ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7875/19 от 14.10.2019 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-7875/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2019 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Ким Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Довгалевой А.А.,

с участием помощника Хабаровского транспортного прокурора Положий Г.С., представителя ответчика Голубевой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Дальнего Востока» о возложении обязанности провести эколого-орнитологическое обследование аэродрома,

УСТАНОВИЛ:

Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» о возложении обязанности провести эколого-орнитологическое обследование аэродрома. В обоснование заявленных требований указав, что Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой в результате проверки исполнения законодательства о безопасности полетов выявлены нарушения закона, выразившиеся в отсутствии орнитологического обследования аэродрома Богородское, проведенного с привлечением соответствующих специалистов биологического учреждения. Эколого-орнитологическое обследование территории аэродрома Богородское, утвержденное 27.04.2016 исполняющим обязанности генерального директора ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», не отвечает предъявляемым законодательством требованиям и носит формальный характер, поскольку подготовлено самостоятельно предприятием без привлечения специалистов – орнитологов. Проведение эколого-орнитологического обследования силами специалистов, не имеющими соответствующей квалификации и необходимого опыта может повлечь получение неточных или ошибочных характеристик орнитологической обстановки в районе аэродрома, что не отвечает требованиям безопасности полетов. Неисполнение оператором аэродрома – ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» требований законодательства по орнитологическому обеспечению полетов, непринятие мер, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, влечет нарушение гарантированных прав неопределенного круга лиц, которые могут находится на воздушных судах в момент взлета и посадки, на охрану жизни и здоровья. Просит обязать ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома Богородское с привлечение специалистов биологического учреждения и составлением орнитологических карт-схем орнитологической обстановки и вспомогательных графиков, показывающих места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для воздушных судом птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома. Установить ответчику срок для исполнения решения суда – 12 месяцев со дня вступления его в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник Хабаровского транспортного прокурора Положий Г.С. исковые требования поддержала по доводам. Изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Голубева Е.П. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ст. 68 Воздушного кодекса Российской Федерации, полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа. Порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полета устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В силу ст. 69 Воздушного кодекса Российской Федерации аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасение). А также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях, которые устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Согласно п. 1.2 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 (далее - ФАП-128) настоящие Правила обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.

Согласно п. 1.3 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов", утвержденных и введенных в действие приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 06.05.2000 N 121, аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя, в том числе, орнитологическое обеспечение.

Согласно п. 8.24 раздела VIII ФАП-128 орнитологическое обеспечение полетов включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов; доведение до летных экипажей воздушных судов информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов); проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.

Пунктом 8.26 данных правил предусмотрено, что на аэродромах принимаются меры но предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, вплоть до временного прекращения полетов.

Приказом МГА СССР от 26.12.1988 № 209 утверждено руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (далее – РООП ГА-89).

Пунктом 2.2 РООП ГА - 89 определено, что настоящее руководство является основным нормативным документом, определяющим порядок организации и осуществления мероприятий по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами. Все другие документы по орнитологическому обеспечению полетов могут лишь развивать и конкретизировать положения настоящего руководства.

Руководство определяем функции командно-руководящего и летного става, работников службы движения, аэродромной службы и других служб авиапредприятий в части, их касающейся, но орнитологическому обеспечению полетов (п. 2.3. РООП ГА-89).

В соответствии с п.п. 2.4, 2.8 РООП ГА - 89 орнитологическое обеспечение полетов направлено на предотвращение столкновений ВС с птицами в районах аэродромов и на авиатрассах. На аэродромах должны приниматься всевозможные меры по предотвращению столкновений ВС с птицами вплоть до временного прекращения полетов.

Работники аэродромной службы выявляют (с помощью орнитологов из местных биологических учреждений) и устраняют условия, способствующие концентрации птиц на аэродроме; при необходимости проводят сбор сбитых самолетами птиц и отправку их на исследование для определения видовой принадлежности; отпугивают птиц от аэродрома выстрелами из ракетниц (п. 3.1.3 РООП ГА - 89).

План мероприятий разрабатывается командиром авиапредприятия с привлечением необходимых специалистов аэропорта и местных биологических учреждений (п. 3.3.2 РООП ГА - 89).

Согласно п.п. 4.1.1, 4.1.2 РООП ГА - 89 эколого-орнитологическое обследование осуществляется в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц. Для обследования и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений и работников авиапредприятия.

Судом установлено и следует из материалов дела, аэродром Херпучи зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации 14.01.2016, эксплуатантом является ФКП «Аэропорты Дальнего Востока».

В аэропорту осуществляются прием и отправка воздушных судов, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки.

Эколого-орнитологическое обследование территории аэродрома Богородское, утвержденное 27.04.2016 исполняющим обязанности генерального директора ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», а также эколого-орнитологическое обследование от 02.10.2019 не отвечает предъявляемым законодательством требованиям и носит формальный характер, поскольку подготовлено самостоятельно предприятием без привлечения специалистов - орнитологов.

Доводы представитель ответчика о наличии и соответствии эколого-орнитологических обследований требованиям законодательства, судом не принимается, поскольку противоречит требованиям законодательства. Доказательств выполнения эколого-орнитологического обследования с привлечением специалиста-орнитолога, суду представлено не было. Отсутствие в конкретной местности узконаправленного специалиста не является основанием для освобождения ответчика от обязанности исполнения требований законодательства.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" не в полном объеме приняты должные меры к осуществлению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности полетов в части орнитологической безопасности.

Неисполнение ответчиком требований законодательства Российской Федерации о безопасности полетов существенно нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении обязанности провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома Богородское с привлечением специалистов биологического учреждения и составлением орнитологических карт-схем орнитологической обстановки и вспомогательных графиков, показывающих места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для воздушных судов птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 206 ГПК Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку исполнение обязанности по проведению эколого-орнитологического обследования с привлечение специалиста-орнитолога являет обязанностью ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», суд находит требование об установлении срока исполнения обязанности законным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Дальнего Востока» о возложении обязанности провести эколого-орнитологическое обследование аэродрома удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Дальнего Востока» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома Богородское с привлечением специалистов биологического учреждения и составлением орнитологических карт-схем орнитологической обстановки и вспомогательных графиков, показывающих места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для воздушных судов птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Судья Ю.В. Ким

Мотивированное решение составлено 21.10.2019.