Дело № 2-787/2018
Решение
Именем Российской Федерации
10 декабря 2018 года г. Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Матей Ю.В.,
при секретаре Алексеевой Л.В.,
с участием прокурора Солецкого района Новгородской области Кабеева И.А,
представителя ответчика Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах ФИО2 к администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании выполнить работы по перекладке печей в жилом прощении, предоставленном по договору социального найма,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к администрации Солецкого муниципального района об обязании выполнить работы по перекладке печей в жилом прощении, предоставленном по договору социального найма. В обоснование иска указал, что прокуратурой Солецкого района Новгородской области была проведена проверка, в ходе, которой установлено, что квартира <адрес> находится в муниципальной собственности Солецкого городского поселения. На основании распоряжения администрации Солецкого района от 03 февраля 1997 года №-рг В.С.Б. и членам его семьи ФИО2, В.А.С.., В.К.С.., В.И.В.., В.Д.А.. 10 февраля 1997 года выдан ордер на квартиру № расположенную по адресу <адрес>. Межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда Солецкого района осуществлено обследование квартиры, в результате, которого установлена необходимость проведения ремонта жилого помещения: а именно перекладки двух печей, частичной замены ветхих элементов покрытий пола, косметического ремонта помещения. Постановлением администрации Солецкого муниципального района от 15 июня 2017 года № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано подлежащим капитальному ремонту. В результате неисполнения администрацией Солецкого муниципального района обязанностей по содержанию и ремонту указанного жилого помещения, нарушены права граждан, выступающих в качестве нанимателей муниципального жилого фонда. Прокурор просит обязать администрацию Солецкого муниципального района выполнить работы по перекладке печей в жилом прощении, предоставленном по договору социального найма, расположенном по адресу: <адрес> срок до 30 июня 2019 года.
В судебном заседании прокурор Кабеев И.А. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в нём, дополнительно пояснив, что жилое помещение - квартира <адрес> находится в собственности администрации Солецкого городского поселения, предоставлена ФИО2 по договору социального найма. Актом обследования жилого помещения № от 02 июня 2017 года межведомственной комиссии, установлено, что в жилом помещении по адресу: <адрес> необходимо произвести перекладку двух печей. Постановлением администрации Солецкого муниципального района от 15 июня 2017 года № жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда работы по перекладке печей в жилом помещении относятся к капитальному ремонту и проводятся за счет средств наймодателя. В нарушение требований ЖК РФ администрация Солецкого муниципального района обязанность по проведению капитального ремонта не исполняет, в связи, с чем нарушаются жилищные права ФИО2 Доводы ответчика о том, что проведение ремонта нецелесообразно в связи с тем, что спорный жилой дом включен в мероприятия муниципальной программы на 2019 год по проведению технического обследования дома, после которого возможно спорный жилой дом, в связи с его неудовлетворительным состоянием, будет признан аварийным не обоснованы, являются преждевременными, поскольку решение о призвании дома аварийным возможно только после его обследования, то есть в 2019 году, муниципальная программа по расселению граждан из аварийных домов действовала до 2017 года, в настоящее время такой программы администрацией Солецкого муниципального района не принято.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Солецкого муниципального района ФИО1, возражает против удовлетворения исковых требований, пояснив, что согласна с необходимостью проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Перечень работ при проведении капитального ремонта не оспаривает. Возражает об обязании администрации произвести ремонт, в связи с тем, что администрацией Солецкого муниципального района утверждена очередь на капитальный ремонт муниципальных жилых помещений. ФИО2 состоит в данной очереди под номером №. Проведение капитального ремонта в квартире ФИО2 в не очереди нарушит права других граждан, которые ранее были включены в очередь на капитальный ремонт. В связи с тем, что спорный дом находится в неудовлетворительном состоянии, он включен в Программу Солецкого городского поселения «Улучшение жилищных условий граждан и повышение качества жилищно-коммунальных и бытовых услуг на территории Солецкого городского поселения на 2016-2020 годы». Согласно мероприятиям вышеуказанной Программы в нее включено проведение технического обследование специализированной организацией несущих и ограждающих конструкций дома <адрес> в 2019 году. Таким образом, спорный дом может быть признан аварийным до срока, указанного прокурором в исковом заявлении, что как полагает представитель ответчика, приведет к не целесообразности проведения работ по перекладке печей.
Выслушав прокурора Кабеева И.А, представителя ответчика администрации Солецкого муниципального района ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 6 статьи 2 ЖК РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии со ст. 210Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 676Гражданского кодекса Российской Федерации и п.п. 2,3 ч.2 ст. 65Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
На основании п. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
В судебном заседании установлено, что, жилое помещение - квартира № расположенная по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности Солецкого городского поселения.
В соответствии с распоряжением администрации Новгородской области от 07 апреля 2008 года №-рз квартира <адрес> включена в перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности, переданного Солецким муниципальным районом в собственность Солецкого городского поселения.
В соответствии с Постановлением администрации Солецкого муниципального района «О передаче имущества городскому и сельским поселениям» от 08 мая 2008 года № квартира <адрес> включена в перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности, переданного Солецким муниципальным районом в собственность Солецкого городского поселения
Согласно акту приема-передачи от 07 апреля 2008 года квартира <адрес> включена в перечень имущества, принятого в собственность Солецкого городского поселения.
Согласно решению Думы Солецкого муниципального района от 26 марта 2015 года №427 «О принятии на исполнение части полномочий по решению вопросов местного значения от Солецкого городского поселения» с 01 июня 2015 года к вопросам местного значения Солецкого городского поселения, принимаемых на исполнение администрацией Солецкого муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Солецкого городского поселения, а также организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме. Указанный договор с В.С.Б. заключен не был.
Статьей 10 настоящего Кодекса предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
На основании распоряжения администрации Солецкого района от 03 февраля 1997 года №-рг В.С.Б. 10 февраля 1997 года выдан ордер на квартиру №, расположенную по адресу <адрес>.
Согласно корешку ордера № совместно с нанимателем в жилое помещение - квартиру № расположенную по адресу <адрес> вселяются члены его семьи: супруга ФИО2., сын В.А.С.., сын В.К.С.., невестка В.И.В.., внук В.Д.А. (л.д.16).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение фактически предоставлено уполномоченным органом ФИО2 на условиях социального найма.
Согласно акту обследования помещения № от 02 июня 2017 года межведомственной комиссии, созданной Постановлением Администрации Солецкого муниципального района от 27 сентября 2013 года № «О межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Солецкого района для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» для приведения помещения, расположенного по адресу: <адрес>. в соответствие с требованиями, предъявляемыми к жилому помещению и улучшению условий проживания в жилом помещении необходимо провести перекладку двух печей, частичную смену ветхих элементов перекрытий пола, косметический ремонт в помещении.
Представитель ответчика не возражала, что в жилом помещении, предоставленном ФИО2, необходимо провести именно указанный перечень ремонтных работ. Сведений о проведении капитального ремонта жилого дома материалы дела не содержат.
В соответствии с заключением об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 02 июня 2017 года межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> подлежащим капитальному ремонту.
Согласно постановлению администрации Солецкого муниципального района от 15 июня 2017 года № «О признании жилого помещения подлежащим капитальному ремонту» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано подлежащим капитальному ремонту.
Постановлением администрации Солецкого муниципального района № от 25 декабря 2015 года «Об утверждении муниципальной программы Солецкого городского поселения «Улучшение жилищных условий граждан и повышение качества жилищно-коммунальных и бытовых услуг на территории Солецкого городского поселения на 2016-2020 годы» утверждена Программа Солецкого городского поселения «Улучшение жилищных условий граждан и повышение качества жилищно-коммунальных и бытовых услуг на территории Солецкого городского поселения на 2016-2020 годы».
Согласно мероприятиям вышеуказанной Программы в нее включено проведение технического обследование специализированной организацией несущих и ограждающих конструкций дома <адрес>
Первым заместителем Главы муниципального района А.П.П. 03 ноября 2017 года утверждена очередь на капитальный ремонт. ФИО2 состоит в данной очереди под номером №
Таким образом, в жилом помещении, представленном ФИО2 по договору социального найма, необходимо провести следующие виды работ: перекладку двух печей, частичную смену ветхих элементов перекрытий пола, косметический ремонт в помещении.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170 предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение № 8), приложением № 7 к Правилам установлен Перечень работ по текущему ремонту.
В соответствии с пунктом 2.4.2. Правил при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
В Типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года № 315, во исполнение статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, в подпункте "е" пункта 4 Типового договора содержится носящий императивный характер исчерпывающий перечень работ, отнесенных к текущему ремонту, выполняемому Нанимателем за свой счет: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что работы по перекладке печей к перечню работ, указанных приложением № 7 к Правилам№ 170 и в абзаце 2 подпункта "е" пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения и выполняемых нанимателем при текущем ремонте жилого помещения, не отнесены, поэтому, в силу договора найма жилого помещения, обязанность по их выполнению полностью лежит на наймодателе.
Согласно справке отдела ЖКХ, дорожного строительства и транспорта администрации муниципального района многоквартирный жилой дом <адрес> управляющей компании в управление не передавался.
Таким образом, осуществляя полномочия собственника и наймодателя жилого помещения, в соответствии с положениями статьи 30, части 3 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, администрация Солецкого муниципального района обязана нести бремя по содержанию принадлежащего ей имущества.
Управляющей компании дом в управление не передавался, поэтому другого субъекта ответственности по делу не имеется.
Принимая во внимание, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано подлежащим капитальному ремонту, администрацией Солецкого муниципального района, которая является собственником спорной квартиры, не принималось должных мер по осуществлению капитального ремонта и поддержанию указанного жилого помещения в надлежащем для его эксплуатации состоянии, тем самым нарушены права и законные интересы граждан на проживание в условиях, отвечающих установленным требованиям, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.
Обсуждая вопрос о сроке проведения ремонтных работ, суд считает, что заявленный прокурором срок до 30 июня 2019 года является разумным. Кроме того, представитель ответчика не возражала против заявленного срока.
Доводы представителя ответчика о том, что спорный дом может быть признан аварийным до срока, указанного прокурором в исковом заявлении, что приведет к не целесообразности проведения работ по перекладке печей, в связи с тем, что дом находится в неудовлетворительном состоянии и включен в Программу Солецкого городского поселения «Улучшение жилищных условий граждан и повышение качества жилищно-коммунальных и бытовых услуг на территории Солецкого городского поселения на 2016-2020 годы», которой предусмотрено проведение технического обследования специализированной организацией несущих и ограждающих конструкций дома <адрес> в 2019 году, суд считает не состоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела, носят предположительный характер.
Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 56, 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области удовлетворить.
Обязать администрацию Солецкого муниципального района в срок до 30 июня 2019 года выполнить работы по перекладке печей в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Ю.В. Матей
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2018 года.
Председательствующий Ю.В. Матей