ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7866/20 от 31.03.2021 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-966/2021

УИД 75RS0001-02-2020-010312-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2021 года

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Иванец С.В.,

при секретаре судебного заседания Шекуновой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Батурина И.А. к Министерству физической культуры и спорта Забайкальского края о признании незаконным решения конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, компенсации морального вреда,

установил:

Батурин И.А. обратился в суд, просит признать незаконным решение конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственной гражданской службы начальника отдела организационной, кадровой и юридической работы Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края; взыскать с Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края компенсацию морального вреда 300 000 рублей.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ им в электронном виде с использованием государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://gossluzhba.gov.ru/ был направлен пакет документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы начальника отдела организационной, кадровой и юридической работы Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края.

До настоящего времени информации об отказе в участии в конкурсе, либо о назначении даты и места проведения конкурса ему не поступала. Вместе с тем, на сайте Министерства ДД.ММ.ГГГГ была размещена информация о результатах указанного конкурса, он признан состоявшимся и на должность начальника отдела организационной, кадровой и юридической службы назначена Ижак Н.В..

На письменное обращение к ответчику с вопросом о разъяснении сложившейся ситуации ДД.ММ.ГГГГ им получен ответ о том, что документы, представленные на сайт http://gossluzhba.gov.ru, не были рассмотрены поскольку у Министерства по техническим причинам нет доступа к указанному выше сайту.

Полагает, что действиями ответчика нарушено его конституционное право на равный доступ к государственной службе.

Информирование кандидатов, представивших документы с использованием единой системы, о причинах отказа в участии в конкурсе, направление им сообщений о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса и результатах конкурса осуществляется с использованием единой системы в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица государственного органа.

Представленные истцом документы ответчиком рассмотрены не были, вследствие чего он не смог участвовать в конкурсе. Считает, что ему причинены нравственные и физические страдания, которые он оценивает в 300 000 рублей.

Истец Батурин И.А. ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленных письменных пояснениях настаивал на удовлетворении требований.

Представитель ответчика Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края - Абузарова Т.Н. представила возражения в письменном виде, просила отказать в удовлетворении требований.

Исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности с действующим законодательством, суд не находит оснований для удовлетворения требований.

Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством физической культуры и спорта Забайкальского края был объявлен конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Забайкальского края, в том числе начальника отдела организационной, кадровой и юридической работы Министерством физической культуры и спорта Забайкальского края.

Информационное сообщение об объявленном конкурсе было размещено на официальном сайте Министерства https://minsport.75.ru и на официальном сайте федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» http://gossluzhba.gov.ru.

ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО1 в электронном виде с использованием государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> был направлен пакет документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы начальника отдела организационной, кадровой и юридической работы Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края.

Вместе с тем, представленный пакет документов рассмотрен не был, поскольку лицо, ответственное за работу с единой системой в части приема документов, было уволено из Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края в связи со смертью.

Во время приема документов у Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края отсутствовала техническая возможность авторизованного доступа к ФГИС, поскольку истек срок действия сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи.

Обращаясь в суд с требованием признать незаконным решение конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственной гражданской службы начальника отдела организационной, кадровой и юридической работы Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края истец указывает на нарушение его трудовых прав.

Суд не усматривает каких-либо дискриминационных действий в отношении истца, совершенных Министерством физической культуры и спорта Забайкальского края.

Статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации гарантирует каждому равные возможности для реализации своих трудовых прав. Указанной статьей запрещена дискриминация в сфере труда, то есть ограничение трудовых прав и свобод или предоставление каких-либо преимуществ в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, в частности, в зависимости от пола.

В соответствии статьёй 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. По требованию лица, которому отказано в заключение трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

В соответствии с пунктами 2,3 Правил предоставления документов в электронном виде кандидатом для участия в конкурсах на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв федерального государственного органа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 227 документы для участия в конкурсе представляются с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации». В период приема документов для участия в конкурсе на официальном сайте единой системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://gossluzhba.gov.ru обеспечивается возможность их представления в электронном виде.

Просмотр документов осуществляется уполномоченным лицом государственного органа, ответственным за работу с единой системой в части приема документов, в срок, не превышающий 2 рабочих дней со дня поступления документов в единую систему.

Из материалов дела установлено, что приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении лиц, ответственных за осуществление обмена информацией в закрытой части информационной системе «Единой информационной системе управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации»», ответственным за работу с ФГИС назначен начальник отдела организационной, кадровой и юридической работы Министерства - Мкртычян А.Э., который был уволен с государственной гражданской службы в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, в связи со смертью (гибелью) государственного гражданского служащего.

Информационное сообщение о конкурсе в ФГИС было размещено с аккаунта Мкртычяна А.Э.. однако во время приема документов у ответчика отсутствовала техническая возможность авторизованного доступа к ФГИС, поскольку истек срок действия сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи Мкртычян А.Э.. В связи с чем документы, предоставляемые посредством ФГИС, не были рассмотрены Министерством.

Вместе с тем, по мнению суда, по истечению двух дней с момента подачи документов и отсутствия сведений о рассмотрении поданных документов, истец имел возможность для участия в конкурсе направить их иным способом.

Оснований для признания незаконным решения конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственной гражданской службы начальника отдела организационной, кадровой и юридической работы Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края суд не усматривает.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются, в том числе неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков возможна лишь при наличии следующих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между неправомерным поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение.

Соответственно на лице, заявляющем требование о возмещении вреда, лежит обязанность доказать наличие вреда и его размер, противоправность поведения лица, причинившего вред, причинную связь между наступившими убытками и действиями (бездействием) причинителя вреда, а также его вину, за исключением случаев, когда ответственность наступает без вины.

На основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статей 12 и 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для взыскания суммы вреда истец должен доказать противоправность поведения ответчика: незаконность действий (бездействия) ответчика, наличие и размер причиненного вреда, вину ответчика, а также наличие прямой причинной связи между противоправностью поведения ответчика и причиненным ему вредом.

При этом ответственность ответчика наступает при доказанности истцом всех перечисленных обстоятельств.

Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Оснований для компенсации морального вреда Министерством физической культуры и спорта Забайкальского края суд истцу суд не усматривает. Истец не указывает, какие нравственные и физические страдания на сумму 300 000 рублей он перенес.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении иска Батурина И.А. к Министерству физической культуры и спорта Забайкальского края о признании незаконным решения конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его мотивированного текста в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.В. Иванец