Дело № 2-785/2023 08 августа 2023 года
УИД 29RS002301-2022-005238-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Свепарской Т.Ю.,
при секретаре Ануфриевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску прокурора ..., выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе, администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда – защитных сооружений гражданской обороны,
установил:
прокурор ... обратился в суд с иском к межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее – МТУ Росимущества по АО и НАО) о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда – защитных сооружений гражданской обороны <№>, расположенных по адресам: ....
В обоснование иска указано, что в результате проверки исполнения правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории ..., выявлены нарушения законодательства о собственности и гражданской обороне. Так, находящиеся на территории ... защитные сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) <№> (убежище, расположенное по адресу: ...), <№> (убежище, расположенное по адресу: ...), <№> (убежище, расположенное по адресу: ...) принадлежат на праве собственности МО «Северодвинск», а ЗС ГОО <№> (убежище, расположенное по адресу: ...) – Российской Федерации. Какие – либо соглашения (договоры), дающие право эксплуатировать указанные ЗС ГО, МТУ Росимущества по АО и НАО и администрацией Северодвинска с указанными лицами не заключалось. Согласно справкам ОДНиПР г.Северодвинска и Онежского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области от <Дата> и <Дата> в результате проведенных <Дата> и <Дата> проверок содержания и использования ЗС ГО <№> выявлены нарушения, при наличии которых помещения не готовы к приему укрываемых, не поддерживаются в постоянной готовности к использованию, не обеспечена постоянная готовность оборудования систем жизнедеятельности к переводу их к использованию по предназначению, защитные свойства ЗС ГО нарушены. Дальнейшее бездействие по неисполнению обязанностей по надлежащему содержанию указанных защитных сооружений гражданской обороны, исключает возможность укрытия в них граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем заявлен настоящий иск.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Северодвинск».
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании заявленные требования уточнил: просил по объектам №<№>, удовлетворить требования к администрации муниципального образования «Северодвинск», по объекту <№> – к МТУ Росимущества по АО и НАО.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Северодвинск» ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась. Просила предоставить разумный срок для устранения нарушений
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Архангельской области ФИО3 в судебном заседании требования истца поддержала. Вместе с тем, полагала, что в заявленный в иске срок исполнить обязанность ответчиками не возможно.
Представитель ответчика МТУ Росимущества по АО и НАО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил отзыв, в котором с заявленными к МТУ Росимущества по АО и НАО требованиями не согласился.
Заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокурором г.Северодвинска проведена проверка на предмет исполнения правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории г.Северодвинка.
Так, на территории ... расположено несколько защитных сооружений гражданской обороны, а именно: по адресу: ..., за <№>; по адресу: ..., за <№>; ..., за <№>; ..., за <№>.
Объекты ЗС ГО за №<№> находятся на праве собственности МО «Северодвинск», а за <№> – в собственности РФ.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 215 ГК РФ.
Согласно ст. 294 и 296 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями, учреждениями во владении, пользование и распоряжении в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗв собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу п. 29 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон №128-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно п. 1 ст. 4 данного закона организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
В силу ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ к полномочиям Правительства РФ в сфере гражданской обороны относится, в частности, определенны определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденной приказом №МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 №583 (далее – Правила эксплуатации защитных сооружений), статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО).
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 (далее- Порядок), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно – обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороны.
В соответствии с п. 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
В силу п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 №575 (далее – Порядок содержания и использования ЗС ГО), содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Согласно п. 3.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации сооружений гражданской обороны», при эксплуатации ЗС ГО в мирное время должны быть обеспечены сохранностью: защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно – герметичных и герметичных дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно – технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, при наличии проектного обоснования и согласования чрезвычайным ситуациям, допускается устройств о временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
В соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 №2284, ЗС ГО относится к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
В силу п. 3 постановления Верховного Суда РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность (далоее – Постановление №3020-1) объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга на основании предложений из Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложеных1-3 к настоящему постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого постановления данные объекты отнесены федеральной собственности.
В соответствии с п. 15 Постановления №3020–1 управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство РФ делегировало Росимуществу от имени РФ осуществлять в установленном порядке функции по управлению и распоряжению имуществом.
Согласно п. 5.2 раздела 2 «Положения о Федеральной агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №432, Федеральной агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества.
В силу с. 4 раздела 1 данного положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 01.11.2008 №374 «Об утверждении типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом», территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальный орган) осуществляет, в частности полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ; осуществляют от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
Подпунктом 4.2.14 данного приказа установлено, что Территориальный орган закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества.
Таким образом, обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначении, сохранностью расположенного на территории Архангельской области федерального имущества возложена на МТУ Росимущества по АО и НАО, сохранение существующих объектов гражданское обороны и поддерживание в состояние постойной готовности к использования в мирное время являются функциями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
В ходе проводимой проверки выявлены следующие нарушения:
- ЗС ГО № 205-30: отсутствует документация, а именно заверенная копия поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигнал оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим проема укрываемых, план ЗСГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживания ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и инженерного оборудования, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых их очага поражения, список телефонов, что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона №29-ФЗ, п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений.
Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в разные цвета (в белый – воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, в черный – трубы электропроводки, в зеленый – водопроводные трубы, в коричневый – трубы систем отопления, в серый - защитно – герметические двери. Допущено окрашивание резиновых деталей уплотнения, что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений.
Средства связи и оповещения ЗС ГО не содержатся в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (отсутствуют), что является нарушением п. 5 Правил содержания и использования ЗС ГО.
Не используемые в хозяйственных целях вспомогательные помещения, а также санузлы в ЗС ГО не закрыты и не опечатаны, что является нарушением п. 9 Порядка содержания и использования ЗС ГО, п. 3.2.24 Правил эксплуатации защитных сооружений.
Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО (систем вентиляции) содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению, что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений.
Защитно-герметические и герметические ворота и двери не находятся в открытом положении на подставках и не прикрываются съёмными легкими экранами или щитами, что является нарушением п. 3.2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений.
В ЗС ГО не проведена окраска и ремонт помещений, что является нарушением п. 9 Порядка содержания и использования ЗС ГО.
Не проводится обозначение ЗС ГО, что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона №28ФЗ, п. 6.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений.
В ЗС ГО отсутствуют указатели маршрутов движения в них, что является нарушением п. 6.2.3. Правил эксплуатации защитных сооружений.
- ЗС ГО №206-30: элементы инженерных систем внутри ЗС ГО частично окрашены в разные цвета (в белый – воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, в черный – трубы электропроводки, в зеленый– водопроводные трубы, в коричневый – трубы систем отопления, в серый – защитно – герметические двери), что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений.
Средства связи и оповещения ЗС ГО не содержатся в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (отсутствуют), что является нарушением п. 5 Правил содержания и использования ЗС ГО.
Не используемые в хозяйственных целях вспомогательные помещения, а также санузлы в ЗС ГО не закрыты и не опечатаны, что является нарушением п. 9 Порядка содержания и использования ЗС ГО, п. 3.2.24 Правил эксплуатации защитных сооружений.
Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО (систем вентиляции) содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению, что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений.
Пути движения, а именно вход в ЗС ГО заблокирован отопительной трубой, что является нарушением п. 3.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений.
Защитно-герметические и герметические ворота и двери не находятся в открытом положении на подставках и не прикрываются съёмными легкими экранами или щитами, что является нарушением п. 3.2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений.
В ЗС ГО не проведена окраска и ремонт помещений, что является нарушением п. 9 Порядка содержания и использования ЗС ГО.
Помещения ЗС ГО не укомплектованы первичными средствами пожаро – тушения, что является нарушением п. 3.5.1. и 3.5.2. Правил эксплуатации защитных сооружений.
В ЗС ГО отсутствует документация, а именно заверенная копия поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по использованию средств индивидуальной защиты, инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и инженерного оборудования, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов, что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 3.6. Правил эксплуатации защитных сооружений.
В ЗС ГО отсутствуют указатели маршрутов движения в них, что является нарушением п. 6.2.3. Правил эксплуатации защитных сооружений.
- ЗС ГО <№>: не проведено обозначение ЗС ГО, что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 6.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений. Кроме того, не соответствует номер ЗС ГО. В ЗС ГО отсутствуют указатели маршрутов движения в них, что является нарушением п. 6.2.3. Правил эксплуатации защитных сооружений.
В ЗС ГО затруднен доступ в техническое помещение и к инженерно-техническому оборудованию для его осмотра, обслуживания и ремонта, что является нарушением п. 14 порядка содержания и использования ЗС ГО, п. 3.2.24 Правил эксплуатации защитных сооружений.
В ЗС ГО загромождены пути движения, что является нарушением п. 3.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений.
В ЗС ГО отсутствуют аварийные безнапорные емкости для питьевой воды, что является нарушением п. 3.2.21 Правил эксплуатации защитных сооружений.
Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО частично окрашены в разные цвета (в белый – воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, в черный – трубы электропроводки, в зеленый– водопроводные трубы, в коричневый – трубы систем отопления, в серый – защитно – герметические двери), что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений.
В ЗС ГО отсутствует документация, а именно заверенная копия поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по использованию средств индивидуальной защиты, инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и инженерного оборудования, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов, что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 3.6. Правил эксплуатации защитных сооружений.
Средства связи и оповещения ЗС ГО не содержатся в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (отсутствуют), что является нарушением п. 5 Правил содержания и использования ЗС ГО.
Не используемые в хозяйственных целях вспомогательные помещения, а также санузлы в ЗС ГО не закрыты и не опечатаны, что является нарушением п. 9 Порядка содержания и использования ЗС ГО, п. 3.2.24 Правил эксплуатации защитных сооружений.
Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО (систем вентиляции) содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению, что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений.
Защитно-герметические и герметические ворота и двери не находятся в открытом положении на подставках и не прикрываются съёмными легкими экранами или щитами, что является нарушением п. 3.2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений.
В ЗС ГО не проведена окраска и ремонт помещений, что является нарушением п. 9 Порядка содержания и использования ЗС ГО.
Помещения ЗС ГО не укомплектованы первичными средствами пожаротушения, что является нарушением п. 3.5.1. и 3.5.2. Правил эксплуатации защитных сооружений.
- ЗС ГО <№>: не произведено обозначение ЗС ГО, что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ и п.6.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений.
В ЗС ГО отсутствуют указатели маршрутов движения в них, что является нарушением п. 6.2.3. Правил эксплуатации защитных сооружений.
Отсутствуют аварийные безнапорные емкости для питьевой воды, что является нарушением п. 3.2.21 Правил эксплуатации защитных сооружений.
Отсутствуют на защитно – герметических дверях убежища порядковые номера, которые наносятся белой краской с наружной и внутренней стороны: «дверь <№>», «ставень <№>», что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 6.2.2. Правил эксплуатации защитных сооружений.
Средства связи и оповещения ЗС ГО отсутствуют, что является нарушением п. 5 Порядка содержания и использования ЗС ГО.
Не используемые в хозяйственных целях вспомогательные помещения, а также санузлы в ЗС ГО не закрыты и не опечатаны, что является нарушением п. 9 Порядка содержания и использования ЗС ГО, п. <Дата> Правил эксплуатации защитных сооружений.
Защитно-герметические и герметические ворота и двери не находятся в открытом положении на подставках и не прикрываются съёмными легкими экранами или щитами, что является нарушением п. 3.2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений.
В ЗС ГО не проведена окраска и ремонт помещений, что является нарушением п. 9 Порядка содержания и использования ЗС ГО.
Помещения ЗС ГО не укомплектованы первичными средствами пожаротушения, что является нарушением п. 3.5.1. и 3.5.2. Правил эксплуатации защитных сооружений.
В ЗС ГО затруднен доступ в техническое помещение и к инженерно-техническому оборудованию для его осмотра, обслуживания и ремонта, что является нарушением п. 14 порядка содержания и использования ЗС ГО, п. <Дата> Правил эксплуатации защитных сооружений.
В ЗС ГО загромождены пути движения, что является нарушением п. 3.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений.
В ЗС ГО отсутствует документация, а именно заверенная копия поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по использованию средств индивидуальной защиты, инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и инженерного оборудования, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов, что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 3.6. Правил эксплуатации защитных сооружений.
Таким образом, указанные объекты ЗС ГО не готовы к приему укрываемых, не поддерживаются в постоянной готовности к использованию, не обеспечена постоянная готовность оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению защитные свойство ЗС ГО нарушены.
Дальнейшее бездействие ответственных лиц исключает возможность укрытия в них граждан в военное время или в условиях чрезвычайных ситуации, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Доводы представителя ответчика МТУ Росимущества по АО и НАО, указанные в отзыве, о том, что объект <№> в настоящее время пользователя не имеет, в связи с чем оснований возлагать обязанность по устранению нарушений на МТУ Росимущества по АО и НАО не имеется, суд признает несостоятельными, поскольку каких-либо доказательств снятия с учета в качестве ЗС ГО данного объекта в материалы дела не представлено.
Согласно частям 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая характер предполагаемых работ и их объем, предполагаемые расходы, суд полагает установить разумный и достаточной срок для проведения работ до <Дата>. Предложенный прокурором месячный срок для устранения такого объема работ суд признает явно недостаточным.
Руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора города Северодвинска, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе, администрации Северодвинска о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда – защитных сооружений гражданской обороны удовлетворить.
Обязать администрацию Северодвинска в срок до <Дата> принять меры по устранению нарушений норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, находящихся в муниципальной собственности – защитных сооружений гражданской обороны <№>, расположенных по адресам: ..., соответственно, а именно:
В ЗС ГО <№>
- обеспечить наличие документации, а именно заверенной копии поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигнала оповещения гражданской обороны, плана перевода ЗС ГО на режим проема укрываемых, плана ЗСГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживания ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационной схемы водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационной схемы электроснабжения ЗС ГО, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и инженерного оборудования, правил поведения укрываемых в ЗС ГО, журнала учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнала регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схемы эвакуации укрываемых их очага поражения, списка телефонов (в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона №29-ФЗ, п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений);
- обеспечить средства связи и оповещения (в соответствии с п. 5 Правил содержания и использования ЗС ГО);
- закрыть и опечатать не используемые в хозяйственных целях вспомогательные помещения, а также санузлы (в соответствии с п. 9 Порядка содержания и использования ЗС ГО, п. 3.2.24 Правил эксплуатации защитных сооружений);
- привести инженерно-техническое оборудование ЗС ГО (систем вентиляции) в исправное состояние и обеспечить его готовность к использованию по назначению (в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений);
- обеспечить ЗС ГО защитно – герметическими и герметическими воротами и дверьми (в соответствии с п 3.2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений);
- обеспечить наличие указателей маршрутов движения в ЗС ГО (в соответствии с п. 6.2.3. Правил эксплуатации защитных сооружений);
- обеспечить окраску элементов инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в разные цвета (в белый – воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, в черный – трубы электропроводки, в зеленый – водопроводные трубы, в коричневый – трубы систем отопления, в серый - защитно – герметические двери (в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений).
В ЗС ГО <№>, 248-30:
- провести краску и ремонт помещений ЗС ГО (в соответствии п. 9 Порядка содержания и использования ЗС ГО);
- обеспечить обозначение ЗС ГО ( в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ и п. 6.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений).
В ЗС ГО <№>, 248-30:
- укомплектовать помещения ЗС ГО первичными средствами пожаротушения (в соответствии с п. 3.5.1. и 3.5.2 Правил эксплуатации защитных сооружений);
- освободить пути движения (убрать загромождение путей) в ЗС ГО (в соответствии п. 3.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений).
В ЗС ГО <№>:
- обеспечить беспрепятственный доступ в технические помещения и к инженерно – техническому оборудованию для его осмотра, обслуживания и ремонта (в соответствии с п. 14 Порядка содержания и использования ЗС ГО, п. 3.2.24 Правил эксплуатации защитных сооружений);
- оснастить ЗС ГО аварийными безнапорными емкостями для питьевой воды (в соответствии с п. 3.2.21 Правил эксплуатации защитных сооружений).
Обязать межрайонное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе в срок до <Дата> принять меры по устранению нарушений норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности – защитного сооружения гражданской обороны <№>, расположенного по адресу: ..., а именно:
- обеспечить наличие в нем документация, а именно заверенной копии поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по использованию средств индивидуальной защиты, инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и инженерного оборудования, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов (в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 3.6. Правил эксплуатации защитных сооружений);
- обеспечить в нем средства связи и оповещения ЗС ГО (в соответствии с п. 5 Порядка содержания и использования ЗС ГО);
- закрыть и опечатать не используемые в хозяйственных целях вспомогательные помещения (в соответствии с п. 9 Порядка содержания и использования ЗС ГО, п. 3.2.24 Правил эксплуатации защитных сооружений);
- привести инженерно – техническое оборудование в ЗС ГО (систему вентиляции) в исправное состояние и обеспечить его готовность к использованию по назначению (в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений);
- обеспечить ЗС ГО защитно-герметическими и герметическими воротами и дверями (в соответствии с п. 3.2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений);
- обеспечить наличие указателей по маршрутам движения в ЗС ГО (в соответствии с п. 6.2.3. Правил эксплуатации защитных сооружений);
- обеспечить окраску элементов инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в разные цвета (в белый – воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, в черный – трубы электропроводки, в зеленый – водопроводные трубы, в коричневый – трубы систем отопления, в серый - защитно – герметические двери (в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений).
- провести окраску и ремонт помещений ЗС ГО (в соответствии с п. 9 Порядка содержания и использования ЗС ГО);
- обеспечить обозначение ЗС ГО (в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 6.2.1. Правил эксплуатации сооружений);
- укомплектовать ЗС ГО первичными средствами пожаротушения (в соответствии с п. 3.5.1. и 3.5.2. Правил эксплуатации защитных сооружений);
- освободить пути движения (убрать загромождение путей) в ЗС ГО (в соответствии п. 3.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений);
- обеспечить беспрепятственный доступ в технические помещения и к инженерно-техническому оборудованию для его осмотра, обслуживания и ремонта (в соответствии с п. 14 порядка содержания и использования ЗС ГО, п. 3.2.24 Правил эксплуатации защитных сооружений);
- освободить ЗС ГО аварийными безнапорными емкостями для питьевой воды (в соответствии с п. 3.2.21 Правил эксплуатации защитных сооружений);
- обеспечить ЗС ГО наличие на защитно – герметических дверях убежища порядковые номера с наружной и внутренней стороны (в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ, п. 6.2.2. Правил эксплуатации защитных сооружений).
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Т.Ю. Свепарская
Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2023 года.