Производство № 2-786/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 29 августа 2023 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Струковой П.С., при помощнике судьи Гринько Э.Э.,
с участием истца – Митязова В.В.,
представителя истца – Куревлева О.Г.,
представителя ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)", третьего лица ФКУ «Управление Черноморского флота» – Гаврилюк Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Митязова ФИО12, Митязовой ФИО13, Митязовой ФИО14 к Правительству Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительство города Севастополя, ФКУ «Управление Черноморского флота», об оспаривании приказов в части, признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением в котором, с учетом уточнения, в котором просят:
- исключить из приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд» (п. 37), акта приема-передачи федерального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ б/н (п. №), составленного в соответствии с приказом Директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №713 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации» жилую квартиру №№, расположенную по адресу: <адрес>
- признать за Митязовым В.В., Митязовой В.Н., Митязовой С.В. право собственности на 1/3 долю за каждым в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>
Исковые требования мотивированы тем, что неслужебное жилое помещение – квартира по адресу: <адрес> предоставлена для проживания истцу и членам его семьи Министерством обороны РФ в лице ДД.ММ.ГГГГ отделения Морской инженерной службы Краснознаменного Черноморского флота (далее – 1997 ОМИС КЧФ) по ордеру в ДД.ММ.ГГГГ году. В последующем указанная квартира была истцами приватизирована, о чем начальником ДД.ММ.ГГГГ ОМИС КЧФ выдано свидетельство о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ. При обращении в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с заявлением о регистрации права собственности на спорную квартиру, истцу стало известно, что в отношении объекта недвижимости зарегистрировано право собственности Российской Федерации, приказом заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд и приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России от 15.03.2021 №713 закреплена на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» и передана указанному учреждению по акту приема-передачи от 31.03.2021. Поскольку в ином порядке оформить право на принадлежащую им квартиру истцы не имеют возможности, они вынуждены обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
Истец и представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в иске. В судебном заседании истец пояснил, что квартира была предоставлена ему при увольнении с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ году, после чего она была им и членами его семьи приватизирована, однако зарегистрировать право собственности в БТИ не смог, поскольку свидетельство имело реквизиты Российской Федерации. Представитель истца пояснил суду, что спорная квартира предоставлена истцу после увольнения, она никогда не являлась служебной, и в оспариваемые приказы включена ошибочно.
Представитель ответчиков и третьего лица в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, указав, что свидетельство о праве собственности на квартиру выдано неуполномоченным органом, с истцами договор социального найма не заключался, в связи с чем они правом на приватизацию жилого помещения не обладают. Также представила письменные возражения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Митязову В.В. ДД.ММ.ГГГГ отделением Морской инженерной службы КЧФ выдан ордер №№ на право занятия с членами семьи: супругой – Митязовой В.Н., дочерьми Митязовой Л.В. и Митязовой С.В., внуком Митязовым Э.В., квартиры по адресу: <адрес>. Данный ордер не содержит информации о том, что предоставленное жилое помещение на момент предоставления и выдачи ордера является служебным.
Согласно справке ГУПС «ЕИРЦ» от 15.12.2022, Митязов В.В. зарегистрирован в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, а затем с ДД.ММ.ГГГГ в качестве нанимателя, члены его семьи: супруга Митязова В.Н. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, дочь Митязова С.В. – с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения начальника ДД.ММ.ГГГГ ОМИС указанная выше квартира передана в собственность Митязовой В.Н. и членам ее семьи Митязову В.В. Митязовой С.В. на основании Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда», о чем представлено свидетельство о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ДД.ММ.ГГГГ ОМИС.
В судебном заседании истец пояснил, что он был уволен в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, при увольнении был обеспечен жилым помещением – спорной квартирой.
Также установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ квартиры №№ в жилом доме по адресу: <адрес>, являются собственностью Российской Федерации, в подтверждении чего Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета выдано свидетельство о праве собственности. Право собственности зарегистрировано в БТИ 11.03.2008.
В ДД.ММ.ГГГГ году истцы обратились в Севреестр с заявлением о регистрации права собственности на спорную квартиру.
ДД.ММ.ГГГГ Севреестром приостановлена государственная регистрация права собственности на квартиру за истцами ввиду того, что данная квартира принадлежит иному лицу.
По сведениям Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, ДД.ММ.ГГГГ на спорное жилое помещение зарегистрировано право собственности Российской Федерации, квартира передана в оперативное управление ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России.
Согласно пункту 37 приказа Заместителя Министра обороны РФ от 02.06.2020 №567 «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд», указанная квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещения.
Приказом Директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №№ в отношении спорной квартиры право оперативного управления закреплено за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ. В акте приема-передачи федерального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного между ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ и ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ спорная квартира значится в пункте №
Разрешая исковые требования об исключении спорной квартиры из вышеназванных приказа заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в соответствии с приказом Директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №713, суд исходит из следующего.
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены, в том числе служебные жилые помещения (ч. 1).
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, отнесенных к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92).
Принятие решений по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда является полномочием федеральных органов исполнительной власти (абз. 1 п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.03.2010 № 179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации»).
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов специализированному жилищному фонду устанавливают Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденные в соответствии со ст. ст. 92 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 (далее - Правила).
В силу п. 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, закреплено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в области обороны, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций; осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (п.п. 1 и 71).
В силу вышеприведенных положений закона суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы изданы уполномоченным органом.
Однако, в ходе судебного разбирательства установлено, что спорная квартира предоставлена Митязову В.В. в связи с увольнением с военной службы по достижению предельного возврата, поскольку последний имел право на обеспечение жильем. Изложенное подтверждается списком распределения жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой об обеспечении с указанием реквизитов ордера, справкой в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Митязов В.В. за время прохождения военной службы в в/ч № период с ДД.ММ.ГГГГ года и по состоянию на момент выдачи справки жилой площадью по линии Министерства Обороны не обеспечивался.
Иное толкование указанных обстоятельств свидетельствовало бы о незаконном увольнении с военной службы майора Митязова В.В., имевшего право на обеспечение жильем, но до настоящего времени не реализованного, в связи с изданием оспариваемых Приказов в части.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о противоречии приказа Заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№, приказа Директора Департамента военного имущества МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ и акта приема передачи федерального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ в части касающейся квартиры по адресу: <адрес>, предписанию пункта 3 Правил, по смыслу которого не допускается отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, имеющих обременения прав на это имущество.
Таким образом, у суда имеются основания для удовлетворения требований о признании незаконными оспариваемых приказов № от ДД.ММ.ГГГГ, №№ от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся спорной квартиры, которыми уполномоченный орган оформил существующий статус спорного жилого помещения как служебного жилого помещения.
Также суд находит подлежащими удовлетворению требования истцов по признании за ними права собственности на спорную квартиру, ввиду следующего.
Согласно ч.2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу положений ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с требованиями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года №1541-1, граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п.6 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного веления или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Судом установлено, что Митязов В.В. зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес> как наниматель, члены семьи истца вселилась и зарегистрированы в занимаемой квартире на законных основаниях.
Как усматривается из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, за истцом право собственности на недвижимое имущество в органах Росреестра не зарегистрировано. Истцы участие в приватизации не принимали, что подтверждается справками Департамента капитального строительства города Севастополя.
Таким образом, истцы имеют право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно, согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Доводы представителя ответчика и третьего лица, изложенные в отзыве на иск, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами и основаны на неверном толковании норм права.
Согласно п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве, он разрешается судом по правилам искового производства.
В силу п.5 вышеуказанного постановления требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В соответствии с п.8 указанного постановления, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Изложенные обстоятельства и вышеприведенные положения закона свидетельствуют о том, что истцы имеют право на получение квартиры в собственность в порядке приватизации, в котором им не может быть отказано в силу закона. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать за истцами право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №№О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд», акта приема-передачи федерального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ б/н, составленного в соответствии с приказом Директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в части включения в специализированный жилищный фонд жилой квартиры №№, расположенной по адресу: <адрес>
Признать за Митязовым ФИО15, Митязовой ФИО16, Митязовой ФИО17 право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации по 1/3 доли за каждым.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Решением суда изготовлено в окончательной форме 04.09.2023.
Судья П.С. Струкова