ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-787/2016 от 21.07.2016 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Советская Гавань 21 июля 2016 года

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Манушенковой Н.Б.

при секретаре Смирновой И.В.

с участием помощника Советско-Гаванского городского прокурора Номоконовой Е.С.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края о признании действий по начислению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом минимального размера пенсии в размере <данные изъяты> рублей, без учета компенсации в размере <данные изъяты> рублей, без учета надбавки на двух иждивенцев незаконными, признании действий по начислению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ без районного коэффициента <данные изъяты> и индивидуального коэффициента <данные изъяты> незаконными, признании действий по применению в расчете пенсии индивидуального коэффициента <данные изъяты> незаконными; возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индивидуального коэффициента <данные изъяты> возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом минимального размера пенсии <данные изъяты>, с учетом компенсации в размере <данные изъяты> рублей, с учетом надбавки на двух иждивенцев в размере <данные изъяты> рублей; возложении обязанности включить период учебы в высшем учебном заведении в общий трудовой стаж, произвести перерасчет и выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента <данные изъяты> и индивидуального коэффициента <данные изъяты> возложении обязанности восстановить документы пенсионного дела

У С Т А Н О В И Л:

Советско-Гаванский городской прокурор обратился в суд в интересах ФИО1 ФИО1 назначена пенсия в соответствии со ст. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон ), в связи с работой на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, наличием необходимого стажа.. В соответствии со ст. 91 Закона подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

Как следует из протокола заседания комиссии по назначению пенсии при исполкоме Совгаванского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ, пенсия ФИО1 назначена в соответствии со ст. 14 Закона , по специальному стажу в календарном порядке в связи с осуществлением трудовой деятельности в районах Крайнего Севера, а также в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Согласно представлению о назначении пенсии, имеющемуся в пенсионном деле заявителя, общий трудовой стаж ФИО1 составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты>, льготный стаж - <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня. Требуемый стаж для назначения пенсии составляет <данные изъяты>. При расчете заработка для исчисления пенсии применен коэффициент <данные изъяты> заработок, принятый для расчета пенсии, указан <данные изъяты>, с учетом <данные изъяты> % - <данные изъяты>, максимальный размер пенсии <данные изъяты> общий размер пенсии - <данные изъяты>. Пенсия подлежит выплате с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно расчету стажа ФИО1, имеющемуся в пенсионном деле, в стаж вошел период обучения заявителя в высшем учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, трудовой стаж заявителя увеличился на <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней и составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней, календарный – <данные изъяты> дней (лист пенсионного дела <данные изъяты>). Однако, согласно ответу УПФР в Советско-Гаванском районе Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии заявителя исчислен исходя из <данные изъяты> лет общего трудового стажа и среднемесячного заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. Осовремененный средний заработок на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб. По заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на нетрудоспособных иждивенцев ФИО2 и ФИО3 установлена надбавка в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> * 2), в связи с чем, размер пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб. В ответах пенсионного фонда за разные периоды имеются противоречия во включении в общий трудовой стаж периода учебы заявителя в высшем учебном заведении. Однако, несмотря на разницу в <данные изъяты> года в трудовом стаже заявителя, размер пенсии ФИО1 исходя из <данные изъяты> лет стажа и <данные изъяты> лет составляет <данные изъяты> руб. Кроме того, в представлении о назначении пенсии среди периодов, засчитанных в трудовой стаж, период обучения отсутствует, что свидетельствует о не включении указанного периода в общий трудовой стаж при назначении пенсии. Также в ходе проведенной проверки установлено, что в пенсионном деле ФИО1 отсутствуют документы по начислению и расчету пенсии ФИО1 за период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год. Согласно ответу на обращение, в УПФР имеется информация за период с ДД.ММ.ГГГГ, которая направлена заявителю. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ УПФР в Советско-Гаванском районе Хабаровского края указывает на отсутствие возможности предоставить заявителю по запросу документы о перерасчете пенсии, поскольку соответствующие документы являются внутренними документами УПФР. Полагает, что до ДД.ММ.ГГГГ перерасчет пенсии ФИО1 не производился, поскольку подтверждающие данное обстоятельство документы в материалах пенсионного дела отсутствуют. Как следует из ответа ОПФР по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ пенсия ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рассчитана следующим образом: <данные изъяты> руб., где <данные изъяты> (минимальный размер пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации (далее по тексту - Закон ); 3 - ограничение для максимального размера пенсии; 1,2 - повышение размера пенсии на 20 % за стаж выше установленного; 1,5 - районный коэффициент. Однако, в соответствии со ст. 1 Закона минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установлен в сумме <данные изъяты> рублей в месяц, что не было учтено. В нарушение п. "б" ч. 1 ст. 21 Закона надбавка, предусмотренная законом на двух нетрудоспособных иждивенцев, при назначении ФИО1 пенсии не учтена. Соответствующая выплата назначена ФИО1 лишь с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за октябрь-декабрь <данные изъяты> года выплата на нетрудоспособных иждивенцев ФИО1 не произведена. Кроме того, расчет пенсии произведен в том числе и без учета компенсационной выплаты, которая, как следует из ответа ОПФР по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, на дату назначения пенсии составила <данные изъяты> руб. Расчет пенсии ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ должен выглядеть следующим образом: 1) <данные изъяты> руб. 2) <данные изъяты> руб. С ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии ФИО1 должен составлять <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>).

Кроме того, в соответствии с Федеральными законами о повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации, пенсия истицы подлежала индексации и с ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 550 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации" в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации и повышения жизненного уровня пенсионеров для лиц, размер пенсии которых превышает <данные изъяты> рублей в месяц, компенсационная выплата увеличена с <данные изъяты> тыс. рублей до <данные изъяты> тыс. рублей в месяц. Согласно материалам пенсионного дела соответствующая компенсационная выплата ФИО1 не производилась.

Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (Далее по тексту – Закон № 113-ФЗ). С момента вступления в силу указанного закона государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в связи с ростом заработной платы в стране исчислялись и подлежали расчету путем применения индивидуального коэффициента пенсионера. Ссылаясь на ст. 7 Закона № 113-ФЗ, прокурор полагает, что индивидуальный коэффициент ФИО1 составил бы <данные изъяты> из расчета: за период работы с ДД.ММ.ГГГГ года по 1978 год включительно среднемесячная заработная плата заявителя составила 330,76, среднемесячная заработная плата в стране за соответствующий период составляла 153,92.

Кроме того, согласно материалам пенсионного дела с <данные изъяты> года по ДД.ММ.ГГГГ при начислении и перерасчете пенсии ФИО1 применялся районный коэффициент 1,5, однако с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время применяется коэффициент 1,4. Однако, решением Хабаровского крайисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N 154 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих" по Советско-Гаванскому району к заработной плате установлен районный коэффициент 1,5. Данное постановление действует с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Следовательно, при расчете пенсии ФИО1 должен быть применен коэффициент 1,5.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем министра труда и социального развития Российской Федерации и ДД.ММ.ГГГГ председателем правления Пенсионного фонда Российской Федерации утверждены Рекомендации по реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Пункт 8.4 Рекомендаций предписывает ограничивать в размере 1,2 общую сумму пенсий, включая все предусмотренные пенсионным законодательством надбавки, повышения, а в соответствующих случаях и компенсационную выплату, устанавливаемые к пенсии. Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 8.4 Рекомендаций по реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", направленные письмом Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, признан незаконным. Таким образом, индивидуальный коэффициент в размере <данные изъяты> который, как следует из материалов пенсионного дела, применен при расчете пенсии ФИО1, применению не подлежал.

Кроме того, базовая часть установленной ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 пенсии в размере <данные изъяты> руб. не умножена на районный коэффициент <данные изъяты> установленный по <адрес> решением исполкома Краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях). В соответствии с данным законом размер базовой части пенсии ФИО1 должен быть увеличен на коэффициент <данные изъяты> вместо <данные изъяты>

Кроме того, в нарушение ч. 11 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 213-ФЗ фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в месяц. Соответствующий размер базовой пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ не установлен. Таким образом, в нарушение требований Закона при назначении пенсии ФИО1 допущены нарушения порядка расчета пенсии, что повлекло ее существенное уменьшение.

Прокурор просит: Признать действия по начислению ФИО1 пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом установленного минимального размера пенсии на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., без учета компенсации в размере <данные изъяты> руб., без учета надбавки за двух иждивенцев в размере <данные изъяты> руб. незаконными. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Советско-Гаванском районе произвести ФИО1 перерасчет и выплату неполученной части пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом установленного на ДД.ММ.ГГГГ минимального размера пенсии <данные изъяты> руб., компенсации в размере <данные изъяты> руб., надбавки на двух иждивенцев в размере <данные изъяты> руб.

Признать действия Управления Пенсионного фонда РФ в Советско-Гаванском районе по начислению ФИО1 пенсии с ДД.ММ.ГГГГ без учета районного коэффициента <данные изъяты> индивидуального коэффициента ФИО1 в размере <данные изъяты> незаконными. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советско-Гаванском районе произвести перерасчет и выплату пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента к заработной плате в размере <данные изъяты> индивидуального коэффициента ФИО1 в размере <данные изъяты>

Признать действия Управления пенсионного Фонда РФ в Советско-Гаванском районе по применению при расчете пенсии ФИО1 индивидуального коэффициента <данные изъяты> незаконными.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Советско-Гаванском районе произвести перерасчет и выплату пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индивидуального коэффициента <данные изъяты>

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Советско-Гаванском районе включить в общий трудовой стаж ФИО1 период обучения в <данные изъяты> государственном <данные изъяты> институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советско-Гаванском районе восстановить документы пенсионного дела о начислении и перерасчете пенсии ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиком Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края представлены возражения на иск (л.д. 131), дополнения к возражения, согласно которым Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края (далее Управление ПФР) иск не признает, так как пенсия ФИО1 исчислялась и выплачивалась в соответствии с нормами законодательства. В соответствии со ст.118-119 Федерального закона пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. ФИО1 обратилась за назначением трудовой (страховой) пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в связи с работой на Крайнем Севере. Так как на момент обращения ФИО1 исполнилось <данные изъяты> лет, необходимый стаж <данные изъяты> лет у нее был, то решением ПФР от ДД.ММ.ГГГГ ей с ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия в размере <данные изъяты> рублей. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О компенсационных выплатах пенсионерам» к пенсии производилась компенсационная выплата в размере <данные изъяты> рублей в месяц. В районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, указанные выплаты увеличивались на размер такого коэффициента <данные изъяты> Пенсия, рассчитанная в соответствии с требованиями Закона на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб.: <данные изъяты> где <данные изъяты> - установленный минимальный размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом повышения на 20% в соответствии с Федеральным законом № 31-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О повышении минимального размера пенсии»; 3 - ограничение для максимального размера пенсии; 1,2 - повышение размера пенсии на 20% за стаж сверх требуемого (требовался <данные изъяты> лет, а у ФИО1 - более <данные изъяты> лет) <данные изъяты> - районный коэффициент. С ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии с учетом компенсационной выплаты и надбавки на детей, которая стала выплачиваться с ДД.ММ.ГГГГ в размере: <данные изъяты> руб. = <данные изъяты><данные изъяты> х 2, составил <данные изъяты> руб. (распоряжение ПФР от ДД.ММ.ГГГГ). Общая сумма начислений ДД.ММ.ГГГГ с учетом компенсационной выплаты, которая с учетом районного коэффициента с ДД.ММ.ГГГГ была равна <данные изъяты> руб., составила <данные изъяты> руб. Компенсационная выплата устанавливалась Указами Президента и выплачивалась на их основании, поэтому в пенсионном деле указанные выплаты не отражались, хотя и выплачивались вместе с пенсией за текущий месяц. В соответствии со ст. 112 Закона 340-1, постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964г / "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственного обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных в районам Крайнего Севера" в Советско-Гаванском районе районный коэффициент для расчета пенсии установлен в размере <данные изъяты> Повышенный районный коэффициент в размере <данные изъяты>, Решением Хабаровского крайисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N 154"О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих", в целях пенсионного обеспечения применяться не может, поскольку не является единым, не был установлен в централизованном порядке органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти Российской Федерации. Изменения в размере применяемого к пенсиям районного коэффициента с 1,5 на 1,4 были произведены на основании постановления Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно разъяснениям которого для целей пенсионного обеспечения должен применяться районный коэффициент, установленный для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Таким образом, с указанного момента к пенсиям всех пенсионеров на территории Советско-Гаванского района применяется коэффициент <данные изъяты> Взыскание с пенсионеров переплаченных пенсий с применением коэффициента <данные изъяты> Пенсионным фондом не производилось. Статьей 91 Закона РФ N 340-1 было предусмотрено, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включалось в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона. Действующими впоследствии Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обучение в составе общего трудового и страхового стажа более не учитывалось. Однако включение или не включение в общий стаж периода обучения на размер пенсии, назначенной ФИО1 не влияет. Во-первых, пенсия ей была назначена исходя из льготного стажа работы в МКС, а не на общих основаниях. Во-вторых, согласно нормам Закона РФ N 340-1 размер пенсии определялся в процентном отношении от осовремененного среднемесячного заработка. При стаже для женщины 20 лет - 55% заработка, за стаж свыше 20 лет - увеличение на 1% за каждый полный год работы, но не более <данные изъяты> среднемесячного заработка, стаж свыше 40 лет для женщин не учитывался. При этом применялось льготное исчисление к периодам работы в северных районах- 1 год работы учитывался за <данные изъяты> месяцев. На дату назначения пенсии трудовой стаж ФИО1 составил <данные изъяты> календарных лет, а общий стаж с учетом периода обучения в ДД.ММ.ГГГГ гг. и льготного исчисления (в полуторном размере) периодов работы на Севере - ДД.ММ.ГГГГ лет. Однако статьей 18 Закона рассчитанная пенсия ограничивалась максимальным размером, равным трем минимальным пенсиям по старости с увеличением на проценты за стаж сверх требуемого, но не более чем на 20%, то есть учитывалось только 20 лет стажа сверх требуемых 20. В-третьих, с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ (ст. 30) одновременно с отменой льготного исчисления стажа в полуторном размере и исключения из общего стажа периода обучения, для северян было предусмотрено, например, применение более высокого, чем по стране отношения средней заработной платы пенсионера к средней зарплате по стране, с учетом размера районного коэффициента (1,4 для Совгавани) и увеличением базового размера пенсии на районный коэффициент. Позиция ПФР в этой части соответствует Постановлению Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П, которым положения Закона № 173-ФЗ были признаны не противоречащими Конституции. С ДД.ММ.ГГГГ. размер получаемой ФИО1 пенсии был пересчитан в соответствии со статьей 7 Закона в редакции, с изменениями внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", по более выгодному альтернативному варианту с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). С ДД.ММ.ГГГГ ее пенсия составила: по Закону № 113-ФЗ <данные изъяты> руб.* <данные изъяты>= <данные изъяты>2 иждивенца) = <данные изъяты> руб., Отношение среднемесячной зарплаты пенсионера к среднемесячной зарплате пенсионера по стране = <данные изъяты><данные изъяты> руб.=<данные изъяты> руб.* <данные изъяты> = <данные изъяты>, где <данные изъяты> руб. - средняя зарплата по стране, <данные изъяты> – ИКП, <данные изъяты> - сумма <данные изъяты>%) за 20 лет стажа + <данные изъяты> за каждый год свыше 20 лет, у ФИО1 - <данные изъяты> календарных лет, т.е. <данные изъяты> за <данные изъяты> лет (1% за каждый год). По Закону ,29 * 3 = <данные изъяты> (иждивенцы ) + <данные изъяты> компенсация = <данные изъяты> рублей. Затем с <данные изъяты>. на основании заявления и представленной справки о заработной плате за период работы с <данные изъяты><данные изъяты> годы ФИО1 был произведен перерасчет пенсии. Ее размер увеличился на <данные изъяты> руб. и составил <данные изъяты> рублей. Кроме того, Индивидуальный коэффициент пенсионера, во-первых, определялся в соответствии с частью второй статьи 1 Закона № 113-ФЗ, а не частью четвертой данной статьи, во-вторых, не может ограничивать отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, поскольку выводится через это отношение, в-третьих, не может быть установлен в размере <данные изъяты> для тех пенсионеров, у которых он фактически меньше этого значения. Кроме того, из всего текста Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" следует, что ограничение может касаться лишь составных частей индивидуального коэффициента пенсионера, а именно: размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа (не более <данные изъяты> процентов, т.е. ограничительный коэффициент <данные изъяты>), и отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране (ограничительный коэффициент не свыше <данные изъяты> Таким образом ФИО1 не мог быть установлен индивидуальный коэффициент в размере <данные изъяты> Пенсионное дело ФИО1 является полным, никакие документы из него утрачены не были. Отсутствие документов за период с декабря 1994 года по ДД.ММ.ГГГГ связано с тем, что пенсионер не обращался в указанный период в ПФР с заявлениями о перерасчете пенсии и не предоставлял никаких документов. Выплата пенсии производилась не Управлением пенсионного фонда в Советско-Гаванском районе, а Центром по выплате пенсии Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Хабаровском крае. В соответствии с приказом Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГн, действующим на момент обращения ФИО1 в суд, документы о выплате и доставке пенсии хранятся 10 лет, начиная с года, следующего за годом их формирования, а значит в настоящее время, а поэтому руководствуясь даже этим документом все документы о выплате пенсий за пределами 10-летнего срока могли быть уничтожены с момента вступления в силу данного приказа, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в распоряжении суда есть официальный ответ Центра по выплате пенсий о том, что документы по выплате хранились не более 5 лет.

В судебном заседании помощник Советско-Гаванского городского прокурора Номоконовой Е.С. исковые требования поддержала, уточнила, что в первом исковом требовании вместо даты « ДД.ММ.ГГГГ» следует читать « ДД.ММ.ГГГГ»

В судебном заседании истец ФИО1 не участвовала.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержала полностью. Пояснила что, ей не могли назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, назначили с ДД.ММ.ГГГГ, первую пенсию получила в ноябре в почтовом отделении, в каком размере получила пенсию в ноябре-декабре ДД.ММ.ГГГГ не помнит. Районный коэффициент снизили до <данные изъяты> неправомерно. Решение исполнительного комитета Хабаровского краевого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ применяется по настоящее время, там указан единый коэффициент <данные изъяты> За <данные изъяты> по <данные изъяты> годы ей выходил индивидуальный коэффициент <данные изъяты> а за ДД.ММ.ГГГГ годы выходил <данные изъяты>, но ей его не применили. Применили <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ должны были применить а должен был быть <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме. По документам с сентября ДД.ММ.ГГГГ пенсия ее матери ФИО1 рассчитывается с учетом индивидуального коэффициента <данные изъяты> С <данные изъяты> года он пишется как ИК, а до этого указывается как отношение з/п к з/с <данные изъяты> сверху в расчетах. В ДД.ММ.ГГГГ году взяты коэффициенты хаотично. Рекомендации Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ о реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" применили незаконно, их отменил Верховный суд, значит коэффициент <данные изъяты> не должны были применять. В <данные изъяты> году Указ президента от ДД.ММ.ГГГГ о том, что коэффициент не должен превышать <данные изъяты> Компенсационные выплаты в деле отсутствуют, выплатных листов нет. Компенсационная выплата незаконно не умножалась на районный коэффициент. Минимальный размер пенсии <данные изъяты> руб. на <данные изъяты> не был применен. До <данные изъяты> размер пенсии истицу устраивал, пенсию получала полностью, затем в ДД.ММ.ГГГГ отцу неправильно посчитали стаж, и решили проверить стаж истицы, оказалось, что нет документов в пенсионном деле о выплатах, проверить размер пенсии не может, т.к. нет документов. Истец вышла на пенсию по ст.14 340-ФЗ, ей должны были применить расчет только по ст.16 ФЗ, почему то к ней применили ст. 18, почему ей уменьшили пенсию, не понятно. В постановлении Минтруда и соцразвития от ДД.ММ.ГГГГ указано, что районный коэффициент остается прежний, ей применили <данные изъяты> незаконно. Иждивенцам должны были применять районный коэффициент, но надбавку на иждивенцев <данные изъяты> рублей не умножали на <данные изъяты>

В судебном заседании представители ответчика УПФР в Советско-Гаванском районе Хабаровского края ФИО4 и ФИО5 исковые требования не признали, поддержали письменные возражения, дали аналогичные пояснения.

Суд, заслушав участников, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.

По первому требованию: о признании действий по начислению ФИО1 пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом установленного минимального размера пенсии на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., без учета компенсации в размере <данные изъяты> руб., без учета надбавки за двух иждивенцев в размере <данные изъяты> руб. незаконными; возложении обязанности на Управление Пенсионного Фонда РФ в Советско-Гаванском районе произвести ФИО1 перерасчет и выплату неполученной части пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом установленного на ДД.ММ.ГГГГ минимального размера пенсии <данные изъяты> руб., компенсации в размере <данные изъяты> руб., надбавки на двух иждивенцев в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно ст. 16 Закона ( в редакции на 05.10.1994г) размер пенсии устанавливается в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии при назначении пенсии по основаниям предусмотренным статьями 10-12 Закона, а при назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона, как в случае с истицей, увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии. Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка. Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть первая статьи 17 Закона. Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.(ст.18)

К пенсии устанавливаются надбавка в том числе на нетрудоспособных иждивенцев (статьи 50 - 53 Закона), если они сами не получают какой-либо пенсии.

Надбавка на нетрудоспособных иждивенцев выплачивается неработающим пенсионерам (ст. 21)

Пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 119 Закона. Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и документов по почте, днем обращения считается дата их отправления. (ст. 118)

Размер назначенной пенсии изменяется: при возникновении права на ее повышение - с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился с заявлением о повышении пенсии со всеми необходимыми документами; при наступлении обстоятельств, влекущих уменьшение пенсии, - с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.(ст. 121)

ФИО6 обратилась за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколу заседания комиссии по назначению пенсии при исполкоме Совгаванского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ, пенсия ФИО1 назначена в соответствии со ст. 14 Закона , в связи с наличием специального стажа и осуществлением трудовой деятельности в районах Крайнего Севера, а также в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ. Размер пенсии <данные изъяты> рублей рассчитан исходя из минимального размера, установленного на дату расчета ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей (т.1 л.136) следующим образом: <данные изъяты> где <данные изъяты> – ограничение для максимального размера пенсии; <данные изъяты>повышение размера пенсии на <данные изъяты> за льготный стаж сверх требуемого, <данные изъяты> – районный коэффициент. (л.д.50)

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 30-ФЗ "О повышении минимального размера пенсии» с ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер пенсии установлен <данные изъяты> рублей.

Федеральным законом № 31-ФЗ от 31.10.1994г «О повышении минимального размера пенсии» с ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер пенсии установлено <данные изъяты> рублей в месяц.

В дальнейшем минимальный размер пенсии повышался в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 160-ФЗ, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 55-ФЗ.

В силу ст. 7 Закона 340-1 (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ) пенсии подлежали индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни.

Согласно распоряжению ПФР от ДД.ММ.ГГГГ, размер пенсии истицы составил <данные изъяты> рублей : <данные изъяты> а с учетом надбавки на двух иждивенцев <данные изъяты> рублей, выплачиваемой с ДД.ММ.ГГГГ, составил <данные изъяты> рублей.

Согласно пенсионному удостоверению истицы, размер пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> рублей. (л.д.44)

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ истице рассчитана пенсия исходя из установленного законом минимального размера пенсии <данные изъяты> рублей, то есть в соответствии с установленным минимальным размером пенсии.

Доводы истицы об обратном суд считает несостоятельными по изложенным выше основаниям.

Компенсационные выплаты устанавливались Указами Президента РФ и выплачивались к пенсии. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 86 "О компенсационных выплатах пенсионерам" с ДД.ММ.ГГГГ размер компенсационной выплаты в сумме <данные изъяты> рублей. Пенсионерам, проживающим в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, компенсационные выплаты, предусмотренные настоящим постановлением, увеличиваются с учетом этого коэффициента. Компенсационная выплата на ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента составила ДД.ММ.ГГГГ. Последующими Указами Президента РФ повышались размеры компенсационных выплат пенсионерам.

В пенсионном деле имеются сведения о перерасчете пенсии на ДД.ММ.ГГГГ, из которого видно, что истице выплачивается компенсационная выплата к пенсии <данные изъяты> – пункт 7 расчета (л.д. 153). О наличии компенсационных выплат свидетельствуют и иные расчеты и распоряжения ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, компенсационные выплаты начислялись и выплачивались. Согласно расчету на ДД.ММ.ГГГГ пенсия истице начисляется с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Согласно действовавшему на тот период законодательству при исчислении пенсии с применением ИКП компенсационные выплаты не выплачивались (ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий").

Истец, полагая, что компенсационная выплата в размере <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ ей не выплачивалась, не приводит доказательства тому, что с ДД.ММ.ГГГГ к пенсии ей не выплачивалась компенсационная выплата в размере <данные изъяты> рублей, поясняя, что не помнит, какой размер пенсии получала. Представитель ответчика ФИО4 пояснила, что пенсионном деле не должны хранится документы об осуществлении компенсационных выплат и пенсии. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсии выплачивались Центром по выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае г. Хабаровск, выдавались в почтовых отделениях.

Доводы истицы и ее представителя о незаконности начисления ФИО1 пенсии на ДД.ММ.ГГГГ без учета компенсации в размере <данные изъяты> руб., требования о возложении обязанности произвести ФИО1 перерасчет и выплату неполученной части пенсии с ДД.ММ.ГГГГ без компенсации в размере <данные изъяты> руб., сводятся к тому, что отсутствуют в пенсионном деле документы о выплате пенсии за ноябрь, декабрь ДД.ММ.ГГГГ, из которого было бы видно, какой размер пенсии истице выплачен.

Данные доводы суд считает несостоятельными, поскольку отсутствие сведений в пенсионном деле о выплатах пенсии и компенсационных выплат к ней в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о том, что пенсия истице не выплачивалась либо выплачивалась в не законном размере. Как указано выше, выплата пенсии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилась Центром по выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае, лицевые счета велись до ДД.ММ.ГГГГ на бумажном носителе. В соответствии с Инструкцией по выплате пенсий и пособий предприятиями почтовой связи от ДД.ММ.ГГГГ на основании лицевых счетов оформлялись поручения и передавались в отделения почтовой связи, где пенсионер непосредственно получал пенсию. Документы о размере выплаченной истице пенсии в указанный период в УФСП Хабаровского края - филиал ФГУП «Почта России» не сохранены за истечением срока хранения. Пенсионное дело - это комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии, на основании которых установлена пенсия гражданину, обратившемуся за пенсией; соответственно, оно содержит документы необходимые для назначения или перерасчета пенсии. Непосредственные документы о выплате пенсии не хранились в пенсионном деле. (согласно Правилам обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета ее размера, утв.постановлением Минтруда N 17, ПФ РФ N 19пб от ДД.ММ.ГГГГ. )

Кроме того, согласно пояснениям представителя истца, размер пенсии до ДД.ММ.ГГГГ истицу полностью устраивал, положенную пенсию она получала, в ДД.ММ.ГГГГ обратилась ПФР для проверки пенсионного стажа и выяснила, что в пенсионном деле отсутствуют документы о выплатах за ДД.ММ.ГГГГ

С заявлениями о не начислении или не выплате ей компенсационной выплаты или надбавки на иждивенцев истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в орган по выплате пенсий она не обращалась, что также подтверждает доводы ответчика об исчислении и выплате истице пенсии, компенсации в соответствии с законом.

Доводы о том, что истице незаконно не выплачивалась надбавка на двух иждивенцев с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, суд признает несостоятельными.

Из копии пенсионного дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась за назначением надбавки на двух иждивенцев. Распоряжением органа, осуществляющего назначение и выплату пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, истице с ДД.ММ.ГГГГ установлена надбавка на двух иждивенцев по <данные изъяты> рублей на каждого. Надбавка установлена с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ст. 121 Закона 340-1 : с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился с заявлением о повышении пенсии со всеми необходимыми документами и в соответствии с требованиями ст. 21 Закона 340-1 : надбавка на нетрудоспособных иждивенцев выплачивается неработающим пенсионерам. Согласно трудовой книжке, истец уволена ДД.ММ.ГГГГ. Изложенное подтверждает законность и обоснованность назначения и выплаты надбавки на двух иждивенцев с ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> рублей.

По требованиям: о признании действий Управления Пенсионного фонда РФ в Советско-Гаванском районе по начислению ФИО1 пенсии с ДД.ММ.ГГГГ без учета районного коэффициента <данные изъяты> индивидуального коэффициента ФИО1 в размере <данные изъяты> незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента к заработной плате в размере <данные изъяты> индивидуального коэффициента ФИО1 в размере <данные изъяты>; признании действий по применению при расчете пенсии ФИО1 индивидуального коэффициента <данные изъяты> незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индивидуального коэффициента <данные изъяты>

Согласно копии пенсионного дела, до ДД.ММ.ГГГГ при расчете пенсии истице применялся районный коэффициент <данные изъяты> В расчете от <данные изъяты> (л.д.168-169) имеется указание на районный коэффициент <данные изъяты> При этом общий размер пенсии не уменьшился по сравнению с предыдущими данными о начислениях на л.д. 165 ( <данные изъяты> рубля), и составил <данные изъяты>.

Истец полагает, что ПФР незаконно не применял к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ районный коэффициент <данные изъяты>

С данными доводами суд не может согласиться, поскольку они не основаны на законе.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" минимальные и максимальные размеры трудовых и социальных пенсий определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Пунктом 55 постановления Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 162 установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.

Единый районный коэффициент для районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей не был установлен.

Таким образом, в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964г /П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственного обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных в районам Крайнего Севера", которым в Советско-Гаванском районе такой коэффициент установлен в размере <данные изъяты> к пенсиям подлежал применению районный коэффициент в размере <данные изъяты>

Вместе с тем, согласно копии пенсионного дела, до ДД.ММ.ГГГГ при расчете пенсии истице безосновательно применялся районный коэффициент <данные изъяты>, вместо <данные изъяты>

Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Федеральный закон N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в соответствии с которым порядок определения размера пенсии существенно отличается от порядка определения размера пенсии, установленного Федеральным законом N 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в РФ". Согласно статьям 16 - 19 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" N 340-1, размер пенсии определялся в процентном отношении к заработку пенсионера с увеличением, кроме того, на один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии, и не мог быть ниже установленных этим законом минимального и максимального размера пенсии. При этом, минимальные размеры трудовых пенсий для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, определялись с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. Кроме того, повышение размера трудовых пенсий с применением районного коэффициента гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера, было предусмотрено статьей 30 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". С введением в действие Федерального закона N 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в РФ" порядок определения размера пенсии всем гражданам России, в том числе проживающим в районах Крайнего Севера принципиально изменился.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в РФ" определение размера пенсии не устанавливается в процентном отношении к заработку пенсионера. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по формуле: ПК = (РП - БЧ) x Т, где ПК - это величина расчетного пенсионного капитала; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 этой статьи; БЧ - размер базовой части трудовой пенсии; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости. Согласно пункту 2 статьи 30 этого же закона расчетный период трудовой пенсии определяется для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет по формуле: РП = СК x ЗР/ЗП x СЗП, где ЗР - это среднемесячный заработок застрахованного лица по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующим работодателем либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за этот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограниченные способности к трудовой деятельности 1 степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в данном пункте продолжительности, но не более, чем на 0,20.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается не свыше 1,4 в районах, в которых к заработной плате установлен районный коэффициент в размере 1,5.

Таким образом, с введением в действие Федерального закона N 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в РФ", законодатель отказался от применения районного коэффициента для определения размера трудовых пенсий и его повышения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в том виде, как это было предусмотрено ранее действовавшим законодательством. Однако, государственные гарантии, связанные с проживанием в этих климатически неблагоприятных районах, учитываются законодателем путем установления более высокого отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия которым была назначена в соответствии с ранее действующим законодательством и преобразуется с введением в действие Федерального закона N 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в РФ" (статья 30). Приведенные положения содержатся и в разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". При таких обстоятельствах, применение к пенсиям северян, пересчитанным в соответствии с данным законом, районного коэффициента приведет к необоснованному двойному учету климатически неблагоприятных условий жизни в районах Крайнего Севера и необоснованному повышению пенсии в связи с этим.

Требования о признании действий Управления Пенсионного фонда РФ в Советско-Гаванском районе по начислению ФИО1 пенсии с ДД.ММ.ГГГГ без индивидуального коэффициента ФИО1 в размере <данные изъяты> незаконными, требования о признании действий по применению при расчете пенсии ФИО1 индивидуального коэффициента <данные изъяты> незаконными, возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда РФ в Советско-Гаванском районе произвести перерасчет и выплату пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индивидуального коэффициента ФИО1 в размере <данные изъяты> а с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индивидуального коэффициента <данные изъяты> суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку они основаны на неправильном толковании закона.

С ДД.ММ.ГГГГ действовали два порядка исчисления пенсии: с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) в соответствии с ФЗ от 21.07.1997г № 113-ФЗ, и без применения ИКП в соответствии с Законом РФ . Право на исчисление пенсии могло возникнуть только у неработающего пенсионера. Истец не работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ пенсия рассчитывалась на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как изложено в исковом заявлении, истицей индивидуальный коэффициент пенсионера понимается как отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, однако такое понимание данной величины противоречит законодательству. Так, истица указывает, что за период работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год включительно среднемесячная заработная плата заявителя составила <данные изъяты> Среднемесячная заработная плата в стране за соответствующий период составляла <данные изъяты> следовательно, индивидуальный коэффициент ФИО1 должен был составить <данные изъяты>, который она и просит применить с ДД.ММ.ГГГГ, взыскав недоначисленную пенсию.

Согласно ответу ПФР от ДД.ММ.ГГГГ, органы ПФР выбирают наиболее выгодный для пенсионера вариант оценки его пенсионных прав в целях недопущения снижения уровня пенсионного обеспечения. Исчисление пенсии ФИО1 осуществлено пенсионным фондом по наиболее выгодному для нее варианту, размер трудовой пенсии ФИО1 исчислен по отношению среднемесячной заработной платы заявителя к среднемесячной заработной плате по стране за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, равного <данные изъяты> учтенного в предельно возможном повышенном размере <данные изъяты> установленном законодательно в Хабаровском крае.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" установлено, что государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера. В тех случаях, когда размер пенсии, исчисленный в соответствии с данным законом, не достигает размера, предусмотренного другими нормами Закона, пенсионер вправе выбрать исчисление пенсии без применения индивидуального коэффициента. Увеличение пенсий, исчисленных по нормам Закона без применения индивидуального коэффициента, производится в сроки, предусмотренные пунктом "в" настоящей статьи, путем индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране."

Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период.

При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии.

При этом индивидуальный коэффициент пенсионера, определенный частью четвертой статьи 1 настоящего Федерального закона, ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, устанавливается в размере 0,7.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 680 установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране при исчислении пенсий с применением ИКП не должно превышать <данные изъяты> (Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N , с ДД.ММ.ГГГГ-г - 0,95, Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ – 1,2, Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ - 1,2.

Федеральным закон № 112-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ внесены дополнения в статью 7 Закона РФ 340-1, которым отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной зарплате в стране для МКС было ограничено коэффициентом 1,4 для районов, в которых применялся районный коэффициент 1,5.

Индивидуальный коэффициент пенсионера определялся в соответствии с частью второй статьи 1 Закона № 113-ФЗ, и рассчитывался через отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, и не мог ограничиваться величиной <данные изъяты> либо <данные изъяты> на что также указано в разъяснениях Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из пенсионного дела, пояснений ответчика, индивидуальный коэффициент пенсионера рассчитывался путем умножения размера пенсии, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

Согласно расчетному листу от ДД.ММ.ГГГГ отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране истицы <данные изъяты> Индивидуальный коэффициент выведен следующим образом. <данные изъяты> (стажевый коэффициент, рассчитан исходя из 20 лет льготного стажа и отработанного сверх 8 лет льготного стажа) х <данные изъяты> = <данные изъяты> (ИКП). Таким образом, истцом ошибочно рассчитан ИКП в размере <данные изъяты>

Индивидуальный коэффициент <данные изъяты> при расчете пенсии ФИО1 также не применялся. Величина <данные изъяты> понимаемая истцом как ИКП, что следует из пояснений представителя истца в судебном заседании, указана в расчетных листках как величина соотношения среднемесячного заработка истицы к среднемесячной заработной плате в стране, а не индивидуального коэффициента.

Согласно ответу ПФР от ДД.ММ.ГГГГ, с даты назначения пенсии размер пенсии ФИО1 исчислен с учетом всех пенсионных льгот, предусмотренных законом для жителей местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (исчислена заработная плата с применением районного коэффициента, базовая часть пенсии установлена с применением районного коэффициента <данные изъяты>

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Исковые требования о перерасчете базовой части пенсии с применением районного коэффициента не заявлены. В связи с этим, доводы в исковом заявлении об исчислении базовой части пенсии с 01.01.2002г без учета районного коэффициента <данные изъяты> суд считает не состоятельными, поскольку они не относятся к предмету спора.

Кроме того, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает иной порядок расчета пенсии. Согласно ст. 34 указанного закона для лиц, которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона. Для лиц, которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена доля страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), установленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Ссылка истца на Рекомендации по реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", направленные письмом Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N , ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N , признанные незаконными в части, которыми ограничен общий размер пенсии в <данные изъяты> не имеет отношения к данному спору, поскольку истцом заявлены исковые требования, предметом которых является перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с применением индивидуального коэффициента а не признание действий по ограничению пенсии в размере незаконными.

Таким образом, оснований для удовлетворения требования о применении с ДД.ММ.ГГГГ индивидуального коэффициента ФИО1 в размере <данные изъяты> о признании действий по применению при расчете пенсии ФИО1 индивидуального коэффициента <данные изъяты> незаконными, возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда РФ в Советско-Гаванском районе произвести перерасчет и выплату пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индивидуального коэффициента ФИО1 в размере <данные изъяты> а с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индивидуального коэффициента <данные изъяты> не имеется.

Требование о возложении обязанности включить период учебы в высшем учебном заведении в общий трудовой стаж суд считает не подлежащим удовлетворению.

Статьей 91 Закона обучение в высших учебных заведениях включалось в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", со дня вступления его в силу ДД.ММ.ГГГГ утратил силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Статьей 11 Федерального закона"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период обучения в учебном заведении в общий трудовой стаж не засчитывается.

Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, вступившего в действие с ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" период обучения в учебном заведении не засчитывается в страховой стаж. Кроме того, включение либо не включение периода обучения в высшем учебном заведении не влияет на размер пенсии истицы, поскольку пенсия ей назначена на основании льготного стажа с увеличением размера за период свыше <данные изъяты> лет (ст. 14 Закона 340-1)

Требование о возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда РФ в Советско-Гаванском районе восстановить документы пенсионного дела о начислении и перерасчете пенсии ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. суд считает не состоятельным, поскольку оснований полагать, что документы пенсионного дела в указанный период имеют не полный объем либо утрачены, у суда не имеется.

Как указано выше, в соответствии с Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсионное дело - это комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии, в том числе в электронной форме, на основании которых установлена пенсия гражданину, обратившемуся за пенсией ", т.е. пенсионное дело должно содержать документы, необходимые для назначения пенсии или для ее перерасчета.

Такие документы пенсионное дело истицы содержит. В спорный период пенсия выплачивалась в отделении связи. Согласно сообщению ФГУП «Почта России» (л.д. 56 т.2), выплатные ведомости за спорный период хранились в отделении связи в течение 3-х лет, в связи с истечением данного срока суду не могут быть предоставлены. В связи с изложенным, доводы о том, что пенсионное дело должно содержать истребованные в отделении связи выплатные листы за спорный период, являются не состоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Советско-Гаванского городского прокурора в интересах ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края о признании действий по начислению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом минимального размера пенсии в размере <данные изъяты> рублей, без учета компенсации в размере <данные изъяты> рублей, без учета надбавки на двух иждивенцев незаконными, признании действий по начислению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ без районного коэффициента <данные изъяты> и индивидуального коэффициента <данные изъяты> незаконными, признании действий по применению в расчете пенсии индивидуального коэффициента <данные изъяты> незаконными; возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индивидуального коэффициента <данные изъяты> возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом минимального размера пенсии <данные изъяты>, компенсации в размере <данные изъяты> рублей, надбавки на двух иждивенцев в размере <данные изъяты> рублей; возложении обязанности включить период учебы в высшем учебном заведении в общий трудовой стаж, произвести перерасчет и выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента <данные изъяты> и индивидуального коэффициента <данные изъяты>, возложении обязанности восстановить документы пенсионного дела – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

Судья подпись Н.Б. Манушенкова

Копия верна судья Н.Б. Манушенкова