ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-786/2014 от 30.06.2014 Кореновского районного суда (Краснодарский край)

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 «30» июня 2014г. гор. Кореновск

 Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

 председательствующего судьи Ягудиной В.И.,

 с участием помощника прокурора Уваровой А.В.,

 при секретаре Синютиной О.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ № <...> МО Кореновский район района об обязании обеспечения лицензируемой специализированной охраны,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Кореновского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ № <...> в котором просит обязать администрацию школы устранить нарушения закона путем обеспечения в образовательном учреждении лицензируемой специализированной охраны, ссылаясь на то, что прокуратурой Кореновского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья детей в деятельности образовательных организаций Кореновского района. В ходе проверки, в части антитеррористической укрепленности образовательных учреждений, выявлено, что МОБУ СОШ № 3 МО Кореновский район не заключен договор с частными охранными предприятиями, имеющими лицензию на осуществление охранных услуг,. Охрана образовательного учреждения и обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов в нем осуществляется лицами, не имеющими статуса частного охранника и не являющихся работниками частных охранных организаций.

 В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. В соответствии с п. 2 ч. 6 ст.28 ФЗ № 273 образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

 Геополитическое положение Краснодарского края, близость к границам субъектов Южного федерального округа, мест проведения контртеррористических операций, обуславливает наличие постоянной угрозы проникновения на территорию края незаконных вооруженных формирований и совершения преступлений террористического характера.

 Невыполнение МОБУ СОШ № <...> МО Кореновский район требований закона влечет невозможность обеспечения безопасности граждан и может привести к причинению вреда их жизни и здоровью. Выявленные нарушения законодательства могут так же привести к чрезвычайным ситуациям и ставят под угрозу безопасное пребывание детей в общеобразовательном учреждении.

 Непринятие мер со стороны руководства общеобразовательного учреждения, призванного осуществлять физическую защиту объектов образовательного учреждения, противоречит правовым, экономическим и организационным основам государственной политики, а так же влечет за собой нарушение прав на безопасность и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в указанном учреждении, персонала, родителей, посещающих образовательное учреждение.

 В судебном заседании помощник прокурора Уварова А.В. поддержала требования прокурора Кореновского района и просила их удовлетворить доводам, изложенным в заявлении.

 Представитель ответчика МОБУ СОШ № <...> МО Кореновский район в судебное заседание не явился. В письменном отзыве представитель ответчика иск не признал, указав на то, что с целью охраны жизни и здоровья учащихся, персонала, родителей посещающих МОБУ СОШ № <...> в школе введен пропускной режим (каждый школьник имеет личное удостоверение школьника), а все посетители допускаются в школу с предварительной записью в «Журнале учета посещения граждан». Пропускной режим в дневное время осуществляется техническим персоналом (вахтер) и дежурным администратором школы. Кроме того, дежурный администратор трижды в течение дня производит профилактический осмотр территории и помещений школы, о чем производятся записи в «журнале учета антитеррористических мероприятий в МОБУ СОШ № <...>». Разработаны инструкции о проведении профилактического осмотра территории и помещений, имеются антитеррористический паспорт, а также памятки по профилактике и предотвращению террористических актов и других чрезвычайных обстоятельств.

 В школе разработан алгоритм действий сотрудников школы в ЧС, периодически проводятся инструктажи и занятия по эвакуации сотрудников и учащихся из школы в случае ЧС. Территория школы ограждена забором. В ночное время школа охраняется сторожами. В период с <...> года по <...> года пропускной режим в школе осуществляло ЧОП «Нева», но в связи с отсутствием финансирования в настоящее время ЧОП для этих целей не привлекается. Школа имеет договор с отделом вневедомственной охраны об оказании охранных услуг с помощью средств охраны.

 При проведении массовых мероприятий в школе для охраны и поддержания общественного порядка по заявке администрации школы привлекаются сотрудники полиции.

 Кроме того, с целью повышения безопасности в школе установлена <...> камеры видеонаблюдения.

 Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований администрации муниципального образования Кореновский район по доверенности ФИО1 иск не признал ссылаясь на то, что образовательное учреждение является юридическим лицом, которое создается и регистрируется в соответствии с законодательством РФ.

 В соответствии с п.2 ч.б. ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

 Из требований предъявленных прокурором следует, что МОБУ СОШ № <...> МО Кореновский район обязано обеспечить безопасные условия обучения путем заключения договора с частными охранными предприятиями, имеющими лицензию на осуществление охранных услуг.

 При этом, прокурор Кореновского района ссылается на нарушение ответчиком требований закона, в том числе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О противодействии терроризму». Вместе с тем, данные правовые акты не содержат конкретных указаний на обязательность заключения образовательными учреждениями договора, с частными охранными предприятиями имеющими лицензию на осуществление охранных услуг.

 В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договоров. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.

 В соответствии с Законом № 2487-1 частная охранная деятельность представляет собой деятельность специально учрежденных для оказания охранных услуг коммерческих организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, имеющих лицензию органов внутренних дел на оказание услуг частной охранной деятельности и действующих на возмездной договорной основе. Данный возмездный вид услуг коммерческой организацией не является обязательным и возможен только на основании соответствующего договора заключенного на добровольных началах.

 Федеральным законом № 35 от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», установлены принципы противодействия терроризму, основными из которых являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритете мер противодействия терроризму, минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма.

 В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ № АФ-102\09, МЧС РФ №43-828-19, и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №01050-8-23 от 12.03.2008 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году», подготовка образовательных учреждений должна вестись в соответствии с типовым перечнем мероприятий, в том числе по антитеррористической безопасности, которая включает такие мероприятия как установка ограждения по периметру образовательного учреждения, установка тревожной сигнализации, организация охраны, оборудование экстренной связи с органами МВД, ФСБ.

 Безопасность образовательного учреждения складывается из многих направлений и представляет собой целостную систему, элементы которой работают взаимосвязано, обеспечивая безопасность учащихся и сотрудников во время образовательного процесса. Добровольное заключение договора с частными охранными предприятиями, имеющими лицензию на осуществление охранных услуг, не является единственным возможным способом обеспечения антитеррористической безопасности школы.

 В соответствии с вышеназванными правовыми актами образовательным учреждением МОБУ СОШ № <...> приняты все необходимые меры и действия по антитеррористической деятельности и безопасности образовательного учреждения: школой разработан паспорт безопасности «антитеррористической защищенности».     Школа обеспечена телефонной связью, кнопкой кстренного вызова, позволяющей в короткое время вызвать наряд полиции.    В штате учреждения имеются должности обеспечивающие охрану.    МОБУ СОШ № <...> МО Кореновский район заключен договор с вневедомственной охраной.    Трритория школы огорожена забором.

 Таким образом, МОБУ СОШ № <...> Кореновского района в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством обеспечивает безопасность и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательном учреждении, персонала, родителей посещающих образовательное учреждение.

 Выслушав помощника прокурора, представителя администрации МО Кореновский район, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

 Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, в том числе, относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

 В соответствии с п. 2 ч. 6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

 Пунктом 7 ст. 28 ФЗ № 273 регламентирована ответственность образовательной организации за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

 Кроме того, согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ № 273 охрана здоровья обучающихся предусматривает, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 Частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

 Частью 3 ст. 3 Закона № 2487-1 определены виды охранных услуг, к которым, в том числе, отнесены: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении; обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах. Оказание таких услуг в соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 2487-1 разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.

 При этом ч. 5 ст. 3 Закона № 2487-1 предусмотрено, что физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать охранные услуги.

 В ходе судебного разбирательства установлено, что охрана образовательного учреждения - МОБУ СОШ № <...> МО Кореновский район и обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов в нем осуществляется лицами, не имеющими статуса частного охранника и не являющихся работниками частных охранных организаций.

 Данный факт не оспаривается директором МОБУ СОШ № <...>, который в отзыве на иск указал на то, что в период с <...> года по <...> года пропускной режим в школе осуществляло ЧОП «Нева», в настоящее время в связи с отсутствием финансирования, ЧОП для этих целей не привлекается.

 При этом, суд полагает, что отсутствие финансирования не освобождает администрацию МОБУ СОШ № <...> МО Кореновский район от обязанности по исполнению требований закона об обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в учебном заведении.

 Невыполнение МОБУ СОШ № <...> МО Кореновский район требований закона может привести к причинению вреда жизни и здоровью учащихся, работников учебного учреждения, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации ставит под угрозу безопасное пребывание детей в общеобразовательном учреждении.

 Непринятие со стороны руководства общеобразовательного учреждения мер по охране учреждения предписанных законом, противоречит основам государственной политики в области защиты интересов граждан, а так же влечет за собой нарушение прав на безопасность и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в указанном учреждении, персонала, родителей посещающих образовательное учреждение.

 Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и ликвидации проявлений терроризма. Образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите.

 В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

 На основании изложенного, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Требования прокурора Кореновского района удовлетворить.

 Обязать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа № <...> МО Кореновский район в срок до <...> года устранить нарушения закона путем обеспечения в общеобразовательном учреждении лицензируемой специализированной охраны.

 Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.

 Судья