Дело №2-787/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2014 года с.Устье, Усть-Кубинский район,
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе председательствующего, судьи Полицына С.И.,
при секретаре Менемчиадис Ю.Н.,
с участием представителя истца, заместителя прокурора Усть-Кубинского района Смирнова А.Н.,
представителя ответчика администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, по доверенности ФИО1,
представителя третьего лица Некоммерческого партнерства «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области», по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Кубинского района Вологодской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о признании недействующими постановлений администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области от 16.07.2013г. №710 и от 10.09.2013г. №975,
у с т а н о в и л:
Прокурор Усть-Кубинского района Вологодской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о признании недействующими постановлений администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области от 16.07.2013г. № и от 10.09.2013г. №975.
В обоснование иска указал, что администрацией Усть-Кубинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «О предварительном согласовании места размещения зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного назначения». Данным постановлением Некоммерческому партнерству «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области» предварительно согласовано место размещения зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного назначения на земельном участке площадью 38 000кв.м, расположенном по адресу: <адрес> данным постановлением утвержден акт о выборе земельного участка с материалами предварительного согласования места размещения объекта, а так же схема расположения земельного участка на фрагменте кадастрового плана территории. Постановление принято на основании полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, но при его принятии допущены грубые нарушения требований действующего законодательства, установленные Земельным кодексом РФ. Администрацией Устьянского сельского поселения в районной газете «Северная Новь» ДД.ММ.ГГГГ размещено объявление о предстоящем отводе земельного участка ориентировочной площадью 38 000кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для строительства зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного назначения. Вместе с тем, комиссией под председательством первого заместителя Главы Усть-Кубинского муниципального района ФИО7 по заказу Некоммерческого партнерства «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области» Акт выбора земельного участка для строительства зданий, строений сооружений культурного, спортивно-оздоровительного назначения составлен 24 апреля 2013 года, то есть почти за два месяца до публикации в газете объявления о предстоящем отводе, а постановление администрации Усть-Кубинского муниципального района № «О предварительном согласовании места размещения зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного назначения» принято ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения месячного срока для принятия претензий, установленного объявлением, опубликованным 21.06.2013г.. Информация, размещенная администрацией Устьянского сельского поселения в районной газете «Северная Новь» от ДД.ММ.ГГГГ вводит граждан в заблуждение относительно намерений администрации в отношении данного участка. Территория, на которой находится испрашиваемый земельный участок площадью 38 000кв.м, относится к зоне рекреационного назначения Р-2 «зона леса», и предназначена для сохранения в структуре населенного пункта лесных массивов, их благоустройства и использования в рекреационных целях. Рекреационные зоны формируются на землях общего пользования, что определяет дополнительные ограничения и запреты по ее использованию. Земельный участок площадью 38 000кв.м расположен в месте отдыха граждан, на территории общего пользования, предоставление данного участка в аренду и строительство на нем разного рода объектов, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, и должно обеспечивать свободный, беспрепятственный доступ граждан к данной территории. При предварительном согласовании места размещения зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного назначения земельном участке площадью 38 000кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, не было учтено назначение земельного участка, не был обеспечен свободный, беспрепятственный доступ граждан к данной территории, как территории общего пользования. В акте выбора земельного участка такая информация не отражена, ограничения и запреты относительно использования земли, с учетом ее категории, в акте не указаны. Указывая на то, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании места размещения зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного назначения» принято в нарушение требований действующего законодательства и является незаконным, прокурор рассматривает как незаконное и постановление от 10.09.2013г. № «О предоставлении земельного участка в аренду некоммерческому партнерству «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области», как принятое на основании незаконного постановления №710. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы района внесено представление об устранении нарушений закона, выявленных при предоставлении земельного участка площадью 38 000кв.м, а ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации Усть-Кубинского муниципального района внесен протест на постановление от ДД.ММ.ГГГГ №710, вместе с тем незаконные постановления об утверждении акта выбора земельного участка и предоставлении земельного участка в аренду отменены не были. Прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц просит, как принятые в нарушение норм действующего законодательства, признать недействующими постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области от 16.07.2013г. № и от 10.09.2013г. №975.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено некоммерческое партнерство «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области».
В судебном заседании заместитель прокурора Смирнов А.Н., поддержал исковые требования в полном объеме и подтвердил приведенные в заявлении доводы, дополнительно пояснил, что исковые требования прокурора обусловлены многочисленными обращениями граждан в прокуратуру, была проведена прокурорская проверка, но администрация района при рассмотрении представления прокурора от 26.12.2013г. и протеста от ДД.ММ.ГГГГ, согласившись с нарушениями, постановления № и № отменять не стала. С учетом предпринятых прокуратурой мер реагирования, не усматривает пропуска срока обращения в суд с исковыми требования, а сами заявленные требования направлены на защиту прав граждан.
Представитель ответчика администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области ФИО1, действующая на основании доверенности от 04.02.2014г. №3, в удовлетворении исковых требований просила отказать, полагает, что при предоставлении земельного участка площадью 38 000кв.м администрацией района был соблюден порядок, установленный Земельным кодексом Российской Федерации. Считает, что выбор земельного участка осуществлен до публикации в газете «Северная новь» информации о возможном предоставлении земельного участка в соответствие с требованиями ч.ч.2,3 ст.31 ЗК РФ. Если в заявлении Некоммерческого партнерства о предоставлении участка не говорилось о том, какие объекты будут строиться, то вопрос строительства обсуждался в процессе подготовки акта выбора земельного участка. Полагает, что действия администрации района по предоставлению земельного участка площадью 38 000кв.м в аренду также соответствуют требованиям законодательства, так как такое решение может быть принято в течение трех лет с момента согласования места размещения объекта, а вид разрешенного использования подходит под требования Правил землепользования и застройки части территории Устьянского сельского поселения - <адрес>. Работники администрации, которые понесли дисциплинарную ответственность по представлению прокурора, были наказаны за работу со специалистами сельского поселения.
Представитель третьего лица Некоммерческого партнерства «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области» ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, полагает, что на основании постановлений № и № заключен договор аренды земельного участка, то есть регулируются экономические отношения, в связи с чем усматривает подсудность дела арбитражному суду, а также полагает, что истцом пропущен срок обращения в суд с заявленным требованием.
Выслушав объяснение прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Свидетель ФИО6 пояснил, что работает в должности начальника управления имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района. В администрацию района от Некоммерческого партнерства «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области» поступила заявка о предоставлении земельного участка для рекреационных целей. Рассматривалось несколько земельных участков, окончательно остановились на участке площадью 38 000кв.м. Наименования объектов, которые планировались к размещению, были озвучены Некоммерческим партнерством «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области», этим и определялся размер площади участка. Экономическое обоснование расчетов площади он не видел. В районной газете была произведена публикация об отводе земельного участка. Подробности выделения и предоставления земельного участка, он не помнит.
Свидетель ФИО7 пояснил, что с февраля до ДД.ММ.ГГГГ исполнял обязанности Главы Усть-Кубинского района. Некоммерческое партнерство «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области» обратилось в администрацию района с заявлением о выделении земельного участка. Процедурой предоставления участка занималось Управление имущественных отношений, по результатам которой подготовлены постановления от 16.07.2013г. № и от 10.09.2013г. №975. Объекты строительства и их объемы обсуждались в ходе деловых разговоров, но письменного обоснования он не видел. Был ли соблюден месячный срок между публикацией информации в газете о предстоящем отводе земельного участка до принятия постановления от 16.07.2013г. № «О предварительном согласовании места размещения зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного назначения», он не помнит. Учитывались ли требования правил землепользования и застройки части территории Устьянского сельского поселения - с.Устье, утвержденных постановлением администрации Устьянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № при отводе земельного участка, ему неизвестно.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией под председательством первого заместителя Главы Усть-Кубинского муниципального района ФИО7 по обращению Некоммерческого партнерства «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области» от ДД.ММ.ГГГГ составлен акт выбора земельного участка для строительства зданий, строений сооружений культурного, спортивно-оздоровительного назначения.
В соответствии с п.1 ст.31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Нормами п.5 ст.30, ст.ст.21, 32 ЗК РФ детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:- обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования(п.2 ст.31 ЗК); - информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства(п.3 ст.31 ЗК РФ); - оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны ( п.5 ст.31 ЗК РФ); - принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта ( п.6 ст.31 ЗК РФ); - в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п.8 ст.31 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, пояснений сторон и показаний свидетелей Некоммерческим партнерством «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области» в орган местного самоуправления обоснования примерного размера участка, необходимого для размещения объектов, сведений о конкретных объектах которые предполагается разместить на испрашиваемом земельном участке указанной площади не предоставлено, а само обращение Некоммерческого партнерства «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области» от 29.08.2012 не содержало сведений о необходимости предоставления земельного участка именно для целей строительства. Органом местного самоуправления сведения о возможности обеспечения испрашиваемого земельного участка объектами инженерной инфраструктуры не запрашивались. Технические условия на электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение в соответствии с дислокацией участка в водоохраной зоне отсутствуют.
Таким образом, у администрации Усть-Кубинского муниципального района отсутствовали основания для инициирования процедуры выбора земельного участка для строительства.
В соответствии с п.3 ст.31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. На данной стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения.
По смыслу положений указанного пункта ст.31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Данная норма призвана обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Устьянского сельского поселения в районной газете опубликовано объявление, согласно которому население информируется «о предстоящих отводах земельных участков». Указанная в объявлении информация не соответствует требованиям пункта 3 статьи 31 ЗК РФ в части содержания сведений о предстоящем действии в виде предоставления земельных участков, вводит граждан в заблуждение относительно намерений администрации. В указанном объявлении установлен месячный срок для предъявления претензий. Само объявление опубликовано спустя практически два месяца после составления ДД.ММ.ГГГГ акта выбора земельного участка, в связи с чем, смысл такой информации утрачивается.
Постановлением временно исполняющего полномочия Главы района первым заместителем Главы района ФИО7 № от ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения Некоммерческого партнерства «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области» от ДД.ММ.ГГГГ утверждены материалы предварительного согласования места размещения объекта земельного участка площадью 38 000кв.м до истечения месячного срока, указанного в публикации для предъявления претензий или подачи заявок.
При предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта учитываются положения п.2 ст.85 ЗК и ст.1, п.4 ст.30 ГрК РФ, определяющих территориальные зоны.
Согласно п.п.7 ст.1 ГрК РФ территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Постановлением администрации Устьянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены правила землепользования и застройки части территории Устьянского сельского поселения - с.Устье. В соответствии п.1.4 градостроительного регламента использования территориальных зон с.Устье, территория на которой находится испрашиваемый земельный участок площадью 38 000кв.м относится к зоне рекреационного назначения Р-2 «зона леса», и предназначена для сохранения в структуре населенного пункта лесных массивов, их благоустройства и использования в рекреационных целях. Основными видами разрешенного использования зоны рекреационного назначения Р-2 являются: древесная и кустарниковая растительность; парки, лесопарки; питомники; объекты отдыха и туризма; места для пикников; малые архитектурные формы; сооружения линий электропередач.
Постановлением Правительства Вологодской области от 12.07.2010г. № утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования Вологодской области. Согласно 2.4.6 данных нормативов рекреационные зоны формируются на землях общего пользования(парки, сады, скверы, бульвары и другие озелененные территории общего пользования). При этом должны соблюдаться соразмерность застроенных территорий и открытых незастроенных пространств и обеспечиваться удобный доступ к рекреационным зонам.
Земельный участок площадью 38 000кв.м расположен в зоне рекреационного назначения Р-2 «зона леса», в пределах территории общего пользования, в водоохранной зоне р.Кубена, а его территория частично занята зелеными насаждениями, что свидетельствует о правильности отнесения его к рекреационной зоне и территории общего пользования. В соответствии с п.3 ч.2 ст.94 Земельного кодекса РФ рекреационные зоны относятся к землям особо охраняемых территорий, что определяет дополнительные ограничения и запреты по ее использованию.
Федеральный закон от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определил, что земельные участки в составе земель общего пользования(площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) не подлежат отчуждению(ст.28).
При предварительном согласовании места размещения зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного назначения на земельном участке площадью 38 000 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, должны быть учтены вышеперечисленные требования законодательства, обеспечен свободный, беспрепятственный доступ граждан к данной территории, как территории общего пользования. Однако в акте выбора земельного участка, информация о том, что земельный участок расположен на территории общего пользования, в зоне рекреационного назначения не отражена. Ограничения и запреты, установленные земельным законодательством относительно использования земель указанной категории, в акте не указаны.
Таким образом, постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании места размещения зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного назначения» принято в нарушение требований действующего законодательства, не позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка, а также предоставляет не предусмотренных законодательством преимуществ Некоммерческому партнерству «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области», в связи с чем является незаконным.
На основании результатов предварительного согласования места размещения зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного назначения, утвержденных постановлением администрации Усть-Кубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Усть-Кубинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «О предоставлении земельного участка в аренду некоммерческому партнерству «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области», в соответствии с которым Некоммерческому партнерству «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области» в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов, кадастровый номер 35:11:0403011:77, площадью 38000кв.м, расположенный по адресу: <адрес> для строительства зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного назначения.
Постановление администрации района от 10.09.2013г. № «О предоставлении земельного участка в аренду некоммерческому партнерству «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области», принято на основании незаконно принятого постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и с нарушением установленной Земельным кодексом РФ процедуры предоставления земельного участка, поэтому оно так же является незаконным.
Кроме того, в силу ч.3 ст.61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Согласно решению Арбитражного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ года(дело №А13-648/2014), измененному в части распределения судебных расходов решением четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014г., признан недействительным договор аренды земельного участка отДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером 35:11:0403011:77, расположенного: по адресу: <адрес>, площадью 38000кв.м с разрешенным использованием для строительства зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного назначения, заключенный между Управлением имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района и Некоммерческим партнерством «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области» в связи с нарушением процедуры, установленной земельным законодательством, без учета интересов местного населения; с предоставлением преимущественного положения Некоммерческому партнерству «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области» в условиях ограничения доступа других лиц, которые могли претендовать на получение земельного участка в аренду в нарушение установленного статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрета осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, предоставление незаконной преференции и создание дискриминационных условий.
Доводы представителя третьего лица о том, что рассматриваемый спор относится к подсудности арбитражного суда, поскольку является экономическим спором, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, является неосновательным, так как исковые требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц, в том числе граждан - физических лиц и обусловлены защитой их прав и интересов, не связанных со сферой предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд также не усматривает пропуска срока для обращения с исковыми требованиями. Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Из представленных в деле обращений граждан следует, что они поступили в прокуратуру района не ранее середины декабря 2013 года. В ходе прокурорской проверки в досудебном порядке представлением от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы района и протестом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации района, в порядке осуществления полномочий прокурором заявлены требования об устранении нарушений закона, оставленные без удовлетворении, что и обусловило необходимость судебного обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 235 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Усть-Кубинского района Вологодской области, поданный в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц кадминистрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области,удовлетворить.
Признать недействующими постановление администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области от 16.07.2013г. № «О предварительном согласовании места размещения зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного назначения» и постановление от 10.09.2013г. № «О предоставлении земельного участка в аренду некоммерческому партнерству «Центр содействия реализации проектов и программ Вологодской области», как принятые в нарушение норм действующего законодательства.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме оно может быть обжаловано сторонами в Вологодский областной суд путем подачи жалобы через Сокольский районный суд.
Судья С.И. Полицын
Справка: Решение не обжаловано, вступило в законную силу 22.07.2014 года
Судья С.И.Полицын