ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-787/2022 от 05.08.2022 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

КОПИЯ

Дело № 2-787/2022

УИН 56RS0033-01-2022-001561-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Орск 05 августа 2022 года

Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Шидловского А.А.,

при секретаре Сукиасян А.Г.

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о перерасчете размере пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась с иском к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (далее Пенсионный фонд), в котором просила признать за ней право на перерасчет страховой пенсии по старости, назначенной по ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013. Обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости в соответствии с нормами ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 с применением отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) на основании лицевых счетов и выплатить его с даты назначения пенсии с 10.11.2018 с учетом действующего пенсионного законодательства. Также просила обязать ответчика представить подробный расчет ее страховой пенсии по старости, а также расчет с учетом данных лицевых счетом за период с 1984 по 1989, копию заявления о назначении пенсии и выписку из индивидуального лицевого счета. Одновременно просила взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг.

В ходе рассмотрения дела изменила исковые требования и просит суд признать за ней право на перерасчет страховой пенсии по старости, назначенной по ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, в соответствии с нормами ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 с применением отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) на основании лицевых счетов за период с 1984 по 1989 годы с применением сведений о заработной плате указанной в последней строке «итого начислено» и выплатить его с даты назначения пенсии с 10.11.2018.

Обязать Пенсионный фонд произвести перерасчет страховой пенсии по старости в соответствии с нормами ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 с применением отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) на основании лицевых счетов за период с 1984 по 1989 годы с применением сведений о заработной плате указанной в последней строке «итого начислено» и выплатить его с даты назначения пенсии с 10.11.2018 с учетом действующего пенсионного законодательства.

Обязать ответчика представить подробный расчет ее страховой пенсии по старости, а также расчет с учетом данных лицевых счетов за период с 1984 по 1989, копию заявления о назначении пенсии и выписку из индивидуального лицевого счета. Одновременно просила взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг.

В обоснование иска указала, что она с 10.11.2018 является получателем страховой пенсии по старости - ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013. С 01.01.2015 вступил в силу ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, который для исчисления размера пенсии отсылает к положениям ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001. Она неоднократно обращалась к ответчику с вопросо о разъяснении порядка расчета назначенной ей страховой пенсии по старости с учетом архивных документов. Так в ноябре 2021 она обращалась в Пенсионный фонд с заявлением о разъяснении порядка расчета назначенной ей пенсии. Письмом Пенсионного фонда от 11.11.2021 № 3609/18541 ей представлен расчет, с которым она не согласна. Также она не согласна с суммой изначально назначенной ей пенсии. Ответчик для расчета пенсии принял архивную справку № У-34 от ДД.ММ.ГГГГ о ее заработке за период работы в с апреля 1984 по июнь 1997 года. Полагает, что в данной справке указаны недостоверные суммы ее заработка, которые приняты для расчета пенсии Пенсионным фондом. В частности сведения приняты из второй строки «итого начислено», что по ее мнению является неправомерным, так как в другой строке сумма ее заработка больше. Считает, что именно сведения о большем размере заработка должны быть приняты Пенсионным фондом для размере ее пенсии.

В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования. Суду пояснила, что в материалы дела представлены копии лицевых счетов, подтверждающие ее заработок в период работы на в период с 1984 по 1989 годы. Данные документы в некоторые периоды содержат две разные суммы итогового начисления. Например, в 1986 году с марта по июнь суммы разнятся. Пенсионный фонд, при расчете размера ее пенсии, принял к учету меньшие суммы, которые указал в своей справке Архив г. Орска. Полагает, что это незаконно и при расчете размере ее пенсии должны быть приняты наибольшие начисленные суммы. Не оспаривала, что разница начислений складывается из размера позиций «Госстрах» и премий. На неоднократные вопросы суда с просьбой пояснить суть начисления «госстрах» ответа не дала, указывая, что это какие суммы государственного страхования. На вопрос суда, по каким причинам работодатель в лицевых счетах выделял две разные суммы, пояснить не смогла. При этом не отрицала, что работала на предприятии бухгалтером.

Представитель истца ФИО2 в последнее судебное заседание не явилась, ранее иск поддерживала. На предложение суда объяснить суть начисления «госстрах», также разъяснений не дала. Настаивала, что размер пенсии ФИО1 должен рассчитывать из наибольших показателей начисления в лицевых счетах.

Представитель ответчика ФИО3 возражала против удовлетворения иска. Указала, что расчет размере пенсии ФИО1 произведен верно, в соответствии с требованиями действующего законодательства, на основании данных о заработной плате, представленных Архивом г. Орска в справке № от 28.08.2012 за период с 1984 по 1997 годы. При этом, к расчету приняты наиболее выгодные для истца 60 месяцев начиная с ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о перерасчете размера пенсии истец в Пенсионный фонд не обращалась. Не оспаривала, что в представленных в материалы дела лицевых счетах о заработной плате действительно имеются две суммы начислений, которые периодически разнятся. Архивом выдана справка с учетом меньших сумм в лицевых счетах. Именно эти суммы учитывались Пенсионным фондом для расчета пенсии ФИО1 Полагает, что действия архива по выдаче сведений о заработке истца являются правомерными. В спорный период начисления истца заработной платы действовал Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» в ст. 53 которого отмечалось, что пенсии исчислялись из среднемесячного фактического заработка. В этот заработок включались все виды заработной платы, на которые начислялись страховые взносы, кроме заработной платы за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплат единовременного характера. Перечень видов вознаграждений, на которые начисляются и не начисляются страховые взносы, был одобрен Постановлением ПВЦСПС от 22.11.1974. Начисления «госстрах» и единовременные премии не относятся к вознаграждениям, на которые начисляются страховые взносы, поэтому, по мнению Пенсионного фонда, эти суммы не могли учитываться при исчислении среднемесячного фактического заработка для назначения пенсии ФИО1

Суд, выслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости по ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 с 10.11.2018. Данная пенсия является общей для граждан Российской Федерации. Назначается при соблюдении требований о наличии установленного возраста, страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента, без учета каких-либо льготных прав на пенсию.

Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, что при назначении пенсии ФИО1 пенсионным фондом к расчету был принят размер ее среднего заработка за 60 месяцев, начиная с 01.12.1985, как наиболее выгодный вариант для учета размера пенсии. Сведения о заработке были взяты из архивной справки ГБУ «ГАОО» в г. Орске № от 28.08.2018.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» при расчете пенсии используется среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Истец не претендует на назначение пенсии используя сведения о заработке за 2000-2001 годы. Не оспаривает, что расчет произведен за 60 месяцев работы на основании документов в архиве, указывая лишь на то, что архивная справка содержит не верные сведения о ее заработке.

Принятия к расчету сведений о заработке истца за спорные 60 месяцев в большем объеме повлечет увеличение размера пенсии, что не оспаривается ответчиком.

Факт работы истца на с 09.04.1984 по 28.06.1997 подтверждается трудовой книжкой.

Судом произведено сравнение сведений о заработке истца, указанных архивной справке ГБУ «ГАОО» в г. Орске № от 28.08.2018, на основании которой произведен расчет пенсии ФИО1 Пенсионным фондом, со сведения о ее заработке в представленных лицевых счетах за спорный период 1984 по 1989 годы.

Так с апреля 1984 года по декабрь 1984 года сведения о заработке истца в архивной справке полностью идентичны сведения о заработке в лицевых счетах.

С января 1985 года по декабрь 1985 года сведения о заработке истца в архивной справке идентичны сведениям о заработке в лицевых счетах, за исключением: февраль 1985 года 108-64 против 153-85, разница из-за показателя «прошлый м-ц» - 45-21; май 1985 года 38-30 против 53-30, разница из-за показателя «кредит» - 15-00; сентябрь 1985 года 50-92 против 122-11, разница из-за показателя «с/х работы 50%» - 71-19; октябрь 1985 года 51-93 против 68-02, разница из-за показателя «с/х работы 50%» - 16-09.

С января 1986 года по декабрь 1986 года сведения о заработке истца в архивной справке идентичны сведениям о заработке в лицевых счетах, только за январь и сентябрь. Различия: февраль 1986 года 52-20 против 72-39, разница из-за показателя «премия из ФМП» - 20-19; март 1986 года 124-56 против 169-56, разница из-за показателей «премия по 1002П» - 15-00 и «госстрах» 30-00; апрель 1986 года 87-53 против 219-04, разница из-за показателей «премия ФМП» - 98-37 и «госстрах» 30-00; май 1986 года 117-95 против 147-95, разница из-за показателя «госстрах» 30-00; июнь 1986 года 78-72 против 81-84, разница из-за показателей «премия по ФМП» - 3-12; июль 1986 года 176-71 против 236-71, разница из-за показателя «госстрах» 60-00; август 1986 года 122-37 против 152-37, разница из-за показателя «госстрах» 30-00; октябрь 1986 года 193-01 против 223-01, разница из-за показателя «госстрах» 30-00; ноябрь 1986 года 115-00 против 145-00, разница из-за показателя «госстрах» 30-00; декабрь 1986 года 115-00 против 145-00, разница из-за показателя «госстрах» 30-00.

С января 1987 года по декабрь 1987 года сведения о заработке истца в архивной справке не идентичны сведения о заработке в лицевых счетах. Различия: январь 1987 года 199-17 против 229-17, разница из-за показателя «госстрах» 30-00; февраль 1987 года 130-47 против 160-47, разница из-за показателя «госстрах» 30-00; март 1987 года 115-00 против 145-00, разница из-за показателя «госстрах» 30-00; апрель 1987 года 110-60 против 108-85, показатель «госстрах» 30-00 (возможна счетная ошибка, причина разницы не установлено, но права истца не нарушены); май 1987 года 132-35 против 162-35, разница из-за показателя «госстрах» 30-00; июнь 1987 года 129-94 против 159-94, разница из-за показателя «госстрах» 30-00; июль 1987 года 115-00 против 145-00, разница из-за показателя «госстрах» 30-00; август 1987 года 146-68 против 177-96, разница из-за показателя «госстрах» 31-28; сентябрь 1987 года 126-50 против 159-50, разница из-за показателя «госстрах» 33-00; октябрь 1987 года 176-96 против 209-96, разница из-за показателя «госстрах» 33-00; ноябрь 1987 года 156-50 против 189-50, разница из-за показателя «госстрах» 33-00; декабрь 1987 года 149-76 против 182-76, разница из-за показателя «госстрах» 33-00.

С января 1988 года по декабрь 1988 года сведения о заработке истца в архивной справке идентичны сведениям о заработке в лицевых счетах, только за май, ноябрь и декабрь. При этом, за ноябрь и декабрь представлены дополнительные лицевые счета с показателем «госстрах» 33-00. Различия: январь 1988 года 217-76 против 250-76, разница из-за показателя «госстрах» 33-00; февраль 1988 года 189-73 против 222-73, разница из-за показателя «госстрах» 33-00; март 1988 года 126-50 против 163-81, разница из-за показателя «госстрах» 33-00; апрель 1988 года 156-68 против 189-68, разница из-за показателя «госстрах» 33-00; июнь 1988 года 156-12 против 224-12, разница из-за показателя «госстрах» 66-00; июль 1988 года 156-58 против 189-58, разница из-за показателя «госстрах» 33-00; август 1988 года 140-59 против 173-56, разница из-за показателя «госстрах» 33-00; сентябрь 1988 года 170-90 против 203-90, разница из-за показателя «госстрах» 33-00; октябрь 1988 года 126-75 против 159-75, разница из-за показателя «госстрах» 33-00.

С января 1989 года по декабрь 1989 года сведения о заработке истца в архивной справке идентичны сведениям о заработке в лицевых счетах, только за февраль. При этом, за февраль представлен дополнительны лицевой счет с показателем «соц. совер.» 10-00. Различия: январь 1989 года 313-03 против 346-03, разница из-за показателя «госстрах» 33-00; март1989 года 180-25 против 213-25, разница из-за показателя «госстрах» 33-00; апрель 1989 года 210-73 против 250-96, разница из-за показателя «госстрах» 40-23; май 1989 года 186-82 против 222-62, разница из-за показателя «госстрах» 35-80; июнь 1989 года 154-06 против 188-73, разница из-за показателя «госстрах» 34-67; июль 1989 года 191-53 против 229-94, разница из-за показателя «госстрах» 38-41; август 1989 года 165-14 против 201-23, разница из-за показателя «госстрах» 36-09; сентябрь 1989 года 171-07 против 206-02, разница из-за показателя «госстрах» 34-95; октябрь 1989 года 154-56 против 201-01, разница из-за показателя «госстрах» 37-92; ноябрь 1989 года 155-25 против 194-60, разница из-за показателя «госстрах» 35-16; декабрь 1989 года 155-25 против 188-74, разница из-за показателя «госстрах» 33-49.

Анализ вышеприведенных платежных ведомостей позволяет суду сделать вывод, что при начислении заработной платы работодателем ФИО1 суммы, выплачиваемые за счет государственного страхования «госстрах», выделялись в ведомостях отдельно. Также отдельно выделялись некоторые виды премий, такие как «премия по 1002П», «премия из ФМП», а также выплаты «с/х работы 50%».

Истец, не смотря на работу в спорные периоды в должности бухгалтера, не смогла объяснить суду причины выделения вышеприведенных начислений отдельно под показателем «Т2».

В спорный период 1985 – 1989 годы пенсионное обеспечение граждан СССР осуществлялось в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 «О государственный пенсиях», который утратил силу с принятием Закона СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».

Ст. 53 Закона СССР от 14.07.1956 «О государственный пенсиях» предусматривалось, что пенсии исчисляются из среднемесячного фактического заработка. В этот заработок включаются все виды заработной платы, на которые начисляются страховые взносы, кроме заработной платы за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплат единовременного характера. Ежегодное вознаграждение за выслугу лет включается в заработок, из которого исчисляются пенсии.

То есть, законодательство рассматриваемого периода предусматривало, что не на весь ежемесячный заработок начислялись страховые взносы. При этом, только заработок на который начислялись страховые взносы учитывался при расчете размера пенсии. В то же время, не весь ежемесячный заработок, на который начислялся страховые взносы, учитывался при расчете размера пенсии.

Таким образом, плата за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплаты единовременного характера не учитывались при расчете размера пенсии, несмотря на то, что на данные выплаты начислялись страховые взносы.

В спорный период работы истца действовало Постановление Президиума ВЦСПС от 22.11.1974 «О Перечне видов вознаграждений, премий и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы» (далее Перечень 1974), который утратил силу 03.09.1990 в связи с изданием Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС№ 358/16-28.

Пп. а п. 1 Перечня 1974 предусмотрено, что страховые взносы не начисляются на следующие выплаты рабочим и служащим: - единовременные выплаты из фонда заработной платы и фонда материального поощрения: различные виды денежных пособий, выдаваемых в качестве единовременной материальной помощи, в том числе из фонда материального поощрения.

Из п. 2 Перечня 1974 следует, что страховые взносы не начисляются на компенсационные выплаты, в том числе: суммы, выплаченные предприятиями, учреждениями и организациями в возмещение ущерба, причиненного трудящимся увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с их работой; суммы, начисляемые в размере определенного процента среднемесячного заработка механизаторам и другим работникам, командируемым на сельскохозяйственные работы, вывозку зерна и других сельскохозяйственных продуктов, выплачиваемые в установленном порядке по месту их основной работы взамен суточных и квартирных.

Согласно п. 5 Перечня 1974, страховые взносы не начисляются на премии и поощрительные вознаграждения единовременного характера, выплачиваемые из фонда заработной платы или иных источников (кроме единовременных премий за особо важные производственные задания и по внутризаводскому социалистическому соревнованию из фонда материального поощрения).

В соответствии с п. 13 Перечня, страховые взносы не начисляются на пособия по государственному социальному страхованию и пенсии.

В примечании к Перечню 1974 указано, что основным документом, которым следует руководствоваться при начислении страховых взносов, является в том числе Инструкция о порядке взимания страховых взносов и расходования средств государственного социального страхования (п. п. 14, 15, 16), утвержденная Постановлением Президиума ВЦСПС от 29 февраля 1960 года (далее Инструкция 1960).

В пунктах 14,15 и 16 Инструкции 1960 отражено

14. Страховые взносы начисляются на заработную плату всех рабочих и служащих, в том числе штатных, нештатных, сезонных, временных, работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы, а также на заработную плату трудящихся других категорий (кроме рабочих и служащих), на которых специальными решениями распространено социальное страхование.

15. Страховые взносы начисляются на всю сумму заработной платы без учета каких-либо удержаний (например, по подоходному налогу) и независимо от источников выплаты (за счет фонда заработной платы, ассигнований специального назначения, средств заказчика и пр.).

В общую сумму заработной платы, на которую начисляются страховые взносы, включаются: а) основная заработная плата (помесячная в виде должностного, персонального или сохраненного оклада, или ставки, сдельная, аккордная, поденная, почасовая, по счетам и т.п.); б) все виды денежных премий, предусмотренных установленными системами оплаты труда в данном предприятии, учреждении или организации независимо от периодичности их выплаты (ежемесячной, ежеквартальной, ежегодной, по определенным этапам работы, по окончании работы и т.д.) и независимо от источников финансирования; в) заработная плата и установленные доплаты за работу в сверхурочное время, выходные и праздничные дни; г) заработная плата за работу по совместительству и за работу, не входящую в обязанности работника; д) ежемесячные процентные надбавки и ежегодное вознаграждение за выслугу лет, процентные надбавки за работу на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, доплата за особые условия труда, за классность, совмещение профессий, за замещение, руководство бригадой, руководство производственной практикой, обучение учеников на производстве, доплата сдельщикам при отклонении от нормальных условий работы, доплата низкооплачиваемым рабочим и служащим, районные и поправочные коэффициенты, доплата шоферам за ненормированный рабочий день, доплата за сокращенные часы работы в предвыходные и предпраздничные дни, за выполнение работы ниже присвоенного разряда, за работу в ночное время, доплата подросткам в связи с сокращением их рабочего дня, надбавки за выполнение дополнительных обязанностей по должности, доплата до среднего заработка в различных случаях, суточные взамен покилометровых, выплачиваемые работникам железнодорожного транспорта, а также другие надбавки и доплаты к заработной плате; е) заработная плата, сохраняемая: за время обучения в учебных заведениях и на курсах, прохождения учебных сборов по Закону о всеобщей воинской обязанности, выполнения других государственных и общественных обязанностей, перерывов на кормление ребенка; заработная плата, выплачиваемая при переезде в связи с приемом или переводом на работу в другую местность, за время простоя, вынужденного прогула; ж) процентное вознаграждение, выплачиваемое в качестве основной или сверх основной заработной платы; з) заработная плата за время очередных, дополнительных и специальных отпусков, а также компенсация за неиспользованный отпуск; и) вознаграждение, выплачиваемое редакциями газет, журналов, радио, телевидения, ТАСС и издательствами из фонда литературного гонорара штатным литературным работникам, а также и нештатным литературным работникам, которые по действующим правилам подлежат социальному страхованию; к) стоимость натуральной оплаты труда, а также стоимость бесплатного натурального довольствия, предоставляемого работникам отдельных категорий (кроме видов натурального довольствия, указанных в подпунктах «в» и «г» пункта 16) согласно действующим расценкам, или денежные выплаты взамен этого натурального довольствия; л) стоимость обмундирования, выдаваемого бесплатно персоналу охраны и остающегося в личном постоянном пользовании работника.

16. Страховые взносы не начисляются на следующие выплаты рабочим и служащим: а) выходное пособие при увольнении, а также другие виды денежных пособий, выдаваемых в качестве единовременной материальной помощи; б) суточные при командировках, подъемные и суточные при перемещениях, твердые надбавки взамен суточных при командировках или в связи с разъездным характером работы (например, полевое довольствие взамен суточных работникам геологических организаций; процентные надбавки – «колесные» взамен суточных работникам спецформирований железнодорожного транспорта); в) стоимость бесплатно предоставляемых некоторым работникам квартир, коммунальных услуг, топлива, спецпитания и спецодежды, проездных билетов для проезда по железной дороге, водным путем, городским транспортом и т.п., а также денежные выплаты взамен этих видов натурального довольствия; г) стоимость рациона бесплатного коллективного питания, предоставляемого в случаях, указанных в законодательстве, экипажам судов морского и речного флота, а также работникам, находящимся в специальных экспедициях; д) премии и поощрительное вознаграждение единовременного характера (премии из фонда предприятия, а также из средств, выделяемых по государственному бюджету в распоряжение министров и руководителей ведомств; премии по итогам социалистического соревнования; вознаграждение лицам, получившим диплом на открытие; вознаграждение за внедрение изобретения и рационализаторские предложения; премии лицам, содействующим внедрению изобретений и рационализаторских предложений, а также лицам, проявившим инициативу в использовании, в порядке обмена опытом, изобретений или рационализаторских предложений; премии за активную общественную работу; единовременные награды, выдаваемые на железнодорожном транспорте за безаварийную работу в течение года и др.), а также премии натурой; е) доплаты за счет предприятий, учреждений и организаций к пособиям по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, выплачиваемые работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; ж) выплаты работникам мелкорозничной торговли в возмещение расходов по торговле (доставка товаров, приобретение упаковочного материала, содержание и охрана помещения и др.), производимые в установленном порядке; з) вознаграждение, выплачиваемое по договорам, заключенным на основании законов об авторском праве; и) стипендии, выплачиваемые рабочим и служащим в период их обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров.

Суд полагает, что работодатель ФИО1 в спорный период, выделяя в лицевых счетах разные суммы, руководствовался вышеприведенными положениями законодательства, и определял заработок на который начислялись страховые взносы, а также общий заработок истца в месяце.

Анализ представленных по делу доказательств позволяет суду сделать вывод, что выплаты под позицией «госстрах» представляли собой пособия по государственному социальному страхованию. Выплаты под позициями «премия по 1002П», «премия из ФМП» являлись единовременными премиями, выдаваемыми работнику работодателем, в том числе из фонда материальной помощи предприятия. Выплаты «с/х работы 50%» являлись суммами, начисляемые в размере определенного процента среднемесячного заработка работникам, командируемым на сельскохозяйственные работы. То есть, на данные выплаты страховые взносы по ранее действующему законодательству не начислялись. Доказательств обратного истцом суду не представлено. При этом, сам факт отдельного выделения работодателем данных выплат в лицевых счетах, свидетельствует об особом характере начисленных сумм.

При таких обстоятельствах, спорные суммы не могут учитываться при расчете размера пенсии истца, в соответствии со ст. 53 Закона СССР от 14.07.1956 «О государственный пенсиях».

Соответственно, Пенсионный фонд, рассчитывая размер пенсии ФИО1, обоснованно принял суммы за период с 01.01.1985 года за 60 месяцев, без учета спорных установленных сумм, которые изложены в архивной справке и не противоречат лицевым счетам.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований о понуждении Пенсионного фонда произвести перерасчет страховой пенсии по старости в соответствии с нормами ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 с применением отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) на основании лицевых счетов за период с 1984 по 1989 годы с применением сведений о заработной плате указанной в последней строке «итого начислено» и выплатить его с даты назначения пенсии с 10.11.2018 с учетом действующего пенсионного законодательства не имеется.

Исковое требование признании права на перерасчет страховой пенсии по старости, назначенной по ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, в соответствии с нормами ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 с применением отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) на основании лицевых счетов за период с 1984 по 1989 годы с применением сведений о заработной плате указанной в последней строке «итого начислено» и выплатить его с даты назначения пенсии с 10.11.2018 также удовлетворению не подлежит. Данное требование является производным, и фактически дублирует требование о понуждении произвести перерасчет размера пенсии.

Требование о понуждении ответчика представить подробный расчет страховой пенсии по старости ФИО1 удовлетворению не подлежит, так как в ходе рассмотрения дела такой расчет был представлен. При этом, в письме от 11.11.2021 Пенсионный фонд также предоставлял истцу расчет ее страховой пенсии по старости, в котором обосновал, какие суммы заработка были приняты к расчету, со ссылкой на архивную справку № от 28.08.2018. Сам факт недостаточного восприятия и понимания расчета Пенсионного фонда от 11.11.2021, без указания конкретных его недостатков, не может свидетельствовать о нарушении прав истца.

При этом суд отмечает, что у истца не имеется оснований требовать от Пенсионного фонда произвести расчет пенсии с учетом данных лицевых счетов за период с 1984 по 1989, с учетом всех сумм, указанных в лицевых счетах, поскольку, как установлено судом, необходимости в таком расчете для определения размера пенсии истца не имеется.

Требование истца о понуждении предоставить копию заявления о назначении пенсии удовлетворению не подлежит, поскольку не основано на законе. Более того, истец не обосновала, каким образом удовлетворение данного требование восстановит какое-либо нарушенное ее право.

Выписка из индивидуального лицевого счета ФИО1 была представлена суду ответчиком в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела. Учитывая, что рассматриваемый спор относится к периодам работы, когда страховой природы пенсионного обеспечения не существовала, а требования истца не основаны на данных выписки, а подтверждаются сведениями архива (работодателя), оснований для удовлетворения требования о понуждении выдать выписку не имеется. Кроме того, истцом не представлено доказательств, что она обращалась в Пенсионный фонд с просьбой предоставить выписку из своего индивидуального лицевого, в которой ей было отказано. При этом, выписка из собственного индивидуального лицевого счета является информацией доступной для застрахованного лица, предоставляется, в том числе, посредством заявки в личном кабинете ПФР.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя. Так как решение суда в пользу ФИО1 не состоялось, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, каких либо оснований для взыскания с Пенсионного фонда судебных издержек истца не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о перерасчете размере пенсии – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья: подпись А.А. Шидловский

Мотивированное решение изготовлено 12.08.2022.

Судья: подпись А.А. Шидловский

Подлинник решения находится в деле № 2-787/2022, которое хранится в Советском районном суде г. Орска Оренбургской области