ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-787/18 от 10.12.2018 Солецкого районного суда (Новгородская область)

Дело № 2-787/2018

Решение

Именем Российской Федерации

10 декабря 2018 года г. Сольцы

Солецкий районный суд Новгородской области в составе

председательствующего судьи Матей Ю.В.,

при секретаре Алексеевой Л.В.,

с участием прокурора Солецкого района Новгородской области Кабеева И.А,

представителя ответчика Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах ФИО2 к администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании выполнить работы по перекладке печей в жилом прощении, предоставленном по договору социального найма,

установил:

Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к администрации Солецкого муниципального района об обязании выполнить работы по перекладке печей в жилом прощении, предоставленном по договору социального найма. В обоснование иска указал, что прокуратурой Солецкого района Новгородской области была проведена проверка, в ходе, которой установлено, что квартира <адрес> находится в муниципальной собственности Солецкого городского поселения. На основании распоряжения администрации Солецкого района от 03 февраля 1997 года -рг В.С.Б. и членам его семьи ФИО2, В.А.С.., В.К.С.., В.И.В.., В.Д.А.. 10 февраля 1997 года выдан ордер на квартиру расположенную по адресу <адрес>. Межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда Солецкого района осуществлено обследование квартиры, в результате, которого установлена необходимость проведения ремонта жилого помещения: а именно перекладки двух печей, частичной замены ветхих элементов покрытий пола, косметического ремонта помещения. Постановлением администрации Солецкого муниципального района от 15 июня 2017 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано подлежащим капитальному ремонту. В результате неисполнения администрацией Солецкого муниципального района обязанностей по содержанию и ремонту указанного жилого помещения, нарушены права граждан, выступающих в качестве нанимателей муниципального жилого фонда. Прокурор просит обязать администрацию Солецкого муниципального района выполнить работы по перекладке печей в жилом прощении, предоставленном по договору социального найма, расположенном по адресу: <адрес> срок до 30 июня 2019 года.

В судебном заседании прокурор Кабеев И.А. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в нём, дополнительно пояснив, что жилое помещение - квартира <адрес> находится в собственности администрации Солецкого городского поселения, предоставлена ФИО2 по договору социального найма. Актом обследования жилого помещения от 02 июня 2017 года межведомственной комиссии, установлено, что в жилом помещении по адресу: <адрес> необходимо произвести перекладку двух печей. Постановлением администрации Солецкого муниципального района от 15 июня 2017 года жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда работы по перекладке печей в жилом помещении относятся к капитальному ремонту и проводятся за счет средств наймодателя. В нарушение требований ЖК РФ администрация Солецкого муниципального района обязанность по проведению капитального ремонта не исполняет, в связи, с чем нарушаются жилищные права ФИО2 Доводы ответчика о том, что проведение ремонта нецелесообразно в связи с тем, что спорный жилой дом включен в мероприятия муниципальной программы на 2019 год по проведению технического обследования дома, после которого возможно спорный жилой дом, в связи с его неудовлетворительным состоянием, будет признан аварийным не обоснованы, являются преждевременными, поскольку решение о призвании дома аварийным возможно только после его обследования, то есть в 2019 году, муниципальная программа по расселению граждан из аварийных домов действовала до 2017 года, в настоящее время такой программы администрацией Солецкого муниципального района не принято.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации Солецкого муниципального района ФИО1, возражает против удовлетворения исковых требований, пояснив, что согласна с необходимостью проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Перечень работ при проведении капитального ремонта не оспаривает. Возражает об обязании администрации произвести ремонт, в связи с тем, что администрацией Солецкого муниципального района утверждена очередь на капитальный ремонт муниципальных жилых помещений. ФИО2 состоит в данной очереди под номером . Проведение капитального ремонта в квартире ФИО2 в не очереди нарушит права других граждан, которые ранее были включены в очередь на капитальный ремонт. В связи с тем, что спорный дом находится в неудовлетворительном состоянии, он включен в Программу Солецкого городского поселения «Улучшение жилищных условий граждан и повышение качества жилищно-коммунальных и бытовых услуг на территории Солецкого городского поселения на 2016-2020 годы». Согласно мероприятиям вышеуказанной Программы в нее включено проведение технического обследование специализированной организацией несущих и ограждающих конструкций дома <адрес> в 2019 году. Таким образом, спорный дом может быть признан аварийным до срока, указанного прокурором в исковом заявлении, что как полагает представитель ответчика, приведет к не целесообразности проведения работ по перекладке печей.

Выслушав прокурора Кабеева И.А, представителя ответчика администрации Солецкого муниципального района ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 6 статьи 2 ЖК РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии со ст. 210Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 676Гражданского кодекса Российской Федерации и п.п. 2,3 ч.2 ст. 65Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

На основании п. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

В судебном заседании установлено, что, жилое помещение - квартира расположенная по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности Солецкого городского поселения.

В соответствии с распоряжением администрации Новгородской области от 07 апреля 2008 года -рз квартира <адрес> включена в перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности, переданного Солецким муниципальным районом в собственность Солецкого городского поселения.

В соответствии с Постановлением администрации Солецкого муниципального района «О передаче имущества городскому и сельским поселениям» от 08 мая 2008 года квартира <адрес> включена в перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности, переданного Солецким муниципальным районом в собственность Солецкого городского поселения

Согласно акту приема-передачи от 07 апреля 2008 года квартира <адрес> включена в перечень имущества, принятого в собственность Солецкого городского поселения.

Согласно решению Думы Солецкого муниципального района от 26 марта 2015 года №427 «О принятии на исполнение части полномочий по решению вопросов местного значения от Солецкого городского поселения» с 01 июня 2015 года к вопросам местного значения Солецкого городского поселения, принимаемых на исполнение администрацией Солецкого муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Солецкого городского поселения, а также организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме. Указанный договор с В.С.Б. заключен не был.

Статьей 10 настоящего Кодекса предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

На основании распоряжения администрации Солецкого района от 03 февраля 1997 года -рг В.С.Б. 10 февраля 1997 года выдан ордер на квартиру , расположенную по адресу <адрес>.

Согласно корешку ордера совместно с нанимателем в жилое помещение - квартиру расположенную по адресу <адрес> вселяются члены его семьи: супруга ФИО2., сын В.А.С.., сын В.К.С.., невестка В.И.В.., внук В.Д.А. (л.д.16).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение фактически предоставлено уполномоченным органом ФИО2 на условиях социального найма.

Согласно акту обследования помещения от 02 июня 2017 года межведомственной комиссии, созданной Постановлением Администрации Солецкого муниципального района от 27 сентября 2013 года «О межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Солецкого района для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» для приведения помещения, расположенного по адресу: <адрес>. в соответствие с требованиями, предъявляемыми к жилому помещению и улучшению условий проживания в жилом помещении необходимо провести перекладку двух печей, частичную смену ветхих элементов перекрытий пола, косметический ремонт в помещении.

Представитель ответчика не возражала, что в жилом помещении, предоставленном ФИО2, необходимо провести именно указанный перечень ремонтных работ. Сведений о проведении капитального ремонта жилого дома материалы дела не содержат.

В соответствии с заключением об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 02 июня 2017 года межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> подлежащим капитальному ремонту.

Согласно постановлению администрации Солецкого муниципального района от 15 июня 2017 года «О признании жилого помещения подлежащим капитальному ремонту» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано подлежащим капитальному ремонту.

Постановлением администрации Солецкого муниципального района от 25 декабря 2015 года «Об утверждении муниципальной программы Солецкого городского поселения «Улучшение жилищных условий граждан и повышение качества жилищно-коммунальных и бытовых услуг на территории Солецкого городского поселения на 2016-2020 годы» утверждена Программа Солецкого городского поселения «Улучшение жилищных условий граждан и повышение качества жилищно-коммунальных и бытовых услуг на территории Солецкого городского поселения на 2016-2020 годы».

Согласно мероприятиям вышеуказанной Программы в нее включено проведение технического обследование специализированной организацией несущих и ограждающих конструкций дома <адрес>

Первым заместителем Главы муниципального района А.П.П. 03 ноября 2017 года утверждена очередь на капитальный ремонт. ФИО2 состоит в данной очереди под номером

Таким образом, в жилом помещении, представленном ФИО2 по договору социального найма, необходимо провести следующие виды работ: перекладку двух печей, частичную смену ветхих элементов перекрытий пола, косметический ремонт в помещении.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170 предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение № 8), приложением № 7 к Правилам установлен Перечень работ по текущему ремонту.

В соответствии с пунктом 2.4.2. Правил при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.

В Типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года № 315, во исполнение статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, в подпункте "е" пункта 4 Типового договора содержится носящий императивный характер исчерпывающий перечень работ, отнесенных к текущему ремонту, выполняемому Нанимателем за свой счет: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что работы по перекладке печей к перечню работ, указанных приложением № 7 к Правилам№ 170 и в абзаце 2 подпункта "е" пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения и выполняемых нанимателем при текущем ремонте жилого помещения, не отнесены, поэтому, в силу договора найма жилого помещения, обязанность по их выполнению полностью лежит на наймодателе.

Согласно справке отдела ЖКХ, дорожного строительства и транспорта администрации муниципального района многоквартирный жилой дом <адрес> управляющей компании в управление не передавался.

Таким образом, осуществляя полномочия собственника и наймодателя жилого помещения, в соответствии с положениями статьи 30, части 3 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, администрация Солецкого муниципального района обязана нести бремя по содержанию принадлежащего ей имущества.

Управляющей компании дом в управление не передавался, поэтому другого субъекта ответственности по делу не имеется.

Принимая во внимание, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано подлежащим капитальному ремонту, администрацией Солецкого муниципального района, которая является собственником спорной квартиры, не принималось должных мер по осуществлению капитального ремонта и поддержанию указанного жилого помещения в надлежащем для его эксплуатации состоянии, тем самым нарушены права и законные интересы граждан на проживание в условиях, отвечающих установленным требованиям, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.

Обсуждая вопрос о сроке проведения ремонтных работ, суд считает, что заявленный прокурором срок до 30 июня 2019 года является разумным. Кроме того, представитель ответчика не возражала против заявленного срока.

Доводы представителя ответчика о том, что спорный дом может быть признан аварийным до срока, указанного прокурором в исковом заявлении, что приведет к не целесообразности проведения работ по перекладке печей, в связи с тем, что дом находится в неудовлетворительном состоянии и включен в Программу Солецкого городского поселения «Улучшение жилищных условий граждан и повышение качества жилищно-коммунальных и бытовых услуг на территории Солецкого городского поселения на 2016-2020 годы», которой предусмотрено проведение технического обследования специализированной организацией несущих и ограждающих конструкций дома <адрес> в 2019 году, суд считает не состоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела, носят предположительный характер.

Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 56, 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области удовлетворить.

Обязать администрацию Солецкого муниципального района в срок до 30 июня 2019 года выполнить работы по перекладке печей в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, расположенном по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Ю.В. Матей

Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2018 года.

Председательствующий Ю.В. Матей