Мотивированное решение изготовлено 25.06.2014 г.
Дело № 2-787/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск 20 июня 2014 г.
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,
с участием:
представителя истца – помощника Алапаевского городского прокурора Арзамасцевой Л.В.,
представителя ответчика – администрации Махневского МО ФИО1, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Коробейниковой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к главе администрации и администрации Махневского муниципального образования о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Алапаевский городской прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к главе администрации и администрации Махневского МО о понуждении к совершению действий, в котором просил:
- признать незаконным бездействие администрации Махневского МО, выразившееся в не разработке схем водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в установленный законом срок;
- признать незаконным бездействие главы администрации Махневского МО, выразившееся в не утверждении схем водоснабжения и водоотведения в установленный законом срок;
- обязать администрацию Махневского МО разработать схемы водоснабжения и водоотведения, программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в трехмесячный срок с момента вступления в силу решения суда;
- обязать главу администрации Махневского МО утвердить схемы водоснабжения и водоотведения в трехмесячный срок с момента вступления в силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца – помощник Алапаевского городского прокурора Арзамасцева Л.В. в обоснование иска пояснила, что Алапаевской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления возложенных законодательством полномочий в жилищно-коммунальной сфере. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.9 ч.3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, на территории Махневского МО, не разработаны и не утверждены схемы водоснабжения и водоотведения, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в установленный законом срок. Непринятие главой администрации и администрацией Махневского МО в течение длительного времени мер по разработке и утверждению указанных выше документов нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение доступного водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями действующего законодательства, не позволяют организовать безубыточную систему ресурсоснабжения.
Представитель ответчика – администрации Махневского МО ФИО1 оставила разрешение иска на усмотрение суда, пояснив, что в соответствие с постановлением администрации Махневского МО от 22.11.2013 г. № 1041 «Об утверждении подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Махневского муниципального образования на 2014-2020 годы» муниципальной программы «Развитие Махневского муниципального образования до 2020 г.» запланирована разработка схемы теплоснабжения и водоснабжения на 2014-2016 г.г. в сумме <данные изъяты>. В 2014 г. в данном направлении администрацией ведется активная работа, а именно разрабатывается документация об электронном аукционе на выполнение работ, в частности поступило два коммерческих предложения о стоимости разработки схемы водоснабжения, водоотведения.
Ответчик – Глава администрации Махневского МО, извещенный надлежащий образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, суд признаёт иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Аналогичные положения, касающиеся возможности обращения прокурора в суд, содержатся в п. 4 ст. 27 Федерального закона № 2201-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре».
В п. 23 ч. 1 Градостроительного кодекса РФ содержится понятие программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, под которой понимаются - документы, устанавливающие перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.
В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 29 Устава Махневского МО, утвержденного Решением Думы Махневского МО от 04.12.2008 г. № 60, местная Администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, обладающий собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, предусмотренных статьей 5 настоящего Устава и в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения в муниципальном образовании.
Местной Администрацией руководит глава местной Администрации на принципах единоначалия.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 31 Устава Махневского МО, местная Администрация осуществляет следующие полномочия по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе организацию водоснабжения населения муниципального образования, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.
В соответствии с п. 11 и 18 Плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.2011 г. № 1493-р, срок утверждения программ комплексного развития, балансов водоснабжения и водоотведения – декабрь 2013 г.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в ходе проведенной Алапаевской городской прокуратурой проверки исполнения органами местного самоуправления возложенных законодательством полномочий в жилищно-коммунальной сфере, выявлено, что в нарушение ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.9 ч.3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, на территории Махневского МО, не разработаны и не утверждены схемы водоснабжения и водоотведения, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в установленный законом срок.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Представителем ответчика – администрации Махневского МО не оспаривается обстоятельства отсутствия разработанных и утвержденных схем водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
В связи с тем, что ответчиком не оспариваются обстоятельства, на которые ссылается истец, а именно обязанность в разработке и утверждении схем водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, суд в соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса РФ считает указанные обстоятельства доказанными и достоверно установленными.
В свою очередь, непринятие главой администрации и администрацией Махневского МО в течение длительного времени мер по разработке и утверждению указанных выше документов нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение доступного водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями действующего законодательства, не позволяют организовать безубыточную систему ресурсоснабжения.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Обсудив требование прокурора о сроке исполнении решения в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу, суд считает его не подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 210 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом, то есть в соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Решения, перечисленные в ст. 211 Гражданского процессуального кодекса РФ, то есть решения о взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе и включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, подлежат немедленному исполнению в силу императивного предписания закона, в связи с чем, указание в решении об обращении их к немедленному исполнению не зависит от позиции истца и усмотрения суда.
В то же время, согласно статье 212 Гражданского процессуального кодекса РФ по просьбе истца к немедленному исполнению может быть обращено решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В этом случае обращение решения к немедленному исполнению возможно только при наличии предоставленных истцом обоснованных, достоверных и достаточных данных о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Представителем истца не приведено никаких доводов и доказательств того, что замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для неопределенного круга лиц или невозможности его исполнения, поэтому суд считает, что решение подлежит исполнению в общем, предусмотренном ст. 210 Гражданского процессуального кодекса РФ порядке.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Вместе с тем, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции, в связи с чем, государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска был освобожден Алапаевский городской прокурор, не подлежит взысканию с ответчиков – администрации Махневского МО и Главы администрации Махневского МО.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к главе администрации и администрации Махневского Муниципального образования о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Махневского МО, выразившееся в не разработке схем водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в установленный законом срок.
Признать незаконным бездействие главы администрации Махневского МО, выразившееся в не утверждении схем водоснабжения и водоотведения в установленный законом срок.
Обязать администрацию Махневского МО разработать схемы водоснабжения и водоотведения, программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Обязать главу администрации Махневского МО утвердить схемы водоснабжения и водоотведения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд Свердловской области.
Судья Е.В. Кокшаров