ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-786/202006МА от 06.05.2020 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-786/2020 06 мая 2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

Председательствующего по делу судьи Ю.М. Поздеевой,

при секретаре судебного заседания А.М. Костяевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» о присвоении звания «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» (далее – ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения») о присвоении звания «Ветеран труда» с 1 мая 2019 г.

В обоснование заявленных требований указано, что является получателем страховой пенсии по старости с 25 июля 2018 г., имеет продолжительный трудовой стаж, был награжден почетной грамотой МЧС, однако в присвоении звания "Ветеран труда" ответчиком отказано решением № 85 от 11 июля 2019 г., истец полагает отказ ответчика в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным.

В судебное заседание не явились стороны, извещены о дне, времени, месте рассмотрения спора надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании 04 марта 2020 г. требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании 04 марта 2020 г. с требованиями не согласилась по основаниям и доводам, изложенным в отзыве.

От третьего лица Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором просят отказать в удовлетворении требований, рассмотреть дело без участия представителя Министерства.

До судебного заседания со стороны истца поступило ходатайство о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца и его представителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Ст. 40 Конституции Российской Федерации провозглашено право гражданина на жилище.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 награжден почетной грамотой МЧС России за активное участие в подготовке и проведении регаты «От Балтийского до Белого моря», личный вклад в развитие и совершенствование мероприятий в области гражданской обороны, высокий профессионализм.

Решением № 85 от 11 июля 2019 г. ФИО1 сообщено об отказе в удовлетворении заявления от 30 апреля 2019 г. о присвоении звания "Ветеран труда". В обоснование указано, что Почетная грамота МЧС России не включена в перечень ведомственных знаков отличия МЧС России.

Согласно пункту "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, к которым относятся и ветераны труда.

Согласно п. 3.1 ст. 26.3 названного Федерального закона по вопросам, указанным в п. 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование указанных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности (абз. 5, 6 ст. 26.3.1 указанного Федерального закона).

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 г. N 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии со ст. 1 ФЗ "О ветеранах" к категории ветеранов относятся: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ) в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного Федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Кроме этого Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.

Так, частью 3 статьи 8 названного закона, вступившей в силу с 01 июля 2016 г., установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 г. награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Архангельской области порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" регулируются Законом Архангельской области от 19 марта 2008 г. N 488-25-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (далее – Областной Закон N 488-25-ОЗ).

Согласно п.1 ст.2 Областного Закон N 488-25-ОЗ в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" право на присвоение звания "Ветеран труда" в порядке, предусмотренном настоящим законом, имеют:

1) лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

2) лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин.

Пункт 1.1 ст.2 Областного Закон N 488-25-ОЗ закрепляет, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Перечень ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", устанавливается постановлением Правительства Архангельской области с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи.

Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" утвержден Постановлением Администрации Архангельской области от 20 мая 2008 г. N 115-па/13 "Об утверждении перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".

В наименование ведомства Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) указаны следующие знаки отличия:

знак отличия - крест "За доблесть";

медаль "За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации";

медаль "За отвагу на пожаре";

медаль "За разминирование";

медаль "За безупречную службу";

медаль "За содружество во имя спасения";

медаль "За отличие в военной службе" I степени;

медаль "За отличие в военной службе" II степени;

медаль "За отличие в военной службе" III степени;

медаль "За отличие в службе" I степени;

медаль "За отличие в службе" II степени;

медаль "За отличие в службе" III степени; медаль "200 лет профессиональной пожарной охране Москвы";

медаль "Участнику чрезвычайных гуманитарных операций";

медаль "100 лет Санкт-Петербургскому университету ГПС МЧС России";

медаль "50 лет ЦКП";

медаль "За пропаганду спасательного дела";

нагрудный знак "Почетный знак МЧС России";

нагрудный знак "Участнику ликвидации последствий ЧС";

нагрудный знак "За заслуги";

нагрудный знак "Отличник войск гражданской обороны";

нагрудный знак "Лучший работник пожарной охраны";

нагрудный знак "Отличный пожарный";

нагрудный знак "Ветеран авиации МЧС России";

нагрудный знак "Отличник авиации МЧС России";

нагрудный знак "Отличник ГИМС МЧС России";

нагрудный знак "Лучший работник ГПМ МЧС России";

почетный знак "Лауреат премии МЧС России за научные и технические разработки";

медаль МЧС России "15 лет МЧС России";

медаль МЧС России "50 лет журналу "Гражданская защита";

медаль МЧС России "75 лет Гражданской обороне";

нагрудный знак МЧС России "Лучший инспектор ГПН МЧС России";

памятная медаль МЧС России "Маршал ФИО4".

Почетная грамота в данном перечне отсуствует.

Истец в иске ссылается на п.89 данного перечня, где указаны почетные грамоты как иные ведомственные знаки.

В силу подпункта 23 пункта 12 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", к ведению министра МЧС России отнесено определение в установленном порядке ведомственных знаков отличия, утверждение положения об этих знаках и их описания, награждение ими личного состава МЧС России, а также граждан, оказавших содействие в решении задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в обеспечении пожарной безопасности.

Министром МЧС России издан приказ N 620 от 06 декабря 2010 года "О ведомственных знаках отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", которым учреждены ведомственные знаки отличия МЧС России и утверждены Положение о порядке награждения, вручения, учета и хранения ведомственных знаков отличия МЧС России и удостоверений к ним, выдачи награжденным дубликатов ведомственных знаков отличия МЧС России и удостоверений к ним взамен утраченных, а также Положения о ведомственных знаках отличия МЧС России, их описания, рисунки и формы удостоверений к ним.

Данным Приказом Почетная грамота не отнесена к ведомственным знакам отличия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» о присвоении звания «Ветеран труда» - отказать.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Судья Ю.М. Поздеева