ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-786/15 от 10.09.2015 Климовского районного суда (Брянская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

____/____/_____ пгт.Климово

Климовский районный суд ...................... в составе председательствующего судьи: Данченко Н.В.

При секретаре судебного заседания Комковой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения администрации Климовского ...................... и понуждению к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением, о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов Администрации Климовского ...................... от ____/____/_____ которым ей отказано во внесении в реестр ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет по ...................... для получения социальной выплаты на приобретение жилья, которое было ей направлено ____/____/_____.

В обоснование своих доводов ФИО1 ссылается, что в соответствии со ст. 15 ч.1 п.З и ст.23.2. Федерального закона РФ «О ветеранах» право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют вдовы, участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом вдовы участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, и обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии с Указом Президента РФ № _______ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» она обратилась в органы исполнительной власти с заявлением о выделении ей субсидий на приобретение жилья. Постановлением Истопской сельской администрации Климовского ......................№ _______ от ____/____/_____ она признана нуждающейся в жилом помещении как вдова инвалида BOB относящаяся к категории граждан определенной Федеральным законом «О ветеранах».

Факт отсутствия жилья на территории района подтверждается справкой ГУЛ «Брянскоблтехинвентаризация», справками администрации, другими материалами.

Считает, что доводы органа исполнительной власти о том, что она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий не обоснованны, так как постановление Администрации муниципального образования «Истопская сельская администрация» не отменено и в установленном порядке не признано незаконным.

В сопроводительном письме - уведомлении об отказе во включении в список, указано, что ей оказано во включении в Реестр ветерана инвалидов и семей имеющих детей инвалидов нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного Кодекса РФ. Статья 54 Жилищного Кодекса РФ предусматривает основания отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного Кодекса РФ на который ссылается комиссия одним из оснований отказа в принятии на учет является предоставление документов, не подтверждающих право граждан стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако, она обращалась в районную комиссию с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Такое решение уже принято в соответствии с Жилищным Кодексом Истопской сельской администрацией в соответствии с Жилищным Кодексом РФ и повторного принятия решения районной комиссией не требуется.

В соответствии с п.З статьи 52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства заявителя.

Такое решение органом местного самоуправления по ее месту жительства уже принято, и она признана нуждающейся в жилом помещении на основании Постановления Истопской сельской администрации № _______ от ____/____/_____ года.

В соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции «Предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих де инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», принятым Постановлением Администрации ...................... от ____/____/_____ № _______ указаны органы, участвующие в исполнении данной государственной функции. Согласно п. 1.5 указанного регламента к числу таковых относится Департамент по строительству администрации ...................... и органы местного самоуправления, осуществляющие функции по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Районная комиссия к числу таких органов не относится.

Таким образом, районная комиссия превысила свои полномочия и приняла решение, на принятие которого она не наделена полномочиями.

Отказ комиссии исполнительного органа власти нарушает ее права по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании представитель заявителя, действующий на основании доверенности от ____/____/_____ ФИО2 уточнил требования, просил суд признать решение Администрации Климовского ...................... в лице комиссии по рассмотрению вопросов по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей инвалидов об отказе во включении ФИО1 в реестр ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет по ...................... для получения социальной выплаты на приобретение жилья, незаконным.

Обязать Администрацию Климовского ...................... в лице комиссии по рассмотрению вопросов по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей инвалидов устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод ФИО1, обязав направить копию учетного дела ФИО1 в департамент строительства и ...................... для рассмотрения вопроса по существу, и информацию в Департамент семьи, социальной и демографической политики ...................... для внесения в реестр ветеранов ФИО1

ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ФИО1- ФИО2, заявленные требования поддержал, указав, что постановлением от ____/____/_____ Истопской сельской администрации ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении и принята на жилищный учет. Документы на включение ФИО1 в реестр ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших для получения социальной выплаты на приобретение жилья, направлены Истопской сельской администрацией в Департамент жилья и архитектуры ...................... через ......................ную администрацию.

В то же время рассмотрение районной комиссией администрации Климовского ......................____/____/_____ документов представленных Истопской сельской администрацией на имя ФИО1, и последующий отказ комиссии во внесении ФИО1 в реестр ветеранов и ненаправление документов в Департамент строительства и архитектуры администрации ...................... не основано на законе или ином нормативно-правовом акте, поскольку таких полномочий указанный орган не имеет.

Также указанная комиссия не обладает полномочиями давать оценку законности решениям, принятым Истопской сельской администрацией по постановке того или иного гражданина на жилищный учет.

Кроме того, Администрация Климовского ...................... не вправе препятствовать в направлении учетного дела ФИО1 в Департамент строительства и архитектуры .......................

......................ной комиссией решение от ____/____/_____ нарушает права ФИО1, поскольку создаются препятствия в обеспечении вдовы ветерана Великой отечественной Войны жильем.

То обстоятельство, что документы были направлены Истопской сельской администрацией в Департамент строительства и архитектуры ...................... через ......................ную администрацию, по мнению заявителя, не нарушает установленных правил, поскольку именно такая практика сложилась в районе, в связи с чем, его доверительницей указанные действия не оспариваются.

Считает, что обязанность по направлению учетного дела ФИО1 в Департамент строительства и архитектуры ...................... лежит именно на Климовской ......................ной администрации.

По инициативе суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены : муниципальное образование « Истопское сельское поселение», и Департамент строительства и архитектуры .......................

Представитель Администрации Климовского ...................... -старший инспектор отдела организационно-контрольной работы и связи с поселением администрации Климовского ......................ФИО3 заявленные требования не признала и пояснила, что в администрации Климовского ...................... отсутствует положение о комиссии по рассмотрению вопросов по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов, в связи с чем порядок образования комиссии, принципы ее деятельности, права и обязанности, не регламентированы.

По устной рекомендации Департамента строительства и архитектуры ...................... в Климовском ...................... сложился следующий порядок рассмотрения вопросов, касающихся признания Ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Органы местного самоуправления сельских поселений Климовского ...................... рассматривают в установленном порядке заявления лиц, желающих стать на жилищный учет. При принятии решения о постановке на учет документы направляются в отдел архитектуры Климовского ......................, где они изучаются.

Комиссия по рассмотрению вопросов по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов Климовского ...................... рассматривает поступившие документы и принимает решение о дальнейшем направлении или не направлении в Департамент строительства и архитектуры .......................

____/____/_____ комиссией по рассмотрению вопросов по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов, по результатам рассмотрения документов ФИО1, представленных Истопской сельской администрацией, принято решение об отказе во внесение в реестр ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Правом на включение или не включение в реестр нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов Комиссия не имеет, также в обязанности комиссии не входит направление документов в Департамент строительства и архитектуры администрации Брянской.

В то же время практика проверки законности решений принятых органами местного самоуправления сельских поселений связана с необходимостью проверки документов, перед их направлением в Департамент строительства и архитектуры администрации ......................, а само направление документов в Департамент вызвано требованиями его сотрудников, для оптимизации работы.

В случае, если сотрудники Истопской сельской администрации захотят получить документы ФИО1, они могут это сделать в любое время.

Представитель заинтересованного лица- глава Истопской сельской администрации Климовского ......................ФИО4 пояснила, что по адресу: ......................, на основании договора найма жилого помещения со своей дочерью _____ФИО_____13, проживает вдова участника Великой Отечественной войны ФИО1, которая постановлением Истопской сельской администрации от ____/____/_____ на основании п. 2 ст. 51 ЖК РФ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на жилищный учет.

Из представленных ФИО1 документов следовало, что домовладение в котором она проживает по договору найма в настоящее время, ранее принадлежало ей. ____/____/_____, указанное домовладение ФИО1 подарила своей дочери _____ФИО_____14, но поскольку заявитель ФИО1 преклонного возраста, и учитывая, что занимаемый ею дом находится в неудовлетворительном состоянии, комиссией принято решение о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

После принятия комиссией решения, документы ФИО1 в двух копиях были направлены в ......................ную администрацию. Из них один экземпляр для направления в Департамент строительства и архитектуры администрации ......................, второй для рассмотрения комиссией по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов Климовского .......................

Из администрации Климовского ...................... ей устно сообщили, что на жилищный учет ФИО1 поставили безосновательно и порекомендовали снять ее с учета. Кроме того, решением комиссии по рассмотрению вопросов по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов Климовского ...................... от ____/____/_____ года, было отказано в направлении документов ФИО1 в Департамент строительства и архитектуры .......................

При наличии такого решения Истопская сельская администрация не может направить документы в Департамент строительства и архитектуры администрации .......................

Они связались с родственниками ФИО1, сообщили о принятом администрацией Климовского ...................... решении и предложили стать на учет в связи с проживанием в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

До настоящего времени ни ФИО1 ни ее родственники в Истопскую сельскую администрацию не обращались.

Представитель заинтересованного лица-Департамета строительства и архитектуры ...................... в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Как следует из материалов дела, ФИО1 является вдовой участника Великой Отечественной войны _____ФИО_____6, умершего ____/____/_____ года.

Постановлением Истопской сельской администрации Климовского ......................№ _______ от ____/____/_____ ФИО1 на основании п.2 ст. 51 ЖК РФ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на жилищный учет.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов Климовского муниципального района от ____/____/_____ года, ФИО1 отказано во внесении в реестр ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет по ...................... для получения социальной выплаты на приобретения жилья.

Указом Президента Российской Федерации от ____/____/_____ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ____/____/_____ N 25-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 21 Федерального закона от ____/____/_____ N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ____/____/_____, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ____/____/_____, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно пп.2 п.2 ст. 21 указанного выше Федерального закона независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Как разъяснено в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ____/____/_____ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дел данной категории юридическое значение имеют факты: наличия у соответствующего органа полномочий на принятие решения или совершение действия; соблюдения порядка принятия решений, совершения действий; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

При этом в пункте 28 названного Постановления указано, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов Климовского муниципального района от ____/____/_____ года, по результатам рассмотрения документов ФИО1 направленных Истопской сельской администрацией Климовского ...................... в Департамент строительства и архитектуры администрации ......................, отказано во внесении в реестр ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет по ...................... для получения социальной выплаты на приобретения жилья.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Из материалов дела следует, что в месте жительства ФИО1 в ...................... Климовского ...................... осуществляет свою деятельность орган местного самоуправления - Истопское сельское поселение. Также на территории Климовского ...................... осуществляет свою деятельность муниципальное образование -.......................

Каждое из муниципальных образований действует на основании Устава.

Полномочия Истопской сельской администрации определены ст. 39 Устава муниципального образования «Истопское сельское поселение» в числе которых указано, что сельская администрация обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами и законами .......................

В соответствии с ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Из пояснений представителя заинтересованного лица- главы Истопской сельской администрации ФИО4 следует, что заявитель ФИО1 длительное время проживает в ...................... Климовского .......................

ФИО1 в установленном порядке обратилась в Истопскую сельскую администрацию Климовского ...................... с заявлением о выделении субсидии для улучшения жилищных условий как вдова ветерана Великой Отечественной войны.

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановлена на жилищный учет.

Несмотря на то, что при принятии решения о постановке на жилищный учет ФИО1 не были учтены правила ст. 53 ЖК РФ, суд не считает возможным давать оценку законности решения Истопской сельской администрации о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку указанное решение не является предметом обжалования по настоящему делу, и не оспорено никем из заинтересованных лиц.

Согласно ч.3 ст.9 Устава муниципального образования «......................» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Климовского ......................, вправе заключать соглашение с органами местного самоуправления Климовского ...................... о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансферов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет Климовского ...................... в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Материалами дела установлено, и не оспаривается сторонами, что полномочия по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях проживающих на территории ...................... Климовского ...................... от органа местного самоуправления Истопской сельской администрации органу местного самоуправления администрации Климовского ...................... не передавались.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что решение комиссии администрации Климовского ...................... от ____/____/_____ года, в части отказа ФИО1 во включении в реестр ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет по ...................... для получения социальной выплаты на приобретение жилья, является незаконным, поскольку принято органом, не имеющим права на его принятие.

Принятое решение нарушает права ФИО1, поскольку создает неопределенность в наличии или отсутствии у нее права состоять в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, что в свою очередь находится во взаимной связи с последующей реализацией права на социальную поддержку со стороны государства.

Обсуждая требование заявителя о необходимости обязать администрацию Климовского ...................... направить учетное дело ФИО1 в Департамент строительства и архитектуры администрации ......................, суд считает, что оно не основано на законе, и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Постановлением Администрации ...................... от ____/____/_____ № _______ утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции «предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов нуждающихся в улучшении жилищных условий. (Далее Административный регламент)

В силу п.1.5 Административного регламента при исполнении государственной функции "Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" в целях получения документов, необходимых для принятия решения о предоставлении гражданам субсидий для улучшения жилищных условий, информации для проверки сведений, представляемых заявителем, а также представления иных необходимых сведений осуществляется взаимодействие между:

департаментом строительства и архитектуры ......................, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых для финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан;

органами местного самоуправления, осуществляющими функции по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлению списков граждан для формирования сводного реестра и списков граждан - получателей субсидий и др.

Согласно п. 2.1.2.9. Административного регламента, специалист, ответственный за ведение учета граждан, представляет в департамент строительства и архитектуры ...................... 1 апреля:

список граждан на получение субсидии и заверенные подписью ответственного лица и печатью органа местного самоуправления копии их заявлений и документов в соответствии с пунктом 2.1.2.3

Анализ приведенных норм Административного регламента свидетельствует о том, что функции по принятию и последующему направлению в Департамент строительства и архитектуры администрации ...................... возложены на орган местного самоуправления, которым применительно к рассматриваемому делу должно выступать Истопское сельское поселение Климовского ......................, поскольку именно на него Законом возложена обязанность по осуществлению жилищного учета.

В этой связи требование обязать ......................ную администрацию осуществить направление документов ФИО1 в Департамент строительства и архитектуры администрации ...................... противоречии требованиям Административного регламента.

Таким образом, решение комиссии администрации Климовского ...................... по рассмотрению вопросов по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от ____/____/_____ в части отказа ФИО1 во внесение ее в реестр ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет по ...................... для получения социальной выплаты на приобретение жилья, суд считает незаконным.

Требование об обязании Климовской районной администрации направить документы ФИО1 в Департамент строительства и архитектуры администрации Брянской области и информацию в департамент семьи социальной и демографической политики Брянской области удовлетворению не подлежат.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования частично.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования ФИО1 удовлетворить частично.

Решение комиссии администрации Климовского района Брянской области по рассмотрению вопросов по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от ____/____/_____ в части отказа ФИО1 во внесение ее в реестр ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет по Брянской области для получения социальной выплаты на приобретение жилья, признать незаконным.

Требование ФИО1 об обязании Климовской районной администрации Брянской области направить ее документы в Департамент строительства и архитектуры администрации Брянской области и информацию в департамент семьи социальной и демографической политики Брянской области для внесении ее в реестр, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 14.09.2015 года.

Судья: Данченко Н.В.