотрено распространение его норм на правоотношения, возникшие из договоров воздушной перевозки, заключенных до 01.05.2020.
Нарушения прав потребителей нормами данного Положения также не усматривается, поскольку им предусмотрен возврат уплаченной за воздушную перевозку провозной платы по истечении конкретного срока, при этом предусмотрены дополнительные возможности пассажира использовать полностью или в части сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.
Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации введена в действие Федеральным законом от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» с момента его официального опубликования и прямо предусматривает полномочия Правительства Российской Федерации по соответствующему правовому регулированию правил авиаперевозок пассажиров при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.
Соответствующие правовые позиции приведены в решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2020 по делу № АКПИ20-488, Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021 (вопрос 10).
Таким образом, учитывая, что в требовании о взыскании с ответчика стоимости авиабилетов истцу отказано, а требования о взыскании неустойки за просрочку удовлетворения требований потребителя, штрафа и компенсации морального вреда являются производными от него, соответствующие исковые требования Глазуновой Т.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Колесниковой Я.С., также подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Глазуновой Тамары Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Колесниковой Яны Сергеевны, к ЗАО «АЗЕРБАЙДЖАН ХАВА ЙОЛЛАРЫ («АЗАЛ») о защите прав потребителей: взыскании стоимости авиабилетов, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Шолохова Е.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 27.04.2022